ПОЭЗИЯ / Виталий МУХИН. ОТ КРАЯ ДО КРАЯ. Стихи
Виталий МУХИН

Виталий МУХИН. ОТ КРАЯ ДО КРАЯ. Стихи

 

Виталий МУХИН

ОТ КРАЯ ДО КРАЯ

 

ОТ КРАЯ ДО КРАЯ

Грянет ли гром за холодным окном,

молния в сон ли ворвётся, пугая,

иль зашатает могучий перрон ‒

эй, братаны! ‒ до гудка ли, до края

скользкой платформы?.. А, может, земли?

– Пропасть как пропасть. Слабо перепрыгнуть?!

Плачут гармони во весь свой зенит,

мехи до Кушки экватором выгнув.

А там пересылка… Да там первый бой

голосом страшным орёт понарошку!..

Ляжем-поднимемся – нам не впервой

играть в неваляшку и даже в матрёшку.

– Мама!..

– Ты что?

                 «А тут всё нормалёк,

кормят отлично. Сержанты – что надо»…

Штемпель почтовый, а сам-то сынок

месяц как в клочья разорван снарядом.

Грянет ли гром… А чевой-т он шумит

рано пред зорями, спать нам мешая?

 

– Почта торопится, почта спешит

от рая до края… До самого края.

 

ЖУРАВЛИ

Пустое утро пасмурного дня,

а на дворе ледком уже запахло,

и над равниной низенькой и чахлой

вожак свою колонию поднял.
И – с мягкой кочки прыгнув в небеса, 

и – молодняк на случай примечая,

он полетел, поплыл, крылом качая,
и дрогнули у стаи голоса:
«Курлы-курлы…»

 

А мы бежим, скорей за ней бежим –

нам, босотве ленд-лиза, непонятно,

зачем вожак поворотил обратно,

идёт на нас вдоль высохшей межи.

Идёт на нас. И плачет. Боже мой!
Мы пятимся растерянно к забору,
а караван кольцом взмывает в гору.

«Курлы-курлы» несётся над землёй

сквозь заполошно-рваное «динь-дон»…

Динь-дон, динь-дон...

В каком-то гибельно-червонном озаренье.

Динь-дон, динь-дон, динь-дон, динь-дон!..

Через войну –

                      и через мой детдом,
парящий над вселенским разореньем.

От ранних звёзд рабфаковской Москвы.
До рудников и вышек лагспецстроя…

Давно ль они позаросли травою?!
А всё туманней их рубцы и швы,

всё дальше,

                  выше чёрные следы…
Ах, пахари воздушной борозды!
Ах, журавли! Чего без вас я стою?

Я – человек, покуда в небе вы.

1974

 

ДЖЕЛАЛАБАДСКАЯ БАЛЛАДА

 

1.

Ты верни меня, память, назад

в город-зной, в город-сон, в город-сад.

Алыча там цветёт круглый год,

птица-рыба на пальме живёт,

и меж сопок земли и небес

катит волны Дарунтская ГЭС[1].

 

2.

А ещё поутру там мулла

говорит всему миру: «Алла!..».

– Аладдин! – это эхо в горах

на зелёных гарцует лугах:

вот он!.. Вот он, джигитам пример –

воин Господа, франт, офицер.

 

3.

Там за речкой, спадёт только зной,

он ведёт караван с наркотой,

ну а здесь он для всех – шурави,

вместе с нами поёт «Журавли».

И летят журавли, вот летят! –

как вертушки, на алый закат.

 

4.

Мы летим и поём в темноте

на незримой для мин высоте.

Сердце бьётся с волненьем в груди:

да неужто война позади

и всем в дембель?! Неужто домой

я вернусь неприлично живой?

 

5.

И награды, что надо, – горят!

Краше – в гроб, иль в Москву на парад.

Всхлипнет мама и чуть ли не в рёв:

– Ведь писал же, что цел и здоров.

Я ей слёзы тихонько утру:

– Мама-мама… Не стой на ветру.

 

6.

Ну, конечно, я жив и здоров,

как сто сорок армейских козлов.

Каждый Рембо в стрельбе превзойдёт,

а Джеймс-Бонду и морду набьет.

Не согласна дыра в рукаве?

А плевать – заросла ж в голове.

 

7.

– Так-так-так… Говоришь, не болит?

– Где болит, пусть майора свербит!

– Ну, тому-то по всё трын-трава,

замполит у него голова.

 

Голова ты моя, голова,

куда ж делась твоя голова?

 

8.

Покатилась отважная с плеч

упрежь всех в поминальную речь,

по дороге сыграла в футбол:

прыг-прыг-прыг и скорее на кол

взгромоздилась: «Ура! Исполать!..

Что такое? Ни зги не видать».

 

9.

Свет включили. В ногах – гул винтов

и бетонка в коросте бинтов

поперёк горизонта ума,

слева – дурка, а справа – тюрьма,

а в конце – то ли взрыв, то ли сад…

Что уставился в точку, солдат?

 

10.

Вот жена, рядом с нею малец –

незаживший на сердце рубец.

И ждала, и любовь берегла,

а потом вдруг… к другому ушла.

Впрочем, что нам ли о том поминать –

и пустые бутылки считать?

 

11.

От Кремля до Китайской стены

свет без света, вина без вины

и кровавый в полнеба закат,

и никто не вернётся назад,

если даже вернётся домой, –

только тлеющий мир за спиной.

 

12.

Только тлеющий мир в темноте

на какой-то мгновенной версте.

Кто в порталах и дырах времён

вспомнит шум наших древних знамён,

свет без света, страну без страны?.. –

Плач давно отзвеневшей струны.

 

13.

Плачь, родная! И сбудутся вновь

и страна, и война, и любовь.

Трассерами расшит небосвод,

птица-рыба о счастье поёт…

Там у царских, тяжелых ворот

положили душманы мой взвод.

 

14.

На последнего мира версте

мы лежим, как один, в темноте.

Алыча тут цвела круглый год,

а теперь и репей не растёт.

Аладдин, ты же – друг, ты мне брат,

почему нашей встрече не рад?

 

15.

Я вернулся – броня на броне,

раскалённый калаш на ремне,

крокодилы[2] дырявят закат,

осы-стингеры навстречь скользят.

Зазевался ‒ усни в темноте

на незримой для всех высоте.

 

16.

На незримой для всех высоте

мы летим, словно миф, в пустоте,

окликаем друг друга в бою:

может, свидимся как-то в раю?

 

Там и нам – всем погибшим подряд! –

светит солнце – наш Джел…

Алла!..

          Алла!..

                     Алла!..

Светит солнце – наш Джел Аллабад!

Май 1988, 1991

 

* * *

                              Анатолию Коваленко

Пришёл солдат домой с войны,

а дом – в сиянье снов и вишен,

в цветенье пёстрой тишины

стоит, высок и неподвижен –

как смысл и дрёма всех дорог,

себя вернувшая потеря…

Придёшь ли ты сюда без ног,

иль уцелевшими измеришь

понтоны через две страны

и срам, и гнев бессильной дрожи,

с виной придёшь ли, без вины –

снуют стрижи, стучат желны:

пришёл, пришёл солдат с войны!

День обещает быть хорошим.

Пришёл солдат. Пришёл с войны.

Грудь в пятаках парадной меди…

Ну что, браток, сбылись нам сны?

 

Так что же в дом войти мы медлим?

2012

 

ПРОЩАНИЕ В СЕНТЯБРЕ

Лил дождь ливмя, шатался во дворе –

то затихал, то снова бился оземь.

Они прощались в раннем сентябре,

и в сентябре прощались они позднем. 

 

– Ну ладно, – говорил он, – я пошёл,

и, замыкаясь в тягостном молчанье,

глядел в окно на долгий частокол

дождя и безысходного прощанья.

 

О чём он думал?.. И о чём она?

Каких надежд несбывшихся руины

оплакивала тоже, у окна

лицом уткнувшись в толстые гардины?

 

А за окном всё тот же ливень лил

и женщина под зонтиком бежала…

Он душу, словно дверь приотворил –

и девочка вбежала и сказала:

 

– Любимый, помнишь?..

 

– Здравствуй, светлый мой! –

очнулись скрипки юности далёкой:

Любимый, вспомни! ‒ и с такой тоской

заплакали у самого порога.

 

Да, он остался, он остался с ней.

А кто уйдёт в такой кромешный ливень?

И эта ночь продлилась много дней,

и всё-таки была других счастливей,

 

тянувшихся без радости, как дым –

всё по земле да всё куда-то за́ лес.

– Голубоокий, что же мы творим?..

Они то целовались, то прощались.

 

– Ну ладно, – говорил он, – я пошёл,

живи, как знаешь, но потом не сетуй.

Она в ответ: – Любимый, хорошо,

но, самый мудрый, впредь себе советуй. 

 

Он рассердился, побледнел лицом,

от ярости слепой изнемогая,

швырнул ей обручальное кольцо.

Она в упор глядела, не мигая.

 

Она глядела: шёл он через двор…

Она глядела – сквозь ночную стылость –

себе, ему, судьбе ли вперекор? –

пока кольцо впотьмах не закатилось.

 

Катилось всё под жизненный уклон:

угрюмый дождь в угрюмом водостоке,

на стыках слёз солдатский мой вагон

и сабельное солнце на Востоке.

 

Замкнулся круг. Сверкнуло колесо –

и затонуло в осени глубокой.

Он вспоминал любви своей лицо,

хотя и не был он голубооким.

1979

 

СОЛНЦЕ ГОНИМЫХ

                          Distinct, but distant – clear –

                                           but, oh how cold!

                                                Дж. Г. Байрон

Гонимых – солнце и всегда звезда

не спящим и уснувшим навсегда.

 

Мучительная радость прежних дней,

чем ярче ты, тем ночь моя темней.

 

Зачем, зачем в безжизненной ночи

ты, словно слёзы, льёшь свои лучи?

 

В сиянье слёз печальней нету сна:

светла, но далека, чиста…

but, oh, hоw could –

но, о как холодна!..

1814, 1981

 

ЕКАТЕРИНЕ ТАРАСОВОЙ

То не вечер колобродит

с лунным пёрышком в горсти –

о несбыточной свободе

лебедь белая грустит.

Катерина, Катерина,

лебедь белая грустит.

Зачарованная лебедь,

синь да тихая вода.

Желтый месяц блещет в небе,

плещут звёзды в неводах.

Катерина, Катерина,

только звёзды в неводах.

 

Столько звёзд! Но, видно, мало

балалаечка играла,

время в ситечко текло…

И плясала, и рыдала

да колечки примеряла.

Катерина, Катерина,

ни одно не приросло.

 

Покатились семь сердечек

по зелёному лужку.

В дальней роще вскрикнул кречет,

всхлипнул филин на суку.

Катерина, Катерина,

даже филин на суку.

Не грусти, моя царевна,

а то я сойду с ума,

разревусь на всю деревню –

вот уж будет кутерьма.

Катерина, Катерина,

это будет кутерьма!

2010

 

СЕНТЯБРЬСКИЙ СОНЕТ

                                           Леониду Губанову

А ветер гонит листья со двора

и плач гусей над опустевшей рощей.

Пора, мой друг, и нам уже пора, –

звонят, звонят, звонят колокола, –

взглянуть на мир отчаянней и проще –

и пусть дурдом, пусть прямиком на площадь

под марши бесконечного «Ура!».

Пусть звуки набирать, как номера

оглохшего, немого телефона…

Ты, как в пластинке песня, – арестован.

А кем? За что? Кому ты адресован

на выдохе последнего прогона –

как беспощадно неуместный довод

тобою же разбуженного звона.

1965

 

* * *

Нарисованный фонарь

и к нему луна

золотая. Даже в хмарь

далеко видна.

 

А под ней дугой мосты

и с вождём плакат,

за холмами монастырь

в крепости оград,

 

и в гербе колосья ржи…

Будто домино,

вдоль дороги этажи

крошечных домов.

 

Что ещё там в полумгле?

Фары пролетят,

распахнутся по земле

и опять умчат.

 

Прокричишь: «Эй, подожди!

И меня возьми!».

Глохнут только виражи

где-то там вдали.

 

Неспокойно и светло –

странность серебра.

Отсыревшею ветлой

тянет со двора.

 

В сумерках бредёт рассвет.

Ах, какой пассаж!

Ты – художник, ты – поэт,

где же твой пейзаж?

 

Потускнел, ушёл, как встарь,

в отголоски сна…

Нарисованный фонарь

и к нему луна. 

1965

 

СНЫ И СТРЕКОЗА

                                                 А.Б.

А у моей крали тонкая талия

и голубые глаза.

Солнце в прятки играет

в каштановых волосах.

 

Запах магнолий и кофе

разносится за версту,

смуглая в сумерках кожа

сияет, как на свету.

 

Ветка ли стукнет в ставень –

вспыхнет в траве роса.

Иль это лунный гравий

рассыпали небеса?

 

Тянется в сад бескрайний

стёжка из хрупких слёз…

А моей крале лайнер

снится на волнах грёз.

 

А лайнеру ‒ шумный берег,

в тенистых каштанах дом

с полуоткрытой дверью,

высоким резным окном,

звон воробьиной стаи…

 

Много ещё чудес

свой продолжают танец –

поле и луг, и лес.

 

Свой продолжают танец

баржи речной гудки…

И, осыпаясь, тают

розовые лепестки.

 

Тает звон мандолины,

лайнер в море и пляж,

куст молодой малины

и на лугу шалаш –

 

тают сны. Между нами

на цыпочках ходят сны…

А у моей крали крылья

круче морской волны.

 

Жарче струн мандолины

чуткое тело её.

А над кустом малины

дождик всё льёт и льёт:

 

 Ах, над кустом малины

губы слаще малины! 

 

Кто-то в любви сгорает,

кто-то себя бежит,

кого-то уносит лайнер,

а кто-то вообще не спит. 

 

Однажды, когда со снами

и я прощался в слезах,

облюбовала мой палец…

 

Не улетай, стрекоза!

2013

 

ЗОЛОТА НАША РУСЬ

Не бродить, не звенеть, не кружить моей родиной дивной

и с высоких холмов не глядеть, никогда не глядеть,

как в широкой степи поднимается клин журавлиный,

режет высь голубую – за ним мне уже не поспеть.

 

И порою багряной не мне провожать их подросших,

но ещё не окрепших, рискованнейших журавлят,

и не мне вместе с ними кружить над рябиновой рощей,

безутешно любя, безутешно зовя и скорбя.

Но о чем же, о чем?.. Или с дней сотворения мира

ты ещё не успел разучиться любить и жалеть?

Так о чём же, о чем ты, моя своенравная лира,

одиноко звенишь в молодую осеннюю желть?

Нет, не жаль мне себя, ни прозрений своих запоздалых,

ни голодного детства, давно отлетевшего вдаль…

Может, юности светлой, пропавшей на тёмных вокзалах? –

Нет, не жаль и её – только родины, родины жаль.

Сколько вьюг откипело свистящих, шипящих, железных,

сколько гроз ледяных отгремело, натешившись всласть!

И опять у черты, на краю огнедышащей бездны,

а калиновый мост даже в сказках уже не сыскать.

Но об этом не стоит, пожалуй, не стоит, товарищ,

мы и Бруклинский мост, будет надо, заменим другим.

Золота́ наша Русь – и не только от древних пожарищ,

и червонна не только от зорь и горячих рябин.

Золота и червонна – в грязях ли, в поту, ломовая.

Эх, со свистом да звоном из лопнувших вен и трясин!

Пособите, браты! Ну так где ж ваша удаль былая,

иль взаправду повывелись богатыри на Руси?

Ну тогда вы взгляните, как в суметях позднего лета

широко и свободно летят на закат журавли.

Пусть и он догорит как прощальная песня поэта,

как последняя радость ещё несказанной любви.

Но об этом не стоит, пожалуй, не стоит, товарищ,

если кто и сгорел – значит, время продолжить другим:

золота наша Русь – и не только от древних пожарищ,

и червонна не только от яростных зорь и рябин!

1974


[1] Дарунта – поселок (ныне пригород Джелалабада), где в 1960-х года советские инженеры-мелиораторы построили первую в Афганистане гидроэлектростанцию. Джелалабад –  столица Нангархарской провинции Афганистана; название города образовано от перс. «Джелал» («Слава») и иранск. «Абад» («Место, где растут сады», «Райское место»; «Город»).

[2] Транспортно-боевые вертолеты МИ-24.

Комментарии