Валентина ЕРОФЕЕВА. ПЛАЦДАРМ – КРЕПОК И ОСНОВАТЕЛЕН. Итоги литературного года
Валентина ЕРОФЕЕВА
ПЛАЦДАРМ – КРЕПОК И ОСНОВАТЕЛЕН
Итоги литературного года
Поздравляя наших читателей и авторов с грядущим 2020-м, в канун Нового года мы писали: «Желаем, на наш взгляд, самого главного – нарастания ощущения внутренней свободы и победы над внешней дисгармонией. Какие-то глубинные тектонические сдвиги грядут. И пусть у нас у многих пока роль Сизифа, как может показаться, но наш вечный камень может обратиться в тот самый краеугольный в эпохальной новостройке. А пока на нашей стройплощадке идут лишь подготовительные работы. Но мы-то знаем, что... И будем укреплять это знание в меру сил».
Вот такое было поздравление.
Присоединился ли к нему своим январским Посланием и последующей через несколько часов отставкой правительства наш президент Владимир Владимирович Путин? Вопрос риторический и ответа пока не имеет.
В этом январском номере мы подали несколько версий попытки ответа на него: точку зрения политолога Сергея Михеева, писателя Юрия Аракчеева и общественного деятеля Сергея Скворцова. На сайте в «Дискуссионном клубе январского События» наши читатели с надеждой писали: «Вчера в России произошла, по сути, «революция сверху», чем-то напомнившая февральскую 1917 года и, несомненно, она войдёт в историю под названием январской – 2020, обозначившей смену курса с либерального на консервативный. Такие реформы назрели давно и вот смелая попытка исполнить всё сразу, в том числе и переписать Конституцию. Хотелось бы поверить, что из этого выйдет толк. Посмотрим, насколько продуктивными станут масштабные перестановки в органах власти, насколько изменится Конституция страны, и будут ли выполнимы эти изменения?..».
Посмотрим…
У нас же пока остаётся наш именной камень Сизифа – наше служение русской культуре, русской литературе. Ведь смысл существования нации в том и состоит, чтобы оставить культурный след в памяти грядущих потомков. История веков может засыпать пеплом забвения многие военные и иные подвиги нации, но гораздо труднее ей избавиться от культурных достижений её. Гомер и Шекспир, Достоевский и Толстой – в литературе; Бетховен, Моцарт, Чайковский – в музыке; Леонардо да Винчи и Микеланджело, наш Андрей Рублёв – в живописи. Есть надежда, что эти имена будут жить вечно.
И пусть сейчас, как хвастливо сообщает группа компаний «ЛитРес», «впервые на российском рынке определились самые популярные электронные и аудиокниги периода с 2010 по 2019 год. Лидером по количеству проданных экземпляров стала книга «Пятьдесят оттенков серого» <…> и дебютный роман «Зулейха открывает глаза»». Имена авторов мы не называем сознательно, чтобы не рекламировать эти непотребно низкопробные издания, о «монетизации» которых с гордостью вещает «ЛитРес».
О времена, о нравы!.. Эта крылатая фраза, приписываемая Цицерону, видимо как раз и создана для таких мусорно-критических периодов истории человечества, как наш теперешний российский, тянущийся уже более трёх десятков лет.
И не будем уподобляться Виктору Ерофееву, одному из любимых писателей руководства Роспечати, который глубокомысленно возвестил: «Борьба против универсальных глобальных ценностей во имя национальных, державных – это заранее проигранная война... В военно-патриотическом лагере оказались, в основном, творчески неинтересные, часто бездарные личности, и ничего толкового в культуре ими не было создано, несмотря на покровительство министра Мединского».
А вот мы-то как раз певцы именно национальных, державных ценностей. И если «универсально-глобальные» ориентиры проявлены в России двумя вышеозначенными монетизированными ЛитРесом «шедеврами» да двенадцатью номинантами литературной премии «Большая книга», о которых наша газета писала в декабрьском номере, то наши романы, повести, рассказы, стихи, поэмы и публицистика прекрасно больны столь презираемой «универсально-глобальной» публикой национально-державной музыкой света и созидания.
В этом году только по электронной почте нашим изданием получено более пяти тысяч писем с творческими работами. На более чем половину из них редакция уже дала положительный ответ в форме публикации присланных работ либо на сайте, либо параллельно в бумажной версии газеты и журнала.
Вот перечень самых знаковых, на наш взгляд, публикаций года ушедшего. Вот наши звёзды сайтовых и газетно-журнальных публикаций:
номинация «большая проза»: роман «Немой Набат» Анатолия Салуцкого (Москва), роман «Апологет» Александра Леонидова (Уфа);
номинация «малая проза»: рассказы Валерия Латынина (Москва), Игоря Бахтина (Санкт-Петербург) и Дмитрия Воронина (Калининград);
номинация «поэзия»: верлибры Вячеслава Куприянова (Москва), цикл стихов Магомета Ахмедова (Махачкала) в переводе Анатолия Аврутина (Минск), поэзия Николая Коновского (Москва) и Романа Кручинина (Брянск);
номинация «критика»: статьи Александра Медведева (Санкт-Петербург), лирические эссе Александра Балтина (Москва), критические парадоксы Юрия Стеклова (Сергиев Посад);
номинация «публицистика»: полемические статьи Юрия Аракчеева (Москва), Валерия Чубара (Архангельск) и Михаила Лапшина (Москва);
номинация «юность»: цикл новелл Сергея Мурашева (Коломна).
Продолжали в этом году плодотворно сотрудничать с нами и практически все лауреаты 2018 года. Жаль, что их имена мы не можем озвучивать в победителях по два-три раза. А они этого заслужили, но таков порядок распределения условно призовых мест.
Наши авторы «засветились» как лауреаты и в других литературно-патриотических изданиях. В журнале «Наш современник» ими стали Михаил Тарковский и Юрий Лунин, есть они и в лауреатском перечне года журнала «Москва». Мы уже не упоминаем – как о само собой разумеющемся – о родном и близком нам сайте «Российский писатель», где многие из них тоже отмечены как победители литературного года.
Правление Союза писателей России чествовало их и на расширенно-открытом секретариате, подводя итоги года и награждая победителей премией «Слово-2019» (см. статью Николая Иванова «У нас длинная скамейка запасных», ДЛ №12(278)-2019).
Плацдарм, занятый русской национальной литературой, крепок и основателен. И ни шагу назад с него мы не сделаем!
А почему не может зацепить? Он же не мудрый созерцатель эпохи Цин. Он - либерал, а для них истерия - вполне естественна и всякий, исповедующий другую точку зрения, для них красная тряпка.
Терпеть не могу Виктора Ерофеева, но вывод странный. Он человек совершенно другого лагеря, иного мировоззрения и отношения к народу. Его нигде ничто не может зацепить.
Значит, Виктора Ерофеева что-то зацепило в нашей патриотической литературе, раз он заявил, что "ничего толкового" в ней создано не было... Так уж работает мозг у этих хитрованов: чему-то удивился - скрой это, не выдавай себя. Поздравления в связи с этим Валентине Григорьевне Ерофеевой и газете "ДЛ": и на её страницах тоже (не только) публикуется эта самая проза, в которой якобы "ничего толкового" нет, а только (про словам Виктора Ерофеева) "творчески неинтересные, часто бездарные личности".
Поздравляю всех лауреатов! Прекрасное дело затеяла Валентина Ерофеева -
второй раз "День литературы" подводит итоги года, а событие уже стало заметным и значимым.
Особенно радуюсь за прекрасных поэтов Анатолия Аврутина
и Николая Коновского. Наталья Егорова.
Поздравляю всех лауреатов! Достойный выбор "Дней Литературы". Особенно рад за Дмитрия Воронина, проза которого сегодня очень актуальна. Сатира во все времена - явление штучное, особенно умная.
Рад за всех лауреатов.
Особо поздравляю своего коллегу и товарища Валерия Чубара, поэта, прозаика и публициста!
Михаил Попов
(Архангельск)
Я, наконец, обрёл родную Семью, которую так долго искал! Счастлив и благодарен за высокую оценку моих работ. Коллективу редакции «День Литературы», авторам издания и лауреатам желаю здравия, благоденствия и мира. Бахтин.
Присоединяюсь ко всем тёплым поздравлениям лауреатов! А мне особенно запомнились и легли на сердце в минувшем году великолепная проза Александра Леонидова из Уфы, статьи Александра Медведева из Петербурга и крик души - по другому и не скажешь! - северянина Валерия Чубара из Архангельска. Так держать! Юрий Манаков
Счастлив быть среди таких замечательных имён и одухотворённых лиц! /А.Леонидов, Уфа/
«Желаем, на наш взгляд, самого главного – нарастания ощущения внутренней свободы и победы над внешней дисгармонией...».
Пишу Вам с далёкой (и -- не верится!) теперь Украйны, и благодарю! В пику тем условиям, в которые поставлены русский язык и наша общая многовековая духовная стезя на Украине, свидетельствую как очевидец: внутренняя свобода нарастает, внешние дисгармонии -- только толчок к приумножению свободы в сердце! И -- во многом -- благодаря "Дню литературы". За что -- Вам поклон!
Поздравляю всех лауреатов - на сегодняшний день достойнейших из достойных, потому что в ваших произведениях есть главное: их духовная наполненность, отсутствие малейшего лукавства и удачно выбранные формы для выражения задуманного так, чтобы произведение нашло созвучие у читателя
А это значит, что ваши произведения становятся частью летописи многовековой русской литературы.
Новых вам строк, дорогие лауреаты.
Григорий Блехман
ОТВЕТ КОММЕНТАТОРУ #22964
Бедный, вас, наверное, не отметили в качестве лауреата?
Тогда, конечно, литература кончилась для вас. Соболезнуем.)))
М-да, конец литературе...
Всех лауреатов сердечно поздравляю! Новых вам свершений во славу русской литературы. Геннадий Русских
Валентина Григорьевна!
ОГРОМНОЕ СПАСИБО Вам и всем тем, кто оказал мне такую честь - стать лауреатом престижного литературного издания страны "День литературы"!!!
Нахожусь в шоке от данного известия! Такая высокая награда у меня первая! СПАСИБО!!!!!
Дмитрий Воронин