ПОЛЕМИКА / Александр БОБРОВ. КАРЕНИН С ДРЕЛЬЮ В ГОД ТЕАТРА. Театр или палата №6?
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. КАРЕНИН С ДРЕЛЬЮ В ГОД ТЕАТРА. Театр или палата №6?

 

Александр БОБРОВ

КАРЕНИН С ДРЕЛЬЮ В ГОД ТЕАТРА

Театр или палата №6?

 

 

Нельзя плевать в алтаре, а потом молиться там же, на заплеванном полу.

Константин Станиславский

Эти слова Константина Сергеевича, как и некоторые другие его высказывания, отталкиваются от заветов почитаемого им Щепкина, великого русского актера с Полтавщины. Михаил Семенович любил повторять: «Театр для актера – храм: священнодействуй или убирайся вон». Эти слова и сегодня украшают вход в Щепкинское училище. Но беда в том, что студенты после выпуска, а то и раньше, попадают в иную культурную реальность.

Итак, 28 апреля 2018 года Путин подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года театра». Конечно, театральные проблемы в столь важной сфере надо решать и без указа президента, но, как сравнил главный инициатор этого предложения – председатель Союза театральных деятелей, народный артист Российской Федерации Александр Калягин: «Одно дело, когда ты лечишься на дому, другое дело в стационаре». Лишь бы сам стационар не превращался в коллективную «Палату №6». В Москве примерно 100 государственных и муниципальных театров, из которых 88 подчинены городскому правительству и 12 – федеральному. По данным Главного информационно-вычислительного центра минкульта Москва на содержание московских театров выделила накануне объявления Года театра около 9,4 млрд. рублей.  Что касается 20 федеральных театров, то министерство в качестве госзадания выделило на них около 15 млрд. руб. Причем эти средства составляли всего около 65% общего бюджета федеральных театров, остальное — их доходы от основной и предпринимательской деятельности, а также спонсорская помощь. Думаю, что теперь эта сумма только увеличилась, так что деньги на зависть другим творческим сообществам – есть. Как сказал поэт, твори, выдумывай, пробуй. Но творят такое…

В разговоре с журналистами, рассуждая о проведении в России года Театра, Александр Калягин благодушно рассказал о своей идее ввести в школьную программу какой-либо театральный предмет. Он был уверен, что введение такого предмета поможет детям более глубоко изучить отечественную культуру и русский язык, на котором писали наши великие классики, понять мысли авторов произведений: «А знаете ли вы, что офицеров, учащихся в Академии Генерального штаба до революции просто обязывали посещать театр, особенно постановки Станиславского? Почему, спросите вы? Да потому что Станиславский очень бережно относился к русскому языку. Его спектакли помогали будущим генштабистам освоить все нюансы нашего великолепного языка. Это очень помогало им в их нелегкой службе».

Не дай бог нынешних генштабистов водить в московские театры – там и без того творится незнамо что: начальнику войск связи генерал-полковнику Халилу Арсланову, одновременно являющемуся заместителем начальника Генерального штаба, предъявили обвинение в причастности к хищению 2,2 млрд. руб. – двенадцатая часть государственных субсидий на ВСЕ театры необъятной России. Вот масштабы личного воровства! А если бы он ходил на нынешние спектакли?

Например, Юрий Грымов вопреки мечтаниям Калягина, доказал, что можно испохабить и обессмыслить даже великолепный текст. Бывший пиарщик поставил спектакль «На дне» в московском театре «Модерн», худруком которого он является уже третий год. Он переносит действие пьесы в роскошный особняк, городит на сцене соответствующие интерьеры, одевает героев в модные костюмы и при этом – не изменяет ни одного слова пьесы, только сокращает ее до полутора часов. Но и этого хватает, чтобы обессмыслить драму: спектакль рассыпается на части, теряет смысл и оставляет тягостное впечатление. Правда, некоторые «продвинутые» критики вякают что-то о клиповости мышления режиссера (как известно, одно время Грымов снимал рекламные ролики и музыкальные клипы), но обычная публика, особенно та, что понятия не имеет о горьковской пьесе, откровенно мучается. И никакие режиссерские приёмчики не могут ее взбодрить.

Да, современные костюмы и неподходящая музыка в постановках классики – это уже банальность. Грымов же пошел дальше, и вот уже носитель одной из главных идей пьесы – «добренький» старичок Лука – превращается в… массажиста-стилиста, фитнес-тренера и психотерапевта в одном флаконе. Этот смазливый юноша с характерными ужимками, в белой майке и в джинсах с поясом в стразах кощунственно доносит до ошарашенной публики слова, которые Горький предназначал совершенно для другого типажа. Маразм! – великие слова извращаются и обесцениваются.

Так, может, не стоило картинно клясться в любви к классике и говорить, что текст Горького «для меня – святое», а сделать так, чтобы хоть кто-то в зале – школьники или военные – поняли, о чем эта пьеса. Хотя даже те образованные зрители, кто знал, о чем пьеса, не поняли, о чем спектакль. О комплексах самого Грымова?

В октябре состоялся Всемирный Русский Народный Собор по теме «Народосбережение – настоящее и будущее России». Чудесное предложение сделал всем гражданам России лидер фракции «Единая Россия» Сергей Неверов. Он предложил переезжать в деревню, поближе к земле – тогда и рождаемость повысится: «Нужно поддержать появившуюся в хорошем смысле моду уезжать в сельскую местность, заводить фермерское хозяйство, работать на земле».

Маленький вопрос: ну, мы все переедем в деревню, а кто, к примеру, в Москве и Питере будет жить в многочисленных высотках окно в окно, в этих унылых спальных микрорайонах без парков и соцобъектов, в Новой Москве, губительный указ о которой подписал начальник Неверова Дмитрий Медведев? Не в этом главное спасение, а в здоровой экономике и в умной социокультурной политике! Какое «сбережение» в экономике потовыжимания, погони за прибылью любой ценой и рабского труда?! Знак был просто Собору: накануне в 4 утра прорвало дамбу в Красноярском крае и затопило 72 человека – бедолаг разной национальности, работавших на хозяев за кусок хлеба: золотишко полулегально мыли – 17 жертв не уберегли. А что творится в культуре – нагляднее всего показал Год театра с его скандальными и пошлыми премьерами.

Самый отвратительный спектакль, на мой взгляд, – «Серёжа» в МХТ сына умной театральной критикессы Дмитрия Крымова. С ним носятся как с писаной торбой, он даёт вялые интервью по ТВ, сидит в жюри, и вот – взялся за лучший роман мировой литературы, как считают многие, – «Анну Каренину». Постановка, от которой плюются даже билетёрши, демонстрирует не только пренебрежение к нашему национальному достоянию, каким является Лев Толстой, но и цинизм, унижение всего женского рода вообще, а ведь семья и тайна рождения начинается с любви!

Ну, а как тут всё начинается? Поезд из Москвы в Петербург. В купе с Анной (актриса Мария Смольникова) графиня Вронская, возбуждённо и заливисто смеясь, рассказывает про глисты у маленького сына и как она лечила их много лет назад. Достойная тема для представившегося знакомства… При резком торможении вагонов сверкающими фейерверками из чемоданов выстреливают интимные предметы женского туалета. Лифчики?! Пошло и совсем не смешно… На перроне, как и следует ожидать, пожалуй, самый знаменитый в русской классической литературе ловелас – флигель-адъютант Русской императорской армии Алексей Вронский (Виктор Хориняк). И это тот самый классический офицер, вышколенный и безупречный во всём своём великосветском блеске граф, которого блистательно сыграл в фильме Василий Лановой? Как этому безликому маменькиному сынку, похожему на самого Крымова, удалось покорить сердце очаровательной замужней женщины? Однако, знакомство состоялось, куда денешься… И вот она в Москве, Анна – пленительная толстовская героиня:

 – Я – Анна Каренина. Я от Толстого, Льва Николаевича, как понимаете. Это он создал меня, я перед вами, такая как есть, и вот уж полтора столетья живу собственной жизнью, свободной и не зависимой от его несравненного пера. Кто он теперь для меня… Вы знаете, у меня есть муж. У меня замечательный муж! Ну, просто замечательный! Ну, такой замечательный! Ну, невозможно – какой замечательный! Он никогда не отдыхает. У нас в доме идеальный порядок. Сейчас я расскажу вам про него одну исключительную особенность, не поверите, но я-то знаю. У него все трусы – подписанные. Да-да, подписанные! Ну, вы же знаете – в месяце четыре недели. Так вот на них и написано: первая неделя, вторая неделя, третья неделя, четвёртая неделя. И носит он их строго по надписи. Я сама вышивала! Вот. Вот такой он у меня.

Да не у неё – у Крымова, который дорвался до больших театров и творит с классикой что хочет, но это уродование святынь безумно нравится нынешней театральной критике, вызывает у неё восторг, схожий с тем сладострастием, которое испытывает ребёнок, ломая игрушку или видя её изуродованной на свалке. Вот критикесса пишет с вывертами о «Серёже»: «С языка слетает желание обозначить жанр спектакля как «эклектика», но это было бы слишком просто и примитивно, скорее «русский фьюжн». Здесь много эпатирующего стилистического миксования, резких остановок, тормозящих и расфокусирующих зрительское внимание. Вот Анна везёт в подарок сыну Серёже квадрокоптер, а в следующей сцене уже есть отсыл к образу Марии Стюарт и гильотине. Каренин с дрелью в руке весьма похож и на дуэлянта с пистолетом, и на вашего хозяйственного мужа, а высокий трагизм его объяснения с женой резко разбавляет итальянская романтичная песня, выжимая из зрителя пошлое мелодраматическое сопереживание, как в индийском кино».

А была бы классическая постановка в духе самого Толстого – о чём писать? Тома написаны…

За классику решили взяться и в театре на Малой Бронной, который возглавил свежеиспечённый новобрачный Константин Богомолов. Он на недавнем открытии сезона обещает новое прочтение и классики, и русской историографии. Так, 20 ноября на Малой сцене в Театре на Малой Бронной режиссёр Кирилл Вытоптов, который решил потоптаться на жемчужине древней литературы, представит «Слово о полку Игореве». Он успел сообщить журналистам, что «Слово…» предстанет не в хрестоматийном виде, а будет соединено с темой охранников – большой российской альтернативной армии. В качестве драматурга приглашена для адаптации Саша Денисова, которая не так давно окончила филологический факультет Киевского университета имени Шевченко – рассадник русофобии. Надо что-нибудь добавлять? Над спектаклем работали художник по костюмам Нана Абдрашитова – жена Кирилла и дочь знаменитого кинорежиссера Вадима Абдрашитова. Все свои, замыслы и потуги – критике не подлежат.

Обещана ещё свистопляска, связанная с Александром Молочниковым и его «Тарасом Бульбой». Режиссёр сначала сказал, что у него будет не совсем хрестоматийное прочтение текста Гоголя, а потом вдруг начал на ходу фантазировать: «Хотя почему же не прочитать его хрестоматийно? Так, чтобы была пыль! Мы забываем о том, что папа убил двух своих сыновей и не пожалел об этом. Меня это зацепило, как и пара страниц антисемитского текста у Гоголя. Я решил с этим разобраться. Там с такой сладостью описан еврейский погром!». Ну, понятно, что Богомолов поддержал: «Только новой энергией этот текст можно взять», поверхностно заметив, что в нем есть «исследование украинской реальности». Какой такой украинской? Гоголь писал повесть о казацкой вольности и русской силе, которую не может ничто на свете пересилить, но богомоловы с молочниковыми – постараются…

Наконец, для «сбережения народа», как велел Солженицын, бунинские «Темные аллеи» поставит Владислав Наставшев. Выслушав рассказы коллег о радикальном препарировании классики, он решил всех переплюнуть и обнародовал свой замысел, который оказался самым радикальным и не «народосберегающим»: «Я поставлю спектакль про воспоминания. «Темные аллеи» написаны в начале 1940-х годов и пронизаны апокалиптическими настроениями. Они – о стране, которой уже не было. Что-то похожее происходит и сейчас. Секс и чувственность теряют актуальность. Люди все меньше им отдаются. О сексуальных отношениях скоро будут вспоминать только по праздникам, отдавая дань традициям, причем пожилые люди. Молодежь забудет, что это такое. Люди забудут, что такое природа, животные, и мы будем вспоминать, что такое прикосновение руки и шум дождя».

Даже новобрачный опешил от подобной трактовки: «Какая здесь крутая молодая команда!». Увы, и не только здесь! От театра имени Маяковского, которым руководит, как и Вахтанговским, литовский режиссёр – художественный руководитель Миндаугас Карбаускис, до прославленного театра «Современник», который по традиции открывает сезон в день рождения его основателя – Олега Ефремова 1 октября, – ни одной современной постановки русского автора. В декабре, в канун Нового года, сам Миндаугас поставит со студентами спектакль «Йокнапатофа» по роману Уильяма Фолкнера «Когда я умирала» – новую версию своей старой постановки. Ну и «Современник» открыл сезон спектаклем Галины Волчек «Три товарища»: премьера «Трёх товарищей» также прошла 1 октября, но ровно 20 лет назад. Впервые после долгого перерыва сбор труппы проходил в отремонтированном здании Основной сцены театра на Чистых прудах, а что обновилось в репертуарной политике?

Первой премьерой, намеченной на конец января, станет спектакль основной сцены – Евгений Арье поставит «Папу» французского драматурга Флориана Зеллера. Вторую премьеру сыграют почти одновременно с первой – в феврале 2020 года на Другой сцене спектакль «Крум» по Ханоху Левину выпустит Андрей Маник. Наконец, третья заявленная премьера пройдёт во второй половине марта на основной сцене – спектакль «Иностранка» по прозе Довлатова выпустит Айдар Заббаров. Всё! Представляете: если бы в Москве остался один театр Олега Ефремова – мы бы всё равно знали, чем живёт страна, что волнует меня и моего современника, а если оставить только театр превознесённой Галины Волчек? Ау, «какое, милые, у нас тысячелетье на дворе»? Ведь и превозносимый Довлатов – целиком из прошлого: «Он пил как лошадь и нарывался на истории... Он портил перо х...ней в газетах" – злобно написал о нем Михаил Веллер, но в зависти своей – скорее прав. Ныне как раз испорченные перья и соответствующие режиссёры ценятся – даже в Год театра.

 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (2)

Комментарии

Комментарий #21260 08.11.2019 в 14:20

ПЕРЕВОДЧИК С АНГЛИЙСКОГО. На "Онегина с дрелью" я бы сразу купил билет... Даже владелец "Майкрософта", миллиардер Билл Гейтс, на вопрос, умеет ли он делать домашний ремонт, ответил многозначительно: "Я умею сверлить стены..." (I can drill walls...)