РЕЦЕНЗИЯ / Валерий СДОБНЯКОВ. ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК № 43 – 2014 г. Обзор журнала
Валерий СДОБНЯКОВ

Валерий СДОБНЯКОВ. ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК № 43 – 2014 г. Обзор журнала

ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК

№ 43 – 2014 г.

 

Этим выпуском журнала мы фактически вступаем в год своего пятнадцатилетия. Прямо скажем – не малый срок для современного литературного издания. Но все эти годы мы оставались верны изначально выбранному пути – честно и открыто проповедовали любовь к Отечеству, рассказывали о его славной истории, наполненной подвигами наших предков, о великой русской культуре и литературе, достойными продолжателями традиций которой являются и наши современники – авторы журнала «Вертикаль. ХХI век» – писатели, поэты, критики, художники, учёные, актёры. Воистину, кажется, что неистощимы духовные силы России.

Вот и в этом номере, наравне с уже признанными мастерами, такими как Владимир Бондаренко, Анатолий Парпара, Владимир Карпов, свои произведения публикуют интересно начинающие свой путь в литературе Елена Тулушева (её рассказы «Когда я умру, я стану собакой» и «Надо будет как-нибудь посмотреть» представляет Александр Казинцев), Анатолий Бирюков с рассказом «Егор, бычок Ромка, баба Шура и другие». И уж если мы заговорили о прозе, то, я уверен, большой интерес вызовут у читателей и очерки «Застолье с Виктором Петровичем» (воспоминания о В.П. Астафьеве) Владимира Карпова и «Собрат по блаженству» Сергея Щербакова, и рассказ Владимира Королёва «Северное сияние».

Завершая год 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова, мы публикуем статью Владимира Бондаренко «Гонимый миром странник». Этот же автор в разделе «Критика» представлен тремя статьями, посвящёнными жизни и творчеству В.Курбатова, Ю.Мориц, Ю.Полякова. В журнале публикуется и большая статья писателя из США Геннадия Петрова о книге В.Сдобнякова «В предчувствии апокалипсиса». В ней автор вступает в острую полемику с некоторыми моими собеседниками. Ради того, чтобы представить разные точки зрения на поднятые проблемы, чтобы редакцию не заподозрили в уклонении от дискуссии, мы и публикуем этот материал.

В 2014 году ушёл из жизни замечательный человек, мой друг, нижегородский писатель В.Г. Цветков. В память о нём мы публикуем воспоминания его соратников по русскому делу Анатолия Парпары, Владимира Чугунова, Михаила Рубцова, Валерия Сдобнякова. О войне в Новороссии рассказывают фронтовые очерки Алексея Вурдова «Донецкие рассветы», а Андрей и Владимир Альпидовские вспоминают фронтового фотокорреспондента Виктора Антоновича Тёмина, и тем самым открывают неизвестную страничку истории Великой Отечественной войны, рассказав, как в действительности был сделан знаменитый снимок со знаменем Победы над поверженным Рейхстагом.

К 80-летию Нижегородской областной писательской организации Ирина Дементьева вспоминает поэта Владимира Половинкина, а Татьяна Антипова ведёт репортаж с праздничных мероприятий, посвящённых этой дате. Но я в связи с этой датой особенно бы отметил публикацию двух своих бесед с писателем Валентином Николаевым. Тексты эти случайно нашлись в моём архиве, и до этого лишь одна из бесед, да и то не полностью, публиковалась в газете «Горьковский рабочий» в 1986 году. Валентин Арсеньевич был из тех писателей, которые свою жизнь полностью отдали служению литературе. Талантливый, думающий, сострадающий – ему тяжело жилось в провинциальном Горьком (так тогда назывался Нижний Новгород) среди интриг местных классиков. И, тем не менее, он воспитал в нас высокое отношение к русской классике, вкус к слову. Николаев предупреждал – писательский труд тяжёлый и, в подавляющем большинстве случаев, неблагодарный. Но если вы взялись за него, то должны честно и ответственно служить великой русской литературе.

Приведу маленький отрывок из нашей беседы. 

Валерий Сдобняков. Читая ваши заметки из будущей книги (искренне надеюсь, что это когда-нибудь произойдёт, и такая книга будет напечатана) «В России в непогоду», у меня начало складываться впечатление, что вы всё более и более становитесь не то чтобы религиозным, но православным писателем по мироощущению, восприятию и осмыслению происходящих вокруг вас событий. Это так, мои догадки верны?

Валентин Николаев. Вся литература делится на две части: православная и не православная. Если литература приближает человека к Богу – она православная. И наоборот. Но это по общему направлению. А писателей как бы специально православных было очень мало: Никифоров-Волгин, Нилус, Зайцев, Шмелёв… Но отдельные произведения встречались у многих писателей: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Чехова, Лескова, Бунина, Куприна… Из нашего времени я считаю православным поэтом по душевному восприятию мира Николая Рубцова, которого знал по Литературному институту. Душа у него была действительно христианская. Он и жил так: будто странник не имел своего угла на земле, не очень заботился о еде и одежде, не знал никакого имущества, никогда не сквернословил, не матерился (чем щеголяет Москва и по сей день). Мы с ним так и не успели наговориться, даже книжки у него не было подарить мне. Я попросил тогда подписать его стихи в журнале «Наш современник» (№ 9, 1969 г.). Он и написал мне ночью на своих стихах: «Валентину, Вале Николаеву очень по-дружески, очень сердечно. Н.Рубцов». Сотрудники музея Н.М. Рубцова попросили меня опубликовать эту надпись, что я и делаю впервые. По музейным законам это, видимо, нужно.

Завершает содержание журнала необыкновенно тёплые, и в то же время наполненные глубокими размышлениями записки нового нашего автора, протоиерея Евгения Юшкова «Лампада моя тлеет». Как всегда на страницах издания представлено много информации о культурной жизни Нижегородского края в рубриках «Наша хроника» и «В Нижегородской областной организации СП России».

Валерий СДОБНЯКОВ, главный редактор журнала  «Вертикаль. ХХI век» 

Комментарии