ФОРУМ / Вячеслав МЕДУШЕВСКИЙ. ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА: УПРАВЛЕНИЕ ПО СМЫСЛАМ. Выступление на секции ВРНС «Сбережение народа и современная культура»
Вячеслав МЕДУШЕВСКИЙ

Вячеслав МЕДУШЕВСКИЙ. ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА: УПРАВЛЕНИЕ ПО СМЫСЛАМ. Выступление на секции ВРНС «Сбережение народа и современная культура»

 

Вячеслав МЕДУШЕВСКИЙ

ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА: УПРАВЛЕНИЕ ПО СМЫСЛАМ

Выступление на секции «Сбережение народа и современная культура» Русского народного собора

 

Говорим о сбережении народа — а он вымирает. Фактов мириады, а как выстроить в дело? Проблема! Найти б ключ к решению! Здесь пафос моего выступления. Нужна концепция, в которой множество фактов вытекало бы из Одного, в котором все становится прозрачным. Притом это Одно — не один лишь взгляд ума в свете истины, но и один поворот рычага воли.[1]

О глобальном кризисе человечества говорить излишне: он очевиден, и предреченные в Апокалипсисе потрясения стучатся в дверь. Идеология победившего либерализма наизнанку вывернула все, что можно, в первую очередь образование и воспитание детей. Однако до дня всемирной жатвы опускать руки и отказываться от вдохновений Духа мы не вправе.

Надо назначить ответственного за деградацию человечества и разложение жизни на земле. Это не человек, не организация, а упомянутая идеология либерализма. К ней приложил руку номинализм схоластов, надменное cogito ergo sum картезианства, философия Запада. А за сценой истории прячется дьявол. На него прямо указал Христос древним либералистам: «Ваш отец дьявол» (Ин. 8:44). Они не захотели принять божественную свободу в истине, красоте, любви, благоволении. Их либерализм вырос из трещины меж Богом и людьми. «Мою свободу не тронь» — это и есть узаконенная ими трещина. «Чем бы я хотела быть? Небывало огромной трещиной!» — говорит в побасенке Чапека трещинка в стене. Всемирная растресканность бытия есть следствие исходной ошибки. Из трещины не выстроить ничего. Люди не вняли остережению апостола Павла: «Блюдите, како опасно ходите» (и далее о рыкающем дьяволе по тексту Послания). В духовной невнимательности — ошибка живущего поколения землян.

Как избавиться от лярвы либерализма? Выбравшись из трещины, узрев корни болезни отщепенства, несовместимой с жизнью, — необходимо увидеть и пути исправления.

В сфере образования надо понять главное: оно неотделимо от состояния общества. Если вокруг жажда бессмысленности, увеселений, стяжательства и прочих проявлений богоборческого малодушия — откуда взяться и пафосу образования? От бессмысленности человек сходит с ума, человечество теряет волю к продолжению бытия, творит безумства. Бедствия великого апокалиптического времени становятся острой необходимостью, если не захотим действенно покаяться.

Если состояние образования и состояние общества — одно, то и решать проблемы надо в едином ключе в рамках того, что я предлагаю называть фундаментальной педагогикой.[2] Она есть дело воспитания человечества всем строем жизни во всех без исключения ее сферах: в духе власти и политики, в духе экономики, духе армии, духе СМИ, морали, в чистоте языка и языков искусства, в науке, в нормах общения людей и народов. Дух жизни — вертикальное измерение бытия. Он поднимал, просвещал и преображал все «горизонтальные» отношения на земле.

Принципиальных препятствий для одухотворения современной жизни нет. И не решаемых задач для Духа тоже нет.[3] Христианство — безмерность. Человечество ныне — миллиарды человек, усложнилось управление, науки приводят в недоумение невероятными открытиями, немыслимо развились технологии. Новая, уникальная ситуация истории! — Она нуждается в осмыслении.

В ХХ веке на Западе в соответствии с потребностями стремительно развилась наука процессного управления. Предмет управления в ней не имеет значения. Им может быть предприятие, страна, мир, любая сфера деятельности.

В чем ее отличие от традиционного метода управления (который не отменяется)? Просится сравнение с языком и речью: язык разлагает на элементы, речь строит. Вербальный язык — лексика, морфология, синтаксис… В языке управления — отрасли с управляющими ими министерствами, в управлении вузом — ректорат, канцелярия, бухгалтерия, кафедры, деканаты. Речь строит осмысленную управленческую фразу. Например: как увеличить в Германии интерес к современной классической музыке, как курящую Америку сделать некурящей? Как скрытым образом разложить неугодные страны, чтобы жизнь в них портилась незаметно, как бы сама по себе, словно от какой-то недиагностируемой болезни?[4] К выбранной цели подключаются все стороны бытия. Жизнь ведь целостна, а не атомарна. Соответственно и управляющие воздействия должны быть столь же цельными — до голографичности, чтобы единая цель звучала во всех мельчайших частностях.

И вот мы — пред главным, вершинным вопросом процессного управления: сама высшая цель-то какова? Какую блаженную строительную фразу произнести? Управленцы без «направленцев» заведут человечество в смертельные тупики (Лк. 6:39). Либералам тупики невидимы, верные пути неведомы, их направление губительно. По слову Христа, от избытка сердца глаголют уста, а в сокровищнице сердца — сокровище доброе или злое. Поскольку в глубине либералистической мысли сокровище злое, тьма диавольская, — то именно по причине светобоязни свет истины и не может просиять в ней.

Не дойдя до смысловой вершины, ученые в сфере процессного управления открыли все же нечто полезное и назвали это управлением по ценностям. Открытие принесло добрые результаты,[5] потому что люди больше идеологии, и в их сердцах живет еще свет добра.

Но для светозарной теории управления ценностей мало. Вопрос направления — центральный для нее. А как же тезис о независимости теории от предмета? Противоречия нет. Разве мир целей хаотичен, а не бесконечно системен? Не видеть огненной иерархии смыслов могут только слепцы или поклонники случая (как говорят, бога дураков). По специальности «Анализ музыки» моим студентам приходится непрестанно удостоверяться в том, что шедевр и гениальное исполнение выстроены в чудо вовсе не детерминистски «слева» по логике механистической причинности. Нет! — по логике аристотелевской конечной причины — великого смысла. А почему так устроен шедевр? Отвечаю дивными словами Платона: «потому что так устроено все, так устроена мировая душа»! Так устроено время. На всех его масштабных уровнях оно самоподобно. Анализировать глобальный смысловой квант истории, логику смен стилевых эпох или устроение мельчайшей смысловой цезуры в исполнении гениального музыканта — одно. Царство смыслов — Царствие Божие, в которое летит стрела времени, и бредни либералистов ей не помеха. Удивляться царству смыслов в музыке не приходится. Ведь последняя ее цель (по Баху) — «служение славе Божией и освежение духа». Красота славы Божией пламенеет восторгом во всех регистрах души и во всех средствах музыки. По слову Бетховена «музыка есть откровение, более высокое, чем мудрость и философия». Потому-то музыка и была всегда в центре образовательных дисциплин. По мысли Платона, стоит поменяться тону музыки, как в мгновение ока меняются все важнейшие государственные и политические установления. Разве не так? Не выводится ли очевиднейшим образом либералистическое управление из интонации размазанной попсы? И вот для чего Китаю миллионы пианистов (и соответственно финансирование далеко не по остаточному принципу): в соответствии с доктриной Конфуция исполнением музыки христианской цивилизации они поднимают дух страны. Китайский иероглиф «лин» (дух) читается сверху вниз, начиная от Неба (с которого в понимании китайцев нисходит все благое, совершенное, доброе, прекрасное, справедливое) до конечного смысла «производящее чудо». Когда студенты доходят до истины музыки, дар чудотворения пробивается и в них. По Рахманинову, исполнитель не вправе выйти на сцену без чувства миссии (посланничества, по-гречески апостольства). А вправе ли выйти мертвый человек на поприще управленчества?! В конфуцианском Китае чиновники проходили испытания в Палате музыки. Мертвых людей, не чувствующих горения истины в душе, допускать до управления страной нельзя! Понимают ли либералисты, что натворили в истории человечества, влив в жизнь общества, а прежде в воспитание детей, свою мертвость?

По апостолу Павлу, управление есть дар Святого Духа. А там, в вышине, — иные категории, духовные. Любовь, красота, блаженство чистоты, благородная отвага жизни — не просто ценности, а само бытие: горение духа творчески подъемной жизни в стране и мире.

А какие такие ценности в идеологии либерализма? Дьявольски истолкованная свобода? Безответственный индивидуализм, стяжательство, жизнь в кредит с финансовыми пирамидами и раздуванием пузырей, безумие развлечений, маскирующих сосущую пустоту бесцельности существования на земле? Это гниль. Ценности истинные — то, что хорошо в очах Божиих. Если мы принимаем взгляд Божий на все, то это называется богомудрием (оно заповедано нам). Дьявол же изобрел принцип самостного смотрения себя, твари, а не Творца, на все. Самостных же и действий в мире. Так стал аутистом, отщепенцем, оторвой от Бога, соблазнил изобретенным подходом Еву, — и это называется ныне (со времен Канта) мировоззрением. Либерализм с его богоборческим пониманием свободы — следствие и сторона мировоззрения.

Что есть мировоззрение по онтологическому статусу? Раз Бог его не сотворял, Духом Святым не утверждал, то оно не более, чем иллюзия. Истина же (то, что есть, сущее всеединое) — только то, что от Бога и в Боге, а ложь вечного Царствия не наследует.

В содействие богомудрию Бог положил неколебимые духовные законы жизни и сияющий смысл бытия в вышине: всем предложено стать богами по благодати в блаженном единении с Ним.

В воле богомудрие отзывается благоволением и добродетелью (в то время как от мировоззрения исходят злодеяния: Каин, убив по зависти Авеля, положил начало братоубийственным войнам на земле, Ирод истребил 14 тысяч младенцев, современные женщины истребляют утробных младенцев миллионы, дабы те не угрожали удовольствиям жизни, и получают печать искаженной психики убийц).

А в богомудром сердце что? «Те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5): то есть сострадательная и жертвенная любовь. Овеянная красотой и вышней радостью, она нестерпимо жгуча для тьмы.

Россия, горящая жаждой всемирной соборности в Боге и доброго согласия людей и народов, в своей истории часто ошибалась, но всегда возвращалась к ключевой идее своего и всечеловеческого бытия.

Слово «смысл» — ближе и понятнее для Русской цивилизации, чем ценности. Те как журавль в небе, их можно принимать или не принимать. Но бессмысленность — хуже смерти. Навсегда выбрать ужас богооставленности вне блаженного Царствия, свет которого долетает до нас в шедеврах музыки? — для этого нужно поистине сойти с ума Божественного и человеческого на безумный ум дьявольский.

Идеология либерализма накрыла мир и Россию. Призвание России — освободить землю от цепей либерализма, оковавших ум, волю, сердце. Да собственно это уже и происходит: отважный президент страны первым из глав государств в мире провозгласил падение этой самой смрадной вавилонской башни истории. Таков масштаб русской мысли! Грохота падения пока не слышно, но буря поднялась в стане мирового либерализма.[6] Призыв к всемирному покаянию (возвращению к осмысленному бытию в Боге) не случайно вышел и выйдет из России.

Это ее глубинное слово, которое она исконно носит в себе. «Во всем ищите великого смысла», — советовал св. Нектарий Оптинский. «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу», — взывает, обращаясь к жизни, Пушкин. «Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его» — лейтмотив писаний святого Силуана Афонского, из русских крестьян. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (Пастернак). «Без истины мне стыдно жить», — признается главный герой «Котлована» Андрея Платонова. «Чувство совести — вот что русская культура дала миру» (Георгий Свиридов). «Россия уходит на небо — попробуй ее удержи!» (Николай Зиновьев). Статистически темп русской музыки ближе к полюсу adagio, нежели к vivace — так действует притяжение цивилизации к смысловой глубине. Русские протяжные (или долгие) песни — едва ли не самые медленные в фольклорной музыке народов мира. Народ-правдолюбец… Вот и первая русская конституция носила имя Ярославовой Правды. А чудные пословицы народа? Не в силе Бог, а в правде. Кто добро творит, того Бог благословит. В небо приходящим отказу не бывает. Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом. Жить — Богу служить. Любящих и Бог любит. Не стоит город без святого, селение без праведника. С Богом пойдешь — добрый путь найдешь. Вот она, глубина русской цивилизации, влекущая к себе народы.

Исходя из объективной потребности человечества в Боге, вершинному методу процессного управления целесообразно дать соответствующее название: управление по смыслу.

Русское слово «смысл» (этимологически со-мыслъ, единая совокупная мысль) отвечает глубине греческого слова Логос (от лего — собираю). Все течет и изменяется, но гераклитовский Логос-Смысл никуда не течет и не изменяется. У Него есть имя, ибо Логос — это не что, а Кто. Его именем спасется Земля.

Бог хочет дать свое бытие, свое Царство всем — хотели б того и мы! Это ключевая проблема фундаментальной педагогики человечества. И тогда первая же ее управленческая фраза должна ответить на главный вопрос: что нужно делать, чтобы одухотворилась жизнь и сфера образования в ней?

Так фундаментально, в направлении от генерального смысла бытия к конкретным задачам жизни, науки и искусства, необходимо выстраивать концепцию фундаментальной педагогики.

Задача первоочередная для страны и мира! Заниматься художественной штопкой дырочек в костюме бессмысленно, если он стал рухлядью. Глупо полемизировать по второстепенным моментам. Нелепости ЕГЭ, тестовой системы обучения, разрушающей цельность умного видения, болонский процесс, чудовищные ФОСы, формализмы и прочие раздражающие вещи — частности. Критиковать во тьме невидения — абсурд. Но одного взгляда совести достаточно, чтобы нелепости отпали без промедления, и за прозрением последовало дело.

России вверена драгоценность веры. «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:12).

Что ответим? Не дело бежать нам от грандиозного взрыва новизны. Творческий консерватизм — не консервация. Красоту, сиянье славы Божией, невозможно хранить как вещь в кладовке. Хранить её можно, лишь творчески преображаясь ею и преображая мир. Энергией восхищения осваиваются новейшие обстоятельства жизни. Ничто не мешает нашей стране стать средоточием славы Божией, заняв лидирующие позиции в мире. Не прихоть это, а ответственность. Кому много дано, с того больше спросится. Суд Божий начнется с дома Божия (1 Пет. 4:17).

По слову Феофана Затворника, за две тысячи лет дьявол напридумывал много лжи, ей надо дать отпор. Пафос разоблачения неотделим от пафоса созидания. Кризис по-гречески суд, критика — способность суждения. Суд дает шанс обновления жизни Духом. «Западом наказывал и накажет нас Господь», — пророчествовал святитель Феофан.

Церковное понимание слова «наказание» отлично от примитивно современного. «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Русские люди мгновенно схватили вышний смысл ига как наказания за отпадение от призвания любви и междоусобные распри, ибо наказание — ради исправления. И когда просиял в России Сергий Радонежский с семьюдесятью своими святыми учениками, сила Орды стремительно пошла на убыль, Святая Русь восстала из пепла птицей Фениксом. Цель наказания-научения была выполнена. После испытания нашествием Наполеона «со двунадесятью языками» объединенной им Европы даровал Господь России сонм гениев во всех областях жизни — наступил золотой век русской культуры. Великая отечественная война началась в переходящий праздник всех святых, в России просиявших. Героический подвиг народа вознагражден новым возлетом России. Разителен контраст нашего вдохновенного шестидесятничества и шестидесятых годов Запада (сексуальная революция, психоделический рок, взрыв абортов, стремительная депопуляция и старение коренного населения с неминуемым заселением территории молодыми работоспособными выходцами из мусульманских стран). «Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор. 8:5). Учение продолжается.

За принятый в сердце либерализм жестоко страдает мир и Россия. Для нее под вопрос было поставлено само ее существование. Если по ее почину мир взыщет избавления от диктатуры либерализма, незамедлительно последует и помощь свыше.

Последние времена истории небывало плодотворны. Как в музыкальном произведении все линии развития к концу проясняются, открывая общий смысл, так и в истории становятся отчетливо видимыми линии апостасии.

Перед Россией стоит задача осмыслить печальный путь иссушения человека и его гуманитарных наук, связанный с отказом от векторно-энергийного понимания бытия.[7] Дошли ведь до того, что даже и имя Божие имяборцы в 1913 году поняли семиотически, как некоторое обозначение, вне силы действия его в нас; за это кощунство разгромленный Афон предрек стране неминуемые беды, тут же и воспоследствовавшие. Святые отцы душу определяли как единую многоспособную силу, пользующуюся телом как орудием. Соответственно и все творения культуры ощущались энергийно. Энергийно понималось слово. Энергия измеряется работой по перестройке логистикона — понимающей и желательной способности человека. «Блаженны нищие — духом» — эти слова способны преобразить все на свете. Уйдет дух мировоззренческой самости — войдет Дух вышней жизни.

Возвращение от скалярной к энергийной трактовке явлений культуры и жизни, в том числе и педагогики, — условие действенного покаяния страны и мира. От энергии восходим к синергии (соработничества), понятию, идущему от апостола Павла. Синергия, сплетение наших инициальных энергий искания с подхватывающими энергиями благодати, несет в себе живое объяснение красоты, которой должна полниться жизнь, в том числе и сфера педагогики.

Язык синергии разом охватывает все сферы бытия. Какая разница — раскрывать ли синергию вопрошаний и откровений, священного трепета и дерзновений, надежды и ободрений, усилий и окрылений в фактуре высокой музыки или в партитуре социального бытия? Упомянутые вещие слова президента о конце либерализма, красота дивных поступков людей, всякое налаженное новаторское производство — элементы вселенской партитуры. Пока не сложились они в устойчивые линии развития. Не действует закон голографического умножения синергии в резонансных откликах всех сторон жизни (чудно работал он в цивилизации античной Греции, чем и объясняется возврастание ее культуры в совершенстве; одна клятва эфеба чего стоит: не оставить отечество в прежнем положении, но сделать его лучше).

Очень не хватает нам соборного порыва к небесному совершенству! Видеть страну в перспективе будущего — необходимость. Без того мы мертвы. От назойливого обсасывания сиюминутной дребедени человек мельчает. Мир страдает от бессмыслицы.

Кто ответит на сокровенные надежды Земли? Россия жива памятью о будущем, мысль ее о грядущей вечности. Ее слово пророчественно прозвучит в самые трудные и важные времена истории. Не вправе она уклониться от призвания к духоподъемному бытию. Долг ложится на наши плечи в надежде на наших детей и внуков, которым передадим заветы предков.

 


[1] Вместе с озарением сердца это один логосный кубит бытия (см. мою статью Первожест музыки и бытия).

[2] См., например: В.Медушевский. К концепции фундаментальной педагогики. //Традиции и новаторство: где искать человека? Материалы регионального этапа XXIV международных рождественских чтений: «Традиция и новация: культуру, общество, личность». // Волгоград – Урюпинск – Михайловка. 5-6 ноября 2015 г. / Волгоград, 2016. 296 с. С. 37-56.

[3] Самострой рая на Земле исключен по причине богодарованной нам свободы определять себя и свою судьбу в вечности. Загнать насильно в рай невозможно. Историю Христос уподобил полю с совместным произрастанием пшеницы и плевел. Соблазны придут, но горе тем, через кого придут. В их числе и попустители — те, кто видя соблазны, плюет на судьбы ближних. Для всех профессий, для всех людей найдется дело, и помощь Божия им не имеет пределов, ибо «не мерою дает Бог Духа».

[4] Увы, это тоже — во власти процессного управления. Задача тайно истребляемых стран  — внимательно услышать извне сказанное, запустить диагностику, высказать защитную управленческую фразу. Цветную революцию 90-годов в СССР мы не осмыслили до сих пор, а в КНР существуют научно-исследовательские институты нашей, потрясшей весь мир «перестройки» — дабы не допустить разложения и своей страны, великого Китая. Ибо патриотизм государства — отнюдь не прихоть, а моральный долг, священная обязанность, совестливая ответственность перед отцами, пред тысячелетиями истории,  начиная от великих мудрецов, предложивших способ иероглифической записи мыслей. Если б христианская цивилизация с таким прилежанием вглядывалась в Евангелие, с каким китайские дети рисуют иероглифы, впитывая их глубокий смысл!

[5] См., например: В. Медушевский. О сердцевине христианской социальной педагогики. – Экономические стратегии, 2008, № 5-6, с.156-158. Есть в Интернете: http://www.inesnet.ru/article/o-serdcevine-xristianskoj-socialnoj-pedagogiki/

[6] «Тот, кто говорит, что либеральная демократия устарела, также утверждает, что устарели свободы, устарело верховенство права и устарели права человека» (Дональд Туск), Иезуитское лукавство! Устарели не свободы, а их бесовские выверты, не верховенство права, а глумление неправедного права над правдой бытия, насилие над совестью.

[7] Подробно этот исторический процесс иссушения и возможности возвращения к языку жизни рассмотрен в моей статье «Адекватен ли язык науки природе культуры» в сб. «Искусствознание: наука, опыт, просвещение» (М., 2018, с. 455–476). Есть в интернете https://www.musnotes.com/v-v-medushevsky/Science-language/

Комментарии

Комментарий #23384 26.02.2020 в 16:13

Благослови вас Бог! Ваша статья меня просто спасла. Веду Закон Божий в воскресной школе. А по сути всё больше сражаюсь с бреднями либералистов в детских головах.

Комментарий #21068 01.11.2019 в 06:22

"Дух жизни — вертикальное измерение бытия. Он поднимал, просвещал и преображал все «горизонтальные» отношения на земле." - Здорово сказано!! Вторая тема на сегодня, что напомнила собственные же строки: "Но если всё же приземлиться, то - в землю лечь" и оказалась созвучна подразумеваемому мною "азарту": "Очень не хватает нам соборного порыва к небесному совершенству!" Интересный расклад. Наталья Радостева

Комментарий #21062 31.10.2019 в 23:45

БРАВО! БРАВО, ПРОФЕССОР!!! Умница! Так глубоко постигнуть проблему, и выдать её наипростейшее решение! БЛЕСТЯЩЕ!