РЕЦЕНЗИЯ / Нина ЯГОДИНЦЕВА. ВРЕМЯ КНИГИ. Вопросы, которые стоит себе задать именно сейчас
Нина ЯГОДИНЦЕВА

Нина ЯГОДИНЦЕВА. ВРЕМЯ КНИГИ. Вопросы, которые стоит себе задать именно сейчас

 

Нина ЯГОДИНЦЕВА

ВРЕМЯ КНИГИ *

Вопросы, которые стоит себе задать именно сейчас

 

Мировые события осени-зимы 2019 и весны 2020 показали, насколько хрупки и ненадёжны утлые скорлупки бесчисленного множества индивидуальных мирков, которые ещё недавно предлагались нам как идеальная форма существования в социуме, нацеленном почти исключительно на потребление.

В течение нескольких десятилетий весьма относительного комфорта, расслабляющего и развращающего массовое сознание, одни силы подспудно, но очень последовательно готовили массы к неизбежной катастрофе (и даже провели несколько вполне убедительных репетиций конца света), а другие собирали и аккумулировали драгоценные крупицы исторического и культурного знания и сохраняли его в книгах, понимая, что это знание в ближайший критический момент может стать основой национального духовного выживания и развития.

Что произошло сегодня? Резкий толчок, силовое изменение ситуации, соотношения сил в мире и прочее, о чём не говорит только ленивый. Изменение, которое повлечёт за собой целую цепь существенных трансформаций. И здесь, пока глобальная игра в разгаре, остаётся только гадать на кофейной гуще, каким боком оно выйдет и куда в ближайшем итоге завернёт. Но, несмотря на всю остроту эмоций и нарастающую тревогу ожиданий, по делу нам надо бы спешно обратить внимание совершенно на другое.

Мы были почти молчаливыми свидетелями тому, как сознание людей уже несколько десятилетий подряд приучают к массовости особого свойства. Достаточно вспомнить: различного рода торговые фестивали и массовые акции, собирающие тысячные толпы; бесчисленные супер-гипер-мегамаркеты и центры, где можно проводить дни, не выходя из торгово-развлекательных лабиринтов; работу всей вертикали СМИ, спектра изданий от экспертных до грязно-жёлтых, по которой массовые психозы разгоняются один за другим практически без перерыва; перекачку информации в «цифру», где она становится пластичной и податливой в умелых руках, формирующих нужные конфигурации событий…

Мы все вместе мужественно пережили все «ужасы» целлюлита, неотвратимый, но не состоявшийся конец света в 2012-м, трагедию вальгусной косточки, космическую агрессию планеты Нибиру и даже чудовищное нашествие внутренних паразитов. Массовое сознание как тесто постоянно замешивалось и перемешивалось таким образом, чтобы из него можно было быстренько вылепить что угодно. Есть сомнения в пластичности? – Протестируем очередным флэш-мобом!

И это не пресловутая советская массовость, которой до сих пор нас настойчиво попрекают, намекая, что сегодня она совсем уж неприлична. Та, пусть порой и вынужденно, а в особых случаях и по прямому принуждению, опиралась на традиционную общинную сознательность, необходимую для общего выживания, и по природе своей была центростремительна.

Эта новая массовость особого рода – она бессознательна. Массовость индивидуумов – это общность, обладающая колоссальной центробежной инерцией. И её смертельные капканы становятся очевидными только тогда, когда мы оказываемся наедине с собой, в четырёх стенах, с хлипкой возможностью виртуального общения и пониманием того, что весь этот спасительный пока, но далеко не однозначный виртуал запросто вырубается одной-тремя кнопочками.

На первых порах, конечно, отрыв индивидуума от массы подобных, его вынужденная самоизоляция – это эмоциональная экзотика, но в итоге она обнаруживает, что бессознательная массовость абсолютно предсказуемо и довольно быстро превращается в животный эгоизм. И время говорить об этом в полный голос уже ушло.

Поэтому сегодня мы опять, как и всегда, должны говорить о человеке. Его самостояние, жизнеспособность, пассионарность, наконец, – в любой ситуации определяют если не настоящую, то самую ближайшую реальность. Важно, чтобы эти свойства были в наличии, чтобы они немедленно обнаруживались при необходимости, чтобы их питали глубинная историческая память, инстинкт истины, добра и красоты – и жизненная энергия действия. И значит, мы снова говорим о книге как об аккумуляторе памяти и опыта действий, об этом учебнике жизни и источнике информации, который нельзя вырубить никакой кнопкой.

Сейчас, когда все задаются двумя любимыми вопросами: «что происходит?» и «что будет?» (вопросы «кто виноват?» и «что делать?» возникнут попозже), лучше бы задать себе другие вопросы: «кто я?» и «кто мы?». Если мы сможем внятно определиться с ответом, придёт пора и всему остальному. Да, в иных, более сложных обстоятельствах, конфигурацию которых сейчас сложно себе представить, – но это будем МЫ.

Это пространное эмоциональное предисловие напрямую относится к вышедшей недавно книге – «Издания Общественного благотворительного фонда ″Возрождение Тобольска″ (1994-2019). Иллюстрированный библиографический указатель». Мы не однажды писали уже о деятельности Фонда, который более четверти века занимается стратегически важной просветительской работой по собиранию и сохранению культурных сокровищ Сибири, и о его председателе, инициаторе широкого спектра программ Фонда Аркадии Григорьевиче Елфимове.

Сибирь – земля особой, природной, естественной силы жизни. И не только полезные ископаемые делают её столь притягательной (а следовательно, и объектом самых различных вожделений – от низких хищнических до высоких философических). Сибирь – край, во многом сформировавший и особый русский пассионарный тип личности, на который в переломные моменты истории возлагаются особые надежды. Тобольск – первая сибирская столица, «ангел Сибири», по выражению С.У. Ремезова, уже давно стал культурной и книжной столицей огромного края. И это убедительно иллюстрирует Указатель, отражающий особую книгоиздательскую политику Фонда в условиях, для русской национальной культуры во многом практически экстремальных.

Политика собирания, аккумуляции культурных ценностей большого исторического периода, распространение их как в академической, образовательной среде, так и в массовой (при небольших тиражах книги доступны в большинстве крупных библиотек и представлены на официальном сайте Фонда) диаметрально противопоставлена принципам массового информирования, в котором полностью уничтожена не только ценностная иерархия, но и просто элементарная нравственная ответственность за откровенное враньё.  

245 изданий Фонда, в том числе и несколько крупных книжных серий, выполняют главную функцию, возложенную на книгу: несут в себе историческую правду и восстанавливают справедливость, возвращают русской культуре забытые имена, рассказывают о выдающихся произведениях искусства… Эти издания можно найти и в центральных книгохранилищах страны, и в сельских школах, библиотеках и музеях Сибири.

Каждое издание Фонда – это произведение полиграфического искусства. И Указатель достойно встаёт в один ряд с теми книгами, о которых он подробно рассказывает. Хронологический порядок изданий в Указателе даёт понимание того, как развивалась деятельность Фонда – от 3-4 изданий в год в начале деятельности до 23-24 к четвертьвековому юбилею. Каждая книга благодаря Указателю становится узнаваемой «в лицо» – к описаниям даны фотографии обложек, многие приведены и в крупных иллюстрациях. Аннотации раскрывают содержание книг, и каждая сопровождается списком опубликованных рецензий.

Практически это богато иллюстрированная книжная энциклопедия Фонда. Почти 160 страниц занимает аннотированный указатель – имена культурных деятелей разных эпох, отражённые в деятельности Фонда, авторы прошлого, переизданные Фондом, а также привлечённые к работе по сохранению культурного наследия современники – писатели, публицисты, философы, художники, музейщики и библиотекари, путешественники и даже садоводы, поскольку в ряде изданий Фонда представлен уникальный сибирский парк «Ермаково поле», цветущий сегодня на месте разорённого и разрушенного Дома отдыха – там, где после «перестройки» годами царила мерзость запустения. Иллюстративный ряд Указателя – фотографии книг, дипломов и грамот ведущих книжных конкурсов и выставок – и цветущие аллеи «Ермакова поля», сада, где русская история представлена живыми ландшафтными метафорами.

Нельзя не упомянуть тех, чьими трудами собрано уникальное по объёму информации и сложное по структуре издание. Это небольшая научно-издательская группа: составитель – специалист Информационно-библиотечного центра Тюменского государственного университета О.А. Володкина, научный редактор – хранитель фонда редкой книги Научной библиотеки Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника Е.Л. Малышева, один из ведущих специалистов-дизайнеров книги Е.Г. Метченко и высокопрофессиональный корректор А.И. Порошина.

Конечно, выход книги совпал с тревожными событиями последних месяцев совершенно случайно. Но, как известно, случайность – высшее проявление закономерности. И адресован Указатель не только и не столько специалистам, книголюбам, библиотечным работникам, – сколько широкому читателю, нам с вами. Он даёт вполне внятный ответ на тот самый вопрос, который и нужно задавать себе в любой тревожной и непредсказуемой исторической ситуации: «кто мы?».

Из серийных изданий Фонда самое крупное, приведённое в Указателе – многотомный альманах «Тобольск и вся Сибирь». Целый ряд книг серии посвящён старинным городам Сибири, истории её освоения, Северному морскому пути и Оби – легендарной водной артерии этого края. Но есть особые книги, которые накануне 75-летия Великой Победы перелистываешь с сердечным трепетом: «Сибиряки в битве за Москву», «Сибиряки в Сталинградской битве», «Сибиряки и Победа»… В книгах множество фотографий, архивных материалов, воспоминаний и документов, воссоздающих подлинную атмосферу тех трагических и великих лет. Трагическими их сделали обстоятельства силы, казалось, непреодолимой, а великими – наши деды и прадеды.

Книга – якорь, книга – компас, книга – парус… В конце концов, вся наша не утраченная ещё литературоцентричность – это ведь в итоге человекоцентричность, духоцентричность, сосредоточенность на главном, а по сути единственном ресурсе, из которого система нормальной, достойной жизни восстанавливается раз за разом.

И сегодня вместо поиска происков, вместо увлечения обличениями, вместо истерического вангования, на которое так падко расшатанное манипуляциями массовое сознание, – стоит просто вспомнить, кто мы, какова наша история, какова традиция проживания неумолимых исторических событий и обстоятельств непреодолимой силы – ведь они, эти события и обстоятельства, рукотворные или стихийные, – не первые и не последние. И мы, мы сами – далеко не первыми оказываемся в них вовлечены. Дело нашей чести и совести – не стать последними.

Челябинск

=================

* Издания Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» (1994-2019): Иллюстрированный библиографический указатель. – Тобольск: ОБФ «Возрождение Тобольска», 2020. – 460 с. – (25-летию Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска»);

http://www.tobolsk.org/index.php/ru/onlajn-biblioteka/book/115-izdaniya-obshchestvennogo-blagotvoritelnogo-fonda-vozrozhdenie-tobolska-1994-2019/5-drugie-izdaniya-fonda

 

Комментарии