РЕЦЕНЗИЯ / Игорь ШУМЕЙКО. ДИАЛЕКТИКА 1825 ГОДА. Кино, каникулы, история...
Игорь ШУМЕЙКО

Игорь ШУМЕЙКО. ДИАЛЕКТИКА 1825 ГОДА. Кино, каникулы, история...

 

Игорь ШУМЕЙКО

ДИАЛЕКТИКА 1825 ГОДА

Кино, каникулы, история...

 

Словно отложенная (на 195 лет) шахматная партия самого ажиотажного матча: создатели «Союза спасения» не ошиблись. Поединок царя и декабристов бросились обсуждать миллионы досужих зрителей (а таковыми новогодние каникулы делают всё население страны), участники телепередач, ток-шоу. В интервью под телекамеры на вопрос: «Кто все ж был прав?» – артисты, игравшие восставших, уверенно отвечали: «Декабристы!». Актеры «царской партии»: «Нет, правы те, кого играли мы!».

Хитрый ход продюсеров ради драйва? Искреннее вживание? «Чтоб сыграть декабриста, надо думать как декабрист!».

В итоге Сражение при Сенатской площади – 1825 продолжилось на всех телеэкранах страны января 2020 года. Привлечение к теледебатам героев предыдущего декабристского хита (фильм «Звезда пленительного счастья», 1975 год), особенно мудрого Василия Ливанова (царь Николай), привело от наивного культа декабризма – к пониманию.

Красочностью новый фильм превосходит «Звезду…», в копилке шедевров которой, правда, остается песня «Кавалергарда век недолог», что вполне соответствует старому стандарту восприятия: романтика, наив.

Василий Ливанов, видно приобщив опыт и своего Шерлок Холмса, вычислил мотивы-обстоятельства «Дела 1825»: Декабристы были – масоны!

Х-м… на киноафишах: «Союз Спасения. 12+» – в таком возрасте, уже можно о масонах? – Ладно, всё «лучше, чем узнают во дворе!».

Каникулы первой декады года превращают нас даже не в студентов (у тех как раз сессия), а в школьников. Но я рискну в комментарии использовать термин категории «18+»: диалектику.

«Диалектика 1825 года»: Восстание заслоняет (по сей день) настоящее государственное преступление царя Александра. Декабрьская «замятня» произошла даже если бы некий «волшебник в голубом вертолете» вывез бы из Петербурга всех «200 прапорщиков, вздумавших переменить государственный строй России» (Грибоедов о декабристах).

Допустим, декабристов нет, а что есть? Монархия? Но, как известно, первейшее условие, обязанность наследственной (не выборной, как в Польше) монархии: ясная преемственность. Любители афоризмов и максим французы сформулировали: «Король умер – да здравствует король!». Чтоб вся нация знала преемника, знала, что он вообще есть.

Вот почему «дщерь Петрова Елисавет» едва ворвавшись на престол поспешила, вызвав из Голштинии, предъявить наследника. Племянник мизерабль Петр III – ужасен, но необходим правильной монархии. Поспешила женить его (на этот раз супер-удача: Екатерина Великая), торопила с детьми: чтоб и у наследника был наследник. «Веселая царица Елисавет» – настоящий монарх: понимала простую суть монархии.

Что учинил Александр? Пошлейший в истории водевиль, но не с «переодеваниями», а переприсягой. Своих сыновей, завертевшись с фавориткой полячкой Нарышкиной (по мужу), родить было недосуг – но еще не преступление. Убедил брата Константина отказаться от наследования и… скрыл от всех. Типа Санта-Клауса придумал брату Николаю сюрприз: российскую корону положил в рождественский носок! (До реального католического Рождества-1825 не дотянул несколько дней.)

Итак, «король умер – да здравствует король!». Присяга. Малоизвестный факт: отчеканили даже монеты с курносым профилем Константина. Курьеры, дни ожидания…

 «Ой, да ну вас! Меня в Варшаве так любят!».

Недолго, еще 5 лет, терпели, в 1830-м вышвырнули. Хотя бравируя своей, тоже польской фавориткой Константин твердил: «Да я ж, панове, больший поляк, чем вы!».

Наконец, в Петербурге достали «рождественский носок»: Переприсягаем Николаю!

К сей монархо-порнографии (порно=марание, маралась сама идея монархии) декабристы не имели отношения. Правда, некоторые историки пишут: Александр скрыл наследника, в страхе, что вокруг цесаревича Николая сплотились бы заговорщики (ускорив уход заигравшегося царя). Но это уж полное безумие. Николай, наоборот, слишком благоговел перед братом, например, продолжил позорно-самоубийственный Сашин Священный Союз.

Александру доносили о тайных обществах. Его реакция: «Да кто я такой, чтоб их осуждать!» – ценный (отрицательный) пример вообще любому правителю от Монако до России: добродетели простого человека при переходе его «на трон», словно числа при переносе в другую часть уравнения часто меняют знак на противоположный! Снисходительность, «мягкость» Александра обернулась кровью, едва не гражданской войной.

Отношения «Александр и тайно-общественники» чем-то смахивает на коллизию «Горбачев и Верховные Советы, межрегионалы». Тоже на фоне необходимых реформ «мягко-снисходительного» поджимали «наивно-напористые».

Пушкин («я принимаю всю историю России, как нам дал её Бог»), на Александре не сдержался: «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой, над нами царствовал тогда». Тут на аналогию с Горби работает даже черта внешнего облика.

Но… опять же – диалектика! Подобно Восстанию, покрывшему преступление Александра, подавление Восстания покрыло романтически-страдальческой пеленой величайших лузеров русской, может и мировой истории.

Семь лет и примерно столько же цистерн шампанского затратив на выработку Плана Восстания, получив от царя максимальные «поддавки» выдать такую… лужу (кровавого) поноса!

Да, на Сенатской картинно красивы ровные грани каре Московского полка, но это – десятилетняя выучка солдат! А завравшиеся («Конституция – жена Константина») и зарвавшиеся офицеры явили картину полного, первозданного хаоса. Диктатор восстания Трубецкой лежит в обмороке в доме тестя. Якубович с гвардейскими моряками по «Плану» должен взять Зимний дворец – «А я передумал!».

Члены «Южного общества» к немалой досаде «Северных» коллег наполнявшие Петербург, флэш-моб на Сенатской игнорировали, даже участвовали в его разгоне. Внутренняя неразбериха не поделенных полномочий «северян» и «южан» – вечное предсказание всем будущим «креативным в этой стране».

При этом «Южные» благодаря Пестелю, планировавшему диктатуру с 30.000 (в современных терминах: «особистов») и полное вырезание Романовых, – считаются более суровыми, реалистами. Но подняв свой Черниговский полк, пройдя несколько верст, потеряли контроль. Первый же привал «Южан» превратился в безумную пьяную оргию со стрельбой по населению.

«Русская правда» Пестеля:

1.Освобождение крестьян не должно лишить дворян дохода от их имений; 2. Освобождение не должно произвести волнений и беспорядков.

Дон Кихот в сравнении с ними: строгий реалист, прагматик, коему скорей можно было доверить правление страной.

В статьях, интервью я давал свой ответ на «вечный/зудящий русский вопрос»: А если б восстание декабристов удалось?

– Так вот же: Февраль-1917! «Поддавки Николая» превзошли даже Александровы. Победа… Три недели министерской чехарды Временного правительства и: «Ой, а чего нас никто не слушается?».

Но 200 лет упорно, от Герцена до школьных программ 21 века, твердят: «Они, планировали, они мечтали! Они видели в Европе… они хотели для России…».

 

И всё ж… каре у Медного всадника в рамке Невы и красивейшего города мира – завораживает! Об этом и актер Максимов (Трубецкой): «Главное в фильме: прекрасный мужественный образ!».

Их дивный дуэт с коллегой Шагиным словно по ступеням восходил к нему (образу): «Стиляги» Тодоровского, «Бесы» Хотиненко, Декабристы.

Я хотел подкрепить оценку фильма справкой о прокатном успехе, числе зрителей, но случай…

В подмосковном городе, близ которого моя дача, лет семь как реконструирован кинотеатр. В его фойе я и был награжден сценой умилительной, потрясающей.

Две дивные пожилые дамы бродили, шарахаясь от гремящей музыки, ярко мерцающих вывесок, прилавков и стоек. Реконструкция собственно и включала обшивку старосоветского ДК ярко-цветными панелями и превращение «фойе» в лабиринт баров, бистро, аптек, тандыров… Прикрываясь ладонью от дискотечного мигания одна из бесподобных старушек спросила меня: «А где же здесь билеты продают?».

Я провел их к кассам, расслышал «Нам, пожалуйста, два билета на Союз Спасения», постепенно врубаясь в безумную красоту этой сцены.

За 7-8 лет пожилые дамы пришли сюда в первый раз! Все же понятно: билеты дороги, пенсии малы. С другой стороны: богатенький телевизор позже покажет любой фильм… Но вот же – зашли они в эту гремяще-мигающую цветную кино-тарелку, залетевшую в их город. Ну какие тут еще справки кинопроката!

Сейчас дописывая, жутко жалею, что не испросил разрешение на сэлфи. Мечтаю: выпустить бы ради них Указ в духе Пестеля: «Десятикратное повышение пенсий не должно вызвать роста розничных цен, обрушения курса и опустошения бюджета!». Чтоб все запомнили тоже лет на 195.

 

 

Комментарии

Комментарий #22919 24.01.2020 в 18:09

Фильм однобок уже тем, что упускает из вида религиозный фактор. Между тем великий русский святой Серафим Саровский (1768 - 1833) как раз и ушёл в глухой затвор на весь 1824-1825 годы. И начал выходить из затвора только после подавления восстания 1825 года. И уже собирал громадные толпы людей после 1825 года. (Правда, по другим данным принимал кое-кого уже осенью 1825 года.) Вот где был настоящий идеологический "вызов" эпохи: в выборе между христианством и светскими проектами и прожектами.

Комментарий #22864 20.01.2020 в 22:30

- Интересный анализ.
С намеком...