ПОЭЗИЯ / Владимир РАЙБЕРГ. МЕЗЕНЬ. Стихи
Владимир РАЙБЕРГ

Владимир РАЙБЕРГ. МЕЗЕНЬ. Стихи

 

Владимир РАЙБЕРГ

 

МЕЗЕНЬ

                                                                 Виктору Попкову, истинно российскому художнику

Будто острой косою росток откровения срезан,

А от близких по духу молчание, желчь иль навет,

Но душа окунулась в доселе незримую Мезень*,

О которой поведать могли лишь молва, да студёный рассвет.

 

И течёт благодать сквозь окон избяных перекрестье,

А из жилистых рук одиночества вылеплен жест,

И сжигают мечту всё ещё не пришедшие вести,

В алом пламени неба сгорает евангельский крест.

 

За окном серебро топором возведённого Храма,

И немая печаль угнездилась меж рубленных стен,

А цветы на окне полыхают солдатскою раной,

Да ещё самовар-песнопевец в своей простоте.

 

Этот рубленый Храм, что по меркам Российским – часовня,

Только алая роспись свои распахнула крыла,

Слеповата луна, но глазасты полночные совы,

И костистые руки на дощатом распиле стола.

 

Кто твой путь освятил в это богом забытое место,

Кто закинул тебя в этот северный дикий пейзаж,

Где в качнувшихся соснах минувших веков провозвестье,

Там, где память живущих – их самый нетленный багаж.

 

Ты покинешь тот край, что твои обессмертят полотна,

И над миром не сгинет отца боевая шинель**,

И, как будто венцы, будут мысли сколочены плотно,

Будет в детские руки как прежде срываться капель.

 

Ты ружьём не бряцал и мечом не размахивал всуе,

И в кулачных боях никого не швырял под канат,

Только твой карандаш по-пехотному мир атакует,

И с палитры глядят измождённые лики солдат.

 

Колокольный набат размахнётся от рук материнских,

А с полотен твоих безутешная хлынет слеза,

И никто не войдёт как святой в синодальные списки.

Эти лица старух – для священных икон образа.

 

Свои соки отдав, заживляет берёза надрезы,

Но проходит весна, а за ней неизменный июнь,

Только скорбь и печаль продолжает нести свои Мезень,

И считает столетья исправно ковыльная лунь.

 

Завывают ветра, словно хищно визжащие фрезы,

Но навстречу ветрам утверждается вся твоя суть

И суров твой пейзаж, словно инок, избравший аскезу,

И не прост на земле твой нелепо оборванный путь.

 

Неизменно душа на палитре твоей полыхает.

А на этом, озвученном кистью, суровом краю,

Ты, как прежде Гомер, обессмертил Элладу стихами,

Откровеньем души возвеличил планиду свою.

 

Ты живёшь наяву, ты по зову души ещё грезишь,

Может, воздух глотаешь, как рыба на жарком песке,

На картинах твоих вся Россия вошла в твою Мезень,

И с любовью своей и в своей безутешной тоске.

----------------------------------------------------------------

*Мезень – город в Архангельской области, где у Виктора Попкова родился «Мезенский цикл».

** Шинель отца – одна из картин художника.

 

НОЧЬ

Опять дробится Пастернак

В онкологических ночах,

И кожа, как осевший фрак,

Опять натянута в плечах.

 

Так близко кожа до кости,

Она ранима и суха,

Но ей меня ещё нести,

А мне в бурдюк её вдыхать.

 

Так неуютно в чешуе,

Стряхнуть былое как змея,

Лишь обновившейся змее

Иная жизнь, да не моя.

 

И нас сближает только яд,

Но кроме шкуры нет родства,

И я поглядываю в сад,

Где приземляется листва.

 

И, может быть, благодаря,

Иль этой желчи вопреки,

Мне возвращается заря

И жажда пишущей руки.

 

А что затем? – из-под руки,

Из тайных уст как прежде зов,

Теперь сквозь боль и вопреки

Я начинаю жить с азов.

 

О, как нагляден тот симптом,

Как признак невозвратных сумм…

Я боль оставлю на потом,

Как в детской горсточке изюм.

 

 

Комментарии

Комментарий #21605 27.11.2019 в 17:19

Не сочтите моё письмо за болезненную реакцию. Всем благодарен, включая мудрые слова инкогнито, скрывшегося под цифрами. Напишу то, что думаю по поводу комментария Дм. Суровикина. Первый комментатор, к счастью, уловил общий настрой стихотворения в строке «И течёт благодать сквозь окон избяных перекрестье…»! Спасибо, чуткий человек. Почему я изменил МезЕнь на Мезень? Мне хотелось придать длительность произношению, свойственному говору этих мест. Мама, жившая в Архангельске, мне рассказывала об одной из местных шуток:
«Ковшик менный упал на нно, не так обинно, как досанно, ну да ланно». ( Ковшик медный упал на дно, не так обидно, как досадно, ну да ладно.) В Архангельске мама пела в Хоре Северной песни.
Далее, замечание по поводу бряцания и кулачного боя просто смехотворно: Дм. надо, чтобы бряцало оружием, а мне достаточно, чтобы это было ружьё, ибо в первые дни войны ружьё переходило от убитого к живому
Особая претензия к боевой шинели. Надо было перечислить всё боевое, включая пилотку, ушанку. Слава Богу, - обошлось без баклашки, котелка и шанцевого инструмента. Но шинель примерял сын, - (пусть даже сюжет символичен), - в мирное время.
Кулачный бой вызвал возражение, т.к. упомянут был ринг. Но ведь кулачные бои и современные бои без правил, - всё тот-же легальный мордобой.
«Дощатый распил стола». Распил, - та же доска, только мне хотелось подчеркнуть скромный быт, а не процесс распиловки с применением циркульной пилы, лучковой, ножовки, двуручной. Вот сколько знаю! Недаром на моём счету десятки запроектированных и возведённых Храмов по всей России.
Возражение против жилистых и костистых рук. По Дм. это относится к рыбе, а мне кажется, что рыба не костистая, а костлявая.
«как могут лики солдат глядеть с палитры, что служит для смешивания красок?; ещё и «душа на палитре полыхает» - это самое большое открытие рецензента. А для художника это нечто большее, у него не смешивание красок, а зарождение образа. Это, так сказать, короткий инкубационный период. Даже у курицы не исключается этот процесс, породивший известный латинский афоризм AB OVO.
«Ковыльная лунь» - по стереотипу мышления, видимо, Дм. почудилась птичка - Лунь. Он оказался единственным, кому это почудилось. Для остальных возникала ассоциация простора, посеребрённого лунным светом.

Далее реакция рецензента: «карандаш по - пехотному мир атакует» – атаковать по - пехотному(?!!), это что-то новенькое». Мне, Райбергу, как акцентируется внимание на фамилию, приходят в голову слова Маяковского: оружия любимейшего род. Для художника, когда ему не надо, (по определению Дм.) смешивать краски на палитре, оружием становится карандаш, именно по пехотному, с примкнутым штыком. Может и иглой, если дело касается офорта на медной доске.
«признак невозвратных сумм» это про что? Это про то, что в следующих строках этого четверостишия. И, как говорил Буратино на уроке математики, проводимом Алисой:
- У меня нет в кармане яблок.
Что делать - деревяшка без абстрактного мышления. А что бы с ним случилось , если бы услышал такое6 невыразимая печаль открыла два огромных глаза…
БУМЕРАНГ. Неловко советовать, но автору желательно повторить грамматику, разобраться с пунктуацией. И тогда всё будет замечательно и, как предполагает первый комментатор, профессионально, (знать бы ещё, что это такое по отношению к критике?). Но все жанры не исключают деликатность.

Владимир Райберг

Комментарий #21370 15.11.2019 в 00:27

"И течёт благодать сквозь окон избяных перекрестье,/ А из жилистых рук одиночества вылеплен жест" - очень хорошо.

Комментарий #21354 14.11.2019 в 11:58

Как знать? А вдруг когда-то давно говорили "МЕзень", а не "МезЕнь"?

Комментарий #21349 14.11.2019 в 00:18

Насчёт претензий? Их есть у меня...
Прав Михаил Попов: только МезЕнь! Пушкин же писал о другом. Разве не дОлжно каждому знать и хранить местные и со смыслом названия наших рек, деревень, городков и т. д? А пишущему не искажать их, лелеять и любить? Да, специально можно обыграть слово "неправильностью", но здесь не то. Райбергу подчас трудно справляться с русским языком.
Первое стихотворение. Пишет окОн, а надо Окон. У него: «ружьём не бряцал» (устойчиво – оружием); в кулачных боях были свои правила, никто никого не швырял, тем более под канат (автор путает с современными боями без правил, где есть ринг); «боевая шинель» – а сапоги, пилотка или ушанка, вся одежда солдата тоже боевые?; «дощатый распил стола» – есть распил досок, брёвен, можно и стол распилить, как делает автор, но думает иначе; руки «жилистые», «костистые» (так про рыбу, в которой много костей), опять же «набат размахнётся от рук» – размахнётся от рук (?!!); как могут лики солдат глядеть с палитры, что служит для смешивания красок?; ещё и «душа на палитре полыхает»; «ковыльная лунь» – лунь муж. род; «закинул тебя в ... пейзаж», «карандаш по-пехотному мир атакует» – атаковать по-пехотному(?!!), это что-то новенькое.
Второе стихотворение. Автор знает то, о чём читатель так и не узнает: «дробится Пастернак», после чего «кожа, как осевший фрак(?!!), натянута в плечах ?!!)» – севший! правильно – узок, широк в плечах; коже «меня ещё нести, А мне в бурдюк её вдыхать» – слов нет!; однако «неуютно в чешуе» и хочется «Стряхнуть былое как змея», но теперь это уже «шкура»; «О, как нагляден тот симптом, /Как признак невозвратных сумм…» – ладно, пусть «нагляден тот симптом», но «признак невозвратных сумм» это про что?
Неловко советовать, но автору желательно повторить грамматику, разобраться с пунктуацией. И тогда всё будет замечательно и, как предполагает первый комментатор, профессионально (знать бы ещё, что это такое по отношению к поэзии?). Дм. Суровикин

Комментарий #21318 12.11.2019 в 23:54

"Как уст румяных без улыбки,
Без грамматическоцй ошибки
Я русской речи не люблю..." (А.С.Пушкин. "Евгений Онегин")

Есть понятие допустимой поэтической вольности, о чем писали Сенека, Тредиаковский, Пушкин, Лотман. Не думаю, что следует продолжать эту дискуссию. Ничего страшного, если это единственная претензия к стихам представленного автора. Спасибо за стихи.

Комментарий #21314 12.11.2019 в 23:34

Да не смешите людей, пожалуйста, мезЕнские эстеты! К сожалению, МЕзень-МезЕнь - это не указанные ниже Карабиха, Тарханы и Болдино. Так уж получилось. 99,99% живущих в России не знают и не обязаны знать ваше чУдно-чуднОе ударное.
Ну, а что касается поэтического ударения в таких случаях, то уж кому как не самомУ пишущему Михаилу Попову знать о сем факте позволительности его. Но здесь он почему-то решил отметиться с противоположным утверждением. Так "карта" у него сегодня, видимо, легла.
Что же касается самих стихов, то поэзия - это всё же несколько иное... Жаль.

Комментарий #21313 12.11.2019 в 21:44

Думается, Виктор Попков не одобрил бы такую эстетику. У него-то именно "МезЕнские старухи".
А ежели идти этим путём, то можно всю отечественную географию переиначить: КарабИха, ТарханЫ, БолдинО... Что-то приятнее для слуха и языка французов, а что-то и китайцам глянется... Ну её к лешему, эту традицию! Даёшь эстетику Никиты Хрущёва, который тоже пытался внести свою лепту в реформирование русского языка!
Михаил Попов
(Архангельск)

Комментарий #21310 12.11.2019 в 19:51

Здесь уже раз была дискуссия об ударении в слове АлАтырь. Стихотворец написал АлатЫрь в угоду ритму. Сообщество комментаторов высказалось в пользу эстетики, не в пользу традиции.

Комментарий #21301 12.11.2019 в 15:17

...и всё-таки МезЕнь!
Михаил Попов (Архангельск)

Комментарий #21296 12.11.2019 в 00:04

Хорошие профессиональные стихи. Понравились. Н.Р.