РЕЦЕНЗИЯ / Сергей ФЕДЯКИН. ПРОЗА РЕДКОЙ СВЕЖЕСТИ. Отзыв на роман Сергея Мурашева «Ленты Мёбиуса»
Сергей ФЕДЯКИН

Сергей ФЕДЯКИН. ПРОЗА РЕДКОЙ СВЕЖЕСТИ. Отзыв на роман Сергея Мурашева «Ленты Мёбиуса»

 

Сергей ФЕДЯКИН

ПРОЗА РЕДКОЙ СВЕЖЕСТИ

Отзыв на роман Сергея Мурашева «Ленты Мёбиуса»

 

Роман – из тех, что нужно читать медленно, поскольку основной сюжет его – не события, которых много, но "движение жизни". Это настоящая живая проза. Она полна той редкой свежести, которой сейчас в литературе почти не сыщешь. Автор пишет о "счастье простой жизни". (Даже в трагических событиях это счастье ощутимо.) Мурашев не просто рассказчик, но художник, способный словами изображать.

«За окном, как и всю неделю, шумит дождь; с крыши сбегают струи воды; капли, попавшие на стекло, скользят вниз. Кажется Алёше, что он находится под водой внутри батискафа, который со страшной скоростью поднимается из пучины к поверхности океана. Счёт времени потерян. Иногда тюль дождя сдёргивается на пару минут и за окном виднеется, давно изученное до мелочей, лицо соседнего дома, который сильно просел на один угол и, кажется, сейчас стронется с места и поплывёт, разбивая просевшим углом воду».

Здесь точно передано и ощущение, и выразивший его образ батискафа, и мимоходом брошенный «тюль дождя», и «лицо соседнего дома» в окне. А вот несколько фраз о местечке у костра:

«Лежишь этак на спине в дрожащем коконе света, окружённом непроницаемой темнотой. Шевелиться не хочется. Под лопаткой чувствуешь еловый сук, с одного бока подбирается холод, с другого – приятно греет огонь. Сам уставился в ночное небо, с которого, сквозь кроны сосен, глядят на тебя звёзды. Костёр пощёлкивает, пускает иной раз щепотку искр...».

И опять всё точно, вплоть до этой самой «щепотки искр». И таких цитат можно привести множество. Автору удаётся передать не только «эпизоды», но и облики персонажей. Более того, передан и рельеф местности – эти холмы и впадины, высокая и низкая части берега. А стоит прочитать начало, где Емеля плывет выбирать сети, а потом более позднюю сцену с рыбалкой, вдруг чувствуешь, что в самом начале течение в реке быстрее, и вспоминаешь – то было весной, когда вода поднимается. Автор ничего не сказал «напрямую», и потому столь безошибочно сработало чутьё художника.

Даже если забыть о сюжете, невозможно отстраниться от ощущения, что прозаик заставил увидеть тебя и этих людей, и эти дома, и это кладбище, и этот в чём-то дикий и замечательный край. Сцена, где вполне "по-хозяйски" забивают телёнка (её читаешь с ужасом, жалостью, состраданием и с принятием этого ужаса), или рассказ одного из жителей, как он делал из цельной осины лодку, или эпизод с машиной, которая едет по опасному речному льду, – из тех, что будут долго стоять в памяти.

Вроде бы описан год, который герои провели в деревне. Вместе с тем это место и это время ощущаешь, как малый «островок» в том большом мире, который существует вокруг нас.

Роман называется «Ленты Мёбиуса». Математики знают, что «лист Мёбиуса» – это, в сущности, наглядная модель односторонней поверхности. Хотя можно при желании увидеть в этой фигуре и символ бесконечности. Те природные уголки и виды, которые живописует Сергей Мурашев, – их никак нельзя назвать «односторонними». При этом чувствуешь, что жизнь, явленная в романе, – это, действительно, часть всеобщей, бесконечной жизни.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии