Леонид ИВАНОВ. СХИМНИК-ПЕТЬКА. Рассказ
Леонид ИВАНОВ
СХИМНИК-ПЕТЬКА
Рассказ
После исчезновения Петьки наша деревня осиротела. Бывает иногда так: живёшь себе, не замечая чего-то привычного, а потом оно неожиданно пропадает, и ты остро начинаешь ощущать, как этого тебе не хватает.
Так было и с Петькой.
Теперь, по прошествии многих лет став не просто взрослым, а совсем седым, я вдруг вспомнил его, и мне стало несказанно стыдно и непоправимо больно за себя и своих босоногих сверстников, за все наши издевательства и оскорбления, что каждодневно причиняли Петьке.
Было ему, наверное, около двадцати. Но это от роду, а умишком Бог его сильно обидел, потому взрослые относились к нему, как к ребёнку, а мы уже учились в начальных классах стоявшей на некотором отдалении от деревни школы и за своего не принимали. Даже дошкольная мелюзга дразнила его Петька-дурак. А он всем улыбался и никогда ни на какие дразнилки не обижался.
Он не обиделся, даже когда мы сунули вместо хлебного каравая засохшую коровью лепёшку в его сшитую из старой мешковины сумку. Он неизменно улыбался во весь рот, показывая ряды выщербленных зубов, кланялся нам в пояс и благодарил за угощение, а мы хохотали над ним до колик в животе.
Эту коровью лепёшку он нёс домой, прижимая сумку к груди, будто там был настоящий духмяный каравай свежеиспечённого хлеба. Не знаю, кому первому пришла в пустую голову эта идиотская забава, но в нашей ватаге она вызвала настоящий восторг. Только в тот же вечер Петькина мать со слезами рассказала это кому-то из соседей, и пришла пора расплаты.
Меня тогда впервые в жизни отец нещадно порол своим солдатским ремнём. Было не столько больно, сколько обидно, что дразнили Петьку все, а досталось мне одному. Едва я натянул на свой тощий зад штаны и застегнул пуговку лямки, на которой они держались, мать протянула мне кринку молока:
– На, отнеси Петькиной матери. Да извинись!
– Не пойду, – заупрямился было я, но отец снова потянулся за подвешенным у окна ремнём, на котором ловко правил бритву.
– Добавки хочешь?
Я молча взял кринку и поплёлся к Вале-кулачке. Жили они с Петькой не в деревянном доме, как все люди, а почему-то в бане, что стояла сразу за сельсоветом. Перед дверью в нерешительности остановился: распиравшая гордость не позволяла вот так просто зайти, извиниться, опять же почему-то за всех, поскольку обижали Петьку все, да отдать молоко, будто откупное за нанесённую обиду.
Потом потянул за кованую скобу щелястой двери предбанника, снова в нерешительности потоптался и, глубоко вздохнув, вошёл.
В бане на месте каменки стояло небольшое подобие привычной для всех наших домов русской печи с плитой и коротенькой лежанкой. На полке из старых ватных одеял была устроена постель, рядом на широкой лавке – вторая. В углу у входа на сколоченном из досок столике стояли две щербатых кружки, миска да две полуизгрызенных от времени деревянных ложки.
– Вот мама отправила, – промямлил я и протянул Вале-кулачке кринку, накрытую белой тряпицей.
– Ой, а у меня и перелить не во что, – виновато сказала Валя-кулачка и растерянно стала озираться по сторонам. – Можно я кринку мамке завтра утром на ферме отдам?
Я пожал плечами:
– Мне-то что… И это… ишо… Ты, Петька, извини… Я больше не буду.
Петька сидел у крохотного оконца и привычно улыбался во весь рот.
Я толкнул дверь, пулей вылетел на улицу, больно стукнувшись головой о низкую притолоку.
– Отдал? – строго спросила мать.
– Ну, а куда же бы дел? – сердито буркнул я в ответ.
– Да кто тебя, шалопая, знает? Может, и вылил. Кринка-то где?
– Завтра на ферме отдаст.
– Я бы ему вылил! – пригрозил отец. – Иди ноги мой да спать. Утром на сенокос рано вставать. Будешь валки за мной разбивать.
Обычно после нелёгкой деревенской работы, которой каждому доставалось сполна в соответствии с его возрастом, набегавшись вечером с пацанами в звери-охотники, я тут же проваливался в глубокий сон. Сегодня от перенесённого унижения, что отдуваться пришлось одному за всех, долго ворочался с боку набок, но никак не мог заснуть, строя коварные планы, как половчее насолить Петьке, да чтобы потом не попало дома.
Мой настоящий отец вернулся с фронта весь израненный, но прежде чем умереть, сумел сварганить меня. Как я ещё в раннем детстве случайно слышал от соседки, дело это нехитрое и большого здоровья не требует. Потом мама вышла за моего нынешнего отца. Он приехал на похороны своего друга, с которым вместе воевали, да так и остался в нашей деревне, поскольку деваться было больше некуда – семья его погибла во время оккупации. Года через два мамка расписалась с ним в сельсовете, и он, до этого снимавший угол у бабки Дарьи, перешёл жить к нам. Был он строгим, но никогда меня не наказывал не только ремнём, не даже не давал затрещины, хотя, понимаю, заслуживал я этого часто.
– А почему они в бане-то живут? – услышал я шепот.
– Ну, дак это старая история, все деревенские знают, только ты, пришлый, в неведении. Когда Вальке ещё года четыре было, их раскулачили и отправили куда-то на Север. В их доме сельсовет устроили, а баня сельсоветским зачем? Дома свои есть. Вот и стояла без дела, пока Валька-кулачка домой не вернулась. Добиралась долго, даже вроде бы в монастыре каком-то послушницей была. Да вернулась-то с приданым. Шура рассказывала, от какого-то начальника там на поселениях понесла.
– Ну, Шурку слушать… Балаболка ещё та.
– Да я не про Шурку-балаболку, про Шуру Большую. Она Вальку-то приютила, когда та домой вернулась. А куда домой, когда в доме-то сельсовет? Кто ж ей сельсовет-то отдаст. Вот в бане печку сложили да туда на житьё кулачку и определили. Шура сказывала, начальник-то тот больно боялся, что под трибунал пойдёт за изнасилование малолетки, и когда Валька-то понесла, бил смертным боем, чтобы выкидыш случился. А вот, вишь ты, родила. Только за что-то Бог наказал, верно, у мальца от битья того с головой неладно стало. Да и сама Валька от тех издевательств разумом немного помутилась. Потому начальник тот и выхлопотал ей переселение обратно, с глаз долой... Вот как баню-то переделали, Вальку на ферму скотником определили. Дояркой бы надо было, да кто же кулачку в войну к общественным коровам подпустит – ещё навредит чем. Так с тех пор навоз и прибирает. Ну, деревенские, конечно, помогли кто чем, да только все одинаково небогато жили, одежонку каку-никаку справили, обутку. Мы-то её родителей почти и не знали, а старики обиды не держали, говорят, справедливый был отец-то, не забижал. Даже тех, кто по злобе да из зависти на собраньях несуразицу всякую нёс и под раскулачивание подводил. Да и Петьку жалели, дурачков-то у нас все любят, не обижают.
– Вот и я понять не могу, отчего наш-то додумался издеваться?
– Да там не только наш. Все они над дурачком измывались, только раньше-то просто дразнили, а тут…
– Да уж, как фашисты в лагере. Вместо хлеба коровьи лепёшки в сумку совать.
Это сравнение с фашистами меня сначала взбесило, а потом заставило залиться краской стыда. Надо же! Меня, который никогда во время игры в войнушку ни за что не соглашался быть немцем, с фашистом сравнили. Я отвернулся к стене лицом, да так и не справившись с обидой, вскоре заснул.
…Как оказалось, попало накануне не мне одному. Мне ещё повезло, потому что широкий ремень не оставлял на заднице рубцов, а у соседского Кольки вся жопа была в красных полосках от гибкой вицы, выдранной из голика. Этот урок нас образумил. Больше мы Петьку не задирали, и он теперь смело приходил за деревню, где мы играли то в напрогон-попа, то в звери-охотники. Но в свои игры мы его не допускали, потому что был он раза в два старше нас.
А посреди лета Вальку-кулачку убило грозой. Шла она вечером с фермы, спряталась от дождя под старой сосной, в которую и долбануло молнией, переломив ствол надвое и расщепив до основания высокий пень. Наши её утром, когда доярки пошли на работу.
Бабы на похоронах рыдали, а Петька шёл за гробом с неизменной улыбкой, не осознавая происходящего. Зато, когда гроб стали опускать в могилу, истошно завыл, упал на землю и начал биться в истерике.
Поминальный стол устроили вскладчину, а потом бабы сложили остатки еды и отнесли Петьке в баню.
Утром, собравшись по обычаю пойти на погост, кто-то зашёл за Петькой. Он сидел на лавке в каком-то чёрном балахоне, привычной улыбки на его лице уже не было. Он сидел, низко опустив голову, смиренно подал протянутую руку, послушно встал и пошёл вместе со всеми на кладбище. На спине его чёрного до пят балахона с капюшоном белой краской был нарисован большой восьмиконечный крест.
– Петька-та, – увидев этот наряд, сказала Шура Большая, – истинно схимник какой. Откель тольки рясу-то взял?
Кто такой схимник, никто из нас не знал, но кличка за Петькой закрепилась сразу. Какое-то время он жил в своей бане, под вечер проходил вдоль деревни со всем хорошо знакомой сумкой из мешковины, в которую сердобольные бабы складывали еду, и отправлялся к себе домой. Смотреть на наши игры он больше ни разу не появлялся.
Говорили, что председатель звонил в район, спрашивал, как быть с инвалидом на всю голову, выслушивал обещания пристроить куда надо, но дело это, видно, было долгим и канительным, поскольку Схимник-Петька прожил у нас до глубокой осени. А потом неожиданно куда-то исчез. Просто не появился на деревне один вечер, другой. Пошли бабы смотреть, не захворал ли, но в бане было пусто.
Вот так и осиротела наша деревня, сплочённая было заботами об одном дурачке, который сохранился в цепкой детской памяти как Схимник-Петька, хотя имён многих друзей раннего детства я уже и не помню.
================
Примечание:
Великая схима – это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом. Монах, принявший великую схиму, называется схимником. В древности великосхимники давали обет – вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись наедине Богом.
Такой же дурачок был в нашей деревне в пору моего детства, потому и сохранился в моей памяти на всю жизнь. Теперь я тоже вспоминаю его и стыжусь, как мы, неразумные, его дразнили, обижали... И уже не вернуть то время, чтобы попросить у нашего Ваньки прощения. Как же часто раскаяние приходит так поздно!
Не исчез, а соединился с Богом. Вознесся. Я так понял.
Рассказ восхитительный! Именно на таких произведениях надо воспитывать чувство сострадания и нравственные качества. Дала задание своим ученикам прочесть "Схимника Петьку" на каникулах, чтобы потом обсудить на классном часе.
Мария Подосёнова, учитель, Красноярский край
Комментатору 23645
Николай Максимович, коли уж тебя назвали самым великим из ныне живущих, будь снисходительнее к тем, кто не дотягивает до твоего уровня.
КРИТИКАНУ #23645
Тема рассказа и требовала именно такой простоты и непритязательности изложения.
А ваше критикантство в данном случае само "простенько до безобразия".
Сюжет затасканный, язык простенький до безобразия. Можно бы простить в книжке воспоминаний, но как самостоятельный рассказ этот текст не состоялся.
Молодца! Правдой жизненно- сермяжной -под дых! "Картина маслом!". С теплом,Владимир.