КРИТИКА / Ольга ЛАНСКАЯ. «ГОСПОДИ, МНЕ ТАК НЕОБХОДИМО…». Пространство и время в поэзии Светланы Леонтьевой
Ольга ЛАНСКАЯ

Ольга ЛАНСКАЯ. «ГОСПОДИ, МНЕ ТАК НЕОБХОДИМО…». Пространство и время в поэзии Светланы Леонтьевой

 

Ольга ЛАНСКАЯ

«ГОСПОДИ, МНЕ ТАК НЕОБХОДИМО…»

Пространство и время в поэзии Светланы Леонтьевой

 

Пространство в поэзии Леонтьевой обладает магической силой. Оно завораживает, рождает множество ассоциаций, поэтому воспринимается как родное и близкое. В нем отражена душа лирического героя, его трепетное отношение к жизни, размышления о смысле бытия. Это пространство памяти, истоки которой берут начало в детстве, в доме, где прошли первые годы жизни. Автор пишет о самом дорогом: отце, матери, близких людях, о Родине.

В стихотворении «О, как вода с размаху да в ведро» пространство осмысливается через детали, рисующие прошлое и воспринимаемые вначале как нечто обыденное, бытовое. Художественная деталь в этом стихотворении через ключевые слова приобретает особые смыслы, рождает значения, восходящие к представлению о духовном мире лирического героя, тех ценностях, которые являются для него главными. Бытовое, оказавшееся в круговороте времени, преображается, начинает восприниматься как нечто символическое. Так, в начале произведения слово тропка в пространстве, в котором словно остановилось время, символизирует начало жизненного пути:

Акаций запах. Тропка до вокзала.

О, добрый мир! И всё в тебе – добро!

Символичным становится и ключевое слово вода, открывающее текст и обозначающее источник жизни, начало всех начал. С одной стороны, вода – стихия, природный хаос; с другой – напоминание о детстве, родной деревне:

И вся вода – в ведро

та, что из времени Всемирного Потопа,

подзвынькивая, словно бы в нутро

вольётся детства, в лес, луга, болота…

Это вода, обладающая магическими свойствами, напоминающая о доме, его традициях, родных лесах и полях, обо всем мире. Напоминает она о детстве и о библейских временах.

Время и пространство в одно мгновение становятся единым целым, перестают существовать отдельно друг от друга. Возникает ощущение замкнутого мира, земного рая, в котором все счастливы, мир гармоничен и бесконфликтен. Он вечен. В этом мире мама остается молодой, а ребенок узнает тайну, которая заключается в том, что смерти нет:

Там мама не стареет и поёт

безбрежно: «То берёзка, то рябина…».

Там жизнь пройдёт – размеренно, невинно.

Повторение слова там с пространственным значением возвращает лирическую героиню в прошлое, в субботний вечер, когда в душе ребенка рождается предчувствие дороги:

Мне до вокзала – ровно тридцать лет!

И мне на поезд прямо до Урала.

Предчувствие дороги рождает и образ птицы, символизирующей в тексте мечту, надежду, ожидание чуда, нежность и любовь:

И я пойму, когда расставим стулья,

все птицы – голуби! И каждая летит

и держит ветвь оливковую в клюве!

Но будущее героини связано с иным пространством, в котором человек обречен на страдания. Спасение дочь видит в песне матери, ее душе, памяти о детстве, в добром отношении к миру:

Судьба мне сколько б душу ни ломала,

но знаю я секрет от разных бед:

все птицы – голуби! Оливковая ветвь

у всех и каждого! И то, что сны крылаты.

Что надо петь, что надо петь и петь,

хватая воздух ртом под цвет помады!

О материнской любви, трагической судьбе женщины, всепрощении, о возвращении блудной дочери к родному очагу повествуется в стихотворении «О, как возвращаемся мы к старым мамам». В этом произведении говорится о том, что простить и понять своих детей может только мать.

По-особому в стихотворении организовано пространство. Трагедия жизни осознается в тексте через пространственные ориентиры:

Да, к маме не стыдно с ребёнком в подоле

без денег, без веры сквозь белое поле.

По грязной дороге, где ямы, ухабы,

где возле болот водянистые жабы.

Говорится в произведении и о любви к дому, который воспринимается как корабль в бушующем океане, загадочное пространство природы со своими тайнами, готовое к перевоплощению:

Я связана с домом не нитью – канатом,

там ветер норд-вестовый, вещий, лохматый.

Дом героини – пространство, в котором нельзя лгать, изменять самому себе, где все связано со стремлением к свободе. Отсюда такой порыв к небу, неприятие чуждого мира, существующего по иным законам:

Вся фальшь позади – речи, взоры, банкеты.

А руки мои – прямо в небо воздеты!

Понятие «дом» восходит к противопоставлениям «дом – душный мир», «дом – Арбаты, Египты, Мальты», то есть слово дом приобретает значения «родная деревня», «Родина», «Россия»:

Из душного мира в простор возвращаюсь,

калитка, сельмаг, возле сада сараи…

Как яблоко – яблоне прямо в колени,

как будто последний я радостный пленник.

Прощайте Арбаты, Египты и Мальты,

пустынной горячкой больные асфальты.

Героиня чувствует себя счастливой, когда видит калитку, сад, сараи, сельмаг, дикого селезня, который представляется ей райской птицей:

Чтоб селезень дикий в алмазных накрапах

стоял не убитый на розовых лапах!

Дорога с жар-птицей, о которой вспоминает героиня, самая главная в ее жизни. Это пространство, о котором она мечтает, особенное, потому что образ дороги  вобрал в себя представление о прошлом, настоящем и мечте. С одной стороны, на этом пути человек чувствует неразрывную связь с природой (отсюда готовность преодолеть все преграды), с родным домом; с другой – прощание с прошлым, в которое вернуться больше невозможно:

Грачиной тропинкой, цепляясь за корни,

я шла бы и шла всё быстрей, всё проворней.

Закончен исход! Нет моста за спиною,

лишь ягоды ранка и та – под ногою…

Словосочетание ягоды ранка оставляет ощущение хрупкости мира, природы, которая нас окружает, символизирует исчезновение прошлого, ту тайну, которая сокрыта в смысле бытия.

В стихотворении «Я этим хвойным воздухом дышу» говорится о вечной родительской любви, которая для человека является основой всех основ:

Любовь и доброта – она такая,

она во всём, и всеохватна, и везде,

ей нет погибели, она не умирает!

Передавая чувства лирической героини, автор использует неожиданное сравнение, возвращающее человека в мир природы, красоты, гармонии. Любовь к родителям в этом стихотворении у Леонтьевой – это любовь к родной природе, к людям. Сравнивается это чувство  с лесом, полем, с живительным источником:

Она, как лес сосновый, смоляной,

весь полный ягод, песен, хвойных шишек.

Любовь родителей чрезмерна, вся – излишек,

избыток, через край – простор льняной…

Спасенье от невзгод, страха смерти близкого человека героиня видит в хвойном запахе, световых кольцах леса. Возникает оппозиция «лес – смерть», в которой все, что связано с живой природой, ассоциируется с жизнью:

Одно спасенье – свет и хвойный запах,

туманящий, в сиреневых накрапах,

целебный. О, прошу, молю я, впредь

не говорите вслух мне слово – смерть.

Все чувства и мысли героини обращены к заболевшему отцу. В связи с этим страдания близкого человека переносятся на вещи, которые словно оживают. Силится взлететь отцовская рубаха, а дождь, как ласковая собачонка, начинает утешать:

Я знаю лишь черту, границу взмаха,

когда отчаянно отцовская рубаха,

что после стирки, силилась взлететь.

На сей раз обошлось! И щёки лижет

холодный дождь.

После всего пережитого жизнь героини снова возвращается в привычное русло. Мир становится уютным, привычным, близким. Образ розовеющего утра ассоциируется с покоем, умиротворенностью, счастьем:

Я начитаюсь книжек,

где чай остывший, где в кастрюле снедь.

И будет снова утро розоветь.

Особое внимание следует обратить на стихотворение «Господи, мне так необходимо…», в котором героиня пишет о самом сокровенном:

Господи, мне так необходимо…

Научи, уметь прощать людей,

именно сейчас, всего помимо,

чувствовать мой крест между грудей!

Чего просит героиня для себя? О чем мечтает? Что для нее главное? Пытается она понять свое предназначение. Через отрицание, антитезу «сон – явь», восприятие пространства как искривленного, деформированного раскрываются чувства и мысли страдающего человека, готового принести себя в жертву:

Господи, пошли мне, недостойной,

род людской от горестей спасать!

Что же я умею в этом мире?

Закруглённом, согнутом в дугу?

Для автора в этом стихотворении библейские времена и современность неразделимы. Трагедия героини заключается в том, что пороки людские на протяжении веков остались прежними. Через противопоставления «свет – тьма», «добро – зло», «духовное – материальное», «вера – предательство» объясняется состояние современного мира, в котором резко обострилось противостояние нравственного и безнравственного.

Топонимы Луганск, Донбасс, Украина ассоциируются с трагедией народа, страданиями невинных людей, предательством. Сочетания слов долларами купленный Пилат, дух продажный создают образ современного мира, в котором все продается и покупается, где многое решается с позиции силы:

Матерь Божья, ну и ты туда же!

В эту темень, в эту злую гать…

Где базары, площадь, дух продажный,

где Иуда. Могут где распять!

Где Луганск, Донбасс, где Украина,

долларами купленный Пилат…

Говорится в этом стихотворении и о материнской любви, о женщине, готовой принести в жертву ради спасения людей сына. В тексте начинается своеобразный диалог. Возможно, монолог, который диалогичен. Оживает лик в пространстве иконы, оживает сама Богородица, к которой обращается героиня:

О, не отпускай, во имя сына!

На иконе подними свой взгляд!

Видишь там, вдали дожди косые

по щекам, наотмашь, над рекой.

Ножками босыми по России,

как же можно – маленький такой?

Получает женщина ответ, что все испытания помогает выдержать вера, сознание того, что каждый ради добра и справедливости, спасения духовного начала, должен выполнить свой долг:

«Вырастет!» – В ответ. А звуки гуще.

Вопросы же, которые задает героиня, остаются, становятся вечными:

Время, словно масло, льётся вдоль.

Отпустить, отъять того, кто нужен?

Как вот так, пустая, чтоб ладонь?

В конце стихотворения обращает на себя внимание метафора огонь в огне, характеризующая героиню. Данное выразительное средство символизирует страдание и одновременно свет, тепло и жизнь:

И, во след крестя, в тугом вагоне,

выхватив его лицо в окне,

мальчик мой, гляди, на небосклоне,

в этом солнце я – огонь в огне!

Поэзия Леонтьевой, ее художественный мир – пространство магическое и загадочное, как и вся поэзия. Это мир, в котором время, библейское и современное, связанное с бытовыми реалиями, по-особому характеризует героиню, человека страдающего, неравнодушного и любящего, пытающегося ответить на трагические вопросы бытия, это дневник нашей современницы.

г. Липецк

 

Комментарии

Редакция Дня Литературы 25.02.2020 в 21:12

ОТВЕТ КОММЕНТАТОРУ #23375
Вот уж спасибо за правку!
Убрали лишнюю запятую.
Правда, пришлось параллельно подправить и орфографию самого комментатора, но не об этом речь.
А вот о кощунственной инверсии всё же редакторА (прямо во множественном числе))) и сами задумались в процессе первичной вычитки, но, прочтя внимательно остальной текст и статьи и стиха, решили всё же - коллективно, - что инверсия-то там наличествует, и достаточно сложная, но вовсе даже не кощунственная.

Комментарий #23376 25.02.2020 в 21:09

Полностью согласен с мотивом прекрасного очерка Ольгой Ланской о прекрасном поэте Светлане Леонтьевой. Действительно, поэзия Светланы ярко передаёт ощущение поэтом взаимосвязи времён, потому что глубинная суть человека, как показывает история, остаётся на протяжении тысячелетий неизменной.
И что ещё важно отметить в поэзии Светланы Леонтьевой - высокую культуру поэтического слова и богатство образа.
Что, к сожалению в нынешней поэзии, с каждым днём всё реже встретишь.
Спасибо, Ольга, и спасибо Светлана, за Литературу.
Новых вам обеим строк.
Григорий Блехман.

Комментарий #23375 25.02.2020 в 21:01

Эх, как редакторов-то сегодня не хватает...

Матерь Божья, ну и ты туда же!
В эту темень, в эту злую гать…
Где базары, площадь, дух продажный,
где Иуда. Могут, где распять!

Кощунственная инверсия в последней строке, а запятая - не нужна.