Александр БАЛТИН. ГЛАМУР ПРОТИВ ДУХА. Полемические заметки
Александр БАЛТИН
ГЛАМУР ПРОТИВ ДУХА
Полемические заметки
Чёрная дыра гламура
Гламур, как объект поклонения, как источник, питающий зависть миллионов; гламур, как избыточность внешнего, с отрицанием всего корневого, глубокого, уединённого, и вместе связывающего с космосом духа.
Витрины блестят, соблазны текут; есть даже во внешности дорогих автомобилей нечто, сочащееся сладострастием.
Больше вещей, больше роскоши; всё должно вращаться в пёстром хороводе…
Мысль исключается.
Смерти нет: карнавал продлится бесконечно.
Поколение, стремящееся к гламуру, нарывающее тщеславием, не слышавшее ничего ни про Дон Кихота, ни про Ривареса.
Пострашнее поколения пепси.
Журналы лоснятся глянцем, газеты горазды надрываться, донося новые и новые вести из жизни кумиров.
Заповеди нарушались всегда – но такого упоённого кумиротворения, как в последние десятилетия, ещё кажется не наблюдалось…
Антрацитовые щели, в какие загоняется наука – если не сулит сиюминутной отдачи, искусство, некогда считавшееся высоким, просто теплота человеческих отношений.
Хохочущий, алчный, всё в себя всосавший чёрной дырою гламур.
Олег Рой – развлекалово против духа
Разболтанный, будто сорванный с оси язык: дребезжащий, куда-то летящий; язык, в котором не чувствуется основного, одухотворяющего, питавшего русскую литературу; слово, сведённое к передаточной функции – только одной, остальные ни к чему.
Некоторые куски из писаний Роя могут быть занятны, но в целом остаётся ощущение мутного варева: основной ингредиент которого: развлекалово.
Оно и вообще-то избыточно в нынешнем мире, что и понятно: отвлекает как от экзистенциальных размышлений, так и от социального протеста, но низость его, антиэстетизм слишком бросаются в глаза тем, для кого слово не является просто передаточным механизмом.
Рой встроен в систему развлекалова уютно, денежно, логично.
Он – часть системы: со всеми вытекающими; и работает, как хорошо отлаженный аппарат – постоянно и много.
Хотя – думается непроизвольно – в иных случаях много работы – худший вариант.
Ибо всё, производимой Роем, настолько лишено одухотворяющей составной большой литературы, что фальшь видится сразу: как будто в руки взял плохо подделанную купюру.
Собственно, пёстренько изданные томики Роя и есть подделки под литературу, и то, что продаются они в киосках прессы рядом со всевозможными донцовыми, говорит само за себя.
И дело не в сюжетах, не в ходульности персонажей, не в искусственно-бодренькой манере подачи материала, а именно в этом зловещем ощущении: дух вытравлен из этих писаний, он ни к чему – мешает.
Увы, без духа ничто подлинное невозможно.
О бездне пошлости и свадьбе Собчак
Пошлость становится нормой жизни: она выхлёстывает из всех информационных источников, блестит желтизной газет и журналов, подло расположившись в засаленном халате, пялится на вас из большинства телепрограмм, постепенно убеждая слои сограждан в том, что потребление помоев естественно – мол, помои и есть основная еда.
Разумеется, у пошлости появляются свои герои: и Собчак, вероятно, главная из них.
Нет поля, замаранного пошлостью, где бы она не отметилась: низкие и глупые телепрограммы, демонстративный денежный шик, дешёвое гаерство с кандидатством в президенты…
Теперь свадьба, сознательно организованная так, чтобы шокировать: завязать узлы интереса к себе ещё крепче.
Что ж, удалось: на лестнице нисхождения взята новая ступень.
Собственно, социум – некогда в СССР отмеченный невиданным вертикальным движением, когда из дремучих захолустных дыр выходили учёные, генералы, кинорежиссёры, директора заводов, – ныне обращён к сплошному нисходящему движению.
Немудрено: где человеку, держащемуся на поверхности выживанием, а не жизнью – и таких большинство, – думать о высоком, не говоря уже о прекрасном…
Попроще б чего – вроде свадьбы Собчак.
Она и подоспела.
Пожалуйста!
Лестница нисхождения, увы, бесконечна, и немалую роль в том, что эта лестница разверзлась, играет пошлость.
В недрах какой одну из основных ролей исполняет пресловутая Собчак.
Вы что, забыли, кто такой Собчак-папа?!
К сожалению, сам факт смерти его в парижской гостинице под проституткой никак не способствовал взращиванию в Собчак-младшей человека, а не гламурного животного.
- Пусть отец ее перевернется от таких телодвижений дочки.