Максим ОРЛОВ. А В ЦЕЛОМ ПРАВ ГОРАЦИЙ КВИНТ! Стихи
Максим ОРЛОВ
А В ЦЕЛОМ ПРАВ ГОРАЦИЙ КВИНТ!
ЭТЮД №5
Настал октябрь… Светла Покрова гжель,
хотя не вся земля покрыта снегом.
Повсюду – серо-грязная пастель,
и паберега не бела – а пега.
Местами смачно чавкает мокреть –
зима пришла, но злобствует вполсилы.
Ещё не срок России околеть,
не тот мороз, чтоб околеть России.
Пользителен мне тутошний мороз,
ведь я чалдон кержацкого подмеса…
До мая не услышу грозных гроз.
Опустошенно, серо и белесо.
Хотя я жизнь обворовал, как тать, –
в сухом остатке ямбы да хореи –
но на душе – покой и благодать,
до Братска не дошли ещё бореи.
Мгновение хочу запечатлеть
без вычура ненатуральных красок,
не будоража колокола медь,
не надрывая беспричинно связок.
Сиюминутность эту сохранить,
не расчленять на «будет» и на «было».
Сучить словес рифмованную нить…
Я не звонарь, а мой язык – не било.
ЭТЮД
Двор как двор: обрубки тополей,
на бетоне мусорные баки,
на колодце стайка голубей,
взгляд просящий брошенной собаки…
Дом как дом: квадратно-типовой,
сделанный из железобетона,
дверь в квартиру возле лифтовой,
спальня, зал, санузел, два балкона...
Жизнь как жизнь: панельная юдоль,
как у всех – работа и маршрутки,
ближе к ночи – головная боль –
мстят за что-то прожитые сутки.
Смерть как смерть: проехал катафалк,
увозя соседа в зазеркалье,
оборвался с этим светом фал,
снят последний оттиск с божьей кальки.
ОЗНОБ
Устав от гнёта городских хвороб,
я обхожу посёлок Постоянный,
и его облик, в целом деревянный,
ввергает в неожиданный озноб.
Топчу трещиноватый тротуар,
о гачи бьются стебли иван-чая.
Знакомые приметы привечаю
и открываю старый портсигар.
С крыльца взирает местный рыжий кот –
он служит понятым у лукоморья.
Преодолев посёлочное взгорье,
ищу полузабытый поворот.
Ещё чуть-чуть – и вот он, отчий дом…
Заменена на новую ограда…
А облик незабвенного фасада
такой же, как и в семьдесят шестом.
Транжира времени и юношества мот
не разорвал с двадцатым веком звенья:
реальным показалось наважденье –
на ужин меня матушка зовёт.
Хозяев нет. В дверях другой замок.
Из под стрехи вспорхнула ввысь синица.
Былого перевернута страница,
заученная мною назубок.
* * *
Живи, помня, как коротка жизнь.
Квинт Гораций Флакк
Авторитетен Квинт Гораций,
Но мне другая суть видна:
Судьба вместилась в три абзаца,
А жизнь, как будто бы, длинна…
Чересполосица событий
затмила прошлое как дым.
Всегда грядущему открытым
я был и буду таковым.
Но иногда бессонной ночью
(как пишут лирики: в ночи)
мне душу разрывают в клочья
воспоминанья-палачи.
И только в этом средостенье,
на стыке завтра и вчера
рождается стихотворенье
(штамп тут как тут: из-под пера).
Пускай к утру до дна исстрочен
и Муза сгинуть норовит,
подобной благодарен ночи.
…А в целом прав Гораций Квинт!
ПЕРИОД ДОЖИТИЯ
На столике – и пластырь и псалтырь.
М.Петровых
На столике – не Энгельс, а псалтырь,
в стакане – не портвейн, а минералка,
а в зеркале – не молодец, а хмырь,
не парус поднят – яхту держит чалка.
Всё верится, что совершу кульбит:
пойду под парусом, налью в стакан Агдама,
и «Анти-Дюринг» будет мной добит,
зеркал помолодеет амальгама.
Но прав сто раз Эфесский Гераклит,
что рёк про реку – суть общеизвестна.
Любой из нас в судьбу как будто влит,
всему есть время и всему есть место.
Судьба и время – корпус субмарин
и никуда не деться из подлодки,
а в алых парусах, товарищ Грин,
нет надобности в нашем околотке.
Куда ж на плыть? Каков последний галс?
Задраены навечно переборки?
Намедни мне был послан свыше глас:
Препоны не снаружи, а в подкорке.
РАЗНОСТЬ ПОТЕНЦИАЛОВ
Ах ты совесть моя, диссидентка!
Слышу твой протестующий глас –
вопиешь из сердечных застенков.
Чем тебя огорчил в этот раз?
Укоряешь меня и перечишь:
то не эдак и это не так.
О свободе не может быть речи,
жизнь моя – настоящий ГУЛАГ.
Велика разность потенциалов
между льзя и полярным нельзя.
Как бы совесть не уничижала,
с ней, похоже, ровнее стезя.
Но пока не причислены к ретро,
не настиг нас последний недуг,
пусть зашкалят все разом вольтметры
от накала всех вольтовых дуг.
ЗАКАТ
Небесный Лувр свои смарагды звёзд
пришпиливает к синим ламбрекенам,
а Гончих Псов свисающая гроздь
декором служит тёмным мезансценам.
Ещё не ночь покуда льёт чугун
Ярило из своей суфлёрской будки,
а полумесяц, словно Гамаюн,
вещает, что грядут другие сутки.
Течёт с востока сизый мельхиор,
переполняя неба окоёмы.
Пронзил рапирой дальний метеор
путь Млечный, вечностью влекомый.
ЭТЮД №4
Опять не получается закат,
очередной испорчен подмалёвок.
Набросок без страстей – из недомолвок –
не поэтичен, а аляповат.
Быть может, про закат писать не след,
Сарьян не стал слепым от солнцепёка…
Взывать к сочувствию – банальна подоплёка
псевдомытарств, а не жестоких бед.
А может в пику обессмертить ночь,
подобно академику Куинджи…
Но туба с охрой оказалась ближе,
на время сажу отставляю прочь.
г. Братск
Спасибо, Владимир Васильевич!
Поэзия Максима Орлова в этой подборке тематически разнообразна - от лирических этюдов, до глубоких философских рассуждений. Интересен и лексически богат и его литературно-художественный язык. В г. Братске жители хорошо знают неординарное творчество Максима. Он автор нескольких поэтических сборников и книги литературных статей.Я думаю, читателям стихи этой подборки понравятся и вызовут новые отклики.
С уважением и дружеским приветом, Владимир Корнилов.
О многом рассказал твой "Бьеф" - а есть ли новое?
Спасибо, Максим!)) Я токмо - ЗА) За пополнение "копилки"))) Наталья Р.
Спасибо, Наташа! А фамилия ваша просится в катрены - РАДОСТЕВА!!!!!!! Максим
Замечательно! Близко! Художественная, образная без вычурности речь, точное изложение. Бесспорно - Поэзия. Зримая.
Топчу трещиноватый тротуар,
о гачи бьются стебли иван-чая.
Знакомые приметы привечаю
и открываю старый портсигар.
- Нельзя не увидеть!
А сие кому из поэтов не знакомо?:
Но иногда бессонной ночью
(как пишут лирики: в ночи)
мне душу разрывают в клочья
воспоминанья-палачи.
И только в этом средостенье,
на стыке завтра и вчера
рождается стихотворенье
(штамп тут как тут: из-под пера).
Не удивлюсь, если автор художник - память моментально извлекла из запасников мольберт, холст, палитру и даже запах красок.
Наталья Радостева