Валерий СКРИПКО. ПОРА БУДИТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ ЧЕЛОВЕКА! Отклик на очерк Сергея Медведева «Полезные герои»
Валерий СКРИПКО
ПОРА БУДИТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ ЧЕЛОВЕКА!
Отклик на очерк Сергея Медведева «Полезные герои»
По-настоящему «полезным» в российском обществе может быть только общественный деятель, который не просто «транслирует» в народные массы прогрессивные идеи, а который во всей своей просветительской деятельности опирается на менталитет данного народа, его обычаи и религиозные представления. Только тогда есть реальный шанс превратить идеи в великие дела!
Об этом пришлось задуматься после прочтения очерка Сергея Медведева «Полезные герои» (журнал «Берега», № 1-2020). Материал приглашал к дискуссии. Но состоится ли она, вот вопрос? Мне начать её в самом журнале не удалось. Может, кто подхватит мою идею обсудить «полезность героя» с точки зрения философских основ самого произведения, где этот герой действует?
В качестве примера служения обществу автор очерка рассказывает о судьбе нашего «вольнодумца» Александра Ивановича Герцена. Медведев приводит мнение американского слависта о том, что Герцена «разбудили» не декабристы, а немецкие мыслители Шиллер, Шеллинг и Гегель.
Президент Британской академии наук Исайя Берлин насчёт русских дворян, подобных Герцену, в своё время выразился еще категоричнее: «Русских освободили великие немецкие метафизики. Они сняли с них цепи, во-первых, догм православной церкви, а во-вторых, сухих рационалистических формул ХVIII века (дискредитированных крушением Французской революции».
Если причислять Герцена к числу «освобождённых» от «догм», то уж лучше бы его не будили совсем, и наших самобытных мыслителей оставили спящими.
«Все прогрессы реакционны, если рушится человек!» – писал поэт Вознесенский в лучшие свои годы. В данном историческом процессе, «освобождение» было равносильно опустошению души! Потому что вместе с «цепями православных догм» учёные европейцы освобождали наших просвещённых сограждан и от всех остальных духовных ценностей, исповедуемых православием, от всего образа жизни, свойственного нам. В нашем восточнославянском жизненном пространстве было много такого, что творится не разумом, а верой в святость, преклонением перед ней!
Такой вектор духовного развития, свойственный нашей русской цивилизации, – заведомо был неприемлем для Запада. Более того, он представлял реальную угрозу для хитрецов и умников, привыкших жить рационально, во главу угла ставящих свою эгоистическую свободу! Гордость внушила человеку западных стран, что он всё может, всего достигнет сам без помощи Бога! Нужны только знания, воля и соответствующая организация общества.
Президент Британской академии наук Исаия Берлин не без иронии отмечал, что во всей Европе только два мыслителя, да и то в 19-м веке, были противниками общественных процессов известных нам как эпоха Просвещения. Словно предчувствуя будущее безумие европейцев по вопросам брака и семьи, Иоханн Георг Хамман учил видеть в семье краеугольный камень истинного человеческого существования, а в грубой ткани, сотканной из привязанностей, традиций и местных, пусть даже провинциальных, ценностей, единственное сносное основание для жизни по-настоящему христианской.
ЖозефДе Местр тоже был сторонником традиций в самых тёмных, иррациональных, репрессивных её формах, поскольку она одна – традиция – в состоянии обеспечить социальным институтам жизненную энергию, преемственность и надёжную основу.
Но кто же из хозяев мира оставит большинство трудящегося человечества в покое? Им надо увеличивать своё влияние, их высшая цель и бесовская радость выстраивать целые народы в послушные колонны исполнителей их воли.
Европейские события, связанные с реализацией идей Просвещения, «разбудили» Герцена для того, чтобы он включился в бесовскую работу по переделке нашего русского сознания и нашей души! Не на святое дело был использован его великолепный русский язык, и блестящий ум. Для нашего народа Герцен был антигерой.
И всё же часть нашей творческой интеллигенции осталась верна самому духу Православной России! И.С. Аксаков, главный редактор газеты «День», был начитан не меньше Герцена, но никто не смог бы снять с него «православных оков», потому что для него это были не внешние цепи каких-то условностей, а строгие правила духовной жизни. Аксаков, и славянофилы были представителями совсем другой, счастливой части русской интеллигенции, которая не прельстилась соблазнами европейской свободы эпохи Просвещения. Интуитивно славянофилы чувствовали, что русский народ, живущий в неразрушимом единстве чувства и мысли, от одного просветительского воспитания не поднимется на качественно новую духовную высоту. Для того, чтобы вершить великие дела, этому народу мало осознания большой цели. Нужна еще эмоциональная погружённость в идею, полная увлечённость ею, вера в Божественное предназначение своей судьбы. Тогда ничего не страшно! Тогда нет непреодолимых препятствий!
Создавать в России новое общество, как писал Герцен, «свободных, самоуправляющихся людей» на одном умственном внушении, без «православных цепей» – это наивная утопия. Жозеф де Местр по поводу «рационально мыслящего человека» в Европе, предостерегал, что человек этот, «планируя общественную жизнь, не учитывает тех неистовых сил, которые рано или поздно сметут его жалкие постройки, как карточные домики».
Герцену казалось, что свободный разум просвещённого человека способен победить любые неистовые силы, которые действуют совсем не по логическим построениям разума. Но за эту самоуверенность мыслителей эпохи Просвещения европейцам позже в двадцатом и двадцать первом веке пришлось дорого заплатить падением нравов до полного разложения всех прежних нравственных принципов совместной жизни в обществе. Миллионы забытых, покинутых разумом душ, как и было предсказано Иисусом Христом в Новом Завете, тут же заняли «тёмные силы».
Книга Исайи Берлина «История свободы. Россия» вышла в 2014-м году в издательстве «Новое литературное обозрение» с припиской фонд «Либеральная миссия». Этот труд Британского учёного и писателя Берлина действительно часть особой «миссии» западной интеллигенции, предназначенной «нести особое понимание жизни, своего рода новое евангелие».
А в этом «евангелии» вместо любящего нас всемогущего Бога всесильный «особый орден» из немногочисленной интеллектуальной элиты, которая обслуживает несколько правящих в мире семей.
(Каждый желающий может узнать образ мыслей и «духовную ориентацию» этих «хозяев мира», набрав в поисковике интернета фразу: «Бал Ротшильдов в 1972-м году». Вам будет предложена следующая информация, в котрой сообщалось, что в поместье Ротшильдов произошла ритуальная встреча сатанистов. На столе вперемешку с блюдами лежали разломанные куклы. В конце 1970-х годов в прессу попали весьма своеобразные фотографии, сделанные на празднике Хеллоуин в родовом поместье Ротшильдов. На них была запечатлена элита общества в странных костюмах. Бал-маскарад с тёмной символикой.)
Членов «особого ордена» узнать легко и предугадать их образ мыслей и стиль поведения легко. В очерке Медведева в этом плане кратко, но ярко описан сам Герцен. Для «избранного» неприемлемо любое «мы» в виде коллективистского мировоззрения, в виде патриотизма нации и любых его проявлений.
Со своим утончённым эстетическим вкусом эгоцентрист Александр Иванович Герцен не выносит малокомфортную российскую социальную среду. (Очень точна реплика автора очерка о «высматривании лакомых кусков» российских территорий.) Всё это надо переделать, «обустроить», а тех, кто не покоряется прогрессу, убрать с дороги. Самодержавие тоже! За ним тянется еще государственность, народность, православие. Всё это народ, коллективизм. А это такая возня!
Эгоцентрист сам себе царь, сам определяет, что нравственно, а какими моральными принципами можно пожертвовать. Поэтому в борьбе со сложившимися общественными структурами он допускает любую подлость, если она во имя «прогресса» и этого самого «обустройства» страны, которую нужно осчастливить своим вниманием. Александр Герцен зовёт к «топору», ложью старается опорочить царя. Через много лет Александр Солженицын будет призывать США бомбить СССР.
А потом (после бомбёжки) придут Они – чистые и пушистые! И всех образуют, и всё устроят. Вместо образованщины будет местное самоуправление. Сбудется мечта Герцена: самоуправляющиеся люди уже только от одного своего чувства обретённой свободы воспылают благородными чувствами и не будут забирать в частные руки гигантские гидроэлектростанции и огромные заводы! Не поделят среди кучки акционеров все основные богатства России.
Мечты, мечты, где ваша сладость, ушли мечты – осталась гадость!
В силу особого вреда для российского общества эгоцентризм подлежит разоблачению везде и всюду. За ним надо охотиться всем миром, как за коронавирусом! Пока же в российской публицистике, да и в художественной прозе тоже, – мы чаще всего видим смешение разных философских начал в какой-то невразумительный, приятный коктейль добрых пожеланий, где одно пожелание противоречит другому.
Профессор МГУ философ Владимир Бибихин при жизни часто пробовал внушить слушателям, что философия является невидимой духовной основой любой культуры. Эта основа должна быть ясной и недвусмысленной! У нас же в российской культуре во всех её направлениях прилагаются гигантские усилия, чтобы замаскировать, спрятать эгоцентризм под самыми разнообразными красивыми формами.
Нельзя забывать знаменитое ленинское: «Чтобы объединиться, надо сначала размежеваться». Коллективизм ведь может проявляться не только в тоталитарных, непривлекательных формах. Это может быть создано усилиями единомышленников – творческих людей, которые понимают, что развивать дальше эгоцентрические идеи и формы жизни, это готовить красную дорожку к трапу для встречи антихриста.
К # 23842. Какие основы -общефилософские? У каждого философа или даже философской школы свои основы, начала и пролегомены. Часто они кардинально противоречивы. Может быть, дело в чем-то другом?
По поводу комментариев 23824
Инструкция здесь одна: всем авторам-атеистам и верующим посмотреть на смысл любого творчества с точки зрения общефилософских начал. Всё,что служит эгоцентризму, должно быть отброшено,забыто!
Комментатор 23823 ух и метель закрутили вы вокруг Мелихова. А эгоцентристу и себялюбу такого героя и надо,чтобы "по сердцу" действовал.
Казаки венчались со своими казачками в церкви. Это был церковный брак. И поколачивали казаки своих жён. Но это не значит, что таких жён отбивать надо в благотворительных целях,жалеючи.
Здесь дело в самом направлении творчества,либо показывать жизнь со всеми пороками, либо,как писал Достоевский в одном письме ,делать самое трудное дело для писателя -создавать ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ. Как только Шолохов написал "Поднятую целину" - многие всполошились,как полотёр Басов из комедии "Я шагаю по Москве". А где правда характеров? Питерский рабочий в деревне прежде чем отправлять молодую казачку на учёбу, обязательно соблазнил бы её в полном соответствии "с правдой характеров". Чтобы выглядеть как потомок Адама любой герой должен выглядеть испорченным первородным грехом,как Адам или Ева.
После прочтения появились вопросы к автору:
- Это ваша теоретическая дискуссия с Медведевым, или вы можете предложить подробную "инструкцию" реализации предлагаемого вами?
Как конкретно реализовывать то, о чем вы написали?
- Есть ли место атеистам в рядах тех, кто будет это реализовывать?
Это Аксинья - любмая жена мужа?! Да Вы, батенька, с дуба рухнули! После первой ночи "любящий муж" избивает Аксинью до полусмерти, а потом издевается над ней, как подонок. Читайте внимательнее Тихий Дон! А Мелехов рубил красных бандитов и правильно делал. Таких красных и я бы рубил. А Кошевой...еще та мразь! А Бунчук, палач и предатель... А Григорий, русский казак, поступал как сердце ему подсказывало, а не как в книгах умных прописано. И любовь Григория и Аскиньи чистая, не поганьте ее. Как ооворится, кто сам без греха - первый камень пусть кинет...Эх, вы!
"Внутри" у человека есть всё! - И свет Небесный тоже!
Надо не будить в нём крайние проявления эгоизма, не будить крайние проявления порочных страстей. А этим сейчас занимаются повсюду и постоянно,знанимаются специально.
Самые человечные проявления души Достоевский искал среди хаоса человеческих страстей и находил и писал он них. Шолохов в "Поднятой целине" нашёл образы порядочных людей и вся литературная космополитическая сволочь зарычала на него: Зачем нам такого? Нужно показывать таких, как Григорий Мелихов,который уводит у казака родной станицы любимую жену, который рубит шашкой то белых то красных. Вот правда жизни!- орут слуги дьявола. А это на самом деле -ДЬЯВОЛЬСКАЯ ЛОЖЬ ЖИЗНИ.
А какого человека Вы хотите разбудить? Человек - видимость, а кто внутри - выявляют его наследство, биологическое и социальное, и обстоятельства жизни. "Мы" может победить "я" только воспитанием и насилием, которое лишь разновидность воспитания., его неотъемлемая часть. Чтобы палку выпрямить - ее надо перегнуть. Воспитание строится на запретах и образцах для подражания, а это всегда выходит за пределы "я". Вывод: Отпуская камень из рук, он никогда не полетит вверх, только вниз. Чтобы он полетел вверх нужно усилие, т.е. насилие, преодоление естественной тяги вниз ,в силу закона притяжения. Библия говорит, что все дело воспитания людей закончится Апокплипсисом, ибо своя рубашка ближе к телу. И заставить людей не любить, а хотя бы беречь друг друга может только война как мировое ЧП. Что мы сейчас и видим.