Михаил ПОПОВ. «ФЁДОР АБРАМОВ – АВВАКУМ ХХ ВЕКА». Обзор журнала «Двина»
Михаил ПОПОВ, главный редактор журнала «Двина»
«ФЁДОР АБРАМОВ – АВВАКУМ ХХ ВЕКА»
Обзор журнала «Двина»
Вышел из печати первый номер журнала «Двина» за 2020 год.
Предыдущие четыре выпуска, то есть весь 2019 год, были связаны с юбилеем Фёдора Абрамова и отражали различные стороны его судьбы: деревня, война, юность, зрелость. Свежий номер целиком посвящён нашему выдающемуся писателю-земляку и девиз у него такой: «Фёдор Абрамов – Аввакум ХХ века. 100 лет пылающему сердцу».
Партитура этого необычного номера разнообразна: здесь проза Фёдора Абрамова – рассказы и отрывки из романов; его дневники, которые анализируют исследователи; письма, которые публикуют друзья и единомышленники – его корреспонденты; здесь очерки о взаимоотношениях Фёдора Александровича с известными личностями; новые воспоминания о нём как мастере словесности и человеке; аналитические статьи о его творчестве; большие подборки фотографий, стилизованных под страницы семейного альбома, а ещё посвящения писателю – как поэтические, так и прозаические …
Стержень номера – пересечение двух судеб: огнепального Аввакума Петрова, которому в этом году 400 лет, и его духовного потомка – выходца из старообрядческой среды, неистового правдоискателя Фёдора Абрамова. Это прямо выражено журнальной композицией: открывает свод номера рассказ Фёдора Абрамова «Из колена Аввакумова». А завершает его – очерк лауреата Всероссийской литературной премии имени Фёдора Абрамова Виктора Толкачёва «Фёдор Абрамов. Жить после смерти», где этому параду планет, как выражается автор, придаётся особый – мистический смысл.
Рефреном-зхом меж «планетами» звучат стихи небольшой подборки уроженки архангельской земли Марии Аввакумовой «Ненастье над отчиной»:
В полнеба гроза бушевала.
Не мне ли хотела сказать,
что время моё миновало,
что поздно мне правду искать.
Все птахи замолкли от страха,
не помня о страсти такой;
мгновенно промокла рубаха
у парня, что вышел с косой.
Но вздыбилась конница нищих,
на крышах круша серебро, –
и страсть полыхала в глазищах,
и бесы ломились в ребро:
– Погоня! Погоня! Погоня!
– Не бойся! Не бойся! Не трусь!
Вперёд, деревянные кони! –
Держись из последнего, Русь…
И ещё одно – из того же ряда:
Не бойся быть русским – не трусь, паренёк,
не бойся быть русским сегодня.
За этим не заговор и не намёк,
за этим – желанье Господне.
Он нас породил.
Он один и убьёт.
А прочие все – самозванцы.
Да их ли бояться! Не трусь, паренёк,
на русский призыв отзываться.
Прекрасное, ясное имя Иван.
Чудесное имя Мария.
Светите друг другу сквозь чёрный туман,
в который попала Россия.
Духовную укрепу тому парню, который вышел в мир Божий ненастной порой, читай – Фёдору Абрамову, давали пращуры – исповедники старой веры. Родословной Фёдора Абрамова посвящён очерк историка Е.И. Овсянкина «Корни неистового правдолюбца».
Творческий дар Фёдора Абрамова проявился уже в юности, в школьные поры, когда он оформлял стенгазеты и печатал первые заметки в районной газете. Но особенно это наглядно проявилось в начале учёбы в Ленинградском университете, когда студенческие каникулы он совместил с фольклорной практикой в родных местах. О том свидетельствует очерк учёного-фольклориста Е.И. Якубовской, озаглавленный признанием писателя «Люблю слово душистое, напоённое соками земли…» (4-я, заключительная часть), где речь идёт о рассказе «Самая счастливая». Рассказ этот помечен двумя датами: 1939, 1980, потому что в основе его те довоенные студенческие записи.
Война застала Фёдора Абрамова в Ленинграде. Он успел сдать последний экзамен за третий курс и в составе добровольческого студенческого батальона отправился на передовую линию, она проходила уже по ленинградским предместьям. О боях, в которых участвовал Фёдор Абрамов и в которых был дважды ранен, причём второй раз в ноябре 41-го года – и тяжело, «Двина» рассказывала во втором номере за минувший год. А здесь, в юбилейном выпуске, война предстаёт со страниц абрамовской прозы. Рассказ «Материнское сердце» – пронзительный монолог матери, отдавшей на защиту Родины всех своих сыновей. Рассказ «Потомок Джима» – это трагедия блокадного Ленинграда. Рассказ «Валенки» – тихая благодарственная матерям, жёнам, сёстрам – труженицам тыла, которые, надрываясь, не щадя себя, трудились в лесу, на полях и фермах и, по выражению Абрамова, открыли второй фронт ещё в 41-м году. И наконец, терпкий до слёз «Хлеб Победы», отрывок из романа «Две зимы и три лета», завершающий военный блок.
Послевоенное время – сложный и во многом определяющий период в судьбе Фёдора Абрамова. После длительного военного перерыва он окончил университет, защитил кандидатскую диссертацию, стал преподавателем на кафедре филологии, и начал пробовать себя в прозе. Что точнее может передать его чувства и мысли той поры? Дневники, которые он вёл многие годы. Вдова Абрамова Л.В. Крутикова предоставила их писателю Николаю Коняеву (1949-2018), и он на основании этих записей написал книгу, которую назвал «Житие Фёдора Абрамова». Книга пока не вышла. Несколько глав из неё «Двина» печатала при жизни Николая Коняева. В этом номере, с разрешения М.В. Коняевой, даются ещё две главы. Одна называется «Герой постановления ЦК КПСС», другая «Братья и сёстры». Они как раз отражают то жёсткое послевоенное время, когда внутри страны шли острые противоречивые процессы, где схлестнулись разные векторы борьбы – троцкисты, ленинцы, сталинисты. Неким зеркалом тех бурных процессов была кафедра филологии, где царила неприкрытая русофобия, и Фёдор Абрамов всеми силами боролся с представителями чужеродного племени.
Итогом послевоенного десятилетия стал для Фёдора Абрамова первый роман, который он назвал библейским обращением «Братья и сёстры». Публикация книги стала пропуском в мир большой литературы. Начинающий писатель поверил в собственные силы, обрёл уверенность. Но это не значит, что потом у писателя Абрамова всё пошло гладко. Тем более с его-то характером – горячим, поистине аввакумовским.
После повести «Вокруг да около», которая вышла в начале 60-х годов и была подхвачена за рубежом, Абрамов угодил в опалу. Это мерзко – быть изгоем в родной стране, которой желаешь добра. Что помогало Абрамову выдержать напор критической клеветы и партийных наветов? Вера в свою правоту. А ещё пример пращуров и тех стариков-праведников, с которыми его сводила жизнь. Таким личностям посвящены рассказы, которые печатаются в юбилейном номере: «Сказание о великом коммунаре», «Последний старик деревни», «В Питер за сарафаном», «Старухи». А ещё, безусловно, дружба и товарищество с лучшими представителями своего круга. Таким был Александр Яшин, тоже опальный писатель, который посвятил Фёдору Абрамову стихотворение «Запасаемся светом» – оно здесь приводится. Такой была К.П. Гемп, хранительница и покровительница поморской культуры, – этой дружбе двух земляков-северян посвящён очерк учёного-филолога Андрея Петрова «”Возжечь человеческое…”: Ксения Гемп и Фёдор Абрамов».
В плеяду друзей-единомышленников, безусловно, входит Игорь Золотусский, автор первой книги о Фёдоре Абрамове, правда, уже посмертной. В номере представлена их переписка, а озаглавлена публикация словами Фёдора Александровича: «Я рад, что мы с тобой люди одной веры». Следом, в этом же разделе «Эпистолярное наследие», печатается большая подборка писем Фёдора Абрамова к своему другу, тоже фронтовику Шамилю Галимову, преподавателю Архангельского пединститута. Она также озаглавлена строкой из письма Абрамова: «Обо мне сравнительно мало писали в нашей печати, ну а бить били. Крепко били…». Последние слова в журнале выделены.
К этому разделу примыкает блок воспоминаний, причём это чередование имеет внутреннюю логику. Дело в том, что о Фёдоре Александровиче вспоминает дочь Шамиля Галимова Елена Галимова, тогда, в 60-70-х девочка, потом подросток, барышня-студентка, теперь зрелый человек, доктор филологических наук. Само собой, эти памятные заметки озаглавлены строкой из письма Абрамова к Елене Галимовой, написанного за две недели до кончины: «Ах, если бы все мы были немножко подвижнее!».
Кроме того, в юбилейном номере печатаются размышления писателей. Очерк Сергея Щербакова «Дом на песке» во многом посвящён повестям Фёдора Абрамова «Пелагея» и «Алька», над которыми Фёдор Александрович работал не только в Ленинграде и в Верколе, но и на Ярославщине, где наездами живал. Александр Михайлов, друг, земляк и фронтовик, с которым Фёдор Абрамов путешествовал по Печоре и побывал на месте гибели Аввакума, в Пустозерске, размышляет о задуманной Абрамовым, но не завершённой «Чистой книге».
И в заключение – о нескольких посвящениях юбиляру. О некоторых стихах поминалось в начале обзора. Назову ещё два: это известное стихотворение Григория Калюжного «В доме творчества, в Комарове…» и свежее – Валерия Чубара, лауреата Всероссийской литературной премии имени Фёдора Абрамова, оно называется «Деревня». Плюс к этому – совсем новый рассказ Владислава Попова, живущего на абрамовском Пинежье, – «В Питер к Абрамову».
P.S. Подписка на журнал «Двина» и заявки на последние номера принимаются в «Издательском доме «Двина».
Почтовый адрес:163004 г. Архангельск, а/я 45, журнал «Двина»,
тел./факс (8-818-2)29-20-11,
электронный адрес: podpiska@iddvina.ru
Поздравляю с выходом номера! Жду с нетерпением!
Да, дорогой Михаил Константинович, - "и горько, и дорого".
Я ведь тоже рождён в станице, и за первые десять лет, что там жил, впитал в себя то, что осталось на всю жизнь.
Наверное, мне так и близки все наши писатели, которых с чье-то нелёгкой руки назвали "деревнщиками".
Они умели, а лучшие из них и сегодня, продолжая их традиции, умеют сказать главное, что может почувствовать, понять и знать только человек, почувствовавший землю, а не отделённой от неё асфальтом, бетоном или плиткой.
Поэтому, наверное, между людьми, вышедшими из деревень, вне зависимости от их географического расположения, так много общего. и они понимают друг друга с полуслова.
Думаю, от этого Фёдор Александрович так подробно расспрашивал меня о моей казачьей кубанской станице.
А те спектакли, о которых Вы сказали, мне тоже довелось видеть.
И ощущения от них у нас с Вами совпали.
Спору нет, дорогой Григорий Исаакович, Ваши памяти о Таганке той поры и Абрамове обширнее. Я у них смотрел только "Десять дней, которые потрясли мир" в Питере и "Вишнёвый сад" уже после Высоцкого в 1984 году на их новой сцене.. Зато в Питере у Додина видел две версии "Братья и сёстры" по Абрамову. Первую в 95-м, по сути ещё начальную, "чисто абрамовскую", а вторую в 2010-м, уже с новым составом. Что сказать о том, что увиделось? На многих сценах перехватывало горло. Я ведь родился в деревне. Но и память моих донских пращуров, неволей оказавшихся на Севере, тут аукалась.
И горько, и дорого...
Да, дорогой Михаил Константинович, об этой битве на партийном худсовете знаю.
Мне о ней рассказывал Любимов. Только он говорил, что "мы с Фёдором бились и победили в главном".
Но, зная о дипломатичной манере Юрия Петровича, и о темпераменте открытой души Фёдора Александровича, могу легко представить, кто из них, КАК "бился".
А открытость души и темперамент Фёдора Абрамова в полной мере почувствовал во время его встречи с читателями в концертной студии Останкино в 1982 году.
Народу набилось столько, что служащим пришлось приносить дополнительные стулья, которые ставили в проходе.
С первых же его слов, что "я не артист и на эту передачу не напрашивался", он полностью расположил к себе зал, и душевность той встречи ощущаю по сей день.
Как и его абсолютную искренность и бескомпромиссность бойца за правду.
В нём ощущалась такая степень человеческой надёжности, выше которой ничего не бывает.
Спасибо Вам огромное, что пробудили во мне эти воспоминания.
С теплом и самыми добрыми пожеланиями Вам и Вашим близким.
Ваш Григорий Блехман
Интересные воспоминания, дорогой Григорий Исаакович!
А мне аукнулось, что весной 2016 года, включившись в дискуссию о писателях-деревенщиках на сайте РП, Вы особенно запомнили на той репетиции выражение писателя по отношению к своим героям: ОБОСТРЁННАЯ СОВЕСТЬ. Он зажигал этим страстным призывом и режиссёра, и актёров.
И ещё. У нас в "Двине" в своё время печатались отрывки из стенограммы обсуждения спектакля "Деревянные кони", где Фёдор Александрович отстаивал постанову перед партийным худсоветом. Любимов при этом чаще помалкивал, а неукротимый Абрамов метал громы и молнии, взывая к совести и справедливости партийных чинуш, которые не знали тягот послевоенной деревенской жизни, зато хорошо усвоили, что можно допускать до сценического показа, а что ни в коем разе "ни-зя"...
Дорогой Михаил Константинович!
Всё, что связано с Фёдором Александровичем, мне всегда очень приятно ещё и потому, что довелось быть с ним знакомым лично.
Познакомил нас основатель Театра на Таганке Юрий Любимов во время одной из репетиций спектакля, названного "Деревянные кони", основой которого стал одноимённый рассказ Абрамова.
Фёдор Александрович, будучи в Москве, как раз на эту репетицию пришёл.
Мне было очень приятно поговорить с ним о его романах "Братья и сёстры", "Две зимы и три лета", которые в 70-е стали моими настольными книгами.
А ещё, узнав о моём казачьем происхождении, поскольку я рождён и до 10 лет рос в казачьей кубанской станице, он очень подробно расспрашивал о быте казаков: как жили, работали, гуляли, какие песни пели мои родители-фронтовики, их боевые товарищи и земляки.
Жалел лишь я, что не знал о его присутствии на репетиции, поэтому не взял его книг, чтобы он подписал.
Но, что самое забавное, подарил ему свою первую публикацию по молекулярной генетике, которой тогда, работая в Институте физиологии Академии наук СССР , серьёзно занимался. И о которой он меня потом долго расспрашивал уже в фойе театра, пока на не разлучил Любимов, который должен был отвезти Фёдора Александровича на вокзал.
Вот какие воспоминания вызвал у меня Ваш прекрасный обзор.
Ещё раз, спасибо Вам огромное за всё, что Вы делаете для русской литературы.
Горжусь и дорожу нашей дружбой.
Ваш Григорий Блехман.
Спасибо на добром слове, дорогой Григорий Исаакович!
Фёдор Абрамов для меня - имя многогранное:
земляк, писатель первой величины, глашатай, каких немного во все времена, пример стойкости и мужества...
А главное - это выдающаяся личность из поколения наших с Вами отцов, перед которым я склоняю голову.
Все мои редакторские проекты, начиная с "Белого парохода" и "Белой горницы" (90-е годы), связаны с его именем. А уж журнал "Двина", которому в этом году 20 лет, - и подавно.
Фёдор Абрамов для меня и моих товарищей - путеводный маяк и одновременно парус, наполненный освежающим ветром. Потому столь широко его жизни, судьбе и творчеству распахнуты страницы "Двины". Весь свод номеров за прошедший год и этот юбилейный номер, целиком посвящённый писателю-земляку, - это наша дань памяти и сердечной благодарности Фёдору Александровичу Абрамову, сыну Русского Севера и Матушки-России.
С душевной признательностью,
Михаил Попов
(Архангельск)
Дорогой Михаил Константинович!
Поздравляю с таким могучим для "Двины"началом литературного 2020-го года.
Название Вашего обзора абсолютно говорящее, потому что Фёдор Абрамов, действительно, Аввакум 20-го века.
Пока на Комсомольском, 13 этого номера не видел.
Как появится, сразу возьму, потому что "Двину" всегда читаю в полном объёме.
А лично Вам желаю лишь здоровья, потому что остальное для Вас и по силам, и по таланту.
Был рад недавнему очному знакомству в Москве и Вашей высокой, давно заслуженной литературной премии "Слово - 2019"
Ваш Григорий Блехман.