ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / Маргарита ЗАЙЦЕВА. ЛЮБОВЬ И СТРАСТЬ В РОМАНЕ ПЕТРА КРАСНОВА «От Двуглавого Орла к красному знамени»
Маргарита СИНКЕВИЧ

Маргарита ЗАЙЦЕВА. ЛЮБОВЬ И СТРАСТЬ В РОМАНЕ ПЕТРА КРАСНОВА «От Двуглавого Орла к красному знамени»

Маргарита ЗАЙЦЕВА

ЛЮБОВЬ И СТРАСТЬ В РОМАНЕ ПЕТРА КРАСНОВА

«От Двуглавого Орла к красному знамени»

 

Художественное полотно романа Петра Краснова «От Двуглавого Орла к красному знамени» охватывает события 1894-1921 годов. Однако проблемы, изображаемые писателем, не становятся сегодня менее актуальными. Многие наши современники уже с трудом отличают успех от преступления, ум от мудрости, индивидуальность от индивидуализма, любовь от страсти... Вспомнить об истинной сути этих понятий помогает русская литература, творчество Петра Николаевича Краснова в частности.

Главным испытанием для героев романа «От Двуглавого Орла к красному знамени» становится испытание любовью: любовью к Богу, Царю, Отечеству, мужчине или женщине, к детям… Не все персонажи произведения выдерживают с честью этот экзамен. Наиболее слабыми герои оказываются в момент максимального удаления от Православия как ментальной основы русского человека.

Короткий роман с офицером Александром Саблиным стал целой эпохой в жизни Екатерины Филипповны Фишер. Любовь перекраивает весь внутренний мир героини. Вместе с младшей сестрой она была сначала натурщицей, а потом Китти и Владя «вошли в Петербургский полусвет и пошли среди гвардейской молодежи». Сведений о том, что девушки вынуждены были именно так зарабатывать на жизнь, в романе нет. «Они кончили гимназию, недурно болтали по-французски, грамотно писали записки, быстро познали толк в вине и лошадях и были украшением свободных холостых пирушек». Сёстры прекрасно ощущают себя в среде офицеров, нисколько не тяготясь своим положением.

Владислава Игнатьевна Панкратова и Екатерина Филипповна Фишер, для удобства профессии взявшие разные фамилии, появляются уже на первых страницах романа в обстановке полковой пьянки – «бала с женщинами». Перед нами холостяцкая квартира, пьяные офицеры: полковник Степан Алексеевич Воробьёв – «посетитель всех холостых пирушек, страстный картёжник, с коричневым нездоровым, прокуренным лицом»; штабс-ротмистр Иван Сергеевич Мацнев – «мужчина лет тридцати, некрасивый, лысый, без усов и бороды, слывущий циником и философом, любитель юношей»; сотник Маноцков, нервно курящий «папиросу за папиросой»… Самый пьяный – хозяин Павел Иванович Гриценко – бьёт денщика Захара, который принёс вместо шампанского вино. Пьяный угар, пошлые разговоры и две прекрасные юные девушки, чувствующие себя здесь достаточно комфортно. Невольно задаёшься вопросом: и это именно то лучшее, что писатель хочет противопоставить ненавистному ему «красному знамени»: пьяницы, картёжники, развратные женщины, мужчины сомнительной сексуальной ориентации?!

Исследуя русский национальный характер, П.Краснов ищет причины, сделавшие возможным отступничество нашего народа от коренных основ своего существования, и находит их в дуалистичности русского национального характера, его разнонаправленности и противоречивости. Эта двоякость реализуется на разных уровнях художественного пространства и прежде всего при создании образа России. С одной стороны, как говорится в романе, Россия одна свято хранила христианскую веру, и на неё обратил свое внимание враг Христа. С другой стороны, по мнению П.Краснова, вера в России была растоптана, и враги пришли на всё готовое. Поэтому в центре внимания автора – амбивалентная личность главного героя романа Александра Саблина, дуалистичность которого наглядно выражена в образах его сыновей – социалиста Виктора и монархиста Николая.

Истоки духовного раскола в русском человеке Краснов видит и в общественном устройстве нашей страны, деформирующем личность в процессе её становления. Много позже об этом писал Иван Солоневич. Он в «Великой фальшивке февраля» говорит о духовном вырождении дворянства и о «трагических противоречиях» предреволюционной России: «Основное из этих трагических противоречий заключалось в том, что в начале ХХ века в стране продолжал существовать совершенно ясно выраженный сословный строй». И, судя по всему, в этом вопросе позиции И.Солоневича и П.Краснова созвучны.

Сословность как «коррозия души» дворянина начала ХХ века раскрывается в романе прежде всего через отношение главного героя к женщинам. «Умудрённый» жизненным опытом Мацнев учит юного Сашу Саблина: «Бей ворону, бей сороку! Что попалось, бери, хватай, люби, торопись захватить себе побольше счастья, побольше моментов, когда сладострастно сжимается сердце и мир кажется прекрасным <…> Лови момент». Послушно следуя этому уроку сослуживца, Александр причинит много боли и страданий Китти и Марусе. Результатом такого отношения к женщинам станет загубленная жизнь сына Саблина – Виктора.

Для правильного понимания трактовки темы любви в романе П.Краснова необходимо более подробно остановиться на особенностях ментального мира представителя высшего сословия в России начала ХХ века. Как справедливо отмечает О.Муравьёва: «Решающая установка в воспитании дворянского ребёнка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал» (Муравьёва О. «Во всём блеске своего безумия» (Утопия дворянского воспитания) // Русские утопии (Альманах «Канун»). – Вып.1. – СПб, 1995). Этот идеал состоял из многих социальных и моральных категорий и реализовывался через неписаный кодекс чести. Кодексом чести лучшие представители дворянства руководствовались во всех своих решениях и действиях. Дети дворян воспитывались в обстановке повышенной требовательности к себе и другим, на «культах» честности, порядочности, вежливости и т.п. Например, «честное слово» в среде дворянского сословия считалось непоколебимым, нарушить его значило погубить репутацию.

Именно кодексом дворянской чести обусловлены лучшие поступки семьи Турбиных в романе М.Булгакова «Белая гвардия», в особенности мысли и действия Николки. Во времена, когда, казалось бы, о репутации говорить просто смешно, когда попраны все моральные законы человеческого бытия, Николка уверен, что «честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете». Совесть говорит в этом герое как ни в каком другом персонаже романа и является главным судьёй его поступков.

Николаю стыдно сидеть в тёплой квартире, зная, что в эту самую минуту мёрзнут на холоде юнкера. Тяжело переживает юноша разговор о смерти Императора и очень хочет верить, что Император жив. На бранном поле Николка боится не врага, а что-то сделать не так, струсить, и радостно открывает для себя, «что он, оказывается, храбрый». Обнаружив пропажу Най-Турсова кольта, Николка обвиняет не воров, а себя, воспринимая эту потерю как наказание за свои грехи: «Лучше бы меня убили самого, ей-Богу! Это Бог наказал меня за то, что я над Вандой издевался. И жаль Ванду». Рискуя собственной жизнью, младший Турбин доводит до конца похороны Най-Турса, нисколько не задумываясь о том, нужны ему эти хлопоты или нет. Иначе он жить просто не может. И только после отпевания Най-Турса «совесть его была совершенно спокойна, но печальна и строга». Понятие чести является естественной составляющей личности Николки.

В романе П.Краснова «От Двуглавого Орла к красному знамени» понятие чести также определяет поведение лучших героев. В разговоре офицеров о возможных причинах самоубийства и его этической стороне рассматриваются различные ситуации, которые делают невозможным продолжение обычной жизни дворянина: «проиграл в карты, а платить нечем», оскорбление, нанесённое солдатом… Речи о том, чтобы подобные события прошли незамеченными, даже не идёт. Однако Гриценко настаивает, что самоубийством кончают только слабые личности: «Жизнь тяжелее, нежели смерть, а потому мужчина никогда не должен стреляться. Стреляется только кисляй, слюнтяй, тряпка…». Сильный же человек, каковым себя и считает этот герой, уйдёт из полка, поедет куда угодно, хоть в Америку, пусть простым рабочим, но заработает деньги и отдаст долг.

Таким образом, кодекс чести – одна из важнейших составляющих личности дворянина. Однако следование кодексу чести – не значит следование канонам христианской морали. Нередко понятие дворянской чести было ограничено сословными рамками и во многом эгоцентрично. Уже в детстве Саша Саблин чётко осознавал, что у одних есть портреты родных («папы их папы»), а у других их нет. И эти другие – это просто «люди»: «С ними разговаривать запрещено». Потом мальчик поступил в корпус – «привилегированный». Особенным он был не в силу высокого качества обучения: «Напротив, туда сплавляли всех тех кадет из других корпусов, которые плохо учились, но родители которых могли платить повышенную плату». Кадетов готовили стать кавалеристами, а «быть кавалеристами значило быть выше других». На уроках постоянно подчёркивалось особое положение всадника, начиная с древней истории. Пехота и другие войска презирались. Но особым презрением юноши одаривали штатских, которые и людьми у них не считались. Так, с детства и на протяжении всего становления личности Александра у него формировалось сознание избранности, сословно-привилегированного положения в обществе. И даже мать Саблина не смогла повлиять на этот привитый ему обществом классовый эгоцентризм: «русскую деревню, русского мужика он презирал, он снисходил до них – это был чёрный народ, годный лишь на чёрную работу».

Всё это обусловило и специфику взаимоотношений мужчины и женщины в романе П.Краснова. Почтительность к женщине – один из аспектов кодекса чести дворянина. Однако рыцарство применительно к женщине сохранялось только к представительницам знатных богатых семей. Всё общество резко делилось на «своих» и «чужих». «Свои, – это были матери, жёны, сёстры и дочери людей своей касты. Можно было, как лошадь, по суставам разбирать любую женщину, заглядывая в самые интимные уголки её тела, но нельзя было сказать что-либо циничное про жену или дочь товарища». Эти женщины были святыней для любого офицера. Защищая семью, честь семьи, герои романа готовы умереть. Судьбы же обиженных офицерами девушек-простолюдинок никого не волновали, ни у кого не вызывали жалости. Такова суть отношения Саблина к Китти и Марии Любовиной. Чувства же героинь, напротив, носят внесословный, общечеловеческий характер.

Страдания не сломали Китти. От мысли о самоубийстве (в романе сообщается, что именно так закончили жизнь многие любовницы офицеров), Екатерина Филипповна приходит к мысли – эгоцентричной мысли – о прощании с Сашей: «Не только она ничего от него не возьмёт, но забалует и задарит его на прощанье. Это было её гордостью и это утешало и тешило её».

Во время последней встречи чувства Китти получают новое развитие: её охватывает материнское беспокойство за любимого, трепетно собирает она Александра в дорогу, даёт наставления, вспоминает, что он сирота, и, подобно заботливой матери, кладёт в чемодан его любимую клюквенную пастилу. В этот момент Китти не думает о себе: «Душевная мука состарила её лицо, и оно не казалось более привлекательным».

Как видим, мироощущение героини в корне меняется. Отказавшись от столичной жизни, она уезжает в провинцию, выходит замуж. Так, познав чувство материнской любви к Саше, Екатерина Филипповна, возможно, испытает это чувство вновь, но уже в отношении к своим детям. Героиня с честью выдерживает испытание безответной любовью.

Таким образом, любовь Китти проходит несколько этапов своего развития, оказывая коренное влияние на трансформацию её личности: от похоти, сластолюбия Катьки-философа к жертвенной и самоотречённой любви Екатерины Филипповны, от любви инстинкта – к любви духа. Как указывает И.Ильин в работе «Путь духовного обновления», любовь инстинкта «ищет того, что данному человеку субъективно нравится, с тем, чтобы потом слепо идеализировать это нравящееся» (Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т.1. – М., 1996). Чувство Китти начинается с восхищения внешними данными Александра и желания обладать этой красотой. Однако мы видим зарождение и чувств другого порядка – зарождение любви духовной, которая «тяготеет к качеству, достоинству, совершенству», «ищет подлинно хорошего» (И.А. Ильин. Путь духовного обновления. В кн.: Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т.1 .– М., 1996). Екатерину Филипповну поражает благородный поступок Саблина, заслонившего собою денщика, незаслуженно обиженного пьяным хозяином. Формула этой любви: «он на самом деле хорош, не только для меня, но и для всех <…>; я слышу в нём дыхание и присутствие Божественного Начала – и потому я не могу не стремиться к нему; ему – моя любовь, моя радость, моё служение» (И.А. Ильин. Путь духовного обновления. В кн.: Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т.1. – М., 1996).

Именно вторая, духовная, сторона чувства Китти приводит её к спасению. Эта духовная любовь становится путеводной звездой, нравственным ориентиром в жизни Екатерины Филипповны Фишер, позволяя ей пройти путь от эгоцентрического индивида до личности, максимально приближенной к соборной.

Чувство Александра Саблина к Марии Любовиной разнонаправленно. Красота, ум, прекрасный голос поражают, притягивают и интригуют юношу. В Марии Саблин видит идеал прекрасной незнакомки, совершенной во всех отношениях: «...она не только миловидна, <...> она не только хороша собою, <...> она красавица в полном смысле этого слова».

Марии чужд эгоцентризм. Любовь – не просто чувство, когда-либо испытываемое героиней, любовь – её естество. Трепетная любовь к отцу и брату, к искусству, к природе и Родине наполняет светом глаза Марии: «Она любит весь мир, да, – но свою Россию, с её дивным языком, с простыми видами, с грубым народом она любит особенною любовью. И изо всей беспредельной Руси она любит этот тихий печальный вид, когда-то вдохновивший Петра заложить здесь город». Именно любовь к людям, жажда справедливости и лучшей доли для страждущих, обездоленных, обиженных заставляют героиню принять идеи социализма: «Я получила образование и знаю, что такое наука и искусство, я познала красоту жизни, а когда подумаю, что есть мужики, глухая деревня, тёмные, голодные люди, вся жизнь которых направлена лишь к тому, чтобы утолить голод. Когда я думаю об этом страшном неравенстве людей, мне жутко, Александр Николаевич».

Н.Радченко справедливо отмечает: П.Краснов «показывает, что начало трагедии народа лежит в том, что творческую энергию сознания русских стихия паразитирования сумела направить не по созидательному руслу традиционного национального мессианского самосознания, а по руслу маргинальной, неудовлетворённой, разрушительной веры, прикрытой лозунгами о свободе, справедливости, реформаторстве» (Радченко Н. Роман М.Шолохова «Тихий Дон» в XI кл. // Литература. – 1997. – №20). Именно это – ложное – направление выбирает созидательная энергия души Маруси Любовиной.

Богатый духовно-нравственный потенциал героини сулил ей иное будущее. В образе Марии воплощён целый комплекс качеств, приближающих личность к соборному типу. Например, детскость в облике Любовиной («показалась ему милым ребёнком, жмущимся к нему в тревоге и тоске и ищущем у него опоры»; глаза, «девственно чистые, как у девочки», «ни одна грешная мысль не туманила их») отражает её духовную чистоту, бескорыстность, открытость. Когда Саблин видит в Марии именно такую чистую девочку, то чувствует в ней родственную душу, родного человека и задумывается о том, что хорошо было бы, если бы она была его сестрой. В такие минуты духовная близость героев максимальна.

Однако взаимную симпатию жестоко разрушает сословный эгоцентризм Саблина. Мария – девушка не его (Саблина) круга, «потому что выезжала без матери, или гувернантки, свободно говорила обо всём, была вольна как ветер». В сознании героя резко проходит черта «мы – они». Характеризуя Саблина и его отношение к Марусе, писатель часто использует местоимение в третьем лице, указывающее на пропасть между молодыми людьми: «она женщина иного круга и ей это можно. У них это позволено» (курсив мой. – М.З.). Душевная красота и чистота героини для Александра уходят на второй план, а доступность Марии становится определяющим фактором для молодого офицера.

Похоть, физическое притяжение являются превалирующим началом в отношениях Марии и Александра, превращая любовь в короткую пошлую связь. Александр слабо пытается обуздать свою совесть. Но простая девушка, так же, как и Китти, не вписывается в красивую картину жизни успешного офицера – «девушка с прошлым» в качестве его жены сделает невозможным дальнейшее пребывание Саблина в полку. А отказаться ради неё от всего, от собственного благополучия, он не может: «Распустится, разжиреет, все недостатки воспитания всплывут, и будет не жизнь, а какое-то томление».

Разрушительная, эгоистичная страсть Александра превращает прекрасную умную девушку в жалкую, несчастную, с печальными глазами, потерянную и для семьи, и для общества. Мария – ещё и свидетель позора Саблина – оскорбления, нанесённого ему Любовиным: «Кровь диктовала свои властные решения повелительным тоном», всё это было «вне их круга»; «И не знал никогда Саблин, где кончалась любовь и начиналась классовая рознь».

Интересно, что жена самого Петра Николаевича Краснова была немкой, дочерью обрусевшего действительного статского советника. Причём гвардейский офицер Краснов, как отмечают биографы, стал вторым мужем этой камерной певицы. Второе замужество, актриса – это как раз и есть девушка «с прошлым», чего боится Александр Саблин. К таким особам – особам иного круга – главный герой романа «От Двуглавого Орла…» относится с презрением и высокомерием. Такие женщины несут опасность карьере и репутации гвардейца. И это резко отличает главного героя романа от П. Краснова, доказывая, что автор и его герой – не сливаются, а функционируют в художественном пространстве самостоятельно.

Способность к самопожертвованию – одна из важнейших составляющих соборной личности. «Моё сердце больше вашего», – справедливо говорит Мария Александру. Первоначально жертвенность героини воплощается в её любви к людям, в способности забыть о себе ради пропаганды учения социализма, которое, думает Маруся, приблизит время всеобщего счастья и справедливости. Потом эта жертвенность проявляется в любви героини к Александру, что неоднократно прямо подчёркивается в романе: «пожертвовав собой»; «лучше она будет страдать, принесёт себя в жертву»; «За себя она не боялась. Она была ко всему готова. Она давно принесла всю себя в жертву ему и ничего от него не требовала»; «Как это было бы хорошо, ничем не быть ему обязанной, но всё ему отдать».

Мария полностью растворяется в своём любимом, руководствуясь только его интересами и потребностями. Физическая связь вне брачных уз претила чистому сердцу героини. Девушка страдает, мучается угрызениями совести («ей было стыдно, противно, мерзко»), ломает себя – только бы увидеть счастливое лицо Саблина. Мария отдаётся Александру из жалости, из чувства вины за страдания пылкого молодого человека, отдается «тихо, кротко, покорно, точно лекарство дала от его тоски и горя». «Эта любовь была её мука, её крестный путь», – говорится в романе.

Саблин выпивает девушку до дна, без остатка, не заботясь о её чувствах, не думая о её будущем. Когда туман упоительной, чувственной любви рассеялся, суждения его стали резки, жестоки и циничны: «Она сестра солдата, она из того же подлого сословия людей, из которого были и Владя, и Китти, она искала приключения, искала своего первого. Будут и другие». Несмотря на страшное оскорбление, нанесённое юной девушке Саблиным и Любовиным, несмотря на безмерное горе от потери любимого, от того, что вся жизнь рухнула, Мария, подобно Тоне Живаго (Б.Пастернак «Доктор Живаго»), готова отречься от Александра ради его счастья и благополучия, полностью устраниться из его жизни: «Пусть он женится на ком хочет, пусть любит свою жену, но пусть знает, что у него есть его Маруся и её ребёнок, которые только о нём и думают, только им и живут».

Мария до последнего верит в порядочность своего возлюбленного. Она убеждена, что Александр не будет мстить её брату Виктору (в то время как Саблин готов пристрелить Любовина, «как паршивую собаку», только бы никто не узнал о его позоре и ничто не помешало его блистательной карьере офицера), не обидит и её, поможет ей устроиться. Ребёнка Мария хочет воспитать «в любви к человечеству», в любви к Богу, в любви к России: «нет у неё ни злобы, ни осуждения, ни упрека по адресу отца его. Но одна нежная, всепрощающая, все понимающая Любовь!».

Важной характеристикой героини является её физическое здоровье, подчёркивающее её способность стать матерью здорового потомства: «от неё дышало здоровьем, молодою силою, крепостью мускулов, кровью, кипевшею в её жилах». Однако от мечты о счастливой семейной жизни отказывается Мария во имя тихой, молчаливой любви к Саблину. Но и с мечтой об уединённой жизни с сыном ей приходится расстаться во имя любви к своему отцу. В результате же всё оказывается бесполезным. Мария страшно запуталась. И жестокая кара – смерть отца, догадавшегося о прелюбодеянии дочери, в которую он вложил всё сердце, всю душу, всю свою жизнь, и не перенёсшего такого удара – постигает её.

Предсмертные муки отца становятся последним этапом тяжёлого пути Маруси. Жизнь героини разрушена, семья распалась, в тяжелых муках умирает безмерно любимый ею отец, брат в бегах, сама она погибает, сына забирает Коржиков – ни одна мечта её не исполнилась. Но автор, следуя христианской традиции (согласно которой, кто придёт к Спасителю, тот возродится, как и Он, и будет жить в Царствии Небесном), приводит свою героиню к Богу, вкладывая в измученную душу надежду на спасение: «Я уверовала в Господа Бога и я надеюсь, Бог простит меня».

Целый комплекс качеств – чистота и бескорыстность помыслов, способность на самопожертвование, светлость, искренность, таинственность и в то же время открытость, кротость, терпеливость, смиренность – позволяет провести параллель между Марией Любовиной с Девой Марией. Многие такую параллель могут воспринять негативно, но к данному сравнению нас подводит автор . Сходство героини и Богоматери настолько очевидно, что отрицать этот факт невозможно. О правомерности подобного сравнения можно спорить. Нам оно кажется оправданным. И вот почему.

Писатель даёт героине имя Богоматери. Близость образов усиливается и внешним сходством: «Из голубого хитона, окружённая детскими головками херувимов кротко смотрела Непорочная Дева. Саблин посмотрел на её лицо, на тёмные волосы, на всю её фигуру, несущуюся вверх в тёмно-синем прозрачном небе среди звезд, потом на Марусю и вздрогнул: так похожи они были обе. Такое святое чувство к Марусе загорелось в нём, какое было и к Мадонне».

Светоносность Марии Любовиной также роднит её с Пречистой Девой («светлые глаза»; лицо её «светилось от громадных прекрасных глаз нежно-голубого цвета»). Голубой, красный, белый – все эти цвета, связанные с образом Девы Марии, присутствуют в облике героини Краснова (лицо «с розовыми щеками, красными губами и прекрасными зубами», которые слепили своей белизной, при встрече с Саблиным Маруся была «в белой блузке и широкой в складках синей юбке с белыми горошинами»). Глаза Любовиной, как зеркало, отражают её душевное состояние. Все оттенки синего сменяются в них: «глаза нежно-голубого цвета», «глубокие синие глаза», «бледною бирюзою был обведён глубокий чёрный зрачок».

Позднее, будучи беременной, Мария почувствовала свою глубинную связь с образом непорочной Девы, в лике которой прочла прощение своему греху. Ведь он искуплен «громадной любовью», «любовь простит и покроет всё то нечистое, что было в их отношениях».

Думаем, П.Краснов таким образом подчёркивает трагизм происходящих в России событий. Молодые люди, способные (по своему внутреннему, духовному, и внешнему, физическому, потенциалу) на большие дела, подобные тем, которые вершили святые мученики, гибнут глупо, бесполезно, не оставив после себя ничего. 

Комментарии