МИР ИСКУССТВА / Павел ЯКУША. ЭРА ПРОГРЕССЕРДИЯ. Размышление, навеянное Владимиром Высоцким
Павел ЯКУША

Павел ЯКУША. ЭРА ПРОГРЕССЕРДИЯ. Размышление, навеянное Владимиром Высоцким

16.03.2020
971
2

 

Павел ЯКУША

ЭРА ПРОГРЕССЕРДИЯ

Размышление, навеянное Владимиром Высоцким

 

Вот лежат дороги жирно да ржаво,

Вязнут лошади по стремена.

Это что за такая держава?

Не Россия ли эта страна?

И какой бы непосильною работою

Люд честной в той стране ни отягчал,  –

Все их души щедро крыты позолотою,

Чтобы легче Господь замечал.

                 В.Высоцкий («Купола российские», начальный вариант)

 

На автомобиле «Мерседес» от аутентичного немецкого производителя русский поэт советской цивилизации Владимир Семёнович Высоцкий добрался-таки (даже – домчался!) к уяснению множества важных проблем русского самосознания и само-стояния.

С самого начала позволим себе малую вольность в трактовке того, что именуется русской словесностью. Высоцкому весьма кстати удалось воспользоваться вымученным советом прозорливого Николая Гоголя о том, что, дескать, «нужно проездиться по России». И гоголевское пожелание пишущей братии Высоцкий, отдадим ему должное, исполнил сполна, объездив на «чуде» немецкой техники почти всё пространство Русского мира, запрятанного, однако же, в разные уголки земли – не одного лишь Союза Советских Социалистических Республик. И именно живое, разговорное слово русского (и советского) народа он всегда честно и самоотверженно доносил публике как в СССР, так и на Западе. Количество его концертов (или – как довольно часто поправлял Высоцкий, – встреч), число его видевших и слышавших просто-таки зашкаливает. А сам факт присутствия – в виде магнитофонных записей – песенно-поэтического творчества Высоцкого в домах советских людей, где ему, за редкими исключениями, были сердечно рады, свидетельствует нам ещё об одном, что можно прояснить из подсказки того же Гоголя. В «Выбранных местах…» (глава «Нужно любить Россию») пишется: «не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам». – А Владимир Высоцкий Россию любил; очень даже любил. Поэтому много чего в творчестве так правдиво и беззлобно получалось. И половину из сказанного Гоголем Николаем Васильевичем народным певцом стопудово сделано. На ура!

У Владимира Даля отыскиваем объяснение прогресса как –   «умственного и нравственного движения вперёд; силы образования, просвещения; взгляда и понятия или притязания на полную свободу». Но поскольку привычное понимание прогресса связано прежде всего с техническими усовершенствованиями, то в этом, обыденном ключе и примемся размышлять. Хотя – врождённая тяга к парадоксам у русского человека может внезапно подвести под иное толкование: не связаны ли «отсталость», «застой», «косность» с приумножением (хоть и не таким явственным и разрекламированным) малой толики добра и чаемого по определению «умственного и нравственного движения вперёд»?! Ведь, невзирая на сверхскорые перемещения и высокопродуктивную оснащённость нанотехнологических «телег», подвозить хлеб исстрадавшемуся человечеству в особо крупных размерах никто покуда не намеревается…

В 1979 году Владимир Высоцкий доканчивает последние отделки в песне «Через десять лет – всё так же», которая в свою очередь является как бы завершением-концовкой другой, более известной песни «Москва-Одесса» (той, где «открыли всё, но мне туда не надо»).

Сюжет стихотворения (наличие не одной авторской редакции, черновиков, заготовок разбираемого произведения даёт все основания, чтобы эта песня была помещена в ранг произведений поэтических) внешне благопристойно соответствует принципам социалистического реализма. Никакой крамолы.

Рядовой, симпатичный даже, советский человек командированный с заданием «Родине нужны бульдозерА»; добираться к «месту встречи»  – лететь Аэрофлотом. Как всегда в таких случаях – взлететь в небо он безумно боится, до одури. Тем не менее, приободрённый «начальником Е.Б. Изотовым», главный аргумент которого: «Эх, – говорит, – бедняга, У них и то в Чикаго Три дня назад авария была», – прибывает на аэровокзал.

Командировочный – человек более сердобольный, то бишь правильно советский, мыслит всё же несколько иначе, чем его начальник:

Хотя бы сплюнул: всё же люди – братья.

И мы вдвоём, и не под кумачом,

Но знает, чёрт, что я для предприятья –

Я хоть куда, хоть как, и хоть на чём...

Сентенция, достойная пера мудреца, поспевает тут как тут: «И если повезёт, то повезёт Аэрофлот». Будет на авось! Но не объяснишь это тем, которые попрогрессивней. Потому что у нас завсегда «всё на так, ребята»?

Может ли такое быть, чтобы там – всё не так, как тут? Или – что там, где всё а-ля модерн, лучше, чем здесь, например, в Хабаровске, где «рейс отменён,  Там надёжно застрял самолёт»?

И оттуда бюрократией сквозит; и там компьютерные системы дают сбой:

Но хуже там у них за рубежом –

Там вечные проблемы с багажом,

Как лишний грамм – доллАры, не юани.

Стюарды, стюардессы

Там вертятся как бесы,

Пугая вас посадкой в океане.

Опозданье на десять минут

Там у них – как всемирный скандал!

И бегут, и спиртное несут –

Всей оравой, чтоб ты не орал.

А может, лучше, когда «уж если не везёт, то не везёт Аэрофлот»? И неча на технику пенять (а поклоны бить – и подавно!), коль не сложилось, не срослось!

«Бедняга» тем временем в блаженном теперь уже ожидании:

Но, слава Богу, я не вылетаю,

В аэропорте время коротаю,

Ещё с одним таким же – побратим.

Мы пьём седьмую за день

За то, что все мы сядем

И, может быть, туда – куда летим, – и даже успел «законнектиться» с автоматом, очень уж что-то современное напоминающий:

У автомата – в нём ума палата –

Стою я, улыбаюсь глуповато.

Он мне такое выдал (автомат):

Невероятно! В Ейске –

Почти по-европейски –

Свобода слова, если это мат.

Из всех репродукторов на все лады утешат:

Все рейсы на последние недели

Уже на тридцать третье декабря…

˂…˃пассажиры, за ноябрь

Ваш вылет переносится на май!

˂…˃неполадки к весне устранят.

И слава Богу ведь! Утешительные прогнозы!

Несомненно, возразят, что нынче скорая помощь доставляет больного в разы быстрее, нежели за это же время поспел бы врач ранга, скажем, Антона Павловича Чехова! Да, но сегодняшние пациенты – с изощрёнными болячками: любители  бешеных скоростей; виртуальные игры в интернете; зависимость от новинок рынка технологий, которая ещё чуть-чуть и – развернёт эволюцию вспять, когда человек прогрессивно деэволюционирует в примата. Касторка Чехова заменена лазерным лучом робота-хирурга, а страданий и смертей – не поубавилось. Определим поэтому прогресс как нечто, что есть – минус ноль. Ноль – что в прогрессе «хорошее» и «плохое» равно степенью воздействия. Минус – что возлагать особую надежду не стоит.

Апофеозом анализируемого произведения полагаем слова того самого командировочного, по-прежнему живущего и думающего как бы «на месте»:

Считайте меня полным идиотом,

Но я б и там летал Аэрофлотом:

У них – «гуд бай» – и в небо, хошь – не хошь.

А здесь – сиди и грейся,

Всегда задержка рейса,

Хоть день, а всё же лишний проживёшь.

На поверхностный лишь взгляд эта вещь Высоцкого рисует нам картину так называемого «брежневского застоя» (события, напомним, происходят «под занавес» 70-ых годов). Пристрастный её разбор в итоге подводит к основополагающим ответам, таящимся в глубинах русского самосознания. К ответам, следующим из духа Православия, его – русское самосознание – и питающего, и воспитывающего.

Прямо-таки удивительно ясно об этом высказался мыслитель Константин Леонтьев: «Мы верим, мы имеем смелость верить, что Россия ещё может отстраниться от западноевропейского русла… Мы ещё верим в силу русского охранения и в свежесть русского ума! Неужели этот ум не постигнет, наконец, что Европе более не в чем завидовать; что ложь дальнейшего демократического и либерального прогресса уже слишком груба… что идея этого прогресса ненаучна, что идеал его неизящен и невысок, ибо всеобщее равенство и всеобщая равноправность убийственны для разнообразного развития духа и свойств людских… Неужели мы не поймём, наконец, что афонский монах или набожный московский купец, которые говорят: «Бога бойтеся, царя чтите», – и при слухе о надеждах прогресса с удивлением и неверием пожимают плечами, гораздо даже более – реалисты, гораздо ближе к реальной истине, чем те европейцы, которые какой-то свободой без страха хотят дисциплинировать государства…» (К.Леонтьев «Религия – краеугольный камень охранения»).

Что ж… Погреемся московским купчиком на солнышке, посидим в киевской пещерке – «на дорожку». Свою дорожку.

А там – авось повезёт! Дуракам, поговаривают, везёт. Им дорога прогресса – заказана.

 

 

Комментарии

Комментарий #23632 19.03.2020 в 09:00

Константин Леонтьев признавал и другое: "Мы современные европейцы, а народ наш не европеец; скорее его можно назвать византийцем, хотя и не совсем, вот чем он лучше и выше нас. " Иными словами: нам европейский комфорт, а народ пусть в нищете за какие-то византийские идеалы корячится.

Комментарий #23583 17.03.2020 в 08:57

Сейчас, как никогда, нужна философия для жизни, а не для самолюбования с экранов телевизоров и страниц интернетгазет. И вот, она перед нами в статье. Во всей многогранности обыденной жизни людей.