Ольга ЛАНСКАЯ. «ГОСПОДИ, МНЕ ТАК НЕОБХОДИМО…». Пространство и время в поэзии Светланы Леонтьевой
Ольга ЛАНСКАЯ
«ГОСПОДИ, МНЕ ТАК НЕОБХОДИМО…»
Пространство и время в поэзии Светланы Леонтьевой
Пространство в поэзии Леонтьевой обладает магической силой. Оно завораживает, рождает множество ассоциаций, поэтому воспринимается как родное и близкое. В нем отражена душа лирического героя, его трепетное отношение к жизни, размышления о смысле бытия. Это пространство памяти, истоки которой берут начало в детстве, в доме, где прошли первые годы жизни. Автор пишет о самом дорогом: отце, матери, близких людях, о Родине.
В стихотворении «О, как вода с размаху да в ведро» пространство осмысливается через детали, рисующие прошлое и воспринимаемые вначале как нечто обыденное, бытовое. Художественная деталь в этом стихотворении через ключевые слова приобретает особые смыслы, рождает значения, восходящие к представлению о духовном мире лирического героя, тех ценностях, которые являются для него главными. Бытовое, оказавшееся в круговороте времени, преображается, начинает восприниматься как нечто символическое. Так, в начале произведения слово тропка в пространстве, в котором словно остановилось время, символизирует начало жизненного пути:
Акаций запах. Тропка до вокзала.
О, добрый мир! И всё в тебе – добро!
Символичным становится и ключевое слово вода, открывающее текст и обозначающее источник жизни, начало всех начал. С одной стороны, вода – стихия, природный хаос; с другой – напоминание о детстве, родной деревне:
И вся вода – в ведро
та, что из времени Всемирного Потопа,
подзвынькивая, словно бы в нутро
вольётся детства, в лес, луга, болота…
Это вода, обладающая магическими свойствами, напоминающая о доме, его традициях, родных лесах и полях, обо всем мире. Напоминает она о детстве и о библейских временах.
Время и пространство в одно мгновение становятся единым целым, перестают существовать отдельно друг от друга. Возникает ощущение замкнутого мира, земного рая, в котором все счастливы, мир гармоничен и бесконфликтен. Он вечен. В этом мире мама остается молодой, а ребенок узнает тайну, которая заключается в том, что смерти нет:
Там мама не стареет и поёт
безбрежно: «То берёзка, то рябина…».
Там жизнь пройдёт – размеренно, невинно.
Повторение слова там с пространственным значением возвращает лирическую героиню в прошлое, в субботний вечер, когда в душе ребенка рождается предчувствие дороги:
Мне до вокзала – ровно тридцать лет!
И мне на поезд прямо до Урала.
Предчувствие дороги рождает и образ птицы, символизирующей в тексте мечту, надежду, ожидание чуда, нежность и любовь:
И я пойму, когда расставим стулья,
все птицы – голуби! И каждая летит
и держит ветвь оливковую в клюве!
Но будущее героини связано с иным пространством, в котором человек обречен на страдания. Спасение дочь видит в песне матери, ее душе, памяти о детстве, в добром отношении к миру:
Судьба мне сколько б душу ни ломала,
но знаю я секрет от разных бед:
все птицы – голуби! Оливковая ветвь
у всех и каждого! И то, что сны крылаты.
Что надо петь, что надо петь и петь,
хватая воздух ртом под цвет помады!
О материнской любви, трагической судьбе женщины, всепрощении, о возвращении блудной дочери к родному очагу повествуется в стихотворении «О, как возвращаемся мы к старым мамам». В этом произведении говорится о том, что простить и понять своих детей может только мать.
По-особому в стихотворении организовано пространство. Трагедия жизни осознается в тексте через пространственные ориентиры:
Да, к маме не стыдно с ребёнком в подоле
без денег, без веры сквозь белое поле.
По грязной дороге, где ямы, ухабы,
где возле болот водянистые жабы.
Говорится в произведении и о любви к дому, который воспринимается как корабль в бушующем океане, загадочное пространство природы со своими тайнами, готовое к перевоплощению:
Я связана с домом не нитью – канатом,
там ветер норд-вестовый, вещий, лохматый.
Дом героини – пространство, в котором нельзя лгать, изменять самому себе, где все связано со стремлением к свободе. Отсюда такой порыв к небу, неприятие чуждого мира, существующего по иным законам:
Вся фальшь позади – речи, взоры, банкеты.
А руки мои – прямо в небо воздеты!
Понятие «дом» восходит к противопоставлениям «дом – душный мир», «дом – Арбаты, Египты, Мальты», то есть слово дом приобретает значения «родная деревня», «Родина», «Россия»:
Из душного мира в простор возвращаюсь,
калитка, сельмаг, возле сада сараи…
Как яблоко – яблоне прямо в колени,
как будто последний я радостный пленник.
Прощайте Арбаты, Египты и Мальты,
пустынной горячкой больные асфальты.
Героиня чувствует себя счастливой, когда видит калитку, сад, сараи, сельмаг, дикого селезня, который представляется ей райской птицей:
Чтоб селезень дикий в алмазных накрапах
стоял не убитый на розовых лапах!
Дорога с жар-птицей, о которой вспоминает героиня, самая главная в ее жизни. Это пространство, о котором она мечтает, особенное, потому что образ дороги вобрал в себя представление о прошлом, настоящем и мечте. С одной стороны, на этом пути человек чувствует неразрывную связь с природой (отсюда готовность преодолеть все преграды), с родным домом; с другой – прощание с прошлым, в которое вернуться больше невозможно:
Грачиной тропинкой, цепляясь за корни,
я шла бы и шла всё быстрей, всё проворней.
Закончен исход! Нет моста за спиною,
лишь ягоды ранка и та – под ногою…
Словосочетание ягоды ранка оставляет ощущение хрупкости мира, природы, которая нас окружает, символизирует исчезновение прошлого, ту тайну, которая сокрыта в смысле бытия.
В стихотворении «Я этим хвойным воздухом дышу» говорится о вечной родительской любви, которая для человека является основой всех основ:
Любовь и доброта – она такая,
она во всём, и всеохватна, и везде,
ей нет погибели, она не умирает!
Передавая чувства лирической героини, автор использует неожиданное сравнение, возвращающее человека в мир природы, красоты, гармонии. Любовь к родителям в этом стихотворении у Леонтьевой – это любовь к родной природе, к людям. Сравнивается это чувство с лесом, полем, с живительным источником:
Она, как лес сосновый, смоляной,
весь полный ягод, песен, хвойных шишек.
Любовь родителей чрезмерна, вся – излишек,
избыток, через край – простор льняной…
Спасенье от невзгод, страха смерти близкого человека героиня видит в хвойном запахе, световых кольцах леса. Возникает оппозиция «лес – смерть», в которой все, что связано с живой природой, ассоциируется с жизнью:
Одно спасенье – свет и хвойный запах,
туманящий, в сиреневых накрапах,
целебный. О, прошу, молю я, впредь
не говорите вслух мне слово – смерть.
Все чувства и мысли героини обращены к заболевшему отцу. В связи с этим страдания близкого человека переносятся на вещи, которые словно оживают. Силится взлететь отцовская рубаха, а дождь, как ласковая собачонка, начинает утешать:
Я знаю лишь черту, границу взмаха,
когда отчаянно отцовская рубаха,
что после стирки, силилась взлететь.
На сей раз обошлось! И щёки лижет
холодный дождь.
После всего пережитого жизнь героини снова возвращается в привычное русло. Мир становится уютным, привычным, близким. Образ розовеющего утра ассоциируется с покоем, умиротворенностью, счастьем:
Я начитаюсь книжек,
где чай остывший, где в кастрюле снедь.
И будет снова утро розоветь.
Особое внимание следует обратить на стихотворение «Господи, мне так необходимо…», в котором героиня пишет о самом сокровенном:
Господи, мне так необходимо…
Научи, уметь прощать людей,
именно сейчас, всего помимо,
чувствовать мой крест между грудей!
Чего просит героиня для себя? О чем мечтает? Что для нее главное? Пытается она понять свое предназначение. Через отрицание, антитезу «сон – явь», восприятие пространства как искривленного, деформированного раскрываются чувства и мысли страдающего человека, готового принести себя в жертву:
Господи, пошли мне, недостойной,
род людской от горестей спасать!
Что же я умею в этом мире?
Закруглённом, согнутом в дугу?
Для автора в этом стихотворении библейские времена и современность неразделимы. Трагедия героини заключается в том, что пороки людские на протяжении веков остались прежними. Через противопоставления «свет – тьма», «добро – зло», «духовное – материальное», «вера – предательство» объясняется состояние современного мира, в котором резко обострилось противостояние нравственного и безнравственного.
Топонимы Луганск, Донбасс, Украина ассоциируются с трагедией народа, страданиями невинных людей, предательством. Сочетания слов долларами купленный Пилат, дух продажный создают образ современного мира, в котором все продается и покупается, где многое решается с позиции силы:
Матерь Божья, ну и ты туда же!
В эту темень, в эту злую гать…
Где базары, площадь, дух продажный,
где Иуда. Могут где распять!
Где Луганск, Донбасс, где Украина,
долларами купленный Пилат…
Говорится в этом стихотворении и о материнской любви, о женщине, готовой принести в жертву ради спасения людей сына. В тексте начинается своеобразный диалог. Возможно, монолог, который диалогичен. Оживает лик в пространстве иконы, оживает сама Богородица, к которой обращается героиня:
О, не отпускай, во имя сына!
На иконе подними свой взгляд!
Видишь там, вдали дожди косые
по щекам, наотмашь, над рекой.
Ножками босыми по России,
как же можно – маленький такой?
Получает женщина ответ, что все испытания помогает выдержать вера, сознание того, что каждый ради добра и справедливости, спасения духовного начала, должен выполнить свой долг:
«Вырастет!» – В ответ. А звуки гуще.
Вопросы же, которые задает героиня, остаются, становятся вечными:
Время, словно масло, льётся вдоль.
Отпустить, отъять того, кто нужен?
Как вот так, пустая, чтоб ладонь?
В конце стихотворения обращает на себя внимание метафора огонь в огне, характеризующая героиню. Данное выразительное средство символизирует страдание и одновременно свет, тепло и жизнь:
И, во след крестя, в тугом вагоне,
выхватив его лицо в окне,
мальчик мой, гляди, на небосклоне,
в этом солнце я – огонь в огне!
Поэзия Леонтьевой, ее художественный мир – пространство магическое и загадочное, как и вся поэзия. Это мир, в котором время, библейское и современное, связанное с бытовыми реалиями, по-особому характеризует героиню, человека страдающего, неравнодушного и любящего, пытающегося ответить на трагические вопросы бытия, это дневник нашей современницы.
г. Липецк
ОТВЕТ КОММЕНТАТОРУ #23375
Вот уж спасибо за правку!
Убрали лишнюю запятую.
Правда, пришлось параллельно подправить и орфографию самого комментатора, но не об этом речь.
А вот о кощунственной инверсии всё же редакторА (прямо во множественном числе))) и сами задумались в процессе первичной вычитки, но, прочтя внимательно остальной текст и статьи и стиха, решили всё же - коллективно, - что инверсия-то там наличествует, и достаточно сложная, но вовсе даже не кощунственная.
Полностью согласен с мотивом прекрасного очерка Ольгой Ланской о прекрасном поэте Светлане Леонтьевой. Действительно, поэзия Светланы ярко передаёт ощущение поэтом взаимосвязи времён, потому что глубинная суть человека, как показывает история, остаётся на протяжении тысячелетий неизменной.
И что ещё важно отметить в поэзии Светланы Леонтьевой - высокую культуру поэтического слова и богатство образа.
Что, к сожалению в нынешней поэзии, с каждым днём всё реже встретишь.
Спасибо, Ольга, и спасибо Светлана, за Литературу.
Новых вам обеим строк.
Григорий Блехман.
Эх, как редакторов-то сегодня не хватает...
Матерь Божья, ну и ты туда же!
В эту темень, в эту злую гать…
Где базары, площадь, дух продажный,
где Иуда. Могут, где распять!
Кощунственная инверсия в последней строке, а запятая - не нужна.