ПУБЛИЦИСТИКА / Валерий СКРИПКО. УЗКИЙ ПУТЬ В ИГОЛЬНОЕ УШКО. Религия и русский народ
Валерий СКРИПКО

Валерий СКРИПКО. УЗКИЙ ПУТЬ В ИГОЛЬНОЕ УШКО. Религия и русский народ

 

Валерий СКРИПКО

УЗКИЙ ПУТЬ В ИГОЛЬНОЕ УШКО

Русский народ и религия

 

Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное.

Евангелие от Матфея

Был такой удивительный православный человек, иркутский купец-золотопромышленник Иннокентий Михайлович Сибиряков. Этот сорокалетний миллиардер в начале двадцатого века закончил свой жизненный путь на Афоне схимонахом, построив у Святой Горы удивительный храм на свои пожертвования, исчисляемые миллионами рублей. В книгах о духовных подвигах монахов можно найти утверждения, что мощи его – нетленны!

Всё у нас было в истории Православия, в том числе удивительные подвиги и достижения. Но о них мы до сих по знаем непростительно мало! У нас не хватает общего духовного пространства. Самые чуткие воцерковленные люди это чувствуют. На интернет-сайтах, в журналах и в книгах – всё чаще поднимается тема укрепления единства прихожан Русской Православной церкви. Нашу разобщённость отмечают многие авторы.

Пытаясь понять причины нынешнего духовного кризиса верующих людей, я вдруг вспомнил о книге Вячеслава Улыбина «Яко ад сокрушился», из которой в своё время выписал несколько цитат. Перечитывая их позже, после знакомства со справочной информацией в интернете, я вдруг подумал, что нашу разобщённость мы часто усугубляем сами, кто сознательно, а кто по незнанию искажая истинную картину утверждения Православия среди нашего народа на протяжении всей его истории!

В начале 2000-х годов издания, подобные книге Улыбина «Яко ад сокрушился» довольно часто стали появляться на полках церковных библиотек. Поступала литература подобного содержания и в обычные муниципальные городские библиотеки. В этих книгах наряду с очень интересными фактами публиковалась информация, которая вызывала чувство уныния и печали.

Вот что пишет Вячеслав Улыбин: «Почти все люди тогдашнего высшего общества – питомцы ХVIII века при обращении своём к вере имели обыкновение примыкать не к православию, на которое смотрели свысока, как на веру исключительно простонародную, а к аристократическому блестящему католичеству, а еще чаще к бездогматному, мнимо возвышенному и модному тогда по всей Европе мистицизму, который позволял им верить во всё и ни во что».

Нарисована довольно мрачная картина. Пытаясь понять, сколько здесь реальных фактов, а сколько намеренного сгущения красок, я занялся интернет-поисками данных о количестве католиков среди граждан России в означенном 18-м веке. Оказалось, что «при Петре Первом в стране впервые появились католические церкви и монастыри; в 1694 году соратник и близкий друг Петра I Патрик Гордон добился разрешения на строительство в Москве деревянной католической часовни в Немецкой слободе. Она была построена в 1698 году, но уже в 1705 году сгорела».

Ну сгорела и сгорела – на то Божья воля! Остался вопрос к автору книги: а где же тогда молились «почти все люди тогдашнего высшего общества России», которых он записал в католики? Очевидно, такое «обобщение» Улыбина рассчитано на читателя, который не имеет под рукой компьютера с интернетом. Но зачем всё подано так беспросветно? Факт за фактом, книга за книгой. Везде «мрачность» словно специально кем-то организована и отрежиссирована.

Судя по регулярности поступлений, сотни подобных книг разосланы по церковным библиотекам с целью доказать бессилие православия в попытках воцерковления большинства. То попадутся на глаза «откровения» священника о том, что наша церковь никакого отношения к христианству не имеет; то издадут книгу, казалось бы, известного русского святителя, но который вдруг делает жуткие заявления, полные отчаяния и безнадёги!

Добавляют уныния изданные отдельными книгами жизнеописания мытарств истинно верующих прихожан девятнадцатого века. У меня сохранился небольшой конспект одного такого повествования, где рассказывается о том, как возрождали многие храмы и монастыри княгиня Орлова-Чесменская вместе с наставником – отцом Фотием. Так вот, со своими благотворительными акциями они смотрелись на фоне российского светского общества одинокими «донкихотами» среди «мельниц»-сплетен! Княгиня пожертвовала на нужды православной церкви два миллиона 184 тысячи серебряных рублей. Ну и что? В «высшем свете» никто этот подвиг по достоинству не оценил. В петербургских салонах долго была популярной эпиграмма о том, что княгиня Орлова душой принадлежала Богу, «а грешной плотию – архимандриту Фотию». При этом на лицах слушающих эпиграмму гостей с большой долей вероятности играла «вольтеровская улыбка» людей, которые ничего в этой жизни не считают святым!

Да, всё это имело место быть! Да, наши дворяне были плохие христиане. Но в конце 18-века их было чуть больше четырёх процентов от общего числа российского населения, а крестьян – большинство. Многие из тружеников полей, ремесленников, даже купцов относились к Православию совсем иначе. В городских библиотеках можно найти современные переиздания старых книг 19-го века о семействах ямщиков, которые провожали своего кормильца в дальнюю дорогу и всей семьёй молились вечером перед иконами и зажжёнными свечами. Это был целый ритуал, исполняемый с искренним благоговением.

Есть издания с описанием православных обрядов и праздников, которые проводились на Руси в самых разных краях и областях. Но обобщать и пропагандировать эти проявления неповторимой русской духовной цивилизации никто не собирается. Это не выгодно рыночным «российским» хозяевам и не приветствуется их идеологами.

 Нынешние историки и публицисты (особенно из либеральной части интеллигенции), да и писатели тоже, часто любят всех нас «тыкать носом» в очевидные факты не христианского образа жизни большинства представителей нашей российской элиты в течение всех предшествующих веков. Книг, подобных повествованию о ямщиках, они не замечают. «Рыночные» по идеологии издательства не жалеют денег и типографской краски на издание книг-исследований, подтверждающих никчёмность, безверие и безответственное отношение к жизни образованных российских дворян и купцов. Авторы подобных разоблачительных книг констатируют, что «каждую неделю вся Российская империя (через газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости») извещалась, что такие-то господа – банкроты. Они не в состоянии или не хотят платить того, что заняли. Занятое либо проиграно, проезжено, прожито, проедено, пропито или раздарено». Но, скорее всего, «раздарено» не в целях благотворительности. Разумеется, назвать таких «ветреных» людей православными христианами – язык не повернётся. Вместо помощи бедным – целые состояния проигрывались в карты и «проедались»!

Есть книги, где описываются нравы столичных ресторанов, например, 1846-года, где богачи тратили за один вечер с шансонетками десятки тысяч рублей. Авторы при этом отмечают, что лошадь в те времена стоила три рубля. И на потраченные деньги можно было купить целую кавалерийскую армию.

После отмены крепостного права, получив хорошую компенсацию от государства за крестьян, «дворянство не стало вкладывать полученные деньги в обустройство России, а предпочло расточительно потребить их за её пределами».

Современные либералы, например, подметили то, что наше старшее поколение российских читателей никогда не замечало, а именно: значительное число дворян – героев романа «Война и мир» – на грани банкротства. В самом деле, как главе семейства Ростовых не возжелать «сильной руки» царя или какого-нибудь диктатора, потому что он привык проводить время в светских развлечениях среди многочисленных гостей, не заботясь о последствиях чрезмерных расходов на балы и праздники!

Об отрицательных качествах русского дворянства намеренно говорили и писали часто и много. Как будто этот социальный слой в несколько тысяч человек был самым многочисленным. На самом деле, наибольшее развитие православные черты менталитета русского получили в крестьянской среде и среди купечества. Согласно переписи 1897-го года сельское население нашей страны составляло 86 процентов. В нём было достаточно много людей, о которых великий святитель Игнатий Брянчанинов писал: «У нас в России люди более православны по чувству сердца, нежели по умственному убеждению».

 В реальной жизни России частым явлением было «романтическое», то есть далеко не западное отношение к богатству представителей привилегированных классов. Не зря современные либералы упрекают наших потомственных дворян в том, что из-за них мы так и не обрели капиталистическую Россию, потому что наше русское образованное сообщество отличало «неприятие буржуазных ценностей и личной ответственности». Поэтому «русский интеллигент легко воспринял идею всепроникающего вмешательства государства во все сферы жизни общества – от снабжения населения продовольствием и топливом до государственного диктата в сфере культуры».

В общем, народ не захотел сменить свою русскую ментальность на западную под «чутким руководством» либералов, мыслящих совсем другими категориями по своему рождению или воспитанию. А так им хотелось это осуществить, чтобы потом извлечь личную выгоду из своего «правильного», очень рационального отношения к жизни. Ведь тогда потомки флорентийских купцов станут безраздельными хозяевами мира!

Но переделать натуру народа с другим менталитетом – даже хитроумным «европейцам» не под силу! Ибо предлагают они иные ценности, больше умственные. Но не может человек с русской натурой в большинстве своём так скучно жить. Были бы дворяне, в том числе и глава семейства Ростовых, как пушкинский скупой рыцарь, весь стиль и образ жизни семейств был бы иным. И страна была бы иная.

Но у нас своя миссия! Может быть, мы вольёмся во всемирное универсальное сообщество, но придём мы к нему своим путём, и только тогда будем процветающими, когда максимально используем лучшие черты своего менталитета.

Но с 90-х годов и по сей день вся история России либеральными хозяевами СМИ сознательно подаётся российским гражданам таким образом, чтобы все наши недостатки выглядели как национальное бедствие, как следствие отказа от европейского рационализма.

Какой-то поворот к позитиву наметился у нас только в конце двухтысячных годов. И потрудились здесь издания, для которых Православие не помеха предпринимательству, а одна из самых эффективных форм нравственного воспитания настоящего труженика, будь то крестьянин или купец.

Только в 2017-м году появляется серьёзная творческая работа Л.Н. Жуковой и О.Г. Жуковой «Русское купечество. Гении дела и творцы истории», из которой очевидно, что наши купцы создали промышленность России и выступили основными «инвесторами» при строительстве и реконструкции православных храмов и церквей.

 Но таких книг, как и статей, в периодике еще очень мало.

Социальная болезнь под названием «потребительство» в обеспеченных слоях российского общества продолжает прогрессировать. Рациональный Запад по-прежнему кажется им лидером мировой цивилизации. Хотя еще в двадцатом веке знаменитые социологи своего времени Арнольд Тойнби и Питирим Сорокин предупреждали, «что евро-американская культурная система в своём развитии вступила в цинично-чувственную стихию (чему… способствует продолжающаяся экспансия технологий), за которой неминуемо должно наступить возрождение религиозности, которое, порою, будет принимать болезненный и даже жестокий характер».

Но когда еще будет это возрождение? Неизвестно! А пока, словно шлюпки в волнах урагана, увлечённые «экспансией технологий» и возросшим от этой экспансии разнообразием «ассортимента» потребления, несутся привилегированные классы России прямо антихристу в пасть!

По прогнозу Тойнби и Сорокина, в сознании этих пресыщенных земными благами слоёв населения должен проснуться отличный от животного инстинкта более мощный инстинкт духовного самосохранения. Вдруг придёт откровение, что нет ничего на свете важнее того, чтобы сохранить душу для вечности! И так страшно всем станет от осознания, что очень просто это вечное счастье можно потерять!

==================================

В статье использованы цитаты из книг: Вячеслава Улыбина «Яко ад сокрушился», Елены Чирковой «От золотого тельца до золотого телёнка», Игнатия Брянчанинов «Письма о подвижнической жизни».

 

Комментарии

Комментарий #22623 04.01.2020 в 21:28

Добрая статья!