ПОЛЕМИКА / Владимир ПОСТНОВ. ДВА КОНКУРСА. Музыка на TV
Владимир ПОСТНОВ

Владимир ПОСТНОВ. ДВА КОНКУРСА. Музыка на TV

 

Владимир ПОСТНОВ

ДВА КОНКУРСА

Музыка на TV

 

В светлые июньские дни прошел шестнадцатый Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского – нашего русского национального гения. Этот конкурс по праву считается одним из авторитетнейших музыкальных форумов. Он обладает необыкновенной атмосферой творческого соревнования. Его очень справедливо назвал нашей национальной гордостью, брендом председатель жюри конкурса по специальности фортепиано Денис Мацуев.

В этом году конкурс расширился, в нем появилась специальность духовых инструментов, медных и деревянных. Две недели музыкального Олимпа. Москва и Санкт-Петербург в эпицентре классической музыки, рождающей невероятно мощные эмоции и мгновения неподдельного счастья и гордости за высоту человеческой цивилизации. Мне посчастливилось провести все три дня в Большом зале Московской государственной Консерватории на первом туре исполнителей фортепьянной музыки.

Боже мой! Какая удивительная сокровенная радость слушать в чудодейственном исполнении талантливых музыкантов незабываемые произведения Баха, Бетховена, Чайковского, Шопена, Рахманинова, Листа, Гайдна и других великих композиторов мира. Просто фантастика, порой кажется, что этого не может быть. Рояль стонет звуками необыкновенной чистоты и красоты, впечатляет мощными басовыми пассажами, раскрывающими сложнейшие замыслы композитора. Восприятие происходящего на конкурсах имени Чайковского не похоже ни на концерты, ни на фестивали, ни на другие музыкальные соревнования.

Меня заворожило исполнение Дмитрием Шишкиным этюда Ференца Листа соль диез минор «Кампанелла» из цикла «Шесть больших этюдов по Паганини». Отточенная техника, необыкновенно ясный ровный звук преображался в россыпь ярчайших серебристых звезд, сверкающих в вышине. Магическое музыкальное наслаждение.

За свою, можно сказать, долгую жизнь я имел счастье слушать десятки раз сонату №23 Бетховена для фортепьяно фа минор «Аппассионата». Вот и в первом туре она великолепно прозвучала два раза. В третий раз внимаю первые аккорды этого бессмертного произведения в исполнении Алексея Мельникова. Они  осторожно проникают в меня и уводят в давно исчезнувшую даль… Почему-то туманится в глазах сцена зала, и сердце наполняется абсолютной когда-то полнотой жизни.

Под огромным впечатлением остался и от исполнительского мастерства Кеннета Броберга (США), его мудрой трактовки бетховенской сонаты №31 и «Думки» П.И. Чайковского.

Много лет с радостью ожидаю начала этого удивительного конкурса, особенно среди пианистов. Действительно, данное музыкальное соревнование проводится с 1958 года, когда победителем среди пианистов стал Ван Клиберн. Те конкурсные дни навсегда запечатлелись в моей памяти.

Будучи студентом первого курса вуза, вместе с другими многочисленными любителями классики я восторгался ярчайшим музыкальным дарованием американского пианиста. В дни проведения конкурса и даже позже часто звучало слово Ван. Ван, в русском переводе – Ваня. И Клиберн тоже был благодарен москвичам. В заключительном лауреатском концерте играл в своей обработке «Подмосковные вечера».

Каждые четыре года летом появляется масса людей, желающих быть очарованными мгновениями неподдельной радости восприятия мощных эмоций, передаваемых талантливыми исполнителями. И всегда проблема с лишним билетиком.

Помню в 1962 году в фойе Большого зала Консерватории перед началом прослушивания скрипачей в третьем туре конкурса было такое столпотворение, что продвижение в зал приостановилось. В этой человеческой круговерти оказался и я. Среди окружавших меня лиц интуитивно почувствовал, что нужнее всех, как можно скорее, попасть в зал вот тому полноватому человеку, говорившему – пропустите меня. Он как бы поймал мой взгляд и жестом попросил оказать содействие, на что я ответил энергичными движениями рук, таким образом, представляя ему пространство для продвижения, за что получил его благодарный взгляд. Это был Давид Ойстрах – известный мировой скрипач, член жюри конкурса.

К сожалению, в этом году на конкурсе не все прошло гладко. Произошел непредвиденный случай. Китайский пианист Ань Тяньсю и оркестр начали играть разные произведения. Инцидент стал возможным вследствие разночтения в документах, представленных оркестру и ведущему и касающихся порядка, по которому должны были исполняться произведения. Ань Тяньсю пришлось играть не первую, а его вторую программу. Мацуев предложил китайскому пианисту переиграть всё выступление, Тяньсю отказался. Жюри присвоило пианисту четвертую премию как специальный приз за отвагу.

Кроме этого казуса меня огорчило уменьшение состава пианистов на нашем знаменитом конкурсе в последние годы. Так в нынешнем году приняли участие 25 пианистов из 12 стран, в 2015 году 36 участников из 13 стран, в 2007 году – 51 исполнитель из 14 стран. По своему сохранившемуся буклету я подсчитал, что в 1974 году заявки подали 107 участников из 28 стран.

Не знаю причину этого явления, не исключаю определенную роль санкционной политики западных стран в отношении России. И, тем не менее, конкурс открыл новые имена, которые становятся звездами мировой классической музыки, мы насладились высоким исполнительским мастерством участников конкурса.

Победителем стал французский пианист Александр Канторов. Полюбившиеся мне пианисты, которых слушал вживую, – Дмитрий Шишкин (Россия), Алексей Мельников (Россия), Кеннет Броберг (США) заняли соответственно второе и третьи места.

На следующий день после прослушивания пианистов в первом туре, когда еще звучали в ушах фрагменты фортепьянных произведений, вечером включил телевизор. Первый канал показывал музыкальное шоу «Три аккорда», представляющее тоже, можно сказать, музыкальный международный конкурс, поскольку в нем участвует латышский эстрадный певец.

Первое, что увидел и услышал, как один из участников этой «творческой конкуренции» был в образе карточного шулера, игра которого не понравилась другому, что привело к драке с последующим распевом в СИЗО. Затем известный певец, внук известной бабушки, пел и изображал себя то ли в психушке, то ли в наркологическом диспансере.

В следующих выпусках этого музыкального соревновательного шоу латышский шансонье спел небезызвестную воровскую «Мурку». По желанию одного из членов жюри песня была удостоена перепевом во второй раз в несколько другой интерпретации. Потом нас угощали песней «Наколка». А после прослушивания распева «по тундре, по широкой дороге…» член жюри, небезызвестный певец Александр Маршал, похвалив исполнение, добавил расхожую фальшивку, что в СССР «сидел» каждый второй-третий человек. Вот такой «шансон». Настоящая развлекуха для любителей блатной романтики.

Никогда не был ханжой, и песни подобного рода слушал еще мальчишкой в первые послевоенные годы во дворе, где несогласная с уголовным кодексом молодая братва пела такого рода музыкальные произведения. Но то во дворе… А сейчас на кого это ориентировано? Кстати, кто такие любители «Мурки», хорошо показаны в кинофильме режиссера Говорухина «Место встречи изменить нельзя».

Ведущий шоу «Три аккорда» и члены жюри нередко напоминают слушателям о понятии жанра шансон, обозначая его как авторскую песню, песню с присутствием сюжета и т.д., и это правильно. Не сомневаюсь, что любители шансона любят и помнят крупнейших представителей этого жанра французов – М.Шевалье, Э.Пиаф, Ш.Азнавура и других.

В «Трех аккордах» звучат и замечательные, давно полюбившиеся песни. И прекрасные певцы. Например, мне очень нравится исполнительское мастерство Анастасии Спиридоновой – изумительный голос. Но тогда получается, что между добром и злом стирается граница и допускается пропаганда блатной песни для подростков и молодежи.

 Такое впечатление, как будто идешь по живописной дороге в ближайшем Подмосковье, пролегающей между лесом, с одной стороны, и широким незасеянным полем, с другой. Сначала радуешься красоте русского пейзажа, затем видишь громоздкие кучи хозяйственного, строительного и прочего мусора, сваленного водителями самосвалов и прочих автомобилей по обеим сторонам дороги.

И, как говорит дядя Митя в исполнении незабываемого артиста Сергея Юрского в фильме «Любовь и голуби», «что характерно» – в один и тот же день и почти в одно и то же время на Первом канале потчевали музыкальной продукцией вышеуказанного содержания, а по каналу «Культура» велась трансляция заключительного гала-концерта лауреатов шестнадцатого Международного конкурса имени Чайковского из концертного зала «Зарядье».

 

Комментарии