ПОЛЕМИКА / Юрий СТЕКЛОВ. ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ПОТОМКАМ. О рассказе Шолохова «Судьба человека»
Юрий СТЕКЛОВ

Юрий СТЕКЛОВ. ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ПОТОМКАМ. О рассказе Шолохова «Судьба человека»

12.11.2019
7770
53

 

Юрий СТЕКЛОВ

ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ПОТОМКАМ

О рассказе Шолохова «Судьба человека»

 

Среди всех произведений на тему возвращения особо выделяется рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека" (1956), наверное до сих пор не понятый никем.

 Все, кто пишет об этом произведении, отмечают в нём осуждение войны, фашизма, утверждение высокой нравственности советских людей, видят всенародный подвиг в страшной схватке с ненавистным врагом, моральный перевес наших бойцов над гитлеровцами, мужество и стойкость советского солдата в лице Андрея Соколова – Человека с большой буквы. Да, всё это «верно», всё это лежит на поверхности, под которой запрятано нечто более важное, чем то, что бросается в глаза при первом чтении.

 Некоторые критики недовольны тем, что Шолохов не показал страшную участь военнопленных, вернувшихся на родину и замученных в различных лагерях, не осудил власть за равнодушие к бывшим солдатам, оставшимся без крова, и т.п. Другие находят неправдоподобные детали или трактуют их по-своему, не понимая авторского замысла...

 Рассказ называется «Судьба человека». От кого, от чего зависит судьба человека? Есть ли предопределение? Об этом размышлял ещё М.Ю. Лермонтов в повести «Фаталист». Судьба, по Т.Ф. Ефремовой,– это стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по религиозным представлениям – воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни). Но это вовсе не значит, что люди не могут повлиять на свои судьбы. На то и дана нам воля, чтобы идти к Богу или дьяволу, совершать добро или зло, очищать или загрязнять душу и тело. Всё это зависит от нас самих.

 Герой рассказа Шолохова, Андрей Соколов, не думает об этом. Взрослея в советское время, он воспитывался в духе атеизма. Автор не говорит нам об отношении его родителей к православной вере, но, надо полагать, герой вырос всё-таки в окружении верующих людей, однако не был воцерко́вленным человеком.

 И Иов из Ветхого Завета (Иов 1-42), и Соколов проходят страшные испытания, но в отличие от Иова, который всегда верил в Бога и поэтому вышел из них несломленным, Андрей, не имея настоящей христианской опоры и надеясь только на свои силы («парень я был тогда здоровый и сильный, как дьявол», «я крепкий, я выживу»), оказался слаб, как всякий неверующий. Вот почему в конце рассказа он всё ещё блуждает по городам и весям необъятной страны. Есть ли у него шанс вернуться домой по-настоящему, соединиться с Отцом? Шолохов не даёт ему такого шанса. Как же так? В чём провинился Андрей Соколов? Почему же «жизнь так покалечила его, так исказнила»? «Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!» – уверенно заявляет он. И герой прав. Не будет ему ответа и не дождётся он его, когда его «словно бы мёртвые, потухшие глаза присыпаны пеплом и наполнены такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Не напоминают ли они тебе, дорогой читатель, другого похожего героя, Ларру, у которого тоже «в глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»? Ларра убил красивую девушку лишь за то, что она оттолкнула его, а Соколов задушил Крыжнева не за совершенное преступление, а лишь за мысли, высказанные вслух.

 Только ли война послужила причиной человеческой трагедии? Не в нём ли самом сокрыта эта причина?

 Давайте рассмотрим эпизоды, связанные с жизнью Андрея. Родные его умерли от голода, а он, работая батраком, выжил. Мог ли помочь им? Наверное, мог, но ничего не сделал для их спасения (как и для спасения Крыжнева, впрочем), а Библия учит детей «почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу» (1 Тим 5:4). А потом продал родной дом, в котором родился и вырос. «Ну и что?» – скажет читатель, и он будет по-своему прав, но мы рассматриваем не частный случай, а важную художественную деталь, говорящую о многом. “Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем” (Притч 11:29).

 А как он отнёсся к своему воронежскому «домишку об двух комнатках», на месте которого осталась лишь «глубокая воронка, налитая ржавой водой»? Постоял несколько минут и сразу «уехал обратно в дивизию». А ведь у Соколова было ещё три недели отпуска! Ему и в голову не приходит мысль, чтобы похоронить прах погибших жены и дочерей! Он как угорелый бежит от своей «хибарки», нисколько не думая о её восстановлении. После войны возвращается не в родной Воронеж, а в чужой Урюпинск! Ни тебе родных мест, ни могилки на кладбище, где можно было бы посидеть, помолиться о погибших! Разве так поступает настоящий «мужчина», о котором герой разглагольствует ещё в начале своего рассказа?

 Обратим внимание читателя и на дружбу Соколова с алкоголем. Чуть ли не с гордостью он рассказывает, как на четвереньках приползал после работы домой, где ждала его верная жена Ирина. Не будь её, разложение героя произошло бы, может быть, ещё до войны. Она не просто жена, а второй ангел-хранитель, посланный небом для его спасения. Недаром она видит и предсказывает будущую трагедию, но, к сожалению, её супруг ничего не заметил, выбрав однажды по своей воле путь, ведущий в никуда.

 Соколов сам признаётся, что у него дурной характер: «А скажи она мне хмельному слово поперёк, крикни или обругайся, и я бы, как бог свят, и на второй день напился». Он часто грубит жене, хамит ей. У читателя может создаться впечатление, что герой бросил пить, когда он говорит: «Всю получку домой несу, семья стала числом порядочная, не до выпивки», но это не так. Вспомним приводящий нас в восхищение знаменитый эпизод, когда Соколов на голодный желудок выпивает три стакана шнапса. Как не сравнить эту сцену с похожей из булгаковского романа! «Прыгающей рукой поднес Степа стопку к устам, а незнакомец одним духом проглотил содержимое своей стопки. Прожевывая кусок икры, Степа выдавил из себя слова:

– А вы что же... закусить?

– Благодарствуйте, я не закусываю никогда, – ответил незнакомец и налил по второй».

 Гениальность Шолохова в том и заключается, что он с лёгкостью затуманивает разум и духовное зрение «проницательного читателя» и прячет главную мысль на видном месте, как это делает, например, богач, спрятав свои бриллианты в аквариуме с золотыми рыбками. Такой читатель опять удивится и скажет: «А что тут плохого? Перед смертью человек хочет напиться, чтобы легче умереть». С точки зрения обывателя, привыкшего жить в грехе, всё верно, но мы имеем дело с художественной правдой, которая часто не совпадает с жизненной. Вот герой выпил три стакана. Его расстреляют, и предстанет он перед Господом в виде скотины. А почему бы ему не умереть трезвым, то есть не изгрязнив и тело, и душу? Об этом он не думает, наоборот, гордится, говоря: «…в скотину они меня не превратили, как ни старались». Да, это верно. Русского человека невозможно превратить в скотину. Он сам, не замечая этого, превращается в неё. Разве Соколов не скотина, когда домой «идёт на четвереньках», когда пьёт у Мюллера так много, что может умереть, не дождавшись пули, так как в нём «одна кожа осталась на костях, да и кости-то свои носить было не под силу». Получается, что не Мюллер его победил в поединке, а сам герой добровольно проиграл ему, а мы, такие же, как Соколов, наслаждаемся этой сценой.

Употребление алкоголя Священное Писание не только не одобряет, но и считает большим грехом: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6:10); «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…» (Еф 5:18); «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток…» (Ис 5:22). Однако мне могут возразить, ссылаясь, например, на Христово чудо, когда Он превратил воду в вино. Выходит, что Он поощрял людей, когда они пили вино? Знающие иврит утверждают, что это было не вино, а виноградный сок.

 Соколов продолжает пить и после войны, и он «к этому вредному делу уже пристрастился как следует…».

 Неравнодушен герой и к табакокурению. Он сам курит «крепчайший самосад» и угощает им рассказчика. Святые отцы выступают категорически против этой пагубной привычки. Библия призывает держать тело в чистоте: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор 6:19, 20). Вспомним героев романа «Отцы и дети». Желающие жить по своей воле (Евгений Базаров, его отец, Павел Кирсанов, Евдоксия Кукшина) курят, значит, они больные и отравляют других, а живущие по воле Господней (Николай Кирсанов, Аркадий, многие крестьяне) не курят, значит, они ближе к Богу.

 Соколов часто употребляет в своей речи такие слова, как «сука в штанах», «сукин сын», «падла», «сволочь»; ругается «страшным кучерявым, воронежским матом»; ему «доставляет удовольствие и становится легче, когда Мюллер матерщинничает почем зря». Вот что говорит нам Библия: «Язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак 3:5-8); «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мат 12:36-37); «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф 4:29–30); «Кто может обуздать язык, обуздает и все тело» (Иак 3: 2).

 Помнишь ли ты, читатель, роман М.А. Булгакова? Его грешные герои в своей речи часто используют слово «чёрт». Чем грешнее, тем больше! И Соколов находится ближе к сатане, чем к Богу. Слова «чёрт», «дьявол» он употребляет в своём рассказе в два раза больше, чем слово «бог», например: «Парень я был тогда здоровый и сильный, как дьявол, выпить мог много, а до дому всегда добирался на своих ногах».

 Вся жизнь Соколова проходит в среде, где часто люди умирают не своей смертью. Он участник Гражданской войны, родители и сестрёнка умерли от голода, в плену постоянно видел убиение, знал, конечно, и о репрессиях в своей стране. Привык к смерти, поэтому и сам легко становится убийцей. «Первый раз в жизни убил, и то своего»,– признаётся он рассказчику. А ведь можно было и не убить, можно было просто напугать Крыжнева, схватив его за горло и нашептав ему в ухо слова о неминуемой расплате. На следующее утро Крыжнев едва ли выдал бы своего командира. А вот врага, немецкого унтера, не убил, а только «вытряхнул из мундира».

 Немаловажную роль в рассказе играет и такая художественная деталь, как ложь. Из десяти героев с именами (Андрей Соколов, Ваня, Киквидзе, Иринка, Анатолий, Настенька, Олюшка, Крыжнев, Мюллер, Иван Тимофеевич) врут все основные герои произведения. Ложь – привычное состояние Соколовых. Андрей обманывает Ванюшу, назвав себя его отцом; рассказчик (у него нет имени) молча представляется шофёром, хотя он и не водитель; Мюллер врёт, утверждая, что немецкие «войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом».

 Итак, мы видим, что Соколов не только живёт в окружении пьющих, курящих, убивающих, сквернословящих, лгущих людей, но и сам является одним из них.

 Он болен душой и телом. Не потому ли у него «сердце раскачалось, иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет»; не потому ли он боится умереть во сне и напугать сынишку; не потому ли в сорок шесть лет у него не осталось мужской силы и он не обращает никакого внимания на женщин, хотя после войны так было много одиноких красавиц!

 Более подробно стоит анализировать сцену поведения людей в разрушенной церкви. Помнит ли читатель одну из особенностей романа-эпопеи Л.Н. Толстого? Война и мир – это состояние, в котором находится не только отдельно взятый человек, но и все человечество. Так вот, церковь в шолоховском рассказе – это не просто церковь, а храм Божий, символ нашей Земли, созданной Господом как общий храм. Но он полуразрушен. Разрушитель – сам человек, в душе которого постоянно сталкиваются война и мир. Люди в церкви показаны тоже "разрушенными", они «…не знают, что делают» (Лк 23:34). Главный герой убил человека, вина которого не доказана. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам”, – говорит Господь» (Рим 12:19), призывая людей не мстить друг другу. Такой грех ничем не отмоешь. Немецкий автоматчик стреляет через дверь и убивает просто так. Крыжнев, как Иуда, хочет предать своего командира. А вот военврач по мере сил помогает раненым бойцам. Он похож на пастыря в овечьем "катухе", однако он лечит только тело, а не душу. Только богомолец показан настоящим верующим без изъянов. Он готов умереть, лишь бы не осквернить святой храм. И погибает с чистой душой. А остальные пленные лишь смеются, готовые испражняться и в церкви, а ведь все они только что прошли обряд крещения! Представьте себе «святой храм» без купола и почти без крыши, который по воле Отца небесного превращается в огромный баптистерий – купель с неразумными чадами внутри! А сверху дождь льёт как из ведра! Не дождь, а святая вода из невидимого ковша Господа!

Безымянный богомолец – вот центральный персонаж, вокруг которого строится система образов. Исходя из этого всех героев, а их больше шестидесяти, можно делить на три группы. Первую группу составляет богомолец, к которому примыкают Ирина со своими детьми, военврач и Ваня со «светлыми, как небушко, глазами».
 Ирина изображена как истинно православная женщина. Она терпеливая, добрая, способная видеть и развивать в своем муже лучшие его качества. Никогда не перечит супругу, хотя он часто ведет себя с ней непристойно, грубо и по-хамски. Семья Соколовых держится на основе ее христианской любви. А какое отношение имеют ее дети к первой группе? Самое прямое. Об этом нам говорят частые сновидения Соколова, в которых Ирина показана вместе со своими детьми. Андрей хочет пробраться к ним через «колючую проволоку», но не может, и они уходят от него… Художественная деталь, говорящая о многом. Колючая ограда – это ограда, состоящая из страстей человеческих. Она разделила семью Соколова на две части. С одной стороны, погрязший в грехах Андрей, с другой стороны, Ирина с детьми. Так и в стране с разрушенными в мирное время церквами.

Ко второй группе относятся безжалостные люди, готовые на любое преступление. Прикрываясь войной, они убивают, когда можно не убивать, истязают, мучают, когда можно обойтись без этого. Так, комендант лагеря Мюллер постоянно проводит "профилактику гриппа", калеча военнопленных. Чужие страдания доставляют ему удовольствие. Немецкий солдат бьёт Соколова просто так «ручкой автомата по голове»…

Третья группа действующих лиц самая большая. Она отличается от первых двух прежде всего тем, что в ней изображены люди, привыкшие к греху и не осознающие этого. «И жили мы не хуже людей», – говорит герой как один из них. Таков и рассказчик, который молча лжет, соглашаясь, что он на войне тоже баранку крутил. Как и Андрей, он заядлый курильщик: за два часа они дважды дурманили себя крепчайшим самосадом, а Соколов – три раза. Таков и москвич, у которого матерная речь Мюллера вызывает приятные воспоминания о том, как он, приятель Соколова, сидел в московской пивной на Зацепе. Представители третьей группы находятся между представителями первой и второй групп, поэтому в них можно обнаружить черты тех и других. В Соколове, например, соседствуют грубость и смелость, любовь и ненависть, равнодушие и сострадание. Пороки и добродетели уживаются в одном человеке. И Мюллер таков: он не расстрелял Соколова, а отпустил, «наградив» его хлебом и салом

А.И. Солженицын сетует, что Шолохов не изобразил лагерную судьбу вернувшихся на родину советских военнопленных. Стоит ли обвинять в этом автора рассказа, если эта тема была в то время под запретом? Но гениальность Шолохова позволила ему показать и жизнь в родных лагерях. «Как? – воскликнет "проницательный читатель". – Ведь в рассказе об этом не написано ни одного слова!». Позвольте, читатель, возразить вам. Эзопов язык Шолохова подсказывает нам, что он как раз таки не обошел этой запретной темы. Разве не похожа лагерная жизнь героя в плену на лагерную жизнь бывших военнопленных на территории Советского Союза? Шолохов даже подсказывает: вот вам и начальник лагеря Мельников (Müller – мельник), говоривший «будто коренной волжанин», вот русский мат, вот москвич, который, закрыв глаза, представляет себе, что он находится на родине. Так ли уж важен выбор места мучений человека?

В безбожном мире везде плохо, там страдают и верующие, и неверующие.
Автор сомневается, что рядом с Андреем Соколовым вырастет настоящий человек и Ваня станет защитником родины. Обратил ли внимание читатель на такие факты из жизни героя? Он одевается неряшливо. Не умеет выбирать одежду для приемного сына. Не обращает внимания на него, пока рассказывает свою историю незнакомому человеку. А вдруг Ваня намочил ноги?

Вызывает недоумение и то, что мальчик в одночасье оказался в руках сомнительного человека. Зададимся вопросом: кто такой Андрей Соколов? Бывший военнопленный, который избежал советских лагерей только потому, что доставил нашим важного «языка» с ценными документами. Избежал ли? Обещанной полковником «правительственной награды» нет у него на груди, иначе Ванюша давно бы заметил её. Еще не вечер: не прошло и года после войны, в любую минуту Соколова могут арестовать и отправить в отдаленные места. Зная об этом, Соколов "усыновил" ребенка. Не лучше ли было отвезти Ванюшу в приют? Отнюдь не трудно догадаться: со временем правоохранительные органы могут предъявить Соколову обвинение и передать Ванюшу в детский дом. Какой же из него отец, если он курит, пьет, ругается матом, ничего не умеет делать, как и главные герои «Поднятой целины»? Да к тому же серьезно болен и боится умереть во сне. Можно ли доверить такому человеку судьбу ребенка? «Конечно, можно», – скажут многие читатели, но тогда из Ванюши вырастет очередной Соколов.

В «Герое нашего времени» Печорин много рассказывает о себе. Но этого мало. Автор заставляет и других героев говорить о нем. О прошлой жизни Соколова мы узнаем только из его рассказа. Других источников нет. Рассказывая о себе, человек сознательно или бессознательно приукрашивает свою жизнь. Таков и Андрей Соколов. Как он честит фронтовиков, пишущих жалобные письма! А сам то и дело жалуется рассказчику то на здоровье, то на неспокойные сны. Так и хочется ему ответить его же словами: «На то ты и мужчина, чтобы все вытерпеть». Да, в Андрее Соколове много хорошего. И в его сердце, говоря словами Булгакова, стучит иногда милосердие. Он, например, прощается со звездами, перед тем как встретиться с Мюллером; полученные от него хлеб и сало отдает товарищам по несчастью, хотя мог бы съесть сам; «усыновляет» сироту... Во сне он часто плачет, хотя днем держит себя в руках. Не Соколов плачет, а его душа, но он не понимает, почему по ночам его подушка увлажняется слезами. Трудно избавиться от вредных привычек в сорок шесть лет, если человек не думает о них всерьез. Не смог спасти его второй ангел в лице Ирины, потому что он не прислушивался к ней. Не спасет и ангелочек Ванюша, так как Андрей еще не осознал его роли в своей жизни.

Помните слова А.И. Солженицына из рассказа «Матренин двор» о том, что без праведников «не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша»? Эту же мысль, но более глубокую, более смелую, более важную, более мудрую, более загадочную выразил М.А. Шолохов намного раньше, чем Солженицын. Пока есть такие праведники, как Ирина, такие праведники, как богомолец, будет стоять Россия. Но праведники тоже умирают. Погибла и Ирина. Значит, нам самим пора становиться праведниками. Хотя бы стремиться к этому: держать тело, душу и мысли в чистоте. Нам не нужен новый человек с безбожной идеологией, а нужен человек, стремящийся быть похожим на своего Создателя. Только тогда русский народ станет истинно православным, только тогда все люди на земле забудут о войнах, вражде и ненависти. Но наступит ли такое время? Вернется ли Соколов к Отцу своему? Автор не дает нам положительного ответа. Многие критики считают это произведение оптимистическим. Они учитывают только то видимое, что сразу бросается в глаза: нашу победу, мужество и героизм советских солдат. Но победы могло и не быть. Как же мы победили? Как выстояли? Однозначный ответ: помог Господь, потому что российский народ составляет все-таки третью группу и в нём встречаются праведники, такие, как Ирина. Господь говорил, что Он сохранит город, если там есть хотя бы десять праведников (Быт.18:32). Это относится, конечно, и к странам. Все в руках Божьих.

Герой во время войны фактически не сражается. Находясь в фашистском плену и в плену своих страстей, он не борется не только против ненавистного врага, но и против своих грехов, поэтому рано говорить об освобождении. Пребывание в плену продолжается и после войны.

Соколов показан вне церкви. Побывал-то в ней за всю свою жизнь один-единственный раз, и то не по своей воле. В числе многих его загнали сюда силой, и, вместо того чтобы помолиться, он совершает убийство. Вот где пригодилась ему дьявольская сила! Тем не менее Соколов симпатичен нам, мы сочувствуем ему, переживаем вместе с ним, потому что он один из нас и все мы похожи на него. К тому же его образ выведен автором так же, как и образ Печорина, о чем Лермонтов писал, что «в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое…».

Солженицын сетует, что автор не показал ни бесчинства Смерша, ни лагерной жизни. А разве поведение Соколова в церкви не похоже на беззаконные действия карательных органов? Вот вам следствие, суд и смертный приговор того времени в миниатюре! Нет, не слабый рассказ, как утверждает Солженицын, а, наоборот, уникальное, гениальное произведение!

Автор иронизирует, смеётся над своим героем, который часто говорит одно, а делает другое, противоречащее сказанному. Так, в сцене с Мюллером Соколов сначала объявляет себя непьющим, но потом пьёт до потери сознания; с презрением говорит о подачке, а сам всё-таки берёт её из рук лагерфюрера.

Соколов переживает по поводу того, что разозлился и оттолкнул жену, когда прощался с ней, перед тем как уехать на фронт. Символический эпизод! Он отталкивает её образ жизни, не приемлет её праведности, её святости. Интуитивно сожалеет о случившемся, но не думает и не понимает, почему это произошло. Ирина мелкими шажками приближается к Андрею, хочет прильнуть к нему, а он отталкивает. В сновидениях та же картина, но уже наоборот: теперь сам герой хочет приблизиться к Ирине с детьми, но она уходит. Уже поздно! Раньше нужно было думать! Между ними колючая стена из человеческих страстей, воздвигнутая самим же героем.

 Из Библии мы знаем, что Господь превращает зло в добро, иначе мы захлебнулись бы и утонули в клоаке своих грехов. Такова и Ирина. Она всегда была рядом с мужем, незаметно корректировала его поведение и направляла в русло добра.

 До сих пор ведутся споры об авторстве «Тихого Дона». Как мог написать такое произведение неопытный, малообразованный юноша? А как написал Шолохов «Судьбу человека»? Так получилось случайно или он тщательно обдумывал все детали, придавая им определённый смысл? Ответ на эти вопросы можно найти, например, у И.С. Тургенева. Он писал по поводу «Отцов и детей»: «…мне иногда сдаётся, что я тут – сторона, а всю эту штуку выкинул какой-то другой, которому это было нужно и которому я с моим романом попался под руку». То же самое, думается, происходило и с Шолоховым. Озарение, сошедшее с небес!

 Соколов всё ещё силён, и ему сочувствует и помогает Господь через Ирину и Ваню, но сила эта небезгранична. Не внешний враг может одолеть русского человека, а он сам себя может погубить.

 Автору хочется верить, что Андрей Соколов с помощью тех же звёзд, какие изображены у Лермонтова, Тургенева и Толстого, найдёт в себе силы очистить и тело, и душу. Не зря ему в спутники дан маленький ангел, у которого «глаза как звёздочки ночью после дождя», но, к сожалению, «бровки белесые», как у Мюллера. Даже в ребёнке уже есть два начала: возможность приблизиться к Богу или к дьяволу. Приёмный отец удавил спящего человека, а приёмный сын тоже «обвил шею отца ручонками», а потом во время сна ему «ножонкой горло придавил». Вот почему Шолохов сомневается в благоприятном исходе и употребляет условное наклонение: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его родина».

 А.И. Солженицын назвал «Судьбу человека» слабым рассказом, он внимательно смотрел на аквариум, заглядывал в него, заметил простые камушки, но не увидел там драгоценных алмазов.

 Шолохов приводит читателя к мысли, что русский человек в экстремальной обстановке может совершать чудеса, он очищается изнутри, а в повседневной мирной жизни расслабляется и сам не понимает, что творит. Вспомним Андрея Болконского, который в бою совершает подвиг, а дома с презрением относится к собственной жене. И Жилин таков: в плену он проявляет мужество, мы видим в нём лучшие его качества, но, как только он вернулся к своим, сразу забыл о своём намерении увидеть старую мать.

 Шолохов призывает нас пересмотреть обычный образ жизни со всеми ее недостатками, отказаться от того, что приносит нам только вред, не очищает, а лишь загрязняет душу и тело. Без веры, утверждает автор, мы все Соколовы, не люди, а лишь несколько миллиардов песчинок.

 Таким образом, речь идёт не только о русском солдате, но и обо всех людях, живущих на земле, и о тех, кто будет жить. Чистота помыслов, чистота души и тела, вера в Бога – вот путь к спасению. Церковь об этом говорит открыто, а Шолохов вынужден был в безбожной стране изобразить то же самое с помощью не всеми видимой тайнописи.

Сергиев Посад

 

Комментарии

Комментарий #23397 27.02.2020 в 11:43

« Истина проходит через три стадии: сначала ее высмеивают, потом ей яростно сопротивляются, и, наконец, принимают как очевидное»

Артур Шопенгауэр

Комментарий #22110 12.12.2019 в 16:56

Предыдущему. У Вас с фантазией все в порядке.

Комментарий #21966 08.12.2019 в 13:35

Стеклов подгоняет рассказ Шолохова под свои проповеднические установки и при этом елейно клянётся в поклонении перед классиком. Это фарисейство, дело противное Богу. Хорошо, хоть модераторы сменили фото самого Стеклова с ребёнком. Иначе был прямой отсыл к Соколову и Ване. Дескать, вот вам! А Соколов такой-сякой, мальчонку сгубит (по Стеклову). Андрей

Комментарий #21923 05.12.2019 в 12:25

#21544-му. Почему же Стеклову нужно было сделать ссылку на Галкина, как будто Галкин написал историю жизни Иова? Об Иове писали до Стеклова, до Галкина тысячи людей. И будут писать. Дело другое, если Стеклов что-то позаимствовал у Галкина. Я прочитала статью Галкина, но у Стеклова ничего общего с ним. В отличие от Галкина Стеклов раскопал действительно много интересного, над чем стоит задуматься.

Комментарий #21922 05.12.2019 в 12:02

Автору комментария #21560. С верой будем под защитой Бога, а без веры будем с дьяволом.

Комментарий #21560 25.11.2019 в 10:02

Уж если, как пишет Ю.Стеклов, "Без веры мы все Соколовы",, то кем же эти "мы" будут с верой? Сам я не против был бы иметь в себе такие мужество, верность, порядочность, и преданность, какие вижу в герое рассказа "Судьба человека".

Комментарий #21558 25.11.2019 в 01:31

Образ Соколова олицетворяет многострадальную Россию. Чужеземный человек не выдержал бы тех испытаний и тягот, что выпали на долю шолоховского героя из народа. В определённой степени он сродни Григорию Мелехову. Ими живо Отечество. А что касается "вредных привычек", так и Михаил Александрович грешен был в таком разе... Это набожный репетитор Стеклов не чета ему! Вон фюрер тот ещё был вегетарианец, а каким людоедом оказался. Бог в душе Андрея Соколова, и это он его хранил, чтобы соединить с мальчонкой во спасение. Клим

Комментарий #21552 24.11.2019 в 12:13

Жизнь и судьба Андрея Соколова это его крёстный путь. Хотя он не воцерковлен, но по крещению принадлежит к православной церкви.

Комментарий #21549 24.11.2019 в 05:32

Я перечитал рассказ Шолохова "Судьба человека" и не получил того впечатления о его герое, како возникает у автора здешнего разбора Ю.Стеклова, который, на мой взгляд, принизил достоинства Андрея Соколова и выпятил его грехи. Соколов ни разу не гордится, например, своей ранней склонностью выпить, наоборот, после женитьбы и рождения детей он перестал выпивать и в рассказе говорит, что разве что кружку пива иногда себе позволял. Он всегда с нежностью рассказывает о своей жене, а что сильно оттолкнул ее при расставании, так потом сам себя за это казнит. Он перед лицом смерти, перед оратор пьяных фашистов, уже готовый к смерти пьет три стакана водки, а Ю.Стеклов цитирует Библию и впаривает ему грехи. Тогда как Соколов одерживает моральную победу над фашистами, голодный и униженный, отказываясь от подачки, что центральное в этом эпизоде, чем выпитые три стакана. И многое другое - и "четвереньки", и крепчайший самосад, все педалируется автором разбора, прочитав который целиком, подумаешь, что ну и изверг этот Соколов! На самом деле все не так, по-моему. Судьба Соколова - цепь жесточайших испытаний, нечеловеческих. Не знаю, как у других, у меня возникло сострадание к этому герою. Он перенес нечеловеческие испытания и вышел из них разбитым, одиноким, но не сломанным. Недаром рассказчик заплакал, выслушав исповедь Соколова. Каково Соколову жить дальше с таким грузом на душе?

Комментарий #21544 23.11.2019 в 22:46

Для 21530 от 21523. В Сети очень много самых разнообразных разборов рассказа. Имею в виду не только такие, которые опираются на Библию в рассуждениях о герое рассказа и о ситуациях, в которые он попадал. Есть работы, где рассматривается все творчество Шолохова в контексте православия, их выводы можно транспонировать на рассказ "Судьба человека". Есть работа А.А.Дырдина, например, "Творчество Шолохова в контексте православия". Много лет проводятся Шолоховские конференции, посмотрите их сборники. Есть выпуски ИМЛИ РАН. Есть работа Н.Стопченко ""Православное мировоззрение М.Шолохова". Есть сборник статей "М.А.Шолохов и православное мировоззрение". Есть работы известных критиков вне православия, но о гуманности, духовности и тп. И последнее. Это не я, а вы сами предположили, что "может, автор статьи плагиатор". Действительно, он упоминает в своем разборе об Иове, не сделав ссылку на более раннюю работу А.Галкина "Рассказ М.Шолохова "Судьба человека" и Книга Иова". Допускаю, что Ю.Стеклов не читал эту работу, но... Это уж на ваше усмотрение и не мое дело: я обычно не ассоциирую работу с автором, по его выводам не делаю выводов о его характере, честности и о прочем. Меня вообще незнакомые авторы мало интересуют: они написали работу и, напечатав ее, сделали общим достоянием. Все свои выводы отношу к работе, а не к личности автора, его характеру, привычкам и вкусам. Прошу снисхождения за то, что написал не очень подробно, и не очень последовательно, но комментарии не место для пространных опусов.

Комментарий #21543 23.11.2019 в 21:58

Для # 21536. Вовсе не Шолохов, как вы пишете, показал героя именно таким, какой он есть. По сюжету некий рассказчик, профессия и имя неизвестны, встречает на переправе водителя грузовика Андрея Соколова, который рассказывает ему о своей жизни. Эта история не вымышленная. Не буду ничего доказывать и распространяться, но для меня эта история, рассказанная Соколовым чужому встречному, - покаянная исповедь. Он ни разу не оправдал себя за те грехи, которые ему "вменил", цитируя Библию, исследователь Ю.Стеклов. Для меня его рассказ это искреннее раскаяние и покаяние от очистившегося любовью сердца. У него появился свет в глазах, когда он заговорил о ребенке. Мальчик прильнул к нему всем сердцем, почувствовав хорошего человека. Это рассказ об очищении любовью. Ребенок не доверится плохому человеку.

Комментарий #21536 23.11.2019 в 13:17

Что же вы нападаете на бедного Стеклова? Не Стеклов, а Шолохов показал своего героя таким, каков он есть. Не Стеклов, а Шолохов заставляет Соколова ползать на четвереньках, как скотина; не Стеклов, а Шолохов заставляет героя рассказа пить на похмелье целый стакан водки (считай: это уже почти алкоголик), не Стеклов, а Шолохов заставляет Соколова ругаться «страшным кучерявым, воронежским матом»; не по воле Стеклова, а по воле Шолохова герой курит крепчайший самосад и т.п. Как же они, эти наглые курильщики, достали всех! На лестничных площадках, на подоконниках висят, стоят вонючие банки-пепельницы - дышать нечем! На балкон выходишь - и там табачный запах со всех сторон. Стоишь на перроне, а внизу, между рельсами, тысячи окурков! Законы о табакокурении не работают, и страдают прежде всего некурящие женщины и дети. А пьяницы? По их вине сбиваются не только коровы, но и десятки тысяч безвинных людей в одной только России ежегодно! У меня муж с сыном по вине нетрезвого водителя оказались в больнице... Плохо живём, господа! Не Шолохов, не Стеклов виноват в этом, а мы сами.

Комментарий #21533 23.11.2019 в 11:35

Кому. 21530. Евгений Р., вы что дознаватель? Не коверкайте цитату: сказано "обратил", а не "обратили". И нечего приставать к комментатору №21523 с пыточной методой! Он полностью прав!!! И вы, Евгений, если навешиваете на оппонента ярлык "словоблудие"и приплетаете невесть с чего к репетитору Стеклову "может, автор статьи плагиатор", сами и есть словоблуд! Андрей

Комментарий #21530 23.11.2019 в 10:05

Автору комментария 21523. Назовите, пожалуйста, "многих исследователей", которые раньше Стеклова "впервые обратили внимание на то, что другие не замечали". Дайте ссылки. Может, автор статьи плагиатор? Иначе Ваш комментарий просто словоблудие. Евгений Р.

Комментарий #21523 22.11.2019 в 18:56

Предыдущему комментатору. Не считаю, что Шолохов "вынужден был в безбожной стране" что-то такое "изображать". Творчество не предполагает "изображение", оно не подчиняется рассудку, это высшее вдохновение, от сердца. Как вы сказали о Шолохове, вы заподозрили его в искусственности, неискренности. Рассказ прочитают и верующие, и атеисты, и люди других конфессий. Каждый найдет в рассказе свое. Автор разбора обратил внимание на негатив, на грехи героя, опустив много другое и внушая только свое. Другой читатель увидит в характере героя дополнительные черты, их тоже можно обосновать цитатами из Библии. Не думаю, что Ю.Стеклов впервые обратил внимание на то, что другие не замечали. Это самомнение и гордыня. Многие исследователи нашли в рассказе еще больше. Не стоит считать себя исключительным.

Комментарий #21522 22.11.2019 в 16:06

"Шолохов призывает нас пересмотреть обычный образ жизни со всеми ее недостатками, отказаться от того, что приносит нам только вред, не очищает, а лишь загрязняет душу и тело. Без веры, утверждает автор, мы все Соколовы, не люди, а лишь несколько миллиардов песчинок.

Таким образом, речь идёт не только о русском солдате, но и обо всех людях, живущих на земле, и о тех, кто будет жить. Чистота помыслов, чистота души и тела, вера в Бога – вот путь к спасению. Церковь об этом говорит открыто, а Шолохов вынужден был в безбожной стране изобразить то же самое с помощью не всеми видимой тайнописи" - вот чёткий и ясный вывод автора этого непривычного для нас исследования. И я с ним, с выводом, вполне согласна. В советское время Соколова изображали Человеком с большой буквы. В этом был определённый смысл: стране нужны были герои. Соколов действительно блудный сын, не вернувшийся ни в родной город, ни к Отцу своему. Он всё ещё блуждает по свету! А мы без Бога лишь миллиарды песчинок. Вот что главное, а остальное - мелочи. Молитесь и кайтесь!

Комментарий #21517 22.11.2019 в 09:08

Считаю, что каждого литературного героя полезнее рассматривал по совокупности его грехов и достоинств. В каждом человеке и литературном герое можно увидеть и хорошее и плохое. Любой анализ интересен только если потом следует синтез всего сказанного.

Комментарий #21516 22.11.2019 в 09:04

Для 21424. Вы спросили, дескать, где автор разбора рассказа изображает героя сатаной. Автор разбора действительно написал, цитирую: "Соколов ближе к сатане, чем к Богу." Думаю, что не нам, мирским людям ("ветхим Адамам") судить, кто к кому ближе. Любой человек греховен. Используя подход и метод автора разбора, так можно рассмотреть любого героя любого произведения любого писателя. Даже у самого на вид идеального героя есть, к чему "придраться". Мне не кажется, что каждого литературного героя следует примерять к Библии. Тем более, у меня, например, есть опровержения по каждой позиции, которые рассматривал Ю.Стеклов, и тоже с привлечением библейских цитат и аллюзий. Я готов каждый отрицательный посыл автора разбора опровергнуть цитатой из той же Библии. Просто здесь не место их приводить, да и не особенно интересно мне такое направление полемики.

Комментарий #21515 21.11.2019 в 22:12

Комментатору №21510. Вы хотя бы контролируете себя, написав "безымянный рассказчик, похожий на автора", а далее сомневаясь в том, что размышления автора принадлежат Шолохову? Понятное дело: у вас за Михаила Александровича теперь "размышляет" частный преподаватель, репетитор из Сергиева Посада Ю. Стеклов. И никаких вопросов!

Комментарий #21510 21.11.2019 в 16:20

Автору комментария #21384. Вы путаете понятия "автор" и "рассказчик". Если в литературном произведении повествование ведется от первого лица, это не значит, что рассказчиком является сам автор. Образ рассказчика – авторский вымысел для реализации определенной авторской цели. Автор при этом остается творцом и создателем, главным режиссером действия, а не его участником. В "Судьбе человека" есть безымянный рассказчик, похожий на автора. Это он, рассказчик, размышляет в конце произведения. А так размышлял бы сам Шолохов? Передал ли он свои размышления безымянному рассказчику? Это ещё вопрос.

Комментарий #21487 20.11.2019 в 21:26

ПРЕДЫДУЩЕМУ
Товарищ барин, самому-то продлить цитату несподручно было?!)))

Комментарий #21486 20.11.2019 в 19:57

Для # 21468. Так это вы привели цитату, а не я. Выдернули ее из контекста, сократили. Я предложил привести и продолжение цитаты, которое опровергает Стеклова.

Комментарий #21485 20.11.2019 в 18:22

Если читатель считает позицию Стеклова неприемлемой, зачем ему читать с этой безбожной позиции? Читатель выберет сам, с какой позиции ему читать рассказ. Каждый читает с позиций своего мировоззрения и находит в рассказе своё. Зачем навязывать чужую?

Комментарий #21473 20.11.2019 в 02:45

№21460-му или -ой. Выходит, Соколов, все те бойцы, кто вместе с ним оказались в плену, есть "неразумные чада"? Безымянному полку расскажите, там вас "поймут". Андрей

Комментарий #21468 19.11.2019 в 23:00

#21464-му
Ну так перечитайте сами Шолохова с позиции Стеклова. Вам и цитат тогда не надо будет.
А не получится с его позиции - сами свою выработаете в процессе чтения. Тоже неплохо.

Комментарий #21464 19.11.2019 в 22:07

Так уж продолжили бы цитату дальше и написали, что там потом сказал Соколов. Это важно.

Комментарий #21461 19.11.2019 в 19:01

Статья что надо. "Представьте себе «святой храм» без купола и почти без крыши, который по воле Отца небесного превращается в огромный баптистерий – купель с неразумными чадами внутри! А сверху дождь льёт как из ведра! Не дождь, а святая вода из невидимого ковша Господа!" Какая развёрнутая метафора! И правдивая! Ради этого одного стоило напечатать статью. Кыш-ш от Стеклова, "далеко отошедшие"!

Комментарий #21460 19.11.2019 в 18:51

КОММЕНТАРИЙ #21443. Лев Успенцев утверждает, что "Андрей Соколов по большому счёту страстотерпец". Ничего себе!Страстоте́рпцем называют мучеников, которые претерпели страдания во имя Иисуса Христа. Андрей Соколов даже не вспоминает о Боге. Правда, в его речи встречаются разговорные словосочетания со словом "бог", но они выражают лишь различные эмоции говорящего. Но как после этого не скажешь: "Не Лев, а Демагог Успенцев!"

Комментарий #21451 19.11.2019 в 12:49

Коммент № 446. Вы не в состоянии опровергнуть меня фактически и лишь лепечете: "потому что... потому что... Не будем дальше развивать эту тему. Надеемся, и так многим всё понятно". И тут прав коммментатор №449 про притянутый за уши контент, что одинаковыми словами умоляет закрыть тему. Лев Успенцев

Комментарий #21450 19.11.2019 в 12:16

Согласен с Успенцевым, что Соколов страстотерпец.

Комментарий #21449 19.11.2019 в 12:14

Понятно, что Стеклов притянул за уши свой контент.

Комментарий #21446 19.11.2019 в 09:20

#21443-му
И вам не мешало бы, Лев Успенцев, пылу обличительного поубавить и внимательно читать то, на что вы голос до крика поднимаете: "Стеклов врёт, что Соколов не воевал...".
Впрочем, статья-то не об этом, но таких как вы она, видимо, достала, потому что... потому что... Не будем дальше развивать эту тему. Надеемся, и так многим всё понятно.

Комментарий #21443 19.11.2019 в 02:05

А кто сказал, что Соколов побывал в церкви "один-единственный раз"? Родился в 1900 году, крещён, как всякий русский, ходил в храм по крайней мере до Советской власти. Стеклов врёт, что Соколов не воевал, перечитайте рассказ. Дважды был ранен и в плен попал не по своей воле. Соколов вспоминает: "Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель. Встал и говорю взводному: «Пойдем отсюда, товарищ, церковь велика». Вот где гениальность Шолохова:"ТОВАРИЩ, ЦЕРКОВЬ ВЕЛИКА!" Это уже не просто о церкви, это образ, суть православия! Андрей Соколов по большому счёту страстотерпец. А то, что зашоренный Стеклов изрекает, есть богохульство. Вместо того, чтобы "помолчать и подумать", лучше перечесть рассказ. Лев Успенцев

Комментарий #21427 18.11.2019 в 15:09

ОТВЕТ ПРЕДЫДУЩЕМУ
Не надо бы было выдирать из контекста только тот фрагмент, который вы облюбовали.
Вот отрывок объёмнее, включивший и ваш:
"Соколов показан вне церкви. Побывал-то в ней за всю свою жизнь один-единственный раз, и то не по своей воле. В числе многих его загнали сюда силой, и, вместо того чтобы помолиться, он совершает убийство. Вот где пригодилась ему дьявольская сила! Тем не менее Соколов симпатичен нам, мы сочувствуем ему, переживаем вместе с ним, потому что он один из нас и все мы похожи на него".
И хватит здесь вбивать фразы-гвозди, из которых и состоит весь ваш "праведно-гневный" комментарий.
Помолчим... И подумаем...

Комментарий #21425 18.11.2019 в 14:55

Предыдущему. А как же фраза автора о Соколове: "Вот где пригодилась дьявольская сила"? Не озлобляюсь совершенно. С чего вы взяли? Пусть автор живёт и думает, как может. Я написал комментарий вполне спокойно. А вот вы беспокойны. Чтобы утверждать у автора наличие "высоких нравственных позиций", нужно получить на это право. Судья - Господь, а не вы. Это Он утверждает в человеке любые позиции. Кроме того, только Бог - судья, ни вы, ни Стеклов. Возможно, как раз Он и оправдает Соколова, и допустит его в Царствие Божие. Иногда и последние становятся первыми. Помните притчу об этом? К сведению: в моём комментарии 21423 нет слова "клеймит". То-то и дело, что Стеклов не размышляет. Он свои рассуждения читателю подаёт в полной убеждённости в своей правоте.

Комментарий #21424 18.11.2019 в 14:29

ОТВЕТ НА КОММЕНТАРИЙ #21423
Где, в каком месте, как вы пишете: "Автор обсуждаемого материала изображает героя рассказа сатаной"?!
Фантазёры вы великие! Юрий Стеклов размышляет о невыносимо больной теме. И вы не упрощайте, пожалуйста. И не озлобляйтесь, клеймя его.
Он никого не клеймит. Он анализирует эту тему с необычайно высоких нравственных позиций.

Комментарий #21423 18.11.2019 в 14:09

Человек - сложный духовный организм. В нём есть одновременно и добро и зло, грехи и благодать. Нельзя анализировать в человеке отдельно греховность и отдельно - благодать. Автор обсуждаемого материала изображает героя рассказа сатаной. Это грубый подход к человеку. "... благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо узрит; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки. О нём-то сказано: испыташа беззаконие, исчезаша испытающии испытания (Пс. 63:7)." (Иоанн Лествичник)

Комментарий #21417 18.11.2019 в 06:18

Человек, помни о Заповедях, если ты Человек !
Литература, помни о Заповедях, если ты Литература!
Исследование Юрия Стеклова - об этом.
Вздыбились - отошедшие. И далеко отошедшие. Остальные молчат и думают...

Комментарий #21413 17.11.2019 в 20:35

Ниже в двух местах оговорки, конечно же, поминается автор Стеклов, а так всё верно. Светлана

Комментарий #21411 17.11.2019 в 19:52

Не приведи Господь такому как Стеклов решать судьбы людей! Андрея Соколова он засудил бы по полной и в лагеря отправил. Я бы ему и преподавать в школе не позволил. Вранье на вранье, передергивание, досужие домыслы, извращение текста...конечно он не великий инквизитор Достоевского, он просто провокатор. Только один пример извращения от соколова. Нельзя было в храме убивать предателя, надо было провести с ним, предателем, беседу, а не брать грех на душу... Господин Соколов, вы (негодяй, подонок, пособник фашистских мразей и т.п.,) - выбрать самому!

Комментарий #21410 17.11.2019 в 19:44

В мае будущего года 75 лет Победе и 115 лет Шолохову. Делайте выводы... Лев Успенцев

Комментарий #21409 17.11.2019 в 18:01

Мда...
Михаил Александрович подобной трактовки своего произведения не предполагал. Уверена.
Весьма "талантливо", а вернее - бессовестно перекрашено белое в черное. Одним махом: герой - НЕ герой; мучения в фашистском плену - "ничто", доброта - не доброта, и христианство с православием обезображены кривым зеркалом, становясь "удачным" прикрытием истинной цели.
Так рассуждают те, кто сейчас ставят в один ряд: Гитлера и Сталина; Освободителей, Героев войны - и фашистов. Нет надобности перечислять переписчиков истории. Узнаваемы.

Комментарий #21392 16.11.2019 в 10:07

По прочтении статьи хочется воскликнуть, как А.С.Пушкин: "Ай да Шолохов, ай да сукин сын!" А автор статьи пусть идет себе, как слон, хотя кругом лают моськи.

Комментарий #21384 16.11.2019 в 01:02

«Судьба человека» - единственное произведение Шолохова, где присутствует сам автор, есть, правда, такой момент в конце «Поднятой целины». При этом авторская позиция в рассказе относительно Андрея Соколова выражена чётко, отношение Михаила Александровича к своему герою таково: «Чужой, но ставший мне близким человек»... «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина»... Ещё слова Соколова в авторской передаче: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, — сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать»... «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Для Шолохова его герой это «близкий человек», «русский человек, человек несгибаемой воли...» Что касается Стеклова, то он, пороча образ близкого Шолохову русского человека, вольно или невольно становится в один ряд с теми, кто «пересматривает» нашу Победу. Клим

Комментарий #21382 15.11.2019 в 23:08

В Сети есть статьи, интерпретирующие рассказ Шолохова "Судьба человека" с точки зрения христианства. Есть статья Галкина "Судьбе человека" и его ассоциации с Книгой Иова". Есть и о духовности героя рассказа; там привязка к православию.

Комментарий #21380 15.11.2019 в 19:52

Нигде такого не читал. А ведь всё правда. Респект автору.

Комментарий #21361 14.11.2019 в 17:41

"Мюллер врёт, утверждая, что немецкие «войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом»."
Экий негодяй этот Мюллер! И зачем это Андрей Соколов, и без того грешный, выбрал компанию этого лгуна! Да уже за одну эту неправду надо было немедленно покинуть это ИТУ (исправительно-трудовое учреждение), а Соколов остался да ещё и бражничал с Мюллером...
Автор либо неофит, либо безнадёжный догматик.
Представляю, что в итоге будет, если под такую "раздачу" попадут, например, Петруша Гринёв и Маша Миронова.
Михаил Попов
(Архангельск)

Комментарий #21360 14.11.2019 в 16:19

Для 21242. Евангелие не читали?

Комментарий #21353 14.11.2019 в 11:55

Думается, что подробное осуждение героя "Судьбы человека" за его неверие, табакокурение и поступки в жизни - не были главные задачи Шолохова и тем более - не право рецензента, коли он так уж часто ссылается на Писание, где указано: "не судите да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким и сами будете судимы..." (Мф 7:1). По всем понятиям, Бог ему судья, как и всем - верующим и неверующим. Не дело автора рецензии - назидать и указывать читателю, как думать о герое.

Комментарий #21351 14.11.2019 в 05:26

Есть слепые люди, представляющие себе солнце в черном цвете. Они и гимны воспринимают как пасквиль.

Комментарий #21350 14.11.2019 в 02:41

Извращённое толкование рассказа "Судьба человека". Этот пасквиль на Шолохова висит в интернете, где ему и место.

Комментарий #21346 13.11.2019 в 21:04

Спасибо большое за высокую оценку.

Комментарий #21342 13.11.2019 в 19:28

Лучшее что я читала в жизни!