СОБЫТИЕ / Яков ШАФРАН. ГОД ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТНАДЦАТЫЙ
Яков ШАФРАН

Яков ШАФРАН. ГОД ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТНАДЦАТЫЙ

24.02.2015
1275
0

Яков ШАФРАН

ГОД ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТНАДЦАТЫЙ

 

2015-й год объявлен Годом литературы. Каким он будет – годом великих свершений или великих наград? – То никому неведомо, но ироничное сознание всё же подсказывает, что наград. А каким оно, сознание, ещё может быть в нашей с ног на голову перевёрнутой действительности, когда цена на бензин растёт независимо от цены на нефть, то есть, и при падающей, и при растущей, а цены в магазинах никак не привязаны к урожайности, себестоимости и прочим нормальным показателям и тоже, с завидным постоянством, растут. Да и почему бы им не расти, если стремление всех и вся к «наградам» необоримо, будь то немыслимая прибыль (а лучше бы сказать: «навар») без какого-либо ограничения и прогрессивной шкалы налогообложения, «золотой парашют» либо прибавка к зарплате, кому это «положено» по статусу, по потребности получателя, которая никогда не знала, да и, наверное, так и не узнает своего предела, ибо в течение трёх десятилетий любовь к наживе в любом виде целенаправленно прививалась небезызвестными центрами мировых финансов.

Кстати, насчёт свершений и наград. Только начался Год литературы, как пришло «радостное» известие: всероссийскому литературно-художественному и публицистическому ордена Г.Р. Державина журналу «Приокские зори», 10-летний юбилей которого как раз пришёлся на 2015-й год, после девяти лет плодотворного сотрудничества отказано в печатании тиража. Таким образом, внесён вклад в Год литературы в России. Рассматривать это в качестве «свершения» или «награды» – судить читателю.

Однако нынешний год всё же богат на свершения, правда, былые. Но хоть что-то должно нас радовать в этой жизни, если по нынешним временам сход со стапелей одной-двух подлодок и удачный запуск ракеты уже подарок, не в пример середине прошлого века, когда подобное было обыденным явлением.

Итак, что же нас ждёт в этом году? Ну, во-первых, это празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Благодаря Победе фактически был сохранён наш многонациональный народ, защищена честь, достоинство и суверенитет нашей страны, победила идея справедливости, солидарности и сострадания, что позволило избавить народы мира от угрозы порабощения нацистами, и многие из них были вдохновлены на национально-освободительное движение против колонизаторов. Какую же цену заплатил за всё это наш народ? Это была страшная по своей напряжённости война: активные действия на фронтах в общей сложности составили около 93% всего времени их существования, наши людские потери как среди военнослужащих, так и гражданского населения превысили почти в два раза суммарные потери Германии и её сателлитов, взятые вместе с потерями наших союзников. Всего 26,6 млн. человек унесла война у нашего народа, из них солдаты и офицеры составляют 8,7 млн. Для сравнения: основная масса погибших у наших союзников (США, Великобритания и Франция) – это военнослужащие, и их в совокупности – только 1/10 часть от наших потерь на фронте. (1)

Сейчас, в дни геноцида киевской хунтой русского и русскоязычного населения Юго-Востока Украины, в дни возвеличивания и героизации самых изуверских нацистов всех времен и народов – бандеровцев, перед зверствами которых меркли преступления гитлеровцев, требуется сказать об их германских учителях тех времен. Уничтожение немецкими нацистами гражданского населения на территории СССР проводилось планомерно и целенаправленно. Ещё до появления их незваных полчищ на нашей земле ими были отработаны методики массовых расстрелов, использования печей-крематориев и «душегубок», вплоть до создания целой отрасли промышленности для переработки останков людей, убиенных в 14-ти тысячах концлагерей, целенаправленно готовились «специалисты» и идеологически обрабатывались военнослужащие. Достаточно обратиться к «Памятке немецкого солдата»: «…убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…». Не слышится ли подобное в речах многих нынешних киевских деятелей, и не напоминает ли это действия «украинской» армии и нацбатальонов в Донбассе? Весьма и весьма напоминает. Но мы также помним то, чем всё завершилось тогда, в 1945-м, помним Нюрнбергский процесс, 70-летие которого мы также отмечаем в этом году. Пусть и нацисты – потомки Бандеры и Шухевича, помнят о нём, ибо им аналогичного процесса не миновать!

Таким образом, агрессия гитлеровской Германии была войной на уничтожение наиболее активной и деятельной части русского (имеются в виду и белорусы, и украинцы, независимо от нынешней русофобии части населения Украины) народа и других народов и народностей нашей страны, объединённых общей судьбой с русскими. Немецкие нацисты планировали разложить народ СССР на «племена», со своим сугубо национальным сознанием, определяющим признаком которого являлось бы неприятие всего русского и активная борьба с ним. То есть, превращение таких «племён» в экономических и идеологических рабов, а страны – в колонии Германии и её союзников.

Народ и страна в Великой Отечественной войне выдержали испытание своих духовных, интеллектуальных, душевных, физических и материальных сил, а армия и флот, по пророческому определению великого русского императора Александра III (10 марта 2015 г. исполняется 170 лет со д.р.) – единственные союзники России (2), доказали правоту этой мысли. «Все остальные, при первой же возможности, сами ополчатся против нас» (3), – говорил император.

Поэтому трудно и невозможно переоценить значение Великой Победы для нашей страны над самым сильным и грозным военным «кулаком» Запада, из всех когда-либо обрушивавшихся на Россию за все время её существования.

Победа творилась не только в годы войны, но и всей предыдущей историей России, во все века, с небольшими перерывами, боровшейся за свою независимость, за свою веру и идентичность. И потому будет несправедливо не отметить в этом году таких юбиляров, как князь и полководец Александр Невский (795 лет со времени рождения), Великий князь Московский и Владимирский Дмитрий Донской (665 лет со д.р.), Великий князь всея Руси Иван III, положивший начало объединения русских земель (575 лет со д.р.), гениальный продолжатель его дела царь Иван IV Грозный (485 лет со д.р.), великие полководцы: А.В. Суворов, сказавший: «Мы русские и потому победим!» (285 лет со д.р.), М.И. Голенищев-Кутузов (270 лет со д.р.) и П.И. Багратион (250 лет со д.р.), великий флотоводец, адмирал, один из создателей Черноморского флота Ф.Ф. Ушаков (270 лет со д.р.).

В 2015 году исполняется также 635 лет Куликовской битвы, победа в которой «закрепила за Москвой значение организатора и идеологического центра воссоединения восточнославянских земель (на стороне Дмитрия Донского активно сражались войска и из Великого княжества Литовского – Брянска, Смоленска, Друцка, Дорогобужа, Новосиля, Тарусы, Оболенска, Полоцка, Стародуба и Трубчевска (см. там же), показав, что путь к их государственно-политическому единству был единственным путём и к их освобождению от чужеземного господства» (4).

Мы победили в сражении, несмотря на неучастие в битве Тверского княжества, несмотря на то, что князья Суздаля и Рязани вместе с частью «литовцев» (князь Ягаило Олгердовичь) даже выступили со своими дружинами на стороне Мамая. Кстати, после сражения некоторые рязанцы в отсутствие своего князя, выдвинувшегося с войском на юг, грабили обозы, возвращающиеся в Москву с Куликова поля через Рязанскую землю. А литовцы князя Ягайло добивали беззащитных раненых, когда обозы, в которых их везли домой, отстали от главного войска Донского (5).

Позже все эти земли, руководимые тогдашними «мазепами» вернулись в русский мир. Это к слову о нынешних, киевских «мазепах».

Светлая память всем выдающимся деятелям в истории нашей Родины, светлая память всем воинам Куликовской битвы, многих других сражений, воинам Великой Отечественной войны, благодаря которым мы живём в своей стране, говорим на русском языке и гордимся тем, что мы русские.

Понятие русскости шире, чем понятие крови. В Декларация русской идентичности, принятой 11.11.2014 г. на заседании XVIII Всемирного русского народного собора, посвящённого теме «Единство истории, единство народа, единство России», написано, что «русский – это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа» (6).

Мы горды победами в войнах. Но только ли военные победы определяют правоту Русской цивилизации? Конечно, нет. В противостоянии (упаси Бог, не народов между собой, не людей) миров и их цивилизационных принципов большое значение имеет великая русская и советская классическая литература, которая влияла и с каждым десятилетием всё более влияет и на саму зарубежную литературу, и на умы людей, живущих в разных уголках Земли. Поэтому мы можем смело говорить о победе нашей литературы, что имеет особое значение в этот год – Год литературы, совпадающий с 70-летием Великой Победы в Отечественной войне.

В чём же роль русской и советской литературы и в чем её победа на идеологическом цивилизационном фронте?

Мировое значение нашей литературы определяется лежащим в основе произведений ведущих классиков высоким духом Православия и взращенными на его основе ценностями Святой Руси. Та же основа, сквозь идеологические шоры и соответствующую риторику, прослеживается и у ведущих писателей советской поры. Поэтому русский реализм и оказал такое влияние на прошлую и современную зарубежную литературу. Вначале это проявилось в форме интереса, в той или иной степени подражания, что самими западными исследователями определялось как «русская мода» и «русская лихорадка». Американский критик И.Уайл писал: «Ни одна другая страна не располагает литературой, которая бы пользовалась среди американских интеллектуалов более высокой репутацией, чем русская и советская литература».

Справедливости ради следует отметить, что одновременно шло и обогащение лучшими достижениями литературы других стран, так как всё диалектически взаимосвязано. На это указывал Ф.М. Достоевский: «Всякий народ разовьётся на своих началах и принесёт от себя в общую сумму жизни какую-нибудь особенно развитую сторону…» (7).

Особенность нашего критического реализма ещё и в том, что он поднимает на должную духовную высоту и создаёт сильные художественные образы всего в жизни, стремится во всём найти смыслы и раскрыть их, вносит «…прямоту (…), искренность, удивительную для всех западных стран (…). Это одно из проявлений вашей способности, глубоко окунаясь в море опыта и переживая, самозабвенно и страстно отдаваться поискам правды… Пленяет глубокая и всеобъемлющая терпимость…» (8).

Томас Манн говорит: «Святая русская литература, святая прежде всего в своей человечности» (9).

Русские классики утверждали, что и «маленький человек» может обладать духовным и душевным богатством, значимостью своего внутреннего мира, и тем самым подняли страдающую, в том числе и от недостатка внешней любви, пусть и весьма несовершенную, больную душу над физическим и умственным состоянием человека. Вся классическая литература говорила о необходимости сострадания и духовно-нравственного совершенствования. Ведь в евангелии сказано: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (10).

Однако две мировые войны и эта третья, перманентная, которая сейчас идет в мире (Афганистан, Ирак, Югославия, Тунис, Ливия, Сирия, Украина…), и экологический кризис свидетельствуют о том, что человечество далеко от совершенства. Это состояние происходит от постоянного в течение длительного времени разрушения цивилизационных духовных и культурных ценностей. К этому приложили руку и многие хорошо всем известные западные философы и писатели – не к Году литературы будут они упомянуты.

Но если говорить не о человечестве всё же, а о нашей родной стране, о состоянии нашего современного общества, то нужно отметить, прежде всего, создавшуюся в городах – и более всего в столицах – массу беспочвенных людей, живущих в нереальном мире: у компьютера с мышкой в одной руке и чашкой кофе в другой, под приятными дуновениями офисного или домашнего кондиционера. Это люди, живущие в атмосфере превалирования не чувств, а эмоций, не разума, а фантазий, не ответственности за всё происходящее с ними и вокруг них, а наоборот. При этом они убеждены, что являются центром мироздания, что всё существует для них, и всё в городе, в стране и мире так должно быть устроено, чтобы только возрастал их комфорт, а вокруг – хоть потоп (11). А если не устроено так, как им нужно, то подлежит упразднению. Таким людям не нужна разумная эволюция – чтобы это осознать, нужно мыслить другими критериями, не «утробными», – им нужно разрушить всё, чтобы создать дающее им всё и сразу. Не народу чтобы было лучше, а им, чтобы прямо к клавиатуре доставляли всё, в том числе и золотой унитаз. Этот ультра-либеральный потребительский рефлекс очень заразителен, и если масса людей, подверженных ему, станет критической, последствия могут быть весьма плачевны.

Поэтому русские классики на протяжении веков, словно прозревая в будущее, говорили о великой ответственности за создаваемую произведениями духовную атмосферу. И их творчество, не в пример многим современным авторам, было и будет свидетельством и укором нынешним «творцам» мировых катаклизмов, цивилизации потребления и всех людей, вовлечённых ими в эти негативные процессы, и путём спасения для многих.

Следует отметить ещё две основополагающие особенности великой русской и советской литературы: отношение к народу как творящему духовные и этические ценности и хранителю их, а также идея, что человек не является личностью, пока не определил свою этическую позицию.

Итак, в чём же состоит победа нашей литературы? Она состоит в деятельном утверждении и колоссальном влиянии на мировую литературу следующих принципов. Это – органическое соединение духовного, этического и эстетического; основополагающее значение этического начала в цивилизации; главнейшая роль вечных христианских представлений о добре и зле; важность чистоты духа и опасность загрязнения духовной атмосферы Земли; безнравственный человек – враг природы и человечества; неприятие отношения к человеку как к «несложному, однозначному существу, способному разрешать встающие перед ним проблемы рациональным путем» (12); отрицание утверждения о том, что человек становится личностью в той степени, насколько он оторван от окружающих; неодолимость добра в душе человека; твёрдое убеждение, что зло, как бы мощно оно ни проявлялось, не может одержать конечную победу, ибо оно по своей сути саморазрушительно; отрицание антигуманных теорий об избранничестве, освобождении от нравственности, сострадания и любви и о вседозволенности; бесперспективность атеизма; необходимость духовно-нравственного совершенствования.

 

В этот год, юбилея Победы, показавшей, что наш народ не покорить и не истребить, кардинально повлиявшей на всю мировую историю и судьбы многих народов мира; в Год литературы, оказавшей неизгладимое воздействие на мировую литературу, культуру и всю цивилизацию, мы задаёмся вопросом – не усовестятся ли всё же банкиры всех уровней, владельцы сетевых магазинов, торговцы бензином и остальные иже с ними, не умерят ли свои «волчьи» (не хочется обижать благородного зверя) аппетиты, не прекратят ли с помощью не привязанных ни к чему и ни к кому цен истреблять наш народ, на 70% бедный и на 40%, находящийся за чертой бедности. Безусловно, это вопрос риторический, ибо мы наперёд знаем на него ответ – нет, конечно, не усовестятся, не умерят и не прекратят. Ибо, похоже, они давно забыли, кто они родом, чьими потомками являются и кому всем – и жизнью, и имуществом – обязаны. Но и они должны знать, что если наш народ не удалось победить ни Золотой Орде, ни шведам и тевтонским рыцарям, ни полякам с турками, ни Наполеону с Гитлером, с двунадцатиязычными их армиями и «железной» германской машине как таковой, то не победит его и это «нашествие» цен и его творцы. Будем надеяться! Ибо нами, как и всеми победителями в русской истории, как и великой русской литературой, движет Вера, Надежда и Любовь. В отличие от тех, кто своими действиями отрёкся от своего народа.

И тому в помощь нам прп. Андрей Рублев, чью 655-летнюю годовщину со д.р. мы отмечаем в этом году, и Троице-Сергиева Лавра, которой исполняется 465 лет.

В настоящее время мощь армии ничего не решает, если утерян суверенитет – тому пример страны Западной Европы. А подлинная независимость определяется тем, чья идеология – как бы она при этом не называлась, хоть и «отсутствием идеологии» – работает на территории страны, что нам со всей ясностью показала современная Украина. Поэтому у России нет более эффективной идеологии, чем её традиционные ценности и общенациональная культура, придающие стране непобедимую идентичность, и являющиеся её, поистине, непробиваемой броней. Только к этой защите необходимо относиться гораздо более серьёзно, чем это делается в настоящее время.

Тула

 

 

1. Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование. Под общей редакцией кандидата военных наук, профессора АВН генерал-полковника Г.Ф. Кривошеева, Москва, «Олма-Пресс», 2001.

Арнтц Г. Людские потери во Второй мировой войне. В кн.: Итоги второй мировой войны. М.: Издательство иностранной литературы, 1957. Стр. 593-604

2. Позднышев С. Распни Его. Париж, 1952. С. 44-45.

    Александр Михайлович, Великий Князь. Книга воспоминаний (1933).

3. См. там же.

4. Куликовская битва. Материал из Википедии – свободной энциклопедии.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Куликовская_битва

5. См. там же.

6. Декларация русской идентичности. Документ принят 11 ноября 2014 года по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России». Официальный сайт Московского Патриархата:  

http://www.patriarchia.ru/db/text/508347.html

 

7. Федор Достоевский. Что есть Россия? Дневники писателя.- М.: «Алгоритм». – 2014, 223 с. 

8. Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Том 16. - М.: Правда, 1962 г., 512 с.

9. Томас Манн. Собрание сочинений в 10-ти томах. (М., Гослитиздат, 1959-1961).

10. Святое благовестование от Мф. 5:48.

11. Перефразированная автором поговорка: «После нас хоть потоп».  …Эти слова стали негласным девизом королевского окружения, известного распущенностью нравов, казнокрадством и забвением общественных интересов. Толковый переводоведческий словарь. - 3-е издание, переработанное. – М.: Флинта: Наука. Л.Л. Нелюбин. 2003.

Ту же мысль выражала старинная греческая поговорка, которую в латинском переводе часто употреблял Тиберий: Memortuoterramisceaturigni («после моей смерти [хоть] земля смешается с огнём» или «когда умру, пускай земля огнём горит») Материал из Википедии – свободной энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/После_нас_хоть_потоп

12. Р. Пис (Великобритания) «Достоевский в борьбе с идеологией Запада».II Международный симпозиум «Русская словесность в мировом культурном контексте»: избранные доклады и тезисы. / Под общ.ред. И.Л. Волгина. – М.: Фонд Достоевского, 2008. – 614 с.,

Пис Р. «Кроткая» Достоевского: ряд воспоминаний, ведущих к правде 14; 187

Комментарии