ФОРУМ / Александр БОБРОВ. ИЗ «ПОКОЛЕНИЯ ЗАШИБИСЬ…». Проблемы молодой писательской смены
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. ИЗ «ПОКОЛЕНИЯ ЗАШИБИСЬ…». Проблемы молодой писательской смены

 

Александр БОБРОВ

ИЗ «ПОКОЛЕНИЯ ЗАШИБИСЬ…»

Проблемы молодой писательской смены

 

Пишу эти заметки накануне традиционного вечера 19 октября – Дня лицея в Центральном доме литераторов – «Учителя, ученики, друзья». Да, «старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил»... Это живительная традиция русской поэзии, но порою мне кажется, что такой вечер больше всего нужен самому профессору Боброву, который их тысячу провёл и сам ещё больше выступал. Но всё-таки снова тратишь своё время и душевные силы, чтобы организовать, выслушать, подсказать.

Этой осенью подряд побывал на двух молодёжных (весьма условно говоря) форумах. Сначала на берегу Ладоги в Приозерске, недалеко от которого находилось селение Боброво, названное так в честь моего старшего брата – Героя Советского Союза. И бывшие финские хутора, и селение исчезли даже с карты – думаю теперь, как запечатлеть имя брата в Году памяти и славы… Но это – отдельный разговор, сначала про шестой по счету литературный фестиваль-конкурс «Журавль над Корелой», на котором свое творчество представили поэты и прозаики из шести районов Ленинградской области. Собрали компетентное жюри, которое возглавил Владимир Скворцов – главный редактор «Невского альманаха», членами согласились стать Евгений Лукин – директор Дома писателей Санкт-Петербурга, поэт, Светлана Конева – член правления Ленинградского областного отделения Союза писателей России, иерей храма Рождества Пресвятой Богородицы о. Олег, ну и автор этих строк. Слушали участников более четырёх часов, оценивали не только художественные достоинства, но даже внешний вид – по положению. Всё было чётко и чинно, провели награждение. Дипломами 1-й степени были награждены: в номинации «Малая проза» Лифантьев Сергей (Кировский район) за рассказ на сложную тему «Загранотряд»; в номинации «Лирическая поэзия» награждена Архипова Александра (Всеволожский район) за лирику, живую и трепетную.

Проходил конкур и в номинации чтецы, я сначала был против: зачем тратить время на несколько другое действо, но, оказалось, что только тут настоящая поэзия и началась. И мы сразу присудили первые места трём юным девушкам: Подкуленко Полина в гимнастёрке читала стихи Анатолия Богдановича про воина, который не мог просто так поджечь пшеницу и уйти под завесой дыма – он принял смертный бой, защищая хлеб. Слушал и думал: Толя, на много лет прикованный к постели в Химках, ушёл из жизни в прошлом году, а стихи его живут и звучат за тысячу километров. Дмитриева Анастасия во всём чёрном – читала стихи Марины Цветаевой об убитом во чреве ребёнке и вдруг – прослезилась. Залунина Маргарита прочитала на одном дыхании хрестоматийное стихотворение Юлии Друниной «Знаешь, Зинка, я против грусти…». И поэзия взлетала выше журавля над крепостью Корела.

А вот литературных открытий, увы, не было. Неустанный организатор этих фестивалей, блокадный ребёнок Галина Васильевна Хабибуллина написала письмо: «Извините, Александр Александрович, за беспокойство, понимаю, что загружены. Просто хотелось услышать замечания, над чем работать? Провожу совещание по итогам фестиваля, и делаем намётки на будущее». А чего тут пожелаешь? Всё было проведено душевно, по мере возможностей содержательно, но ведь это – по большей части самодеятельное творчество. Я всегда за него стою, и первая цель фестиваля-конкурса литературного творчества: популяризация литературного творчества – выполнена. В биографиях участников таких фестивалей и дипломов – по нескольку. А вот со второй целью: выявление талантливых авторов, содействие их творческому росту, обогащение литературного мировоззрения – похуже. По мне плодотворнее творческие семинары с тщательным обсуждением без траты времени на массовые эстрадные выступления, но и они, наверное, для редкой публики нужны: сам спел со сцены «Славянскую песню».

 

В следующие выходные, встык – поехал на подобную встречу во Владимир. Порадовался, что с избранием нового руководителя регионального отделения – Николая Лалакина возрождена традиция проведения совещаний молодых во Владимирской области. Семинаром это трудно назвать, поскольку не было времени подробнее обсудить творчество участников с привлечением мнений не только руководителей, но и самих семинаристов. Скорее, это смотр творческих сил и резервов: 28 и 29 сентября в конференц-зале Владимирского регионального отделения СП России прошло Областное совещание. В нём приняло участие 16 кандидатов в члены Союза писателей России – авторов двух и более книг и 8 молодых литераторов до 35 лет. В ходе Совещания проведены два семинара под руководством секретарей Союза, местных известных литераторов. Участники Совещания-семинара не только представили книги и рукописи, но и прочитали по пять самых характерных своих стихотворений, прочли рассказы и отрывки из повестей. Конечно, и руководители имели возможность познакомиться с творчеством претендентов подробнее: книг издано немало, сегодня это – не проблема, если находишь средства. Но ведь и книга книге рознь. Например, книги, изданные в последние годы в издательстве ЛИК – «Литература. Искусство. Культура» с посильной редактурой того же Николая Лалакина, отличаются в лучшую сторону, достаточно профессиональны. Тут я в первую очередь выделил бы книгу сотрудника Сбербанка, а теперь предпринимателя Владимира Чеснокова «Метроном». Его стихи ироничны, естественны по интонации.

Биологам нашей планеты

Известно немало зверья,

Но только у них нет анкеты

На зверя по имени Я…

А он существует – глубоко,

В пещерах среди темноты,

И очень ему одиноко

Без зверя по имени Ты.

 

 Вторую книгу издала в ЛИКе учительница Марина Кнутова – «Всё не случайно во вселенной». Этот её поэтический сборник свидетельствует о наступающей зрелости, об определённом уровне поэтического мастерства, который позволяет говорить о серьёзном:

Вот стою под сенью первой литургии,

Нападает робость и вопросов тьма.

Школа предлагает ценности другие.

От такой дилеммы я схожу с ума.

Крестик свой не прячу, но и не бахвалюсь.

Только в сердце глупом теплится мечта:

Я же пионерка. Я учусь, стараюсь.

Поумнею скоро. И найду Христа…

 

Видно, что пионерка-то ближе была к Христу, чем некоторые наши неофиты, прилежно выстаивающие службы, пытаясь замолить грехи.

Итак, положительные оценки получили Николай Скулов, Елена Елохова (оба Гусь-Хрустальный), Ирина Ершова и Карина Загитова (Муром), Светлана Дейч и Никита Ефимов (Вязники), Денис Грабкин и Сергей Литвинов (Ковров), Вячеслав Волков (Лакинск), Алексей Весёлкин (Суздаль), Марина Кнутова (Лебедева), Лев Абрамкин, детский писатель Наталия Зинцова (Боголюбово, Суздальский район). Десятиклассники из Владимира – Александр Мазурин и Ульяна Королёва получили слова одобрения и авансы на будущее с пожеланием не ограничиваться расхожими образами куполов и белокаменных храмов.

Пожалуй, почти единодушное одобрение получило творчество Светланы Дейч, которая представила живой сборник с разделами, с лирикой откровенной, со стихами о Фатьянове и Вязниках. Хотя и в нём есть пародийные строки:

Я буду долго-долго жить,

Любить тебя, котов и утро,

И думать каждую минуту,

Как дорога мне эта жизнь…

 

Тебя и котов – неожиданно…

Так что получили добрые отзывы многие, но и критику выслушали нелицеприятную! Конечно, степень их готовности к вступлению в Союз писателей – разная. Кому-то требуется издать более тщательно отобранное и отредактированное избранное, кто-то просто должен издать очередную книгу и подтвердить добродушные оценки. Противоречивое отношение лично у меня к двум активно действующим, известным в области поэтам. Вот Сергей Литвинов (Ковров) – опытный литератор, автор 13 книг, множества публикаций. Он – по призванию поэт, который в силу многих причин не мог до конца реализоваться. В каждом его стихотворении есть замах, настроение, находки и – провалы, неудачные строки, явная безвкусица:

Нас тёмными ночь сблизила аккордами.

Немыслимою музыкой любви.

И в новую тональность переходами

По вечной женской прихоти – живи.

О, снизойди к поэту хоть из жалости!

Ты в дар поэту, женщина, дана.

Фа – строгий тон; соль – так, бывают шалости.

От си и до, и вдаль полутона.

 

Первая строка – вообще не читается, тональности – не работают, ноты – безвкусица. Не знаю, что сказать: ждать новой книги, если не будет сильного редактора и жёсткой работы – бесполезно. И достоин вступить в СП по многолетней работе, и неровен… То же касается Сергея Лебедева из Мстёры – художника, барда, многогранно одарённого человека, но то романсы слащавые попадаются, то длинная и невнятная публицистика о России и времени: «Время, словно тягучее мыло». Но лирика есть проникновенная. Всё это – издержки нашего мыльного времени: отсутствие требовательной среды, редактуры, лёгкость многочисленных изданий…

Тем не менее, работа проведена плодотворная, и, уверен, Владимирская писательская организация достойно пополнит и укрепит свои ряды. Хоть какой-то итог, а вообще-то в дороге думалось о коренных проблемах подготовки литературной смены…

 

В чём ключевая проблема нашего времени? – Литературой, издательским и премиальным процессом спонтанно руководят случайные чиновники, хваткие менеджеры, но совершенно чуждые литературе люди, ничего не создавшие – от неизменного заместителя главы Роспечати Владимира Григорьева до директора Роскультцентра Сергея Першина: «Смотрите новое видеоинтервью с Сергеем Першиным "Как управлять поколением Z". Это мой хороший друг и уникальный руководитель. Он может организовывать тысячи молодых людей по всей стране. А наша команда готовит волонтеров, тим-лидеров к работе на больших Форумах, которые он организует… Представляете, какой у Сергея опыт управления молодыми людьми!» – так восторженно написала о своём начальнике советник директора Любовь Соенкова. Да, представляем! Плоды его управления – налицо, особенно «Таврида» – самое вредоносное массовое мероприятие на этой почве, хотя побывать в нашем Крыму и потусоваться с ровесниками – всегда прикольно. Но что мы имеем в результате по «поколению Z», которое хочется порой назвать «поколением зашибись»? В редакцию «Литературной России» пришло письмо от бравой команды «реставраторов» – пресс-службы ФГБУ «Роскультцентр». Им активно не понравился критический материал Василия Нацентова об основном детище «Роскультцентра» – Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Таврида», а также об организованной на его базе премии «Русские рифмы. Русское слово». Статья с красноречивым названием «Блеск и нищета Тавриды», опубликованная в 44-ом номере нашей газеты в рубрике «Не могу молчать», в общем-то, и не могла вызвать у них другой реакции – правда глаза колет». 

Редакция к такому привыкла, но тут была потрясена: давать чиновничье указание! Вы представляете, КТО руководит и воспитывает молодёжь? Письмо было озаглавлено: «Просьба: снять/исправить статью на сайте» и стилистически было составлено, как требование и обвинение редакции в непрофессионализме, а использованная стукаческая аргументация в основе своей не выдерживала никакой критики. Тогда Василий Нацентов снова написал: «Мне по-человечески обидно, когда действуют вот так исподтишка: с дружелюбным видом что-то вынюхивают, переворачивают всё с ног на голову, как в старые добрые времена, «стучат», врут о том, что я «единственный (1 из 200), который негативно высказался о мероприятии», когда это совершенно не соответствует действительности. Моё мнение, высказанное в статье, спустя время не только не поменялось, но укоренилось во мне. Думаю, соответствующим органам стоит обратить внимание на такое, мягко говоря, странное использование бюджетных средств. А нам, молодым деятелям искусства, определиться: мы за бессмысленный и пошлый «хайп» (уж простите за это словечко: с волками жить – по-волчьи выть) или за серьёзные и принципиальные вещи, которые так необходимы сегодня».

Да, пошлый хайп вместо серьёзного содержания, скандалы (театральная смена с юными геями на сцене) вместо вдумчивой творческой работы – это нынешний стиль. Администрация президента в лице Сергея Кириенко поддерживает подобные массовые сборища, выделяются серьёзные средства, которые надо непременно освоить, распределить, а есть кому или нет – не важно! Например, на «Русских рифмах» победила Светлана Коган из Москвы в номинации «Лучшие стихи для детей». Только не вздумайте давать ребёнку эти неумелые, бездарные строчки!

Я смотрю, как строят дом.

Много техники кругом.

Шум и пыль и крик людей:

«Майна», «Вира», «Поскорей»!

Экскаватор разъезжает,

Землю он ковшом копает,

Роет ямы глубоко,

Уважают все его.

 

Как можно уважать таких авторов и распределителей наград?! Председатель Орловской областной организации Андрей Фролов выступил в «Российском писателе» с возмущённой статьёй «Привет с Тавриды», где написал, кому же достаются гранты на проведение конкурсов и тусовок, кто получает призовые места: «Ну и наиболее прогрессивный товарищ (странно, что высокое жюри поставило его лишь на второе место) достоин полного самопредставления: «Засветился в КЛФ-шайках: КОМКОН-3 (Владивосток), "Лунная Радуга" (Владивосток), "Квазар" (МФТИ). Участвовал в работе клуба "Дилетант" и публиковался в журнале клуба (в своё время "единственная значимая альтернативная литературно-политическая сцена Владивостока"). В разные годы ваш покорный слуга где-то издавался, на что-то номинировался, но понял, что предпочитаю пиратский стиль творчества». Словом, пожил в литературе, сильно пожил. Наелся до такой вот «Необычной сказки» (произведение крупное, как и сам автор, поэтому, щадя читателей, привожу цитаты, где нужно, ставлю звёздочки):

В стране запретных унитазов

Я сказку новую сложу,

Из грязи, кала, едкой сажи

За словом слово вывожу.

…………………………

И так сказав, я сделал "дело" –

Я в ГУМ зашел в одних трусах,

Среди народа неумело

У всех у****ся на глазах.

 

Да это не автор «У всех у****ся на глазах», а сам форум «Таврида»!

Прежде ведь как было? Государство и его славный комсомол занимались организацией и финансированием творческой работы молодёжи, проводило свою долю работы по отбору на областных и республиканских форумах, организовывало Всесоюзные совещания молодых литераторов в гостиницах «Юность» и «Орлёнок». Я сам в них принимал участие и как слушатель и как руководитель семинаров, но за творческую часть отвечал исключительно Союз писателей СССР, его писательские организации на местах. Порой ЦК ВЛКСМ ходатайствовал за нужных молодых людей, но это были исключения с возмущением писателей на высоком секретариате. А сегодня кто и как отбирает, распределяет гранты и награды? Менеджеры, а это – антикультурное, корыстное и недалёкое племя. Например, Нацентова обрабатывала и писала кляузу в ЛР специалист-эксперт по направлению литература и история (ох ты!) Алёна Ракитина. Далеко пойдёт на чиновничьем фронте, но причём тут литература, пусть даже и «поколения зашибись»?

 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #21263 08.11.2019 в 14:36

"Невский альманах" - уже давно не только региональный петербургский, но и общероссийского охвата журнал... Это по задумке. А на деле выходит - увы - средненькое областное издание. Может, от недостатка средств или из-за объективно тяжёлой ситуации в культуре нынешней всё ещё неисправимо "красной", социалистической России.