ПОЛЕМИКА / Валентина ЕРОФЕЕВА. «ВСЕ, СПОСОБНЫЕ ДЫШАТЬ ДЫХАНИЕ». О литературной премии «Большая книга»
Валентина  ЕРОФЕЕВА

Валентина ЕРОФЕЕВА. «ВСЕ, СПОСОБНЫЕ ДЫШАТЬ ДЫХАНИЕ». О литературной премии «Большая книга»

 

Валентина ЕРОФЕЕВА

«ВСЕ, СПОСОБНЫЕ ДЫШАТЬ ДЫХАНИЕ»

О литературной премии «Большая книга»

 

Литературной премии «Большая книга» в будущем году уже «стукнет» 15 лет. Подросток… Вырастет ли он  в юношу умного, одухотворенного, счастливого, нашедшего своё место в жизни – или?..

Или… или… Именно или… У семи нянек дитя без глазу. А какие няньки, какие няньки у премии!

Один только перечень займёт полстраницы: 9 учредителей, 9 соучредителей во главе с «Центром поддержки отечественной словесности».

Но – внимание! – официальный партнёр церемонии вручения премии «Большая книга» – коньяк «Коктебель». Что это дивное словосочетание должно было означать, видимо придётся домысливать самим читателям пресс-релиза, разосланного организаторами по всем электронным инстанциям.

А вот тем из них, кто «счастливо» прикоснулся к самим номинирующимся «бо-ольшим книгам», наконец-то стало ясно и понятно, отчего именно такие романы отобраны в двенадцатиперсонный список.

В двух третях коронованных лауреатством литературных трудов их персонажи во главе с главным героем то ли пьют без просыпу, то ли пьют с просыпом; разнообразия ради сюда же вклиниваются и с тайно-явными признаками иллюзорной «торчковости» (простите, но это термин одного из «шедевров» премии). Причём, подаётся это в столь модном сейчас реанимированном стиле – в модернистском «потоке сознания», вернее – в потоке бессознания.

Рекорды в этом стилевом потоке бессознания безусловно побил роман Линор Горалик, гражданки почему-то не России, а как вы уже сами догадываетесь, совершенно другой страны. Так же, как и номинанта Субхата Афлатуни, живущего в Ташкенте, о романе которого некие рецензенты из интернет-«народа» наперегонки выплёскивают: «Узнаваемый стиль большой русской прозы!», «Хорошие русские писатели ещё не перевелись!». Ну да, Ташкент – город хлебный… Но причём здесь Россия? Впрочем, сами названия некоторых «шедевров» национальной премии говорят за себя: «Собаки Европы», «Дождь в Париже», «Брисбен», «Жизнь А.Г.» (Испания – об одном из её диктаторов)…

Но вернёмся к Линор Горалик, к её номинируемому шедевру, роману «Все, способные дышать дыхание». Вот ни за что не расшифруете смысл названия. Просто надо впасть для этого в то состояние потока бессознания, из которого не выползает ни один из её персонажей. А если впадёте в этот поток, будет впрочем уже всё равно – какой там смысл Горалиха (блогерский псевдоним) вложила в название. Да никакого! – Зачем смысл, когда и так всё в кайфе безвылазном постапокалиптическом. И поэтому там – внутри романа – можно всё: гнусности и мерзости физиологии, гнусности и мерзости языка, гнусности и мерзости скудоумия (так и хочется сказать напрямую – авторского. Но ведь прячутся некие «гении» за остранённость их собственной почти «ангельской» сущности от изображаемого ими).

Итак, коктебельски коньячные весомые премии (фонд пять с половиной миллионов) кому же достанутся на сей раз?

«Собакам Европы»; подданной другой страны; испанскому диктатору; ташкентскому претенденту, топчущемуся по недавнему прошлому Советской России; казанско-московской Гузели, учащейся слагать из букв слова; её подруге по постижению ремесла Женечке Некрасовой с «Калечиной-Малечиной»; сонно-пьяно тупящему «парижанину» Сенчина? Или будет осчастливлен посмертно Венечка Ерофеев, рассказывать о «житие» которого взялись сразу три критика аса – Лекманов-Свердлов-Семановский?..

 

Национальная литературная премия «Большая книга» должна быть по-настоящему национальной, по-настоящему литературной и по-настоящему вознаграждать автора за БОЛЬШУЮ книгу. Главные вопросы, которые обязаны беспокоить, даже мучить жюри и учредителей столь громкой премии: о чём написано, как написано, куда встроен вектор замысла: вниз в аид, или вверх – в синь небесную.

Наркотически-коньячный мрак «Большой книги» – путь души вниз, в бездну. Зазывная реклама премии, озвученная во всех электронных СМИ, многообещающе открывает в неё врата: тиражи, спектакли, гранты на будущие «шедевры»…

Только в нашей редакционной копилке большой прозы, собираемой и публикуемой на сайте лишь второй год, есть две достойные жемчужины на эту номинацию: роман Анатолия Салуцкого «Немой набат» и роман Александра Леонидова «Апологет».

В солидной же копилке других истинно народных и национальных журналов такие претенденты несомненно найдутся тоже – они не единичны. Россия наша светлая талантами богата.

И пусть тьма сгущается, но это – перед рассветом.

 

 

Комментарии

Комментарий #22261 19.12.2019 в 12:46

Ответ #22259
Прочёл, честно признаюсь, в попытке понять, о чем это, зачем писалось. Но больше половины текста - по новой молодёжной диагональной системе. Ускоренно. Всё ещё надеясь хотя бы на проблески либо разума, либо элементарного уважения к читающему. Пшик, пусто. Уровень везде один, верно он обозначен в статье "поток бессознания".
Читать других "лауреатов" надобность отпала. Тем более, начал вчера просматривать приму-балерину - Григория Служителя. Разрезал целлофан, признак крутого ненорматива. Сначала пошла скучная детсадовская пошлость про жизнь котика. Забрался в середину - какие-то "Записи Белавина", рваные, ничем не скреплённые. Мелькнули "гнилые облака". Стало тоскливо копаться в Белавине. Судя по всему - это то ли раздвоение личности мужчина-женщина, то ли смена пола, то ли иная аномаль.
Досмотрю диагональ. Может откопаю что-то жизнеспособное?

Комментарий #22259 19.12.2019 в 09:36

Предыдущему комментатору. Но ведь все-таки прочли...

Комментарий #22248 18.12.2019 в 22:18

Прочёл "Дыхание..." Горалик. Тяжкое беспросветное дело. Какой мозг надо иметь, чтобы переварить эту разломанную деформированную информацию? Показалась кощунственной обложка. Внутри громадное количество грязи и ненорматива, а обложка чуть ли не с иконы списана?
Барахтается автор, что-то пытается более или менее жизнеспособное иногда выговорить. Но из больных голов его призрачных персонажей только бред, бред, бред. Разорванные фрагментарные выплески.
Неужели всё это будет теперь тиражироваться и множиться бесконечно?

Комментарий #22164 14.12.2019 в 16:33

Вот и народ вымирает ...

Редакция Дня Литературы 14.12.2019 в 15:37

КОММЕНТАТОРУ #22160 и #22157.
Натали, вы же гость на нашем сайте.
Совет: попробуйте сначала прочесть сей роман и лишь затем писать то, что вы обозначили в комментарии#22160.
А так - зачем же попусту тратить силы и время на неинформативные комментарии.
Да и не насилуйте себя противостоянием. Оно вовсе не обязательно. Вас становится попросту жаль, когда вы пишете: "Книга читается трудно и медленно. Но придется читать".

Комментарий #22160 14.12.2019 в 13:47

Предыдущему комментатору. Не хочется по чужому отзыву составлять свое мнение. Хочется собственное иметь. Для этого надо прочитать книжку. Тогда станет понятно. Книга читается трудно и медленно. Но придется читать.

Комментарий #22158 14.12.2019 в 11:38

ОТВЕТ на комментарий #22157
Да не надо никуда "въезжать" с этим "дыханием", не надо его расшифровывать. В статье чётко проявлены истоки таких "дыханий".
Ваша светло-наивная версия о поцелуе слишком человечна. В том потоке бессознания действуют иные законы. Откуда там поцелуи?! Ведь поцелуи - это жизнь.

Комментарий #22157 14.12.2019 в 11:04

Тоже долго вьезжал с этим "дыханием". Речь о поцелуе. Нет?

Комментарий #22151 13.12.2019 в 22:29

"Душно! без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна".
Н. Некрасов

Комментарий #22135 13.12.2019 в 18:01

"Буря бы грянула ,что ли , ночь бесконечно длинна !"

Комментарий #22134 13.12.2019 в 17:00

Премия - "Большая книга", а король-то голый! Спасибо Валентине Григорьевне, что осмелилась это произнести.
М.Г.

Комментарий #22101 12.12.2019 в 07:27

Нефтегазовая рента означает застой /мягко говоря/ , а правдивее -гниение -один из частных примеров -"Большая книга ".

Комментарий #22088 12.12.2019 в 00:56

Думаю, что императив статьи Валентины Ерофеевой - не только обозначить болезнь, но и сказать о необходимости её лечения. Всё правда - планомерное уничтожение русской культуры, русского мироощущения достигло в современном обществе своего апогея. Но это вовсе не значит, что все, кто понимает это, должны опустить руки и смириться. С нас никто не спросит, почему мы не сделали то, что было выше наших сил. Но нам придётся ответить за те маленькие усилия, которые мы всё же могли бы совершить и не совершили. Ведь каждый из нас по-своему может помочь пробиться живым творческим росткам, которые неизбежно появляются среди моря литературной пошлости и растления духа. Каждый из нас может хоть на время забыть о своих личных амбициях и поддержать другого. И порадоваться за него, а значит, и за русскую литературу. "Разобщенность" - это не приговор, её можно преодолевать усилием. А кто сказал, что быть хоть в малой мере носителями подлинной культуры - ЛЕГКО?

Комментарий #22086 11.12.2019 в 23:46


С болью присоединюсь к комментарию 22079: "Речь идёт о планомерном уничтожении ... всего русского и нас русских. Спасибо, Валентина, за смелость..." .

Комментарий #22079 11.12.2019 в 19:46

Честная статья! И не только о литературе. Автор поднимает более серьезные проблемы, чем литературный дар, вернее, отсутствие такового. Речь идёт о планомерном уничтожении, вот уже целое столетие, всего русского и нас русских. Спасибо, Валентина, за смелость и за огромное трудолюбие. Насчёт рассвета - хотелось бы верить, но русская разобщенность, в том числе, в идеологическом плане, приводит, порой, к грустным мыслям.

Комментарий #22078 11.12.2019 в 19:34

"Их" много, и они сильны. Тот же Быков невероятно активен. Он читает по несколько лекций в день, иногда в один день в разных городах, а то и странах. Также ведет колонки в разных СМИ, пишет книги, записывает аудиокниги. Он преподает литературу в средней школе и ведет семинары в разных вузах. У него время расчитано по минутам. Он также профессор Пенсильванского университета, и иногда даже оттуда ведет ночные передачи по телефону и по скайпу.

Комментарий #22077 11.12.2019 в 18:56

Ещё хочу добавить, что у "Дня литературы" - вдумчивый и знающий читатель, который многое видит и понимает. Мне было приятно, например, прочитать комментарий Бахтина, который отметил честную статью моей студентки 3-го курса МГИК, которая по юной наивности всё-таки берётся читать кандидатов и лауреатов "Большой интриги" (или мелкой!) и честно пытавется разобраться: ЗА ЧТО?! Ведь Роспечать, фиктивная Литературная академия-жюри и таких молодых критиков развращает!

Комментарий #22076 11.12.2019 в 18:51

Как бы я хотел разделить надежду Валентины: "И пусть тьма сгущается, но это – перед рассветом". Но увы, уже отчаянье охватывает во мраке. И это - не ощущение безнадёжности самого литературного процесса, стийного литературного рынка с вырождением, а трезвое понимания сознательно организованного тусовочного процесса, который олицетворяет и конструирует Роспечать. Но есть, конечно, лобби и выше! Вот вы можете себе представить, что в нищей стране, пусть и в Москве, где любители литературы тоже не много получают, собирается Большойй зал ЦДЛ на Дм. Быкова и иже с ним по билетам от 1000 до 4 500 рублей! Это что, пресыщенные богачи, масоны, проплаченнные русофобы? У меня просто в голове не укладывается. Или ИХ так много и так они демонстративно сильны?
А. Бобров

Редакция Дня Литературы 11.12.2019 в 15:59

Если замечание комментатора #22066 о том, "как судить о писателе и лауреате, если ты сам не прочитал его произведение, тем более завоевавшее премию?" касается меня как автора статьи, то все до единой книги, о которых я здесь пишу, мною, К СОЖАЛЕНИЮ, прочитаны.
В нашей редакции они до сих пор лежат - все 12 штук. Любопытствующие могут увидеть и пощупать. Правда, куда их дальше "сплавить" - не знаю. Очень много места занимают.
И о КЛАНОВОСТИ. Эта проблема не наша. Мы готовы принять всех. Критерий - талант. (Впрочем, существует пара исключений, но давайте назовём это не клановостью, а чем-то иным, но к сожалению, более неприятным.)

Всем комментаторам - благодарность за соучастие в обсуждении болезненной темы.


Комментарий #22069 11.12.2019 в 14:57

Валентина ,не оскудевает лишь "труба "/нефтегазовая / и те /власти и силовики особняком /,кто её обслуживают. А чтобы не допускать осмысления положения дел и даются такого рода премии. А уж спонсоры /наподобие "Коньяка "/найдутся.

Комментарий #22066 11.12.2019 в 14:38

Для 22063. Предпочитаю не размениваться на грызню, а работать в том направлении, которое мне близко.
Для 22065. Вы счастливый человек, если не догадываетесь о том, какие кланы существуют в литературе. Могу намекнуть: некоторых писателей из одного клана никогда не напечатают в журналах другого и не дадут им премий некоторого ранга. В свою очередь, эти, которых там не напечатают, никогда не признАют и не похвалят тех, кого печатают там, и наоборот. В патриотических журналах никогда не напечатают тех, кого признают в либеральных. Премиям в каждой группе радуются только тем, которые присуждают их единомышленникам. Противоположные премии и те и другие нещадно критикуют - и их спонсоров, и номинантов, и лауреатов. Это и есть групповая ситуация в современной российской литературе. И те, кто - как вы написали - "пичкают читателя г..ном", считают, само собой разумеется, что тем же самым пичкают читателя и писатели им противные. Это закон противоположностей, единство которых и являет современная наша литература. Поэтому и Союзы писателей разные. Но это прямолинейная ассоциация, даже грубая, потому что нередко происходят переходы из одной группы в другую по разным причинам. Перетекание и смена ориентиров и взглядов. Тогда ситуация становится особенно подчеркнутой и явной. Мне трудно представить себе, что эти группы сомкнулись бы и стали единым целым. Для этого нужно очень сильно любить друг друга. И последнее: стараюсь читать всех, чтобы иметь исключительно собственное мнение. Как судить о писателе и лауреате, если ты сам не прочитал его произведение, тем более завоевавшее премию?

Комментарий #22065 11.12.2019 в 13:12

#22059-му
А когда читателя пичкают г...ном - он тоже должен его поедать да нахваливать, радуясь премиям за него.
И о каких это "кланах" вы здесь походя обронили?

Комментарий #22063 11.12.2019 в 12:04

НА КОММЕНТАРИЙ #22059
Ну да, о таких, как вы, теплохладных и всеядных, - в Библии очень чётко сказано.

Комментарий #22059 11.12.2019 в 11:37

Зачем ругаться без толку. Ясно, что все премии это чистая политика. Пока существуют групповые интересы и такая ситуация, то будут одни премии и другие премии. Одни будут ругать других и считать их премии сатанинскими, а те не будут номинироваться на премии этих. Границы четкие и там свои, и здесь свои. Пока существуют "группы" и "с места они не сойдут", так и будут взаимные неприятия и одни будут презирать других. Эта борьба идет с давних пор и я, честно говоря, не считаю одних лучше, а других хуже. Читатель читает и тех и других и делает свой выбор, пока кланы грызутся.

Комментарий #22056 11.12.2019 в 08:10

Хорошо сказано!

Комментарий #22052 11.12.2019 в 01:56

"Большая книга" - "Codex Gigas" - Библия сатаны.......

Комментарий #22050 10.12.2019 в 23:36

Ну вот, "Москва - Петушки", написанное в пьяном полубреду, получило первую коньячную премию. "Посторонний" коронован.
Что и требовалось доказать. И остальным созидателям "крупной национальной" прозы тоже отвалили по энной коньячной сумме. На поддержку штанов.

Комментарий #22047 10.12.2019 в 21:58

ОТВЕТ ПРЕДЫДУЩЕМУ #22046
О премиях. Когда ты делаешь громкую заяву: ЛИТЕРАТУРНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ "БОЛЬШАЯ КНИГА", спрос с тебя совсем другой, нежели когда раздаёшь премию имени пупкина таким же крошечным пупкиным.
Пять с половиной миллионов фонда и дорога всем номинантам "в жизнь"?! За это отвечать надо. И не этим позорным списком двенадцати "избранных".
Статья Ерофеевой об этом. А ваша "святая" уверенность в том, что любые премии "поддерживают существование" писателей, пусть остаётся на вашей совести.

Комментарий #22046 10.12.2019 в 21:32

Премию получили "тройка" о Ерофееве, Дни Савелия" Служителя и "Дети мои". А то, что коньяк " Коктебель", то ведь это только спонсоры, они деньги дают. В других премиях есть газовые компании-спонсоры, там и вовсе опасно для жизни. Сейчас в России более пятисот премий, не считая журнальных, газетных, губернаторских и других. По мне, так премии только разобщают писателей, но все-таки это деньги, и они поддерживают их существование.

Комментарий #22041 10.12.2019 в 18:12

Прекрасная статья - краткая, емкая и очень серьезная. Картина планомерного уничтожения русской литературы, которое длится уже не одно десятилетие, дается в ней зримо и точно. Но русская литература выживет - вопреки всему! Наталья Егорова.

Комментарий #22040 10.12.2019 в 17:38

Этот лаконичный текст Валентины Ерофеевой, написанный хлёстко и ёмко, даёт ясное представление о том, в какую сторону
движется сегодня, к сожалению, национальная премия "Большая книга". А также об ожиданиях читателей,
которые всё же надеются, что в орбиту избранных произведений будут включаться подлинные образцы русской прозы.

Комментарий #22039 10.12.2019 в 17:35

По-моему в названии премии закралась опечатка. Которую исправляю: не "Большая книга" а "Большая фига". И всё сразу встаёт на свои места.

Комментарий #22037 10.12.2019 в 17:10

Сколько премий развелось в России! А писателей-то сколько, охотников за всевозможными премиями!

Комментарий #22033 10.12.2019 в 15:52

Валентина, спасибо!
Не соглашусь с комментом 22025. Употреблять "человеки" слишком сложная конституция для "Большой книги". Больше подходит коммент 22024 - "виноват переводчик".
Успехов автору!

Комментарий #22030 10.12.2019 в 15:11

Написано точно. Сильно. Ярко. И по существу. Остаётся лишь добавить: кроме "Большой Книги" есть ещё и "День Литературы". Без коньяка - зато с литературой!

Игорь Бахтин 10.12.2019 в 15:06

Всё так. Хорошо сказала Светлана Замлелова в «Литературке». «Это с их не то что молчаливого согласия, а велеречивого славословия посредственные, не слишком талантливые и умные, даже не очень мастеровитые авторы стали сегодня лучшими писателями России. В то же время множество действительно хороших писателей до публики просто не доходят. Это именно с подачи критиков отпала для писателя необходимость владеть языком как инструментом. С подачи критиков стало нормальным писать кое-как. Критик развратил писателя. Почему? Потому что наиболее удачливые критики стали лакеями книгоиздательского бизнеса». Об это же говорят молодые авторы "Дня Литературы", например Настя Кобозева. Бахтин.

Комментарий #22028 10.12.2019 в 15:01

ОТВЕТ #22025
Эх, если бы только коньяк! Да и кстати, меньше всего виноват именно он.
Там иные глубинные позывы и призывы.
В.Е.

Комментарий #22027 10.12.2019 в 14:38

Сейчас так: есть литература, которую отказываются признавать литературой. И есть то, что признают литературой, но при этом литературой не является.

Комментарий #22025 10.12.2019 в 14:31

КОММЕНТАТОРУ #22024: Думаю, нет. Смысл понятен - это попытка парадоксально-поэтического языка, на котором людей иногда называют "человеки". Имеется в виду - все способные к дыханию, т.е. живые. Другое дело, что смысл мал, а форма - с точки зрения языковой - безобразна. Валентина Григорьевна всё по полочкам разложила: коньяк виноват!

Комментарий #22024 10.12.2019 в 14:25

"Способные дышать дыхание" - видимо, тут переводчик виноват))