ФОРУМ / АННА БИРЮКОВА. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗНАКОМСТВА. Об одноимённом журнале Лолы Звонарёвой
Анна БИРЮКОВА

АННА БИРЮКОВА. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗНАКОМСТВА. Об одноимённом журнале Лолы Звонарёвой

 

АННА БИРЮКОВА

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗНАКОМСТВА

Об одноимённом журнале Лолы Звонарёвой

 

Пусть со времён реформы русского литературного языка минуло лишь три столетия. Ломоносовские преобразования послужили мощнейшим импульсом для становления юной и вместе с тем богатейшей словесности.

Так почему сейчас, понахватав гражданских прав и свобод, мы говорим о кризисе родной словесности? От статистических данных передёргивает: 44% россиян не читают вовсе. Ученики и студенты по необходимости обращаются только к классикам: в образовательную программу (за исключением, пожалуй, специфических факультетов) литература XXI века не входит. Да если и возникает интерес, как выбрать достойное издание, ведь ныне истинные боги – маркетологи?

Лично у меня было две причины сторониться современных авторов: никак не могла оторваться от классиков, да и когда захаживала в отделы литературы XXI века, ничего не цепляло взгляда. Однако в ноябре 2017 года судьба свела меня в Ханое с Лолой Уткировной Звонаревой, подарившей мне пару номеров «Литературных знакомств».

Как оказалось, Лола Уткировна – не только секретарь Союза писателей Москвы, академик РАЕН и ПАНИ, доктор исторических наук, но и главный редактор издания. Несмотря на то, что объём каждого сборника – 250 страниц, за 11 лет вышло 43 номера. Столь титанический труд восхищает. Так, совсем недавно Лола Уткировна Звонарёва как главный редактор альманаха была отмечена всероссийской премией «Патриот России».

«Литературные знакомства» стали для меня путеводной звездой на просторах словесности XXI века. Я слежу за изданием вот уж два года и, открывая оглавление каждого нового сборника, ищу знакомые фамилии, в то время, как мой взгляд цепляется за новые рубрики и имена.

Пожалуй, самый дорогой моему сердцу –  №3 за 2018 год, он же №36 по общей нумерации. Примечательно, что с представленными там авторами я знакомилась не только на страницах издания, но и лично – на фестивале «Русские мифы – 2018» (Дженовичи, Черногория).

Помнится, меня особенно тронул рассказ Павла Кренёва «Беляк и Пятнышко». Казалось, слёзы над книгами остались в детстве – ан нет! Вроде бы с каждым годом вскрывают всё больше секретных архивов, всё больше безымянных героев чествуют воинской славой. Но никакие архивы не опишут всех жертв, положенных женщинами на алтарь Войны. Притом не только человеческим матерям пришлось платить кровавую дань. Ведь не зря в самом центре Архангельска, рядом с Вечным огнём, стоит странный памятник гренландскому тюленю –  «утельге».

В рассказах и повестях, обрамлённых «поморской говорей», Павел Кренёв рассказывает не только о жестоких реалиях, но и делится детскими воспоминаниями. С недавнего времени Павел Григорьевич ведёт собственную рубрику «Свет русского Севера».

Не могу не отметить и философскую притчу белорусского писателя Сергея Трахимёнка «Суета сует» – о человеческом бессилии перед властью предопределения.

Своеобразно с этим произведением перекликается рассказ основоположника отечественной социальной педагогики Любови Никитиной «Несбывшееся». Тема невозможности быть вместе в силу неопределённых, порой нелепых обстоятельств продолжается и в новой повести Никитиной «Ночью, в узких улочках Риги», опубликованной в №43 (рубрика «Книга в альманахе»).

Не менее трогателен, но всё же более жизнеутверждающ рассказ Натана Солодухо «Луча и Он». Особенно по душе история придётся тем, у кого каждое утро начинается с нетерпеливых посапываний и поскуливаний.

В дуэте с этой лирической прозой с драматическими сюжетами выступает утонченная, ажурная поэзия Вероники Алеевой-Недоброво и Натальи Батраковой.

Не устаёшь открывать новые пласты мудрости и остроумия в стихах Михаила Грозовского и Дмитрия Рогожкина, несмотря на то, что они зачастую появляются в рубрике «На радость детям». В этом же разделе публикуются и познавательные сказки Елены Глазковой.

Как мне кажется, «Литературные знакомства» на традиционном общем фоне выделяются обилием интересных рубрик. Например, в «Интеллектуальных итогах» можно узнать мнение китайского профессора Лу Чжоу о русской анакреонтике. Удивительно, насколько глубоки познания этой женщины в сфере славянской культуры. Уверена, даже русские люди далеко не все знают, кто такие Лель, балагур и пустомеля.

В разделе «PRO Алексеева» Лола Звонарёва и Лидия Кудрявцева публикуют результаты многолетних исследований жизни и творчества русского парижанина выдающегося художника-эмигранта Александра Алексеева (1901, Казань – 1982, Париж), сделавшего сюрреалистические иллюстрации к русской классике – прозе Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского.

Рубрика «Культура без границ» лишний раз доказывает: искусство аполитично.

«Книга в альманахе» – особенно важный раздел для тех, кто предпочитает жанр повести или романа, одним словом, крупного жанра, в условиях, когда литература, а в особенности современная, становится элитарным достоянием.

Конечно, самая дорогая моему сердцу рубрика – «Племя младое, незнакомое...». Там появилась и моя первая публикация, там печатаются и мои сверстники: Екатерина Варшавская, Елизавета Курилова, Анна Королёва и многие-многие другие.

Приятно осознавать: у русской литературы есть не только прошлое и настоящее, но и будущее. Поэтому завершить мне хочется словами Лолы Звонарёвой, главного редактора альманаха «Литературные знакомства»: «Пёстрым, богатым, оригинальным и внутренне свободным, открытым всем традициям и влияниям и стремящимся быть похожим только на себя предстаёт перед нами литературный мир второго десятилетия XXI века. Убеждена – тот, кто его не заметил, проиграл и обеднил сам себя. Поэтому – добро пожаловать!».

Курск

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии