РЕЦЕНЗИЯ / Кирилл КОЗЛОВ. АЛЬМАНАХ «ДЕНЬ ПОЭЗИИ». Взгляд из Питера
Кирилл КОЗЛОВ

Кирилл КОЗЛОВ. АЛЬМАНАХ «ДЕНЬ ПОЭЗИИ». Взгляд из Питера

 

Кирилл КОЗЛОВ

АЛЬМАНАХ «ДЕНЬ ПОЭЗИИ»*

Взгляд из Питера

 

В конце 2019 года в Санкт-Петербурге вышел в свет Всероссийский альманах «День поэзии – XXI век, 2018/19». Впервые в новейшей истории издания появился номер, в который включены материалы не за год, а за два. Результат – свыше пяти сотен страниц и гарантированное читательское изумление…

Начиная с удручающих 90-х годов двадцатого века, просвещенную Россию терзал вопрос: не прекратила ли поэзия свое существование, не уходит ли она навсегда вместе с неласковым столетием революций, мировых войн и прочих потрясений? Конечно же, не уходит и не уйдет, подобно тому, как не может исчезнуть музыка –  элементарные семь нот, из которых рождаются бессмертные шедевры.

Более того – наперекор всем обстоятельствам, складывавшимся против развития поэзии, она пробилась сама, обильно проросла, и… чудесно зацвела. Ни циничные рыночные отношения, ни обнищание страны, ни дискредитация личности поэта, ни другие отрицательные факторы не смогли уничтожить поэзию. Требовалось набраться терпения (немалого!), запастись силами и потихоньку возвращать утраченное, как восстанавливают заброшенные храмы.

Именно это и произошло в 2006 году, когда в министерстве культуры РФ во время проведения круглого стола под председательством Александра Сергеевича Соколова было принято решение о возрождении некогда популярного советского альманаха «День поэзии». Невозможно забыть, как лауреат Государственной премии РСФСР Владимир Фирсов громко озвучил судьбоносное предложение и был единогласно поддержан коллегами по цеху. Координатором проекта стал правнучатый племянник и полный тёзка великого Лермонтова – М.Ю. Лермонтов, а редакционное руководство было возложено на сотрудника «Литгазеты» Сергея Мнацаканяна и тогдашнего референта министры культуры, поэта Андрея Шацкова, непосредственно занимающимся изданием и популяризацией альманаха до сей поры – вот уже 14 (!) лет.

 В России трудно начинать любое дело, а в данном случае речь шла о проекте, не сулившем никакой коммерческой выгоды. Тем не менее, альманах начал свой тернистый путь к современному читателю. Произошло немало изменений, к которым необходимо было привыкать. Книги, периодические издания «ушли» в интернет. Нет смысла сравнивать советские тиражи с нынешними – теперь есть привычная, бумажная версия книги (журнала), а также электронная. Чем больше времени проходит, тем больше востребована вторая – интеллектуалов, выросших в окружении семейных домашних библиотек, это печалит, но иного развития событий не предвидится.

Теперь давайте вернемся к началу размышлений, к фразе о читательском изумлении – что же имелось в виду? Разное! Кто-то искренне восхитится появлению шикарного альманаха-«тяжеловеса» и в предвкушении знакомства любовно погладит обложку. А кто-то холодно посмотрит и подумает – что мне с ним делать? Люди, отвыкшие вдумчиво читать, листающие ленты новостей в соцсетях, ознакомятся с «Днем поэзии 2018/19» поверхностно, и безразлично отложат в сторону. По трем-четырем подборкам им будет «все понятно», даже если мы попытаемся их переубедить. К тому же здесь только стихи, нет никаких картинок – для поколения instagram тема неактуальная.

 Может быть, учредителям и спонсорам проекта следовало отказаться от гигантомании и традиционно выпустить два альманаха объемом по 250 страниц? Выпускающий редактор Геннадий Красников впервые показал издание петербуржской публике во Дворце учащейся молодежи, во время вручения литературной премии им. Б.П. Корнилова «На встречу дня!», организованной президентом фонда «Дорога жизни», а по совместительству сопредседателем попечительского совета альманаха, поэтом Дмитрием Мизгулиным. В своем выступлении Г.Красников сказал, что «антологии сейчас хорошо продаются», очевидно, уповая на благосклонность владельцев книжных магазинов и покупателей. И те и другие весьма капризны, поэтому спрогнозировать сложно.

А ведь «День поэзии» заслуживает самого привлекательного места со стрелочкой «обратите внимание», где почему-то стоят книги про пиратов, пришельцев, карьерный рост и тому подобное. В плане распространения обязательно появление альманаха в библиотеках. Именно там он будет служить верой и правдой аудитории, которая следит за происходящим в поэзии двадцать первого столетия.

16 января 2020 года издатель альманаха Валентина Рыбакова торжественно вручила экземпляр библиотеке №3 им. О.Ф. Берггольц ЦБС Невского района. Вспомним, что в двадцатом веке альманах выходил как в Москве, так и в Ленинграде. Имя Ольги Берггольц для нашего города священно – опубликованные стихи, подобно произведениям Михаила Дудина, Семена Ботвинника, Всеволода Азарова, стали крепкой духовно-нравственной основой, фундаментом ленинградских выпусков альманаха.

 С тех незапамятных времен известен единственный эффективный способ поддержания диалога поколений – творческие встречи с поэтами. В новом столетии авторы альманаха выступали в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Воронеже, Петрозаводске, Тюмени, Ханты-Мансийске, Брянске и других городах и весях России, осуществляя литературную перекличку. Символично, что «День поэзии» вернулся в Санкт-Петербург, отпраздновавший 220-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Альманах всегда имеет множество посвящений: в 2019 году исполнилось 150 лет со дня рождения З.Н. Гиппиус, 130 лет со дня рождения А.А. Ахматовой. Еще отмечены сразу четыре вековых юбилея: Н.И. Глазкова, Н.П. Майорова, А.И. Фатьянова, Н.И. Тряпкина.

Народная пословица гласит: «На вкус и цвет товарищей нет». «День поэзии 2018/19» способен удовлетворить любые пристрастия, поскольку является даже не всероссийской литературной картой, а общемировой! Есть в нем стихи, написанные на русском языке в Лондоне, Вашингтоне, Токио, Сингапуре, Иерусалиме. Впереди – презентации издания. В Москве и в Санкт-Петербурге они пройдут в марте, в рамках празднования Всемирного Дня поэзии ЮНЕСКО…

____________________________

* День поэзии – XXI век. 2018-2019 годы. Альманах: Стихи, статьи. – Санкт-Петербург: Издательство «Любавич», 2019. – 536 с.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии