
Алла БОЛЬШАКОВА. ВАСИЛИЙ ШУКШИН – АКТУАЛЬНЫЙ КЛАССИК? Международный круглый стол в честь юбилея писателя
Алла БОЛЬШАКОВА
ВАСИЛИЙ ШУКШИН – АКТУАЛЬНЫЙ КЛАССИК?
Международный круглый стол в честь юбилея писателя
15 ноября в рамках VII Санкт-Петербургского культурного форума состоялся Международный круглый стол «Василий Шукшин – актуальный классик?», посвященный юбилею нашего замечательного писателя. Этот научно-литературный праздник, собравший в госуниверситете на брегах Невы российских и зарубежных шукшинистов, устроили известные литературоведы, профессора СПбГУ Наталья Цветова и Ольга Богданова, которые провели оживленную, насыщенную новыми идеями и полемическими концепциями дискуссию.
В центре внимания ее участников были вопросы:
Актуальность Шукшина – ностальгическая или проективная? Открытия художника и их востребованность: психология? поэтика? суггестия? Свобода творчества: чего не боялся Шукшин? Почва художника – что осталось? Русский гений без наследников: что с нами происходит?
Вначале слово было предоставлено основным докладчикам-спикерам. Ивайло Петров (Болгария), Алла Большакова (Россия), Утэ Марграфф (Германия), Елена Крикливец (Беларусь) говорили об актуальности русского классика, о продолжении шукшинских традиций в современной литературе, а также о востребованности его идейно-художественных достижений не только на родине, но и за ее пределами.
Дальнейшие выступающие поддержали пафос зачинщиков дискуссии, сосредоточившись как на общих вопросах сохранения наследия Шукшина, его месте и значении в литературном процессе второй половины ХХ века и первых десятилетий ХХI века, так и на отдельных, порой весьма неожиданных аспектах шукшинского творчества. Ирина Плеханова (Москва-Иркутск) раскрыла аспект провокации в художественном сознании Шукшина. Александр Дырдин (Ульяновск) очертил параметры национальной топики в поздней прозе писателя. Александр Большев (СПб) в слове «Шукшинский герой в поисках утраченного праздника» остановился на восприятии писателя нынешними школьниками. Нэлли Щедрина (Москва) определила тип сознания исторического и вымышленного героя писателя. Тамара Никонова (Воронеж) представила типологию манипулятивного общения как способа презентации личности в рассказе Шукшина. Александр Куляпин (Барнаул) охарактеризовал тип шукшинских персонажей-«соглядатаев». Татьяна Чернышова (Барнаул) раскрыла средства гармонизации взаимодействия автора и адресата в прозе писателя. Анатолий Собейников (СПб) убедил присутствующих, что правда есть аксиологическая доминанта шукшинского творчества. Итог обсуждению подвело слово Владимира Сигова (Москва) «Горький опыт Василия Шукшина», которое поставило точки над i в основном вопросе дискуссии: является ли Шукшин актуальным классиком в наши дни.
С проникновенным словом выступил питерский фотограф и кинооператор, близко знакомый с Василием Макаровичем. На экране перед собравшимися экспонировались фотографии писателя с детских лет до последних дней. От петербургской прессы участников форума приветствовал главный редактор газеты «Культурный Петербург» Сергей Ильченко.
В рамках мероприятия состоялась презентация сборника научных статей «Алтайский текст в русской культуре» (под ред. М.П. Гребневой, Т.В. Чернышовой. Барнаул: Изд-во Алтайского университета).
Завершило шукшинский праздник уникальное выступление фольклорного ансамбля СПбГУ «Песни Родины Василия Шукшина».
Завершило, но не закончило! После основного мероприятия нам удалось продолжить общение в теплом кругу единомышленников: встретить старых друзей-коллег и поближе познакомиться с другими участниками форума. Потом зам. гл. ред. журнала «Родная Ладога» Валентина Ефимовская гостеприимно пригласила к себе в редакцию, где нас встретили митрополит Константин и питерские писатели. Закончился этот замечательный день памятным спектаклем по рассказу Солженицына «Матренин двор», посмотреть который участникам круглого стола предоставил возможность питерский театр им. Комиссаржевской.
Да, Солженицын к шукшинскому мероприятию за уши притянут. Если по-глупости - это ещё полбеды.
А вот если это глубинная издёвка организаторов, игра на понижение - то это скверно.
Шукшинских постановок театральных, скорее всего, уже нет в Питере - стёрты, изжиты.
Всё хорошо! Всё замечательно!
Но концовка...
Явно не ко двору здесь - это к рганизаторам - Солженицын с его " Матрёниным двором".
Василия Макаровича ТАМ, на верхах, наверняка, с души воротит от такого "единения"...
Михаил Попов
(Архангельск)