ТРИБУНА МОЛОДЫХ / Виктория ПОПОВА. ГАРМОНИЯ ИЛИ ДИССОНАНС? Проблемы музыкального образования России
Виктория  ПОПОВА

Виктория ПОПОВА. ГАРМОНИЯ ИЛИ ДИССОНАНС? Проблемы музыкального образования России

 

 

Виктория ПОПОВА

ГАРМОНИЯ ИЛИ ДИССОНАНС?

Проблемы музыкального образования России

 

Сегодня система российского музыкального образования находится в кризисе. Для России, имеющей многовековые музыкальные традиции это большой удар. Причин сложившейся ситуации множество, однако одна из глобальных проблем в сфере музыкального образования – научно-технический прогресс. “По вине”, а для многих благодаря быстрому совершенствованию звукозаписи спрос на “живых” музыкантов становится все меньше и меньше, а среди подрастающего поколения все меньше и меньше желающих освоить скрипку или фортепиано.

Когда проблему заметили и начали о ней говорить,  классическое музыкальное образование было решено модернизировать. Осенью 2019 года детские музыкальные учреждения получили приказ руководителя департамента культуры Москвы о проведении аттестации педагогических работников. Новый регламент включает в себя мотивационное письмо, портфолио, компьютерное тестирование по специальным и смежным темам. Он заменил открытый урок — в такой форме раньше проводилась аттестация. Якобы эта обязательная проверка должна оставить только высококвалифицированных преподавателей.  Интересно, с каких пор компьютерное тестирование по смежным темам стало важнее музыкальной техники преподавателя?

На эту тему высказалась Екатерина Мечетина, солистка Московской филармонии и заслуженная артистка России: “Я провела собственный эксперимент: людям своего близкого круга задавала один и тот же вопрос из числа предложенных для тестирования преподавателей — никто не ответил. Поверьте, все они — уважаемые деятели культуры и искусства, профессионалы высочайшего уровня. Результат говорит только об одном — аттестуют не то, за что ценят музыкантов и преподавателей” (газ. “Культура” от 17.01.19, ст. “Эта музыка будет вечной?”).

И ведь действительно, люди, которые работают в детских музыкальных школах, люди, которые любят музыку и детей, – разве они будут работать за такие низкие зарплаты без личной мотивации и любви к своим воспитанникам? Ответ очевиден. Становится действительно грустно от того, что столько поколений наших великих предшественников строили систему, а сейчас мы готовы ее разрушить из жажды новшеств.

В этой же статье также была представлена точка зрения Екатерины Калачиковой, руководителя Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства департамента культуры Москвы. В её словах отчетливо видна попытка разрушить основу системы музыкального образования. Считая нововведения обязательными, а подмену истинного классического образования – мерой вынужденной и необходимой, Калачикова уверяет: “Хотим того или нет, но мы живем в эпоху стремительного технологического развития, насыщенной цифровой и медиакультуры и радикально изменившихся форматов коммуникации: вне зависимости от наших желаний эта среда будет оказывать влияние как на нас самих, так и на творческое образование”.  А вот еще: “Мы, к огромному сожалению, видим, что конкурс на предпрофессиональные программы в школах искусств практически отсутствует, а более 53 процентов поступивших не доучиваются и до 4-го класса”.

Но ведь дело даже не в том, насколько человека увлечет музыка в дальнейшем, продолжит ли он свое образование в консерватории, перейдет ли к изучению нотной грамоты, сольфеджио и так далее. Неважно, станет человек великим композитором или нет — основополагающие эстетические принципы, изначально заложенные в музыке, принесут свои плоды.

В наше время все меньше родителей отдают своих детей в музыкальные школы, ссылаясь на то, что это очень сложно и отнимает много времени. «Зачем моей дочери ваша музыка? — то и дело слышишь из уст особо практичных мамочек. — Если отдать ее на хореографию, так хоть осанка будет хорошая». Конечно, спорт воспитывает в человеке силу воли, способствует физическому здоровью и так далее. Однако речь идет о сохранении традиций, воспитании в детях эстетического вкуса. Ребенок, который посвящает своё свободное время игре на фортепиано или скрипке, не будет поддаваться мерзким соблазнам улицы или интернета. Глядя на клавиатуру рояля или гриф струнных инструментов, двигая смычок по струнам — совершая все эти действия многократно и постоянно, не только ребенок, но и вообще любой музыкант (независимо от уровня мастерства) развивает свое пространственное мышление. На протяжении нескольких лет обучения учащиеся музыкальных школ знакомятся с великими композиторами, характер которых связан с определенными музыкальными стилями: с величественным и элегантным Бахом, солнечным и подвижным Моцартом, сентиментально-чувственным Чайковским…

Только вот в наши дни эти имена постепенно начинают забывать. Классической музыкой большинство подростков не интересуется, зато с удовольствием слушает Ольгу Бузову и деградирует под “песни” Элджея. Если вы попытаетесь разобрать  тексты этого “музыканта” детально или хотя бы просто понять, о чем он поёт, – спешу вас огорчить. Вот пара строчек из его песни под названием Vrum Vrum:

Я такой же, как ты,

Только никто не знает, кто ты

А так, мы все тут биомусор, идиоты.

 

Сложно было найти строки, где не было бы нецензурной лексики, ведь она встречается буквально через каждые два слова. Вот они, кумиры современной молодежи. Вот она, музыка, которая взрывает все топ-чарты.

Парадокс, но несмотря ни на что, сегодня за билетами в оперные театры, концертные залы и филармонии выстраиваются очереди, а набор учащихся и студентов в элитные учебные музыкальные учреждения осуществляется на конкурсной основе. Время показывает, что не вымирают в России виртуозы, и еще появляются талантливые музыканты-исполнители, а также проекты, благодаря которым одарённые дети могут заявить о себе на весь мир. И очень даже неплохие!

Вот, например, Конкурс "Щелкунчик" – один из важнейших проектов телеканала "Россия Культура". Щелкунчик, являясь одним из самых престижных конкурсов юных музыкантов в России, из года в год неизменно вызывает огромный интерес у ценителей классической музыки и позволяет молодым исполнителям не только продемонстрировать свое мастерство, но и обменяться профессиональным опытом, выслушать советы выдающихся мастеров.

В финале участники играют на сцене Концертного зала имени Чайковского – одной из лучших площадок Москвы – в сопровождении симфонического оркестра. К участию допускаются юные музыканты в возрасте до 14 лет. Когда вы послушаете, как играет 13-летний Иван Качкин пьесы Брамса, или как потрясающе 10-летняя Александра Догвань исполняет концерт Мендельсона, именно тогда возможно и придет осознание того, что такое – настоящая музыка.

Польский журналист и политический деятель Болеслав Пашковский, известный своими афоризмами, сказал очень мудрую фразу: «О музыке нужно писать нотами». Классическая музыка даст вам почувствовать нечто большее, чем просто набор аккордов. В ней боль и страдания, в ней надежда и радость. Нужно ценить музыку великих композиторов и ценить тех самых преподавателей, которые ею горят и ею живут. Ведь это наша культура и наше наследие.

Краснодар

Комментарии

Комментарий #22105 12.12.2019 в 11:50

Очень приятно, что молодёжь думает - и основательно - о таких вопросах!