ЮБИЛЕЙНОЕ / Игорь ТЕРЕХОВ. СУДЬБА ПОЭТА НА ИЗЛОМЕ ВЕКА. К 70-летию Валерия Савостьянова
Игорь ТЕРЕХОВ

Игорь ТЕРЕХОВ. СУДЬБА ПОЭТА НА ИЗЛОМЕ ВЕКА. К 70-летию Валерия Савостьянова

14.09.2019
1028
0

 

Игорь ТЕРЕХОВ

СУДЬБА ПОЭТА НА ИЗЛОМЕ ВЕКА

К 70-летию Валерия Савостьянова

 

Сын сельского кузнеца и медсестры, он стал городским жителем, интеллигентом. В молодости работал на шахтах Подмосковья и Донбасса. Закончил Тульский политехнический институт, был электронщиком, программистом, заведующим лабораторией в родном институте.

Но с детства мальчишку пленили родная речь, отечественная история, красота окружающей его природы и потрясающий мир русской поэзии. В 1962 году он – ученик 7-го класса – стал победителем Тульского городского конкурса на лучшее стихотворение о космосе в честь первой годовщины полёта Юрия Гагарина. Затем были первые публикации в областной и всесоюзной периодике, участие в совещаниях молодых писателей, коллективных сборниках. Первая авторская поэтическая книга Валерия Савостьянова «Календарь» вышла в Туле в 1984 году. До 1991 года он выпустил четыре поэтических сборника, причем два из них в московском издательстве «Современник», что было уже серьезной заявкой на собственное место в литературном строю.

И тут случился советский Апокалипсис. На политической сцене нашей страны появился Годо из журнала «Коммунист» и с блаженной улыбкой прожженного гуманиста повел всех нас в тёмное капиталистическое будущее. При этом он повторял, как мантру, спущенный из-за океана лозунг: «Рынок всё отрегулирует!». Тут уж всем стало не до поэзии, искусства, кинематографа и любительских штудий по части философии. Надо было как-то выживать, кормить семью, одевать во что-то растущих детей и поддерживать потерявших почву под ногами стариков. Савостьянов занялся предпринимательством.

Все эти сумеречные годы обвала российской культуры, индустрии и коллективного сельского хозяйства он не прекращал заниматься поэтическим творчеством. Публиковался в региональных изданиях, патриотической печати, после длительного перерыва выпустил несколько небольших сборников своих стихов. Однако его главная книга, получившая благословение ведущих критиков и руководства Союза писателей России еще в 2001 году, вышла в свет лишь в 2014 году. Только вдумайтесь в этот сюжет из жизни поэта: к своему 50-летию он приготовил рукопись книги избранных произведений, а она вышла из типографии, когда ему исполнилось 65 лет! «Моя первая книжка в твёрдой обложке», – позднее скажет Савостьянов. Это чудо, что он не сошел с ума, не спился, не озлобился на весь мир, не бросил заниматься творчеством. Выстоять, выдержать все испытания, сохранить лицо ему помогли крепкие крестьянские корни, вера православная и любимая семья. Не случайно на фронтисписе книги «Русский крест» помещена фотография автора с супругой и двумя малолетними сыновьями – такими они были в начале нынешнего столетия.

Книга избранных стихотворений Валерия Савостьянова «Русский крест» была издана благодаря поддержке правительства Тульской области и ее губернатора, и весь тираж был направлен в библиотеки области. Через год пришлось выпустить дополнительный тираж, чтобы хоть в какой-то мере удовлетворить интерес читателей к поэзии Савостьянова.

Книга стихов «Русский крест» продемонстрировала urbi et orbi¹ не только высокий профессиональный уровень автора, но и тот факт, что в нашей литературе появился еще один большой русский поэт. Кроме основного корпуса стихов, разбитого на разделы, посвященные памяти о великой войне, русской истории и вере, родному краю, советскому опыту и гибельным реформам, родословному древу, любви и творчеству, она содержит художественно-публицистическое обрамление. И эти вступление, послесловие, приложения и дополнения делают «Избранное» Валерия Савостьянова воистину «Русским крестом», демонстрируя многолетние мытарства автора на пути к своему читателю.

В очередной раз перечитывая эту книгу, невольно задаешься вопросом, почему русскому человеку, особенно если он талантлив, так трудно живется в России? Именно в России! А не на Украине или в Прибалтике, как нас каждый день пытаются убедить государственные телеканалы РФ. Будто все мы не ребятня Человеческая в любимом Отечестве, а племя ордынских бастардов!

Мне уже доводилось писать в тульском журнале «Приокские зори», что, на мой взгляд, «Русский крест» Валерия Савостьянова – это, быть может, последняя большая книга традиционной русской поэзии. «Большая», не в смысле количества печатных листов и помещенных на них поэтических строк, а большая по смыслу, чувствам, русскому духу и русскому мировосприятию! Она из тех книг, которые должны быть увенчаны Государственной премией России!» – цитирую по опубликованному письму в редакцию (что поделаешь, приходится самому быть Эккерманом при себе!). И далее писал, что присуждение Госпремии России Савостьянову «будет не только актом справедливости в нашем далеком от идеалов литературном мире, но и достойным подарком поэту к приближающемуся его 70-летию». Но кто услышал мой призыв двухлетней давности? Что в имени моем для них – для тех, кто выдвигает на премии и почетные звания? А тем более для тех, кто подписывает указы об их присвоении! Они же книжек и газет не читают, в лучшем случае смотрят телевизор.

В современной России, чтобы прославиться русскому художнику (в широком смысле слова), надо обязательно быть крутым медийным лицом, а для этого нужно или с пеной у рта критиковать любое решение государственной власти, или закатывать громкие бытовые скандалы с непременным попаданием в кутузку, или (на крайний случай!) заявлять о своей нетрадиционной ориентации, потом опровергать это заявление, и далее по кругу. Грешным делом, подумал о том, что будь Савостьянов представителем любого субъектообразующего народа нашей Федерации, давно бы стал народным поэтом двух, а то и трех братских республик, трижды лауреатом республиканских госпремий в области литературы, а то и памятником при жизни себе неповторимому в центре республиканского центра.

Нет, он не обделен почетными званиями и грамотами! Он лауреат всероссийских литературных премий «Мастер», «Левша» имени Лескова, «Имперская культура» имени Эдуарда Володина, московской премии «За сохранение семейных ценностей в поэзии», тульских областных премий имени Льва Толстого, имени Ярослава Смелякова, «Золотое перо Тулы». Награжден памятными медалями «100 лет со дня рождения М.А. Шолохова», «100 лет со дня рождения Мусы Джалиля», «300 лет Михаилу Васильевичу Ломоносову» и другими. Победитель и призер множества международных и всероссийских литературных фестивалей и конкурсов. Тот же «Русский крест» был удостоен дипломов международных конкурсов за лучшую русскоязычную книгу в Берлине и Лейпциге. Но всё это общественное признание, благодарное внимание коллег, читателей, издателей, полиграфистов, профессионалов литературного цеха. А что же государство? Не замечает! Как, впрочем, и других русских мастеров слова.

Последний раз мы с Валерием Николаевичем виделись в начале лета этого года на литературном фестивале «Славянская лира» в Минске. Сидели вместе на всех мероприятиях, обменивались мнениями, радовались удачам товарищей по перу, переживали за промахи, и с горечью отмечали, что занятие литературой все более становится уделом людей в возрасте. Вместе с ним стояли перед копией Туринской плащаницы в минском костёле Святого Симеона и Святой Елены, размышляя о Христе. И конечно, говорили о литературной жизни в провинции и в центре, положении писателей в регионах, судьбе наших книг. В перерывах фестиваля он раскрывал свой портфель и угощал меня хлебом и яблоками (много ли литераторам надо!).

Тогда же он рассказал, что вскоре в Туле у него должна выйти новая книга стихов и эссе «Вещий камень», по своему формату и оформлению похожая на «Русский крест». И вот она вышла! Первая презентация новой книги состоялась на недавно завершившемся в Крыму литературном фестивале «Славянские традиции». Как пишет сам мастер, в новой книге он «попытался припомнить и осмыслить весь свой жизненный путь, начиная с раннего детства, и при этом ещё связать его центральной и сквозной темой, весьма редкой в поэзии сегодня – темой труда». Наши поздравления поэту!

У Валерия Савостьянова есть стихотворение «Библиотека», в котором он рассказывает о книгах близких ему поэтов:

Лишь имя знакомое тронешь

Как будто в гостях побывал:

Гордейчев конечно, Воронеж,

А Решетов это Урал.

Нет, я в поездах не летаю:

Хватило б на воду, на хлеб.

Но есть Башунов на Алтае,

А в Питере Шефнер и Глеб...

 

Далее вспоминает Вологду, Подмосковье, другие русские местности:

Там Викулов и Коротаев,

Там Яшин, Романов, Рубцов…

 

Там Кедрин, там Дмитриев Коля,

Там Брагин с Чухонцевым есть…

 

И завершается стихотворение такой строфой:

Лишь имя знакомое тронешь,

Лишь томик положишь на стол, –

И Прасолов – здравствуй, Воронеж!

И Дронников – здравствуй, Орёл!

 

Уверен, что теперь город Тула в памяти читающих наших сограждан будет связан не только с кузницей русского оружия и знаменитыми печатными пряниками, но и с добрым именем поэта Валерия Савостьянова!

-----------------------------------------

¹) – городу и миру (лат.)

г. Нальчик

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии