ТИМУР ЗУЛЬФИКАРОВ. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО КОРОЛЮ ШВЕЦИИ КАРЛУ XVI ГУСТАВУ. Нобелевская Премия - что это?
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
КОРОЛЮ ШВЕЦИИ КАРЛУ XVI ГУСТАВУ
ОТ ПОЭТА ТИМУРА ЗУЛЬФИКАРОВА
Нобелевская премия – что это?
Ваше Величество!
Простите мне мою дерзость, подвигнувшую меня на это письмо.
Но события, связанные с Нобелевской премией по литературе, давно волнуют меня, и я решил обратиться к Вам.
Несколько слов о себе: я поэт, прозаик, драматург, публицист.
Автор 30 книг прозы и поэзии, лауреат 10 литературных международных и российских премий.
В мои 83 года надобно думать о загробном мире, о бессмертной душе, а не о земных скоротечных благах.
Но жажда справедливости всё ещё не умерла во мне…
Мне казалось, что Нобелевская премия – это блаженный островок – заповедник Истинной Литературы в бушующем океане графомании и шоу-бизнеса.
Многие великие писатели получили эту всемирную награду.
Но многих, не менее великих, она обошла. Например: Борхеса, Умберто Эко, Набокова, Булгакова, Чингиза Айтматова.
К сожалению, в наше время крушения вечных ценностей эта Высокая Премия стала венчать писателей малодостойных.
Литературная иерархия стала разрушаться…
А когда рушится Иерархия – гибнут Культура, Империи, Цивилизации…
Как говорят мудрецы Индии: «Самое страшное для человечества – это смешение каст».
И тут велика вина всемогущего интернета – этого Эвереста одиночества, этого великого мусорного полигона, этой горизонтальной Вавилонской башни…
Интернет разрушает Закон Бессмертия великих творцов…
Теперь всякий графоман, всякий бездарный человек может нацарапать своё тленное имя на вечной Пирамиде Культуры…
В этом смысле Нобелевская премия была ориентиром, маяком для Подлинных мастеров и искушённых читателей.
Но сейчас дошло до того, что Премию получили певец Боб Дилан, репортёр – журналист Светлана Алексиевич, явная поэтическая графоманка Ольга Токарчук, не имеющие никакого отношения к тому высокому идеализму, о котором говорил основоположник Премии Альфред Нобель.
Ваше Величество!
Я буду говорить о Русской литературе, к которой имею прямое отношение.
Начался этот странный процесс падения престижа Премии с посредственного поэта Иосифа Бродского, чья поэзия совершенно лишена поэтической магии, а представляет из себя некую интеллектуальную, умозрительную бухгалтерию и быстро сгорающую журналистику. В ней нет ни грамма золотого песка вечности. Скучные банальности выдаются за перлы вечной мудрости…
И это в то время, когда в русской литературе творили эпические всенародные мастера: Валентин Распутин, Василий Белов, ныне здравствующий песнопевец, баян русского севера Владимир Личутин, блистательный мастер военных романов Александр Проханов, звёздный мистик Анатолий Ким, превращающий земные тропинки в Млечный Путь, Олжас Сулейменов, соединяющий философию древней Яссы и поэзию космических полётов.
Я уже не говорю о великих русских неоценённых поэтах: Цветаевой, Ахматовой, Твардовском, Рубцове, Кузнецове…
Разве трагические панорамы народной жизни, которые открыли нам эти гиганты русского слова и духа, можно сравнить с салонным лепетом Бродского или со злободневными, претенциозными газетными репортажами Алексиевич?..
Ваше Величество!
Сама процедура выдвижения на Нобелевскую премию почему-то окутана глубоким криминальным туманом. Только через 50 лет мы, чудом оставшиеся в живых, узнаём КТО КОГО и за ЧТО номинировал…
Это какая-то фантасмагория… пьеса в глубокой шахте с выключенным светом…
В результате этого действа являются странные фантомы, напоминающие кошмары Гойи…
И кто же эти таинственные эксперты, решающие судьбу Мировой Литературы?
Вот, например, нобелевская атрибуция поэзии Бродского:
«За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».
А вот «шедевр» о творчестве Ольги Токарчук: «Нарративное воображение, которое с энциклопедической страстью представляет пересечение границ как форму жизни».
А вот об опусах Питера Хандке: «…оказавшую влияние работу, которая исследует периферию и специфику человеческого существования…».
О, Боже!..
Кто эти многоумные эксперты?.. Эти забубённые диагносты?.. Эти «златоусты»?..
Это же смехотворные словеса, похожие на речи гоголевских персонажей иль героев Франсуа Рабле.
И такие «эксперты-невидимки» царят в Нобелевском комитете.
Поразительно!..
Разве можно крючкотворным литературоведам доверять судьбу Мировой Литературы?..
Это всё равно, что диагноз больному ставит не консилиум врачей, а компания медсестёр и санитарок.
Жюри должно состоять из известных писателей – мастеров слова, из выдающихся философов, композиторов, художников, кинематографистов.
Ваше Величество!
Не могу не сказать несколько слов о моём сюжете, связанном с многотаинственным Нобелевским комитетом.
Я родился и живу при своеобразной диктатуре.
Вначале – коммунистической, а теперь – псевдодемократической.
Моего отца расстреляли в 1937 году.
Моя литература с великим трудом пробивалась чрез бетонные плиты соцреализма, а нынче она одиноко бродит по необъятному агрессивному базару шоу-бизнеса и псевдокультуры.
Об этом базаре бессмертный острослов Востока Ходжа Насреддин сказал:
«По этому рынку-базару бродит мой брат Данте Алигьери с «Божественной Комедией» в руках и лавровым венком на голове…
Но никто не покупает «Божественную Комедию», а все жаждут купить лавровый венок для супа…».
Вот что значит рынок с его культом «золотого тельца» для Культуры. Истинная культура имеет такое же отношение к рынку, как, простите, добродетельная женщина к публичному дому.
И большие тиражи книг, и всемирная популярность ещё не свидетельствуют о высоком качестве литературы, а скорее наоборот.
Эверест, увы, не место для многочисленных туристических толп!
Ваше Величество!
Мне известно, что в течение многих лет знатоки моего творчества из многих стран писали в Нобелевский комитет о моей поэзии. Но эти многочисленные письма бесследно исчезли во чреве Комитета, как облака в пустыне…
Известно, что даже великий странник Фёдор Конюхов брал в путешествия мои книги, и он тоже обратился с письмом к шведским академикам…
Я никогда не пойму: почему все эти литературные акции и упования скрыты во тьме, а не отданы на суд Мирового Читателя и Мировой литературной общественности?..
Это же очень интересный, живой, плодоносный процесс обсуждения претендентов на Премию, объединяющий писателей и читателей всего Мира.
Разве не об этом мечтал мудрый Альфред Нобель?..
Ведь именно так происходит со всеми премиями мира, включая многошумного «Оскара»…
Ваше Величество!..
По своим политическим взглядам я всегда был близок к монархистам.
Мировая История свидетельствует, что Великая литература создаётся и расцветает при великих правителях.
Мне всегда хотелось пожать руку царю, а не президентам – лицедеям на тронах.
И Нобелевская премия давала эту возможность, которую я безвозвратно теряю, публикуя это послание.
Но Истина и Справедливость выше всех премий мира и слаще наших скоротечных желаний.
Мудрец сказал: «Кому даёт Бог, тому не дают люди!..
И не надо молить Творца, чтобы бес дал тебе земные блага… И премию средь них».
Может быть, этой мыслью я и утешаюсь…
Ваше Величество!
Кланяюсь Вам древнерусским поклоном и посылаю посвящённое Вам стихотворение…
…На бескрайнем Базаре стекла
Я брожу с одиноким бриллиантом…
Кто увидит, услышит средь визга и блеска стекла
Одинокую звёздную песню – пожар бриллианта…
Но!..
Пройдётся бриллиант по стеклу
И стекло превратится в труху…
Монархия – бриллиант среди бижутерии…
Алмаз – среди камней…
Тысячелетне Ваш –
Тимур Зульфикаров
=====================
АВТОРСКАЯ СПРАВКА:
Тимур Зульфикаров –
Лауреат английской премии «Коллетс» за «Лучший роман Европы-93»;
Лауреат литературной премии Л.Толстого «Ясная Поляна» за «Выдающееся художественное произведение русской литературы» – 2004 г.;
Лауреат премии «Лучшая книга года» 2005 г. (за роман «Коралловая Эфа»);
Лауреат премии Антона Дельвига 2008 г. (за роман "Коралловая Эфа");
Лауреат премии «Пророк Мухаммад – Милость для Миров» – 2011 г.;
Лауреат премии В.Белова «Всё впереди» – 2011 г.;
Лауреат премии В.Шукшина «Светлые души» - 2013 г.;
Лауреат Всероссийской литературной премии им. Николая Лескова «Левша», номинация «Литературная публицистика», 2016 г.;
Лауреат Бунинской премии, номинация «Поэзия», 2017 г.
По сценариям Тимура Зульфикарова были поставлены 12 фильмов.
Лауреат премии «Хартли-Мерилл» (Голливуд) за «Лучший сценарий» (1991)
Мировую известность получили фильмы:
«Человек уходит за птицами» (реж. А.Хамраев,1974) – МК в г.Дели, приз «Серебряный Павлин»;
«Черная Курица или Подземные жители» (реж. В.Гресь, 1980) – Главный приз Московского МК;
«Миражи любви» (реж. Т.Океев,1986) – приз «Золотая Сабля» – МК в г. Дамаске.
Король Швеции вручает медаль, диплом...
Ну, если король Швеции имеет какое-то влияние на нобелевку по литературе - то да.
А вообще, это письмо запоздало лет этак на двадцать...
Тимур! Вы - наша Гордость!
И пусть это будет самой высокой наградой для вас.
Все любящие вас и ваше творчество. А нас -МНОГО!!!
ОТВЕТ НА КОММЕНТАРИЙ #20758
Это в его королевском государстве творится такой бардак: тайное жюри Нобелевки тупо, как сибирский валенок. Судя по "блистательным" характеристикам, даваемым этим жюри лауреатам. Бедные лауреаты! Даже если они заслужили Нобелевку, они вряд ли заслужили такие дебиловатые характеристики от жюри.
Почему письмо - королю Швеции. Он руководит присвоением премии?
ОТВЕТ НА КОММЕНТАРИЙ #20745
Вы, видимо, совершенно не знаете ни прозу, ни поэзию, ни публицистику Тимура Зульфикарова. Но это не прощает ваш вульгарно-беспардонный комментарий.
Зульфикаров давно поднимает проблемы ЗАМАЛЧИВАНИЯ ценности русской литературы не только в либеральной современности самой России, но и на мировом уровне.
Сам он - крупнейшая, объединительная фигура, более чем кто-либо из "гигантов" последних лет Нобелевки достойная быть отмеченной ею.
Господа, дайте. пожалуйста, Тимуру Зульфикарову Нобелевскую премию. Он о ней , сколько, я помню, всю жизнь мечтает. Миллион налево, миллион направо , - не убудет... Зато он будет в одном ряду с Бродским и с теми Нобелевскими лауреатами , о которых он нелестно отзывается. Ему будет приятно такое соседство, он будет гордится таким соседством. И на второй день тут же забудет и об Ахматовой, и о Кузнецове и многих других... Кстати, Ахматова предрекла Нобелевку Бродскому... Стыдно ,товарищ Тимур, клянчить ... в Ваши-то годы... Эх!..