ПУБЛИЦИСТИКА / Павел ЯКУША. МЫ И МЫ. Из цикла «Расшатанные скрепы»
Павел ЯКУША

Павел ЯКУША. МЫ И МЫ. Из цикла «Расшатанные скрепы»

24.12.2019
1602
4

 

Павел ЯКУША

МЫ И МЫ

Из цикла «Расшатанные скрепы»

 

МЫ И МЫ. – Человек человеку – публика. Опубличнились.

 

«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» СОВРЕМЕННОСТИ. Если порассуждать предельно честно и по совести, то ныне всяк человек чуть ли ни кто иной, как маленький товарищ Сталин. Во вполне себе демократической стране. Со всемидоступными Западному миру благами цивилизации. С той лишь поправкой, что у современного гражданина пока нет возможности поставить к стенке пару-тройку заклятых своих врагов.

Однако – есть социальные сети, где повседневно, «стенка на стенку» решаются вечные вопросы мироздания. Виртуально.

И где из виртуально-информационной тьмы вдруг вышагивает «маленький человек» с непомерно завышенными замашками, гордо звуча, стуча в гаджетовский экран.

Это уже не пришибленный Акакий Акакиевич Башмачкин со слезливым вопросом «зачем вы меня обижаете»? к ближнему. – Нет, этот носитель прав человека, назовём его Аккаунт Аккаунтович Фейсбучкин, настолько приспособился и прогрессировал, что сам задаёт тон-ответ: кого обижать можно и кто кому какой брат. Ему ни Гоголя, ни Достоевского не надобно – и здесь сам о себе пуще прежних-то опишет постом, остановив мгновенье.

…и когда страничку таких «маленьких человеков» нашей несвоевременной современности кто надо перевернёт, то бишь прикроет, – жалко не будет. Вообще.

 

Евгений ЗАМЯТИН О СУЩНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА. – «Государство (гуманность) запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы наполовину» («Мы»).

 

ТИПИЧНЫЙ ГРАНТОЕД. – «Облизался, въелся и – вошёл во вкус» (В. Маяковский, «Фабрика бюрократов»).

 

«ЧУДО». Лохматая обезьяна долго пресмыкалась на четвереньках, но додумалась-таки до либеральных идей и демократических свобод. Куда уж выше забираться! – Всё, «конец истории»! С деревьев – на выход!

 

УБИЙСТВЕННЫЙ АРГУМЕНТ. Туда, где квалифицированные представители демократической мысли организовывают свои сборы, – детей и стариков благоразумнее не водить. Первым вредно в воспитательных целях, вторым – в силу возраста и близкого конца.

 

ЛИБЕРАЛ. Содрал с себя и со всей многоликой Руси исподнее, выскочил на майдан, без малого шесть лет горлопанит на всю Россию и Европу о родительской наготе, пределом мечтаний водится обхамить на публику Родину и родственников! А потом ещё удивляется, чуть ли не плачется: и почему меня не приемлют?!

 

ОБЩАЯ КОЛЫБЕЛЬ. Отвратительнее либерала русского – только украинский. Когда-то, в ранней своей молодости, не сумев прослыть первым парнем на деревне, он, по врождённому своему стремлению к статусности, решил во что бы ни стало быть первым её либералом. Иногда, посмотрев выступления или почитав творения названых персонажей, кажется: вот рванут сию секунду на себе рубаху, достанут из широких штанин балалайку, расправят прилизанный чуб – и пойдут плясать гопака всем врагам назло…

Реальность совершенно иная. Дальше «прав человека» права такого нету, чтобы отчебучивать чёт иль нечет. А жаль! – таланты наши, русские, пропадают почём зря…

 

ПОСТСОВЕТСКОМУ ЛИБЕРАЛУ. Пишу тебе, товарищ по разуму, а мысли закончились, буквы русской азбуки противятся, не составляются в толерантные словосочетания. Остался изведанный крик, рано или поздно переходящий в стон-стенание: «Да когда тебе, морда ты пошлая, стыдно станет?!».

 

ПУШКИН О ГЛОБАЛИЗАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА:

˂…˃ дороги, верно,

У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Раздвинем горы, под водой

Пророем дерзостные своды,

И заведёт крещёный мир

На каждой станции трактир.

                  («Евгений Онегин», гл. 7, ст. ХХХІІІ)

 

РОССИЯ. Россия – страна резких перепадов нравственности.

 

РУССКАЯ БЮРОКРАТИЯ. Бюрократия в наших общественных учреждениях ещё с дореволюционных времён свидетельствует – наряду, несомненно, с перегибами и явными злопыхательствами – также и о том, что русская душа насущные вопрос желает решить прежде всего по-дружески, товарищески, семейственно.

Может, они оттого такие «правильные», что друзей совсем не осталось?!

 

КОММУНИЗМ И РОССИЯ. Своеобразие и целевую причину Русской цивилизации можно подкрепить ещё и тем фактом, что коммунистическое учение, как теория возникшее именно в европейских просторах, русские сумели переиначить по своему лекалу (в православной «закваске»), «выжав» оттуда почти все неотложные для спасения души соки.

Последователи Маркса на Западе были преимущественно толкователями, кабинетными мыслителями, поэтому их коммунизм – малоподвижный, буржуазно-пошлый. И служил часто очередной эстетической формулировкой, как у философа и писателя Сартра и его сопартийцев во время забастовок студентов Сорбонны весной 1968 года.

 

ОПАСНОСТЬ «ОСОБОЙ МИССИИ» РОССИИ. Последние лет эдак 200 Россия тем и занята, что борется преимущественно с чужими грехами. Грехи, как правило, стучатся сами, незваными гостями: это и политическая самовлюблённость Наполеона и множества «наполеонов», разной силы и толка философские ереси – от просвещённого атеизма к великоевропейскому марксизму; национальная гордыня гитлеровской Германии; реформирование западного капитализма за счёт бывших союзных республик; теперь соблазны постиндустриального общества…

А собственные – неуклонно растут, копятся.

 

КОРНИ КРАХА. Подлинную причину поражения – при существовавшем невмешательстве в свои «кровные» дела – России в перестроечные времена точно осмыслил Игорь Шафаревич. – «Из всех несчастий России, может быть, главное в том и состоит, что она осталась жить (или умирать) без веры». Суть не в перестройке, а в церковном понимании всякого социального бедствия, коего тогда (высказанное Шафаревичем относится к семидесятым годам минувшего века) и недоставало.

 

УСТАЛОСТЬ РОССИИ. А может быть Россия просто по-человечески устала, притомилась…

Устала быть самодержавной и златоглавой  Москвой, раздробленной Русью, Великороссией, Союзом Советских Социалистических Республик, заправилой в СНГ, блокадным Ленинградом, крестом и звездой в небе над Кремлём, медным всадником при Петре Великом, героическим Сталинградом, благоверным царевичем Димитрием Угличским и Лжедмитрием І, ІІ?

Измаялась бесконечно подмораживаться, оттаивать, застаиваться?

Хотя: усталость – не отсталость.

Пойти поспать, что ли…

 

«ЭКОНОМИКС». Бытующий в настоящее время западный тип общественного человека столетиями шлифовался на «свободном рынке». Принципы рыночных отношений понуждали мелких собственников товар свой рекламировать, расширяя тем самым пространства для сбыта.

Когда под занавес ХХ века видимые, реальные товары подошли к концу, в ход пошли вещи невидимые: идеи, идеологии, идеалы. Знание и информация. Тогда подоспела в наших широтах демократия, охватив собой всё бытие: от демократического мироустройства и демократических социальных институтов до демократической одежды и такого же качества еды. Понятно, что происхождение, условия хранения, состав, имеющиеся изъяны – особо не проговариваются: иначе товар не «пойдёт». Экономика зиждется на рекламе, реклама – обманывает потребителя, принося ему порой невидимый, но непоправимый вред.

Ну и как здесь выжить, не павши? как не навредить себе и «западным партнёрам»? 

 

РЕФОРМА ЖИВОТНОВОДСТВА. Исход из села последней дойной коровы – подобное уже на пороге – «увенчается» торжественным вносом туда «золотого тельца». Персонаж сей, в отличие от  коровки-вегетарианки, пожирает что попало. Попасть в рыночную пасть этого «невинного» телёнка капитализма обречено, разумеется, и само село с его особым жизненным укладом и нетипичным подходом к «базисам» и «надстройкам».

Оставшиеся крестьяне вынуждены будут поначалу послужить обслуживающим персоналом, занимаясь доставкой народного добра на дом банкирам, фондовым воротилам, мафиозным структурам. Чтобы – вослед животным – исчезнуть.

Му-у-у-у…

 

ДЕКОММУНИЗАЦИЯ. После 1991-го года, болезненно пережив развал СССР, Россия, объявившая себя наследницей неурядиц советского строя, как бы потащила, понесла на себе грехи умершего Союза. Тем временем Украина, позволив себе декоммунизационное издевательство, –  постыдно сбросила этот неудобный балласт. Хотя согрешила не менее остальных.

Таким образом, хвалёная декоммунизация выродилась в маркетинговую схему, которая, ко всему прочему, и не работает. Бюджет пуст поныне.

 

ЗАКРОЙЩИКИ. Вся новейшая история Украины сшита красными – большевистскими, октябрьскими – нитками. Вышита так, что самих ниток не видать: прочно сшивалась, на века. Да и символ, как назло, – вышиванка.

Правда, от недавнего времени под видом интеллектуалов, либералов, правозащитников появились закройщики. Используя сверхточные и сверхсовременные инструменты швейного мастерства, они стали резать, кромсать, кроить ткань до такой степени, что со дня на день срам прикрыть будет нечем. Не говоря о Крыме…

 

НАРОД УКРАИНЫ И УКРАИНСКАЯ ВЛАСТЬ. Тогда как «элита украинского общества», самовольно отождествив себя с украинской властью, совершает поспешный шаг вперёд к Европе, презираемый народ, официально отодвинутый от цивилизационных процессов, не спеша делает два шага назад – в Россию.

 

ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ. УКРАИНСКИЙ ПРИМЕР. – Когда перелицованные граждане «европейской» Украины на русском и украинском языках пишут и объясняются неграмотно, с ошибками, а на языках ЕС – без.

 

БУМЕРАНГ МАЙДАНА. Майданная масса заодно с западными партнёрами целилась в Россию, а попала (укр. «влучіла») в Украину. Выиграли, как предвиделось, денежные потоки: для партнёров Украина – это та же и тоже Россия. Или наоборот.

 

ДЕТИ И ОТЦЫ. Юное поколение завсегда отыщет повод нещадно покритиковать отца и мать своих. Тем, в принципе, и живёт, о том и думает.

Люди пожилые – старшие, много пожившие – чаще чувствуют, за какие такие заслуги должно любить младое племя. Тем мир и живёт, только тогда мир – міръ.

 

ОБНАДЁЖИВАЮЩЕЕ. Привожу дословно слова друга, полученные сообщением в телефон. – С праздником Вас мои любимые люди! Пускай только святой Николай будет с Вами, побольше добра вам.

На этом месте мне возмечталось; прав-таки Чехов! Всё здесь прекрасно: и пунктуация, и мысли, и вера.

Украина

Комментарии

Комментарий #22481 26.12.2019 в 21:31

"Легкость бытия", к которой нас, украинцев, толкают евроинтеграторы--невыносима. Она предполагает, в первую очередь, отречение от добродетелей. Поверьте, наши пороки--это плохо. Но формирование толерантного отношения к порокам--намного страшнее. Мы имеем плоды, и они не радуют. Вот автор и хочет предостеречь родных для себя людей от возможности повторения нашего пути, приведшего к горьким ошибкам.И очень страшно, если окажется, что назад возврата нет.

Павел Якуша 26.12.2019 в 14:21

Об определённых вещах Вы верно сказали.
А может быть, обсуждение украинских событий кого-то натолкнёт на "замечание своего"? И уж извините великодушно: не могу не предостеречь! Тем более, что болезни наши общие -- крепче уже наших "общеколыбельных" духовных побед и жертвенного служения во благо Отечества.
Живу в селе, рукой подать до Киево-Печерской Лавры. Поверьте, отсюда -- видны не только громаднейшие общерусские бедствия, но и пути врачевания (видать, слабовато об этом выписал -- не взыщите!).
Киевская обл., Украина -- с любовью и надеждой!

Комментарий #22469 26.12.2019 в 13:57

Как часто бывает, осуждение того, что осуждать можно, необсуждение того, что обсуждать не рекомендуется. И тут тоже обсуждение украинских событий, незамечание своего.

Комментарий #22422 25.12.2019 в 13:43

Обнадёживающее...