РЕЦЕНЗИЯ / Александр ТРАПЕЗНИКОВ. ЧЕСТЬ ИМЕЮ. О документальной прозе Михаила Фёдорова «На полях Гражданской…»
Александр ТРАПЕЗНИКОВ

Александр ТРАПЕЗНИКОВ. ЧЕСТЬ ИМЕЮ. О документальной прозе Михаила Фёдорова «На полях Гражданской…»

 

Александр ТРАПЕЗНИКОВ

ЧЕСТЬ ИМЕЮ

О документальной прозе Михаила Фёдорова «На полях Гражданской…»

 

Однажды заведующий кафедрой истории России Воронежского государственного университета, профессор, доктор исторических наук Михаил Дмитриевич Карпачев встретил в кулуарах известного прозаика, документалиста, исследователя, а по совместительству юриста Михаила Федорова и сказал: «Если бы я был писателем, я бы написал роман о…». И далее рассказал удивительные вещи. Речь шла о далекой, но существенно-промыслительной истории времен Гражданской войны. Оказывается, в деле военруков, которое в конце 20-х вело ОГПУ по Воронежской области, он обнаружил протокол допроса жены командира 25-го Смоленского полка Ольги Алмазовой, в котором чекисты дотошно выясняли путь полка, воевавшего с красными. Начиная с Воронежа, когда в 1919 году его взял Шкуро, и до эвакуации войск Врангеля из Крыма. Тогда полк поздно прибыл на эвакуацию, и вынужден был выбираться с полуострова сам.

Федоров с интересом прочитал допрос Алмазовой и теперь не мог остановиться: он загорелся, собирал материал, и писал, писал, писал. Так на свет появилось хронико-документальное произведение «На полях Гражданской…», выпущенное в этом году издательством «Вече» в популярной серии «Офицерский роман. Честь имею». Теперь и мы, читатели, следуем за автором по пожелтевшим страницам нелинейного времени, которое врывается в нашу жизнь пороховой гарью, болью, офицерской честью, преданной любовью и смертью. Мы узнаем, как дочь толстовца из села Медвежье Землянского уезда Воронежской губернии Василия Алексеевича Алмазова (который в отличие от Льва Николаевича, земли своего имения раздал крестьянам, подвергался арестам при царе) влюбилась в командира 25 Смоленского полка Вячеслава Новикова. А когда тот пришел в Воронеж со Шкуро и восстанавливал полк, она связала свою судьбу с Новиковым. И понеслись у недавней гимназистки боевые будни. Она была с Новиковым и его полком в боях с буденновцами под Касторной, при отступлении к Ростову-на-Дону, боях в плавнях на Дону, откате к Новороссийску… Эвакуация в Крым. Бои в Северной Таврии в составе войск Врангеля...

Если заглянуть в совсем уж отдаленное прошлое, то 25-й Смоленский полк известен своими ратными подвигами еще в Северной войне (1700-1721 гг.). При взятии Нарвы (1704 год), в Полтавской битве (27 июля 1709 года), в Аустерлицком сражении (20 ноября 1805 года), в Бородинской битве (25 августа 1812 года), в обороне Севастополя (1855 год)…  И в Гражданскую полк оказался в гуще событий… Читая роман, окунаешься в полную побед и неудач, испытаний и невзгод жизнь полка, который относился к числу одного из самых отважных, как легендарные полки корниловцев, марковцев, дроздовцев, о которых ныне известно гораздо больше. Несправедливо. 25-й не могли разбить. Полковник Новиков всегда держал полк «в кулаке», о который разбивалась конница Буденного, пехота красных.

Ольга всегда с полком, неотлучно с Новиковым. Тот болеет – она рядом. Новиков снова в бою – она здесь же. В Крыму белым не повезло. Когда в Северной Таврии они вышли к Днепру и даже его форсировали, война большевистской России с Польшей прекратилась, и вся мощь красных свалилась на белых в Таврии. Такую лавину остановить они не смогли. Оказавшись зажатыми в Крыму, как говорили «в бутылке», надеялись сдержать красных на Перекопе. Но большевики все равно прорвались. И на последнем, завершающем этапе Гражданской войны полк оказался на Сиваше, прикрывая отход белых на эвакуацию…

Из романа узнаем, что «снаряды не пробивали лед» – такой он был крепкий. Сиваш замерз намертво. А не как в книгах и фильмах советских времен, когда красные переходят залив вброд… Помните, «Служили два товарища»? Рассказываю дальше схематично (это надо читать и видеть внутренним зрением, как автор). Бессчетное число контратак не спасает белых… Они откатываются… Полк в числе последних спешит в Севастополь… Но отсюда корабли ушли… В Ялте надеются сесть на другие корабли, но Врангель встречает Новикова на пирсе и говорит: «Мест нет. Могу взять только штаб полка». А полковник Новиков: «Я не могу бросить солдат, с кем прошел путь от Воронежа…». А Ольга на сносях. И корабли уходят. Смоленцы остаются. Переодеваются в форму буденовцев, которую добыть не составило труда. Ворвавшиеся в Ялту красные от радости ударились праздновать, и пить прекрасные крымские вина… Слов нет, от них можно и одуреть. Смоленцы вырываются из Крыма, что сделать никому другому не удалось… А тем кто остался… Обещанное командующим красными Фрунзе сохранение жизни было лишь на словах – белых поголовно истребили.

Читаем роман дальше и видим: смоленцы движутся к границе с Польшей… У них цель перейти границу на реке Збруч. Но если Сиваш на юге замерз, то реку севернее Сиваша лед не покрыл… И смоленцы попадают в руки большевиков… Оказываются в застенке в Киеве… Здесь у Ольги случается выкидыш… Ее отпускают… Новиков бежит… Ольга возвращается в Воронеж, а Новикова нет… О нем ни слуху ни духу… За Ольгой ухаживает бывший офицер Кричевский – сын хозяйки Бринкманского поселка около вокзала в Воронеже. Ольга выходит замуж. У молодых рождается дочь… Газеты сообщают, что из Польши выслан командир остатков белогвардейских войск генерал Новиков… Выходит, он все-таки перебрался в Польшу… И вот Новиков снова в Воронеже… Он приехал тайно… У него здание сколотить из бывших офицеров боевые группы… И, конечно, встречается с Ольгой… А Ольгу донимают угрызения совести, что не дождалась Вячеслава… Тем временем чекисты идут по следам белогвардейского генерала…

Начались аресты… Семья Ольги попадает в тюрьму… Отца отправляют вместе с матерью в ссылку… Арестовывают смоленцев-офицеров, которые вернулись домой… Охота на Новикова продолжается… А он, невзирая на опасность, приезжает к Ольге в Медвежье… Вот Ольга за связь с белым генералом оказывается в застенке… Ее муж Кричевский там же… Дело кончается для смоленцев и родни Ольги печально: кому расстрелом, кому менее горько: ссылкой в лагеря. Эпопея смоленцев и тех, кто связан с ними, продолжается… Вот Ольга оказывается на свободе… Она с мужем Кричевским уезжают в Карелию строить оборонительные сооружения… Пахнет войной… А жены смоленцев ищут мужей…

Начинается Великая Отечественная война… Кричевский уходит из жизни…Ольга Алмазова уезжает с дочерью в тыл. И всю войну ждет хоть каких-то известий о Новикове… После войны, как жена командира полка, помогает женам смоленцев выяснять судьбу их мужей. А сама о том, что Новикова схватили еще в 1928 году и в 1930-м расстреляли так и не узнала… Ведомство чекистов умело хранить тайны.

Вот она – эпопея 25-го Смоленского полка, принявшего в Гражданскую сторону белых… И история любви командира полка Новикова и Ольги. Любви вопреки всему. Победи в Гражданскую белые, Ольга бы могла жить в Москве и бывать в Кремле… Но победили красные. Без политических оценок и предвзятости, просто почитайте роман Михаила Федорова и вы окунетесь в круговерть Гражданской войны и в «новую жизнь», с которой не соглашались многие и искали свою дорогу. К счастью.

 

 

Комментарии