ИНФОРМАЦИЯ / Михаил ПОПОВ. ГОЛОСА ИЗ ПОДНЕБЕСЬЯ. О журнале «Двина», посвящённом 75-летию Великой Победы
Михаил К. ПОПОВ

Михаил ПОПОВ. ГОЛОСА ИЗ ПОДНЕБЕСЬЯ. О журнале «Двина», посвящённом 75-летию Великой Победы

 

Михаил ПОПОВ, главный редактор

ГОЛОСА ИЗ ПОДНЕБЕСЬЯ

О журнале «Двина», посвящённом 75-летию Великой Победы

 

Огладил обложку свежего номера, оглядел оглавление, перелистал страницы – и тут невольно стал являться стих: …и штыком, и гранатой, / и стихом, и плакатом… Именно так! Штык и граната – это само собой, как без них в бою? А для укрепления духа бойца – задушевный стих и плакат.

Один из плакатов военной поры – на обложке свежего номера журнала «Двина»: солдат-победитель – у стен рейхстага, слева от него – плакат двухгодичной давности, где тот же боец переобувается: «Дойдём до Берлина!», а справа на стене надпись «Дошли!!».

И следом уже в журнальном блоке – стихи; они, как контрапункты войны: Дмитрий Кедрин, «Колокол» – 1942 год; Сергей Орлов, «Его зарыли в шар земной…» – 44-й; Алексей Недогонов, «Встреча друзей» – 9 мая 1946 года. Недогонов вспоминает павших однополчан, среди них «архангелец Саша Тетерин, /упавший у прусских снегов». Архангелогородцев на фронте были десятки тысяч, в том числе – и будущие писатели. Галерея портретов старших товарищей-фронтовиков – на первых страницах номера. Это и память наша, и благодарственная. А сколько их не вернулось – тех, в ком был дар художника, литератора. Они пали молодыми, совершив главное – встали на защиту Родины и отдали за неё жизнь. Многие при этом остались не похороненными и безымянными.

«Я убит подо Ржевом» – взывает один из безымянных солдат голосом Александра Твардовского. И как ответ ему – очерк Владислава Попова «Вставай, солдат!». Это оперативная сводка с фронтовых рубежей, где каждой весной встают на Вахту Памяти бойцы поисковых отрядов, в том числе председатель нашей писательской организации. Плечом к плечу с бывалыми поисковиками тут ведут раскопы подростки-школяры. Без пафоса, без лишних слов здесь сдаётся экзамен на гражданскую зрелость. Это вам не ЕГЭзливые переборы кнопочек на компьютере! Через руки мальцов проходят останки павших соотечественников, по сути, – сама отечественная история, которую отстаивали прадеды, деды и отцы. Читаешь эти строки – и понимаешь, что, как ни пытались злопыхатели расколоть наш народ, в главном – любви к Отчизне и ответственности за неё – он остаётся единым. И ясный свет в глазах этих мальчишек, где смятение от прикосновения к человеческому праху мешается с тихой радостью открытия, говорит больше всяких слов.

Поиск – понятие обширное и многоплановое. В основе его немеркнущая память. А изначально, полагаю, – это показатель зрелости. В начале 80-х я потянулся к своей родословной. Одним из главных направлений считал военную составляющую. Следы последнего из моих родичей-фронтовиков отыскал два года назад, т.е. спустя почти четыре десятка лет после начала поисков. В этом номере идёт мой очерк «На всех фронтах» – рассказ о братьях и сёстрах моих родителей, крестьян Волгиных с Онеги и казаков Поповых с Дона, репрессированных в 30-м. Потому и подзаголовок соответствующий: «Мои сродники – одно отделение Бессмертного полка». Здесь – о их фронтовых дорогах. Трое из бойцов погибли, другие долго не зажились. Похоронки, тяжкие раны, контузии и три ордена Славы – вот цена добытой ими Победы. Разве я могу это забыть?!

А ещё память – это письма из тех лет. Представьте себе, целая наволочка писем, которые сберегла вдова солдата – единственное утешение в горемычной судьбе и одновременно источник неутешных слёз. Это о матери и отце Владимира Личутина. Большая часть писем отца, которого он никогда не видел, – предвоенные, армейские, а последние – уже фронтовые. Они стали основой для исповедальной книги писателя «Сон золотой». Книга эта, с одной стороны, тихая благодарственная родителям, матери и земному отцу, погибшему в начале войны, а с другой – молитва Отцу Небесному, который оделил его пронзительным писательским даром. Журнальный вариант книги печатается в этом номере. Этой публикацией редакция «Двины» величает своего именитого земляка, мастера слова с 80-летием.

Фронт и тыл были едины. Более того, и тыл стал фронтом. «Второй фронт был открыт русской бабой ещё в сорок первом году…» – заключил Фёдор Абрамов, отдавая дань подвигу матерей, жён, стариков да подростков. Женская вдовья доля, голодное военное и послевоенное детство-отрочество, жизнь-бедование на окрайке земли – это повсеместная картина России сороковых годов. О том – рассказы, очерки и стихи авторов свежего номера. Здесь подборка рассказов Ирины Турченко «Невозвратная дороженька», стихи Ольги Корзовой «Старинные напевы», новелла Людмилы Фокиной «Иванова невеста», очерк Людмилы Гродской «Вдовья судьбина послевоенная», стихи Галины Рудаковой «Родимая равнина».

Авторы большинства публикаций родились через много лет после войны. Но семейная, родовая память, точно эхо тектонического сдвига, бередит душу и являет искренние, сокровенные строки. Такова подборка стихотворений «Я давно не пишу о войне…». Ведущая рубрики «Песни русских просторов» Ольга Корзова включила в неё произведения поэтов, живущих в разных концах страны. Это Вера Кузьмина, Ян Бруштейн, Дмитрий Мельников, Лада Пузыревская, Евгений Казазиди, Сергей Арутюнов.

А заключить обзор хочу рассказом Валерия Чубара «Сын» – своеобразной перекличкой-закольцовкой с сюжетом о подростках-поисковиках. Действие происходит в горвоенкомате. Небольшой по объёму, но динамичный, наполненный выразительным подтекстом рассказ рисует картину нынешнего состояния общества, расколотого, однако духовно всё же не порушенного. К какому выводу подводит автор? – Несмотря ни на что, мы готовы, если грянет грозный час, как деды и отцы, встать на защиту Родины.

 

================================================

P.S. Подписка на журнал «Двина» и заявки на последние номера принимаются в Издательском доме «Двина».

Почтовый адрес:163004 г. Архангельск, а/я45, журнал «Двина»; тел./факс (8-818-2)29-20-11, электронный адрес: podpiska@iddvina.ru; mkpopov47@list.ru

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии