ФОРУМ / Алёна БЕЛОУСЕНКО. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ ГЕРОЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Доклад на Международном молодёжном Форуме в Шанхае
Алёна БЕЛОУСЕНКО

Алёна БЕЛОУСЕНКО. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ ГЕРОЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Доклад на Международном молодёжном Форуме в Шанхае

 

Алёна БЕЛОУСЕНКО

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ ГЕРОЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Доклад на Международном молодёжном Форуме в Шанхае

 

В повседневной жизни героем мы называем человека, спасшего чью-то жизнь, погибшего ради правды или идеи, а может, трудившегося не покладая рук на благо страны или на благо своей семьи. То есть человека, так или иначе пожертвовавшего своей жизнью ради чего-то большего.

С образом «героя» мы сталкиваемся и при обсуждении литературных произведений, в которых выделяем основное действующее лицо, меняющее по ходу повествования или свою внутреннюю, или внешнюю реальность. Но углубляясь в историю культуры, мы так или иначе приходим к исходному прототипу этого образа – мифологическому герою. Нам знакомы примеры героических подвигов из древнегреческой мифологии, такие как: двенадцать подвигов Геракла, Персей и Медуза Горгона, Тесей в лабиринте Минотавра. Хотя в основе любой культуры лежит своя мифология с уникальными и в то же время архетипическими, то есть структурно похожими историями.

Почему тема героических подвигов и испытаний вечна и вездесуща? Мифологическая судьба героя служит моделью развития личности и человечества в целом. Героический путь можно представить как второе рождение или прохождение инициации возмужания. Дух взывает к человеку, укрепляя веру в собственную неповторимость, и помогает вырваться за пределы своей среды. Этот архетип является основой нашей психики, поэтому он проигрывался и будет проигрываться в мифологических и литературных сюжетах и в повседневной жизни каждого из нас.

Джозеф Кэмпбелл в своей книге «Тысячеликий герой» разделяет полный цикл героического мифа на три этапа: уединение, испытания и возвращение к обычной жизни. Кратко на примерах из древнегреческой мифологии разберём эти этапы, а затем попробуем найти элементы героического цикла в современном литературном произведении – романе «Перемены» Мо Яня.

Первый этап – этап уединения начинается с зова странствий, когда герой откликается на зов и осмеливается пройти путешествие. Для примера из мифологии мы можем вспомнить Тесея в момент принятия решения отправиться в Афины, чтобы сразиться с Минотавром. Или же герой может испугаться и не принять зов – так, Дафна убегает от Аполлона, и бог превращает её в лавр. В этом случае зов воплощается в Аполлоне, который преследует героиню.  На этом же первом этапе герой может встретить покровителя. Вспомним, что покровителем Тесея была Ариадна, подарившая нить для выхода из лабиринта Минотавра. Благодаря помощнику или без его участия герой преодолевает первый порог. Наглядным примером для этого выступает миф об Аргонавтах, где главный герой Ясон, рискуя жизнью, пробирается через сталкивающиеся скалы Симплегады. Или же более знакомый для нас Одиссей проплывает мимо опасных утёсов Сциллы и Харибды. Заканчивается этап уединения попаданием в чрево чудовища. Геракл в одном из своих подвигов для спасения девушки бросается в пасть чудища и, изнутри вспоров ему брюхо, выбирается живым.

Переходим к следующему, второму этапу путешествия. Он называется испытания или же инициация. Хотя и предыдущий этап уединения сложно назвать мирным и беззаботным, все же он был только подготовкой для того, чтобы герой активно начал решать положенные ему задачи. Этап испытаний включает непосредственно сами испытания. В мифе о Психее героиня выполняет несколько поручений Афродиты: перебирает крупы, добывает золотую шерсть диких овец, приносит воду из ключа, охраняемого драконом, и получает шкатулку из царства Аида. После успешного выполнения заданий герой встречается с богиней, а если это героиня, то она встречается с богом. Так, наша Психея после поручений Афродиты встречается с богом Эросом и возносится с ним на Олимп. Если же герой терпит крах, то богиня его убивает, как, например, Артемида уничтожает Актеона, превратив его в оленя и натравив на него псов. Также инициация в полном цикле подразумевает примирение с отцом. Иллюстрацией для этого может служить желание Фаэтона управлять солнечной колесницей, чтобы доказать всем, что он сын бога Гелиоса. Но в данном случае примирение не было возможно, так как герой оказался недостойным своего отца – не сумев сдержать лошадей, он погибает. Заканчивается второй этап апофеозом и наградой в конце пути. Так, уже упоминаемый нами Ясон из мифа об Аргонавтах крадет Золотое руно в Колхиде и отплывает с ним обратно в Грецию.

Третий и последний этап героического путешествия под названием «возвращение к обычной жизни» может проходить через трудности, например, когда боги за обман приковывают Прометея к скале. Герой может вообще не выйти живым из путешествия, так как не был внутренне готов к нему. Так, Фаэтон падает с колесницы, а на Актеона нападают собственные псы. То есть конец приключений совсем не обязательно должен быть счастливым.

Поэтому, например, сам миф может оборваться на втором этапе испытаний. Но даже при удачном развитии событий не все истории включают в себя полный цикл приключений героя, и какой-то этап в каждом отдельном мифе может быть выражен не полностью или совсем отсутствовать. Также и в любом литературном произведении мы можем найти только элементы этого пути, а полное описание скорее исключение, чем правило.

Вкратце пройдясь по мифологическим основам приключений героя, перейдём к разбору элементов героического пути в романе Мо Яня «Перемены».

В книге мы встречаем двух главных героев, жизненные пути которых пересекаются на протяжении всей истории: рассказчика (прообразом которого был сам автор) и его одноклассника по имени Хэ Чжиу.

Рассказчик описывает свою жизнь со школьной скамьи и по сей день – в период с 1969 по 2010 год приблизительно. Читатель первым делом видит неблагоприятную обстановку в школе: малообразованные учителя позволяют себе хватать детей за волосы и пинать. Учитель Лю обвиняет рассказчика в распространении оскорбительного прозвища "жаба" в его адрес, и за это ребёнка исключают из школы, не разрешая появляться на её территории. Рассказчик говорит:

«Зачастую, когда я пытался подлизаться к кому-то из учителей, они ошибочно полагали, что я хочу навлечь на них неприятности…И правда, обо мне никто не мог подумать ничего хорошего, но если речь шла о дурных поступках, то их непременно приписывали именно мне. Многие считали, что я малолетний бандит. Идеология у меня хромает, и вообще, я ненавижу школу и учителей. Но это неправда на сто процентов. На самом деле я искренне любил школу, а к большеротому учителю Лю и вовсе питал особые чувства, а все потому, что был таким же большеротым, как и он».

То есть рассказчик в школе становится козлом отпущения для учителей. Судьба же второго героя, его одноклассника Хэ Чжиу начала складываться совершенно противоположным образом. Когда учитель начал смеяться над его неудачным школьным сочинением, Хэ Джиу выкатился калачиком по неровному полу из класса, причиняя себе тем самым боль. Таким поведением он выразил свой бунт и не позволил сделать себя объектом для насмешек.

Рассказчик, не осмелившийся на нечто подобное и терпевший грубое отношение, так говорит про этот поступок: «Сложность заключается в том, что, когда Хэ Чжиу выкатился из класса, порвал учебник и распрощался со школой, я в глубине души восхищался им и мечтал, что в один прекрасный день совершу такой же героический поступок. Но когда вскоре после случившегося Большеротый Лю исключил меня из школы, сердце мое переполнила печаль, я так горячо любил школу, был связан с ней тысячами нитей и не находил себе места. Кто тут герой, а кто тряпка? По этой мелочи сразу понятно».

Возвращаясь к этапам мифологического приключения, мы находим элементы первого этапа уединения в истории Хэ Джиу. Зов странствий приходит к нему через его же промах. Как уже упоминалось, бунт Хэ Джиу и его перекатывание через порог класса были следствием издевательств учителя над его школьным сочинением на тему "Кем я хочу стать, когда вырасту". Но Хэ Джиу, действительно, написал неудачное сочинение всего из трёх предложений: «У меня нет никаких других желаний. Мечтаю лишь об одном. Хочу быть папой Лу Вэньли». Читатель понимает, что написал он так потому, что хотел стать шофером (как папа одноклассницы, прекрасной девочки Лу Вэньли). К тому же он был влюблен в эту одноклассницу, поэтому ему хотелось упомянуть её имя. Строить подобным образом сочинение было глупо, Хэ Джиу мог бы догадаться, что для их учителя это будет удобным поводом поиздеваться над ним. Но эта же ошибка открыла перед ним путь к новой судьбе. К уходу из школы и началу самостоятельного мужского пути. Пришло время переступить порог – привычные рамки жизни стали тесны, и герой буквально перекатывается через порог класса. То есть зов странствий воплощается не только в конкретном человеке, вдохновляющем на приключения, но и в ошибке, промахе самого героя. В мифе о Психее и Эросе испытания героини тоже начинаются с промаха, когда она приходит ночью в спальню своего возлюбленного бога Эроса, чтобы разглядеть его лицо (а смотреть на него было ей строго запрещено), но её руки дрогнули, и несколько  капель горячего масла упали с лампы на его кожу, тем самым разбудив его. После чего бог улетел, и для его возвращения Психее пришлось выполнять поручения Афродиты.

Рассказчик не расценивает героические качества Хэ Джиу как сугубо положительные, он рассуждает: «Истязать себя физически, чтобы кого-то наказать, – это не героизм, а хулиганство. Но тот, кто способен на такой поступок, не просто мелкий хулиган. Во всяком серьезном хулиганстве есть что-то от героизма, как и в подвиге – что-то от хулиганства». С архетипической точки зрения рассказчик прав, ведь если герой как архетип общественного развития пробуждает спящие образы будущего, он неизбежно становится разрушителем старого закона и прежних культурных ценностей своих отцов. Вступая с ними в конфликт, он становится в их глазах хулиганом или преступником. Отцами могут быть не только реальные отцы, но и учителя, школа и любые авторитеты, культурные ценности вместе с их носителями. Более того, препятствия, воздвигаемые на его пути старой культурной, политической или религиозной системой, становятся внутренними побудительными мотивами героизма. Как двенадцать заданий царя Эврисфея превратились в двенадцать подвигов Геракла, подаривших ему славу. Столкновения героя с косными, утратившими жизнь системами ведут или к установлению новых жизнеутверждающих порядков или к гибели героя.

После случившегося в классе рассказчик не видел Хэ Джиу в течение четырёх лет, пока тот сам не пришёл к нему. Хэ Джиу попросил у него в долг десять юаней, чтобы перебраться на северо-восток, найти другой заработок и выбраться из нищеты. «Дерево на новом месте умирает, а человек оживает», – сказал Хэ Джиу, уже готовящийся ступить на следующий этап героического пути – этап испытаний. Пока Хэ Джиу, с десятью юанями в кармане, уже вдали от дома пробивается в люди и зарабатывает деньги, рассказчик, вдохновленный его героизмом, чувствует внутри «зов» – ему тоже хочется забыть о бедности и выбиться в люди. Один герой воодушевил другого. Рассказчик чувствовал свой спящий талант и сравнивал себя со скаковой лошадью, запертой в коровнике. И на примере Хэ Джиу понял, что пора менять свою жизнь тоже.  Но путь героя-рассказчика был долгим и тернистым, проходящим через ряд неудач: поступить на военную службу удалось только через три года, обещанную должность водителя в части перехватила другая кандидатура, квоту на зачисление в институт аннулировали, даже погибнуть на войне героем не удалось – война быстро закончилась. Но все сильнее росло его желание заниматься литературой. Можно сказать, что путь героя-рассказчика (прообразом которого, как мы говорили, стал сам автор романа Мо Янь) был именно в становлении его как писателя. Но как можно описать такой путь через факты внешней жизни? Ведь творческий труд это внутренние испытания, невидимые глазу. То, что подробнее всего описывает рассказчик – так это свои неудачи в остальных сферах жизни. И лишь вскользь он упоминает о публикациях своих произведений и наградах, благодаря чему мы понимаем, что свой путь героя он проходит успешно.

Хэ Джиу тем временем, пока рассказчик невидимо протаптывает свой литературный путь, успешно строит свой бизнес и зарабатывает деньги, проходит испытания героя вдали от дома и становится зрелой независимой личностью. Отец и мать Хэ Джиу уже не смеют с ним спорить, никакие авторитеты не держат его за горло – мифологически можно сказать, что он примирился с Отцом, став им. Ведь все Отцы это бывшие Герои. У него есть семья, дом, дети, деньги и высокая должность. И если бы Фаэтон был готов управлять колесницей, он бы стал новым Гелиосом и продолжил управлять солнечной колесницей так же, как ею управляли тысячелетиями до него. Солнце бы всходило и заходило по-прежнему.

У обоих героев: успешного бизнесмена Хэ Джиу и рассказчика, ставшего знаменитым писателем, был свой уникальный героический путь. Путь Хэ Джиу более популярен и более притягателен для современного человека, хотя бы потому, что он понятен и безопасен. Путь рассказчика – это путь творческой личности, которая тоже завоевывает свое место в обществе и тоже забирает славу Отцов, становясь создателем новых ценностей и новых смыслов. 

Но для читателя остаются неоднозначными любовные линии обоих героев. Хэ Джиу не смог завоевать сердце любимой еще со школы Лу Вэньли, даже преуспев в карьере и заработав приличную сумму денег. Женился на женщине, прилежно выполняющей роль хозяйки и матери его детей. Можно ли считать, что Хэ Джиу после преодоления испытаний обрел свою любовь в лице своей жены или, мифологически выражаясь, встретился с богиней? Это остается загадкой для читателя. Как остается нераскрытой и любовная линия рассказчика, в которой он мало упоминает о своей жене, лишь кратко сообщая историю их знакомства. Но семейная жизнь обоих героев не выглядит несчастливой. И остается ощущение, что в этих неярких, тихих историях любовь растет не пожирающим все подряд пламенем, а согревающим и негаснущим огоньком.

А многим ли героям древнегреческой мифологии удается воссоединиться с женщиной, встретиться с богиней в ней? Геракл, очарованный Иолой, уходит от своей жены Деяниры и погибает вследствие своего предательства; Ясон оставляет Медею, польстившись на брак по расчету с принцессой Фив, хотя именно Медея украла для него Золотое Руно и помогала во всех его испытаниях; Тесей нарушает свое обещание жениться на Ариадне, подарившей ему нить для выхода из лабиринта. В мифах вина лежит на герое, на его эгоизме, расчетливости и похоти. Но мифологические образы представляют не отдельных людей, а части нашей души. Герой предает свою внутреннюю феминную часть. Переводя на современный язык, он застревает в представлении о себе как о сильном, компетентном, разумном человеке, не признавая свою несведущую, глупую и слабую часть, с одной стороны, и страстную, инстинктивную – с другой. И страдает, когда рано или поздно мир открывает ему глаза на задавленную и непознанную часть души, какой бы неприглядной она для него ни была. Миф является всего лишь отпечатком того, что уже есть в мире: он не использует мораль и представление об идеальном человеке и обществе, о том, как должно быть. Встреча с богиней, этот важный этап героического пути, на котором жители Древней Греции терпели поражение (о чем нам свидетельствуют их мифы), не остается ли он по-прежнему камнем преткновения для человека современной эпохи? Какими победами и поражениями заканчивается современный миф? Вопрос остается открытым.

 

Комментарии