Григорий БЛЕХМАН. ЗЕМЛЯ – ЭТО БЕРЕГ НАДЕЖДЫ… К 70-летию поэта Геннадия Иванова
Григорий БЛЕХМАН
ЗЕМЛЯ – ЭТО БЕРЕГ НАДЕЖДЫ…
К 70-летию поэта Геннадия Иванова
Он давно уже стал «Всероссийским старостой» нашего Союза писателей, который без Геннадия Иванова – замечательного русского поэта и организатора – представить себе невозможно. С ним в любое время можно поговорить, посоветоваться. Я не знаю человека, которому он отказал бы в беседе не только на литературную тему или тему, касающуюся организационных дел в Союзе писателей России, но и обсуждении любого житейского или общественно-значимого вопроса.
По взвешенности и мудрости суждений, он, конечно же, давно уже достиг той уважаемой календарной даты – 70 лет, какая украсит его с нынешнего 14-го марта. Но внешне и по мобильности ритма своей жизни это, если и не юноша, то абсолютно молодой человек, чью доброжелательную личностную и творческую энергию чувствует каждый, кто с ним знаком, или знает только его поэзию.
Поэтому хочу пожелать тебе, дорогой Геннадий Викторович, чтобы и вторая половина твоей жизни стала, как минимум, не менее яркой и убедительной во всех отношениях, чем нынешняя, рубеж которой ты в эти дни так достойно переходишь.
Ну, а поскольку, чем бы истинный поэт ни занимался, поэтическую суть его личности ощутишь сразу, да и знаменитое: «Я – поэт. Этим и интересен», уверен, останется на все времена, давайте побудем наедине с поэзией нашего юбиляра.
Начну со стихотворения, строка которого определила название этого очерка:
Таинственно и безбрежно
Шумит мировой океан.
Земля – это берег надежды,
И он неслучайно нам дан.
Мы здесь наполняемся верой,
Мы здесь открываем исток.
И сущим живя, не химерой, –
Ложимся лицом на восток.
Ложимся, закрыв свои вежды.
Проснёмся в хоромах Отца.
Земля – это берег надежды.
Надейся и верь до конца…
Когда-то мастер лаконичных определений Вадим Кожинов сказал, что «произведение писателя – это рентген его души». И всякий раз, когда читаю очередной поэтический цикл Геннадия Иванова или перечитываю его сборники, одним из первых вспоминаю это стихотворение и приведённые слова Кожинова. Потому что для меня «рентген души» Геннадия Иванова – в его строках: «Земля – это берег надежды. / Надейся и верь до конца…».
В одном из своих ранних стихотворений, размышляя на тему вечную, он написал:
…Надо жить, хотя так трудно верить
В лучший смысл земного бытия,
Надо приходить на этот берег,
Чтоб тоска развеялась твоя.
Ведь уже не раз такое было:
Так же сердце от неверья стыло,
А потом, откуда ни возьмись,
Начиналась, продолжалась жизнь.
Каждый из нас время от времени сталкивается с таким «откуда ни возьмись», которое вдруг может развернуть твою жизнь, в очередной раз показывая её многообразие и непредсказуемость. Поэтому, когда читаешь, такое ощущение, будто сам написал. Хотя ничего удивительного в том нет, поскольку истинный поэт, о чём бы ни писал, всегда скажет не только о себе, но и о тебе. А что-то и за тебя.
Иногда бывает – обычный эпизод: ты плывёшь на корабле или теплоходе, смотришь на воду, о чём-то думаешь. Потом забываешь об этом. А у поэта тем временем возникают ассоциации и образы, которые обладают магией притяжения, и не отпускают его, пока не выльются в слова, которые потом не забудешь:
Когда погас на горизонте свет
И от миров повеяло кочевьем,
Я всё глядел на уходящий след
При свете кормового освещенья.
И думал я, что жизнь, как этот след,
Недолго вьётся, мчится и играет,
Что чуть подальше – и его уж нет,
И он в волнах бесследно исчезает.
Но всё хотелось на него смотреть…
Работал винт, поток воды толкая,
И нёсся след – исчезнуть, умереть,
И смысл, и очертания теряя.
Если человек рождён поэтом, он – философ, и многое услышанное или увиденное трансформируется его сознанием в объединяющее начало, как, например, возникшее вроде бы из мимолётной фразы четверостишие:
Говорят, что ласточки – из рая.
А цветы? А дождика вода?
Всё из рая то, что, умирая
Нам хотелось видеть бы всегда.
Просто, и так ёмко в этом кратком изречении сказано. Такая простота приходит не сразу, а через многие размышления и пережитое. А умение сказать ТАК, конечно, даётся природой.
Для меня это четверостишие связано ещё и с такими строчками Геннадия Иванова:
Торопиться неохота,
Жизнь так хороша!
Поле, речка и болото –
Любит их душа.
Любит ветер, дождь и вьюгу,
И тепло в избе…
И лететь не надо к югу,
Как скворцу, тебе.
Стихотворение в очередной раз показывает, насколько поэт отличается от простого смертного: рассказывая о себе, он невольно рассказывает и о нас. Ведь когда на душе хорошо, то тебе хорошо везде, и «неохота» что-то менять. А ещё хочешь поделиться этим состоянием и рассказать всем и каждому о том, как после пережитого возникает вновь чувство, которое звучит просто и точно: «И снова – жизнь!»:
Белые хлопья каштанов цветущих
С розовым цветом внутри…
Мыслей не надо угрюмых, гнетущих.
Всё расцветает – смотри!
И одуванчиков жёлтые краски,
Зелень и листьев, и трав…
Все они сбросили снежные маски.
Всякий ликующий – прав!
Было безумно, но мы дотерпели.
Вот и наградою нам
Тонко, свирелисто птицы запели!
Сердце прильнуло к цветам!
Наша весна – это Божия милость.
Дивно в родной стороне.
Бог не оставил – и жизнь заструилась
В реках, полях и во мне…
Казалось бы, ЧТО ещё надо, чтобы жить в гармонии с природой, частью которой являешься и ты. Но, почему-то мы развиваемся так, что всё больше нарушаем её законы, не задумываясь, насколько неправомочны это делать. Ведь жизнь тебе дарована свыше, поэтому пройди свой путь земной достойно и благодарно.
И поскольку поэты – «люди без кожи», они особенно чутки к происходящему:
Мы люди последних времён.
Нам выпала доля такая:
Земли и воды слышать стон,
К ним собственный стон прибавляя.
Мы люди последних времён.
Опоры надёжные сбиты,
И катится всё под уклон.
Помогут ли чьи-то молитвы?
Помогут ли наши труды?
Задумано – так и случится:
Рассеются наши следы,
И только дымок будет виться…
Галактики гибнут, а тут
Какая-то мелкая сошка –
Земля; этот замысел крут,
И ждать нам осталось немножко.
Но замысел есть и другой:
Чтоб мы до последнего вздоха
Любили бы берег земной –
Неважно, какая эпоха.
Любили бы лист золотой,
Любили бы снег над рекой,
Полей плодородных покой,
Людей, с их великой тоской…
Когда читаю стихотворения Геннадия Иванова, вижу, что каждое из них не только отражает время, в какое написано, но и уходит во вневременное пространство, благодаря глубине философских размышлений. Не случайно этого поэта изначально отметили такие известные и уважаемые в литературе люди как Владимир Соколов, Василий Казанцев, Владимир Цыбин… И не случайно его строчки востребованы не только сверстниками и теми, кто старше, но и ровесниками наших детей. А это показатель, к которому стремится и о каком мечтает любой пишущий человек.
И объясняется эта востребованность тем, что его поэзия даже о самом горьком – светла. Сколько ни пишет, свет в его строчках не меркнет. Что-то, кроме природного склада, помогает этому поэту. Может отчасти то, о чём он сказал в одном из стихотворений:
Выхожу из храма. Лето под парами.
Ласточки мелькают и звенят: фьюить!
После полной службы в православном храме
Умереть не страшно и не страшно жить.
Всё понятно-ясно: что, куда, откуда,
Как нам жить сегодня, завтра и всегда
Если б мы так жили – вот уж было б чудо,
Не было бы страха Страшного Суда.
Я пошёл за город, где цветы и речка.
Всё прекрасно, даже этот нежный слизнь!
Нагревает воду солнечная печка,
Торжествует милая временная жизнь.
Думаю, именно такая «питательная среда» даёт просветлённость его душе и позволяет Геннадию Иванову в любых обстоятельствах сохранять присутствие духа, что и отражается на поэтической интонации каждого из стихотворений. Даже, когда оно начинается строками печальными:
Всё детективными завалено томами.
Поэзии в продаже не видать.
– Что делать нам с бессмертными стихами? –
Спросил поэт. Отвечу: – Издавать!
Без них кругом великая пропажа,
Без них на нас не сходит благодать.
Да, издавать бессмертные, и даже
Бессмертные не очень – издавать!
Это восьмистишие отражает очень важную мысль, которую когда-то сформулировала Марина Цветаева. В одном из разговоров с Валерием Брюсовым она сказала, что поэзия это – высшая степень словотворчества, и в любые времена даётся лишь единицам. А потому и в любые времена слово поэта становится, в конечном счёте, самым значимым.
Из такого слова выстраивается «поэтическое дерево». Свидетелем роста одной из его ветвей стал Геннадий Иванов:
Я видел поэтическое дерево –
Я видел Соколова, Передреева,
И Кузнецова, Тряпкина и Сухова…
Я видел их и слышал, и любил.
Казанцева, Жигулина, Горбовского
И Решетова, но березниковского…
Рубцова я не видел, но поистине
Он рядом, ближе многих ближних был.
Да, это было дерево так дерево.
Душа при нём жила, любила, верила.
Застал я время дивное в поэзии,
Чему я рад и по чему грущу.
И альманахи были интересные,
И вечера поэзии чудесные.
И в памяти до сих пор живы строки,
Чей взмах крыла по-птичьи был высоким…
Мы с Геннадием Ивановым сверстники, и могу под каждой из приведённых строк подписаться, поскольку сам об этом постоянно рассказываю молодым. Только не так лаконично и образно, как получилось здесь у поэта.
А получилось потому, что он сам давно уже стал частью этого «поэтического дерева». Не мог ею не стать. Когда ветвь этого «дерева» развивалась, такие уважаемые в поэзии люди, как Владимир Соколов, Василий Казанцев, Владимир Цыбин, заметили, отметили и благословили молодого поэта. Время показало, что они не ошиблись.
Среди имён приведённого стихотворения уже давно и органично можно ставить имя Геннадия Иванова. Качество его поэзии, где так сильно редкое сочетание лирики гражданской, философской и нежнейшей личной, позволяет смело об этом говорить.
На какой странице ни откроешь сборник, это сочетание, как и в самой жизни, чувствуешь сразу:
Бог поможет России!
Не может он ей не помочь,
Так её испытавший
Огнём и мечом, и забвеньем.
Вот уже посвежело, светает
Кончается ночь –
Веет правдою и возрожденьем.
Вот уже просветлело,
Уже проступают черты,
Вот уже прояснилось,
И птичье послышалось пенье…
Бог поможет России,
Но если поможешь и ты –
Тоже правдою и возрожденьем.
Две последние строчки – важнейшие в его гражданской лирике. Это – позиция поэта, от которой он не отступает, и потому имеет право призывать читателя тоже следовать знаменитому: «Кто, если не я, и когда, если не сейчас?».
А причина такой позиции Геннадия Иванова – любовь к своим корням и благодарность судьбе, что она у него такая:
В избе горячей глиной пахнет печка.
Я у окна сижу. Дымится чай.
В окне берёза – голая, как свечка;
Летят снежинки как бы невзначай…
Пойду к реке. Летят снежинки в воду
И тают в тёмной, будто ночь, воде…
На кочки падают, на мост и на колоду…
В осоке снег, как в рыжей бороде.
Летят снежинки, словно наши годы.
Но без печали, в радости одной…
Сегодня веет таинством свободы,
Свободы истинной, свободы не земной.
Это не простое созерцание, а слияние души с мирозданием, ощущение себя в нём, чувство ответственности перед ним. И перед Словом, которое даётся поэту мирозданием. А потому и читаем:
Если бы в слове не было тайны,
Если бы в слове не было Бога –
Любая строчка была бы случайной,
И мы бы зависели от подлога.
Но кто бы и как ни крутил мозгами,
А выведет слово на чистую воду
Того, кто в бедламе нашем и гаме
Пишет своей суете в угоду…
Как тут ни вспомнить строчки Николая Гумилёва из его знакового стихотворения «Слово»:
…Но забыли мы, что осияно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это – Бог…
А для того чтобы мы не ставили слову «пределом скудные пределы естества», поэзия и существует. Поэтому в человеке живёт надежда на своё высокое предназначение, о чём Геннадий Иванов пишет так:
Нет. Во мне надежда не померкла,
Я в неё и нынче погружён.
Небо в звёздах светится, как зеркало,
В нём и я со всеми отражён.
В нём весь род мой, все на свете жившие,
Люди, звери – все отражены.
Только видно это всё Всевышнему,
Мы таких видений лишены.
Нет, не всё так плоско, как мы думаем
В час унынья и в безмолвья час.
Где-то есть за солнцами и лунами
Дом, где ждут, где вечно помнят нас.
Потому и так логично то, что идёт дальше в своей возвышенной и мудрой простоте:
Для чего и живём,
Для чего и тоскуем?
Чтобы выйти однажды
На берег морской
И увидеть:
Громадами волн атакуем,
Берег выстоял,
Выдержал бой.
А зачем – и не знать.
Так должно быть – и точка.
И не думать,
Что путь наш нелеп.
Исчезает не жизнь,
А её оболочка.
Будет новая жизнь –
И дорога, и хлеб…
И всё это, благодаря Искусству, важнейшим компонентом которого является Слово. Когда Геннадий Иванов пишет:
Поэзия как бы умолкла.
Свои потеряла права,
Ягнёнок она перед волком,
Она перед бурей трава.
Поэзии как бы и нету,
Нелепо – и петь, и парить…
Но муза приходит к поэту,
И есть им о чём говорить.
Пишет он о нашем времени. Времени, в котором духовные ценности, казалось, уходят в тень материальных устремлений. А история знает, к чему обычно приводит такое движение.
Оттого поэт и сопротивляется ему, как может, своим душеполезным стихотворчеством.
За что так и любит Геннадия Иванова его многочисленный читатель в России и среди той части русскоязычного зарубежья, которая сохранила трепетное отношение к русскому слову и своему Отечеству.
Какая чудесная гармония в поэзии Юбиляра и строках Мастера Григория Блехмана.
Поздравляю, Геннадий Викторович!
Благодарю, Григорий Исаакович!
Юрий Богданов.
Замечательно и точно сказал, Григорий Блехман о Геннадии Иванове! Мои поздравления юбиляру и критику, умеющему подметить в творчестве автора самое сущностное и значимое. А.Кердан
Присоединяюсь к тому, что уже сказано в комментариях.
Лучше, чем поэт, о другом поэте никто не напишет.
Очень радостно, что ритм биения сердец двух прекрасных поэтов - Геннадия Иванова и Григория Блехмана совпадает.
Геннадию Иванову - многая лета.
Григорию Блехману - низкий поклон.
Владимир Фёдоров.
С Юбилеем, Геннадий Викторович!
Долгих Вам лет и много, много новых стихов.
Григорий Исаакович!
Блестяще написал. Мастер!
Владимир Морозов.
Геннадий Викторович, поздравляю с юбилеем! Я знаю Вас как талантливого поэта, помню как интересного собеседника, доброжелательного и отзывчивого человека. Новых Вам успехов, добрых дел! И признательность автору статьи за легкость подачи материала.
Анатолий Подольский.
Прекрасно написано о хорошем человеке и сильном поэте.
Геннадию Иванову - долгих творческих лет.
Григорию Блехману - очередной низкий поклон.
С уважением к обоим, Андрей Верещагин.
С Юбилеем Вас, дорогой Геннадий Викторович!
Желаю хранить такое же мощное творческое состояние и молодость души, которые мы привыкли в Вас чувствовать.
А Вам, дорогой Григорий Исаакович, спасибо за очередной блестящий в своём изяществе и душевной щедрости очерк о собрате по перу.
Анатолий Колесников.