Александр БОБРОВ. ИЗ «ПОКОЛЕНИЯ ЗАШИБИСЬ…». Проблемы молодой писательской смены
Александр БОБРОВ
ИЗ «ПОКОЛЕНИЯ ЗАШИБИСЬ…»
Проблемы молодой писательской смены
Пишу эти заметки накануне традиционного вечера 19 октября – Дня лицея в Центральном доме литераторов – «Учителя, ученики, друзья». Да, «старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил»... Это живительная традиция русской поэзии, но порою мне кажется, что такой вечер больше всего нужен самому профессору Боброву, который их тысячу провёл и сам ещё больше выступал. Но всё-таки снова тратишь своё время и душевные силы, чтобы организовать, выслушать, подсказать.
Этой осенью подряд побывал на двух молодёжных (весьма условно говоря) форумах. Сначала на берегу Ладоги в Приозерске, недалеко от которого находилось селение Боброво, названное так в честь моего старшего брата – Героя Советского Союза. И бывшие финские хутора, и селение исчезли даже с карты – думаю теперь, как запечатлеть имя брата в Году памяти и славы… Но это – отдельный разговор, сначала про шестой по счету литературный фестиваль-конкурс «Журавль над Корелой», на котором свое творчество представили поэты и прозаики из шести районов Ленинградской области. Собрали компетентное жюри, которое возглавил Владимир Скворцов – главный редактор «Невского альманаха», членами согласились стать Евгений Лукин – директор Дома писателей Санкт-Петербурга, поэт, Светлана Конева – член правления Ленинградского областного отделения Союза писателей России, иерей храма Рождества Пресвятой Богородицы о. Олег, ну и автор этих строк. Слушали участников более четырёх часов, оценивали не только художественные достоинства, но даже внешний вид – по положению. Всё было чётко и чинно, провели награждение. Дипломами 1-й степени были награждены: в номинации «Малая проза» Лифантьев Сергей (Кировский район) за рассказ на сложную тему «Загранотряд»; в номинации «Лирическая поэзия» награждена Архипова Александра (Всеволожский район) за лирику, живую и трепетную.
Проходил конкур и в номинации чтецы, я сначала был против: зачем тратить время на несколько другое действо, но, оказалось, что только тут настоящая поэзия и началась. И мы сразу присудили первые места трём юным девушкам: Подкуленко Полина в гимнастёрке читала стихи Анатолия Богдановича про воина, который не мог просто так поджечь пшеницу и уйти под завесой дыма – он принял смертный бой, защищая хлеб. Слушал и думал: Толя, на много лет прикованный к постели в Химках, ушёл из жизни в прошлом году, а стихи его живут и звучат за тысячу километров. Дмитриева Анастасия во всём чёрном – читала стихи Марины Цветаевой об убитом во чреве ребёнке и вдруг – прослезилась. Залунина Маргарита прочитала на одном дыхании хрестоматийное стихотворение Юлии Друниной «Знаешь, Зинка, я против грусти…». И поэзия взлетала выше журавля над крепостью Корела.
А вот литературных открытий, увы, не было. Неустанный организатор этих фестивалей, блокадный ребёнок Галина Васильевна Хабибуллина написала письмо: «Извините, Александр Александрович, за беспокойство, понимаю, что загружены. Просто хотелось услышать замечания, над чем работать? Провожу совещание по итогам фестиваля, и делаем намётки на будущее». А чего тут пожелаешь? Всё было проведено душевно, по мере возможностей содержательно, но ведь это – по большей части самодеятельное творчество. Я всегда за него стою, и первая цель фестиваля-конкурса литературного творчества: популяризация литературного творчества – выполнена. В биографиях участников таких фестивалей и дипломов – по нескольку. А вот со второй целью: выявление талантливых авторов, содействие их творческому росту, обогащение литературного мировоззрения – похуже. По мне плодотворнее творческие семинары с тщательным обсуждением без траты времени на массовые эстрадные выступления, но и они, наверное, для редкой публики нужны: сам спел со сцены «Славянскую песню».
В следующие выходные, встык – поехал на подобную встречу во Владимир. Порадовался, что с избранием нового руководителя регионального отделения – Николая Лалакина возрождена традиция проведения совещаний молодых во Владимирской области. Семинаром это трудно назвать, поскольку не было времени подробнее обсудить творчество участников с привлечением мнений не только руководителей, но и самих семинаристов. Скорее, это смотр творческих сил и резервов: 28 и 29 сентября в конференц-зале Владимирского регионального отделения СП России прошло Областное совещание. В нём приняло участие 16 кандидатов в члены Союза писателей России – авторов двух и более книг и 8 молодых литераторов до 35 лет. В ходе Совещания проведены два семинара под руководством секретарей Союза, местных известных литераторов. Участники Совещания-семинара не только представили книги и рукописи, но и прочитали по пять самых характерных своих стихотворений, прочли рассказы и отрывки из повестей. Конечно, и руководители имели возможность познакомиться с творчеством претендентов подробнее: книг издано немало, сегодня это – не проблема, если находишь средства. Но ведь и книга книге рознь. Например, книги, изданные в последние годы в издательстве ЛИК – «Литература. Искусство. Культура» с посильной редактурой того же Николая Лалакина, отличаются в лучшую сторону, достаточно профессиональны. Тут я в первую очередь выделил бы книгу сотрудника Сбербанка, а теперь предпринимателя Владимира Чеснокова «Метроном». Его стихи ироничны, естественны по интонации.
Биологам нашей планеты
Известно немало зверья,
Но только у них нет анкеты
На зверя по имени Я…
А он существует – глубоко,
В пещерах среди темноты,
И очень ему одиноко
Без зверя по имени Ты.
Вторую книгу издала в ЛИКе учительница Марина Кнутова – «Всё не случайно во вселенной». Этот её поэтический сборник свидетельствует о наступающей зрелости, об определённом уровне поэтического мастерства, который позволяет говорить о серьёзном:
Вот стою под сенью первой литургии,
Нападает робость и вопросов тьма.
Школа предлагает ценности другие.
От такой дилеммы я схожу с ума.
Крестик свой не прячу, но и не бахвалюсь.
Только в сердце глупом теплится мечта:
Я же пионерка. Я учусь, стараюсь.
Поумнею скоро. И найду Христа…
Видно, что пионерка-то ближе была к Христу, чем некоторые наши неофиты, прилежно выстаивающие службы, пытаясь замолить грехи.
Итак, положительные оценки получили Николай Скулов, Елена Елохова (оба Гусь-Хрустальный), Ирина Ершова и Карина Загитова (Муром), Светлана Дейч и Никита Ефимов (Вязники), Денис Грабкин и Сергей Литвинов (Ковров), Вячеслав Волков (Лакинск), Алексей Весёлкин (Суздаль), Марина Кнутова (Лебедева), Лев Абрамкин, детский писатель Наталия Зинцова (Боголюбово, Суздальский район). Десятиклассники из Владимира – Александр Мазурин и Ульяна Королёва получили слова одобрения и авансы на будущее с пожеланием не ограничиваться расхожими образами куполов и белокаменных храмов.
Пожалуй, почти единодушное одобрение получило творчество Светланы Дейч, которая представила живой сборник с разделами, с лирикой откровенной, со стихами о Фатьянове и Вязниках. Хотя и в нём есть пародийные строки:
Я буду долго-долго жить,
Любить тебя, котов и утро,
И думать каждую минуту,
Как дорога мне эта жизнь…
Тебя и котов – неожиданно…
Так что получили добрые отзывы многие, но и критику выслушали нелицеприятную! Конечно, степень их готовности к вступлению в Союз писателей – разная. Кому-то требуется издать более тщательно отобранное и отредактированное избранное, кто-то просто должен издать очередную книгу и подтвердить добродушные оценки. Противоречивое отношение лично у меня к двум активно действующим, известным в области поэтам. Вот Сергей Литвинов (Ковров) – опытный литератор, автор 13 книг, множества публикаций. Он – по призванию поэт, который в силу многих причин не мог до конца реализоваться. В каждом его стихотворении есть замах, настроение, находки и – провалы, неудачные строки, явная безвкусица:
Нас тёмными ночь сблизила аккордами.
Немыслимою музыкой любви.
И в новую тональность переходами
По вечной женской прихоти – живи.
О, снизойди к поэту хоть из жалости!
Ты в дар поэту, женщина, дана.
Фа – строгий тон; соль – так, бывают шалости.
От си и до, и вдаль полутона.
Первая строка – вообще не читается, тональности – не работают, ноты – безвкусица. Не знаю, что сказать: ждать новой книги, если не будет сильного редактора и жёсткой работы – бесполезно. И достоин вступить в СП по многолетней работе, и неровен… То же касается Сергея Лебедева из Мстёры – художника, барда, многогранно одарённого человека, но то романсы слащавые попадаются, то длинная и невнятная публицистика о России и времени: «Время, словно тягучее мыло». Но лирика есть проникновенная. Всё это – издержки нашего мыльного времени: отсутствие требовательной среды, редактуры, лёгкость многочисленных изданий…
Тем не менее, работа проведена плодотворная, и, уверен, Владимирская писательская организация достойно пополнит и укрепит свои ряды. Хоть какой-то итог, а вообще-то в дороге думалось о коренных проблемах подготовки литературной смены…
В чём ключевая проблема нашего времени? – Литературой, издательским и премиальным процессом спонтанно руководят случайные чиновники, хваткие менеджеры, но совершенно чуждые литературе люди, ничего не создавшие – от неизменного заместителя главы Роспечати Владимира Григорьева до директора Роскультцентра Сергея Першина: «Смотрите новое видеоинтервью с Сергеем Першиным "Как управлять поколением Z". Это мой хороший друг и уникальный руководитель. Он может организовывать тысячи молодых людей по всей стране. А наша команда готовит волонтеров, тим-лидеров к работе на больших Форумах, которые он организует… Представляете, какой у Сергея опыт управления молодыми людьми!» – так восторженно написала о своём начальнике советник директора Любовь Соенкова. Да, представляем! Плоды его управления – налицо, особенно «Таврида» – самое вредоносное массовое мероприятие на этой почве, хотя побывать в нашем Крыму и потусоваться с ровесниками – всегда прикольно. Но что мы имеем в результате по «поколению Z», которое хочется порой назвать «поколением зашибись»? В редакцию «Литературной России» пришло письмо от бравой команды «реставраторов» – пресс-службы ФГБУ «Роскультцентр». Им активно не понравился критический материал Василия Нацентова об основном детище «Роскультцентра» – Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Таврида», а также об организованной на его базе премии «Русские рифмы. Русское слово». Статья с красноречивым названием «Блеск и нищета Тавриды», опубликованная в 44-ом номере нашей газеты в рубрике «Не могу молчать», в общем-то, и не могла вызвать у них другой реакции – правда глаза колет».
Редакция к такому привыкла, но тут была потрясена: давать чиновничье указание! Вы представляете, КТО руководит и воспитывает молодёжь? Письмо было озаглавлено: «Просьба: снять/исправить статью на сайте» и стилистически было составлено, как требование и обвинение редакции в непрофессионализме, а использованная стукаческая аргументация в основе своей не выдерживала никакой критики. Тогда Василий Нацентов снова написал: «Мне по-человечески обидно, когда действуют вот так исподтишка: с дружелюбным видом что-то вынюхивают, переворачивают всё с ног на голову, как в старые добрые времена, «стучат», врут о том, что я «единственный (1 из 200), который негативно высказался о мероприятии», когда это совершенно не соответствует действительности. Моё мнение, высказанное в статье, спустя время не только не поменялось, но укоренилось во мне. Думаю, соответствующим органам стоит обратить внимание на такое, мягко говоря, странное использование бюджетных средств. А нам, молодым деятелям искусства, определиться: мы за бессмысленный и пошлый «хайп» (уж простите за это словечко: с волками жить – по-волчьи выть) или за серьёзные и принципиальные вещи, которые так необходимы сегодня».
Да, пошлый хайп вместо серьёзного содержания, скандалы (театральная смена с юными геями на сцене) вместо вдумчивой творческой работы – это нынешний стиль. Администрация президента в лице Сергея Кириенко поддерживает подобные массовые сборища, выделяются серьёзные средства, которые надо непременно освоить, распределить, а есть кому или нет – не важно! Например, на «Русских рифмах» победила Светлана Коган из Москвы в номинации «Лучшие стихи для детей». Только не вздумайте давать ребёнку эти неумелые, бездарные строчки!
Я смотрю, как строят дом.
Много техники кругом.
Шум и пыль и крик людей:
«Майна», «Вира», «Поскорей»!
Экскаватор разъезжает,
Землю он ковшом копает,
Роет ямы глубоко,
Уважают все его.
Как можно уважать таких авторов и распределителей наград?! Председатель Орловской областной организации Андрей Фролов выступил в «Российском писателе» с возмущённой статьёй «Привет с Тавриды», где написал, кому же достаются гранты на проведение конкурсов и тусовок, кто получает призовые места: «Ну и наиболее прогрессивный товарищ (странно, что высокое жюри поставило его лишь на второе место) достоин полного самопредставления: «Засветился в КЛФ-шайках: КОМКОН-3 (Владивосток), "Лунная Радуга" (Владивосток), "Квазар" (МФТИ). Участвовал в работе клуба "Дилетант" и публиковался в журнале клуба (в своё время "единственная значимая альтернативная литературно-политическая сцена Владивостока"). В разные годы ваш покорный слуга где-то издавался, на что-то номинировался, но понял, что предпочитаю пиратский стиль творчества». Словом, пожил в литературе, сильно пожил. Наелся до такой вот «Необычной сказки» (произведение крупное, как и сам автор, поэтому, щадя читателей, привожу цитаты, где нужно, ставлю звёздочки):
В стране запретных унитазов
Я сказку новую сложу,
Из грязи, кала, едкой сажи
За словом слово вывожу.
…………………………
И так сказав, я сделал "дело" –
Я в ГУМ зашел в одних трусах,
Среди народа неумело
У всех у****ся на глазах.
Да это не автор «У всех у****ся на глазах», а сам форум «Таврида»!
Прежде ведь как было? Государство и его славный комсомол занимались организацией и финансированием творческой работы молодёжи, проводило свою долю работы по отбору на областных и республиканских форумах, организовывало Всесоюзные совещания молодых литераторов в гостиницах «Юность» и «Орлёнок». Я сам в них принимал участие и как слушатель и как руководитель семинаров, но за творческую часть отвечал исключительно Союз писателей СССР, его писательские организации на местах. Порой ЦК ВЛКСМ ходатайствовал за нужных молодых людей, но это были исключения с возмущением писателей на высоком секретариате. А сегодня кто и как отбирает, распределяет гранты и награды? Менеджеры, а это – антикультурное, корыстное и недалёкое племя. Например, Нацентова обрабатывала и писала кляузу в ЛР специалист-эксперт по направлению литература и история (ох ты!) Алёна Ракитина. Далеко пойдёт на чиновничьем фронте, но причём тут литература, пусть даже и «поколения зашибись»?
Ситуация с форумом "Таврида", как и другие примеры гос. проектов в области культуры, яркое доказательство явления, когда государство, выделив деньги, от культуры отворачивается, чем и пользуются некоторые "маркитанты".
В который раз время доказывает, что развитие культуры нуждается в госуд. контроле, как за использованием выделенных средств, так и за содержанием мероприятий.
"Невский альманах" - уже давно не только региональный петербургский, но и общероссийского охвата журнал... Это по задумке. А на деле выходит - увы - средненькое областное издание. Может, от недостатка средств или из-за объективно тяжёлой ситуации в культуре нынешней всё ещё неисправимо "красной", социалистической России.