ПАМЯТЬ / Марина КОТОВА. «Я ЗА КАЖДОЕ СЛОВО ОТВЕЧУ СПОЛНА...». Памяти Александра Хабарова (11.02.1954 – 25.04.2020)
Марина КОТОВА

Марина КОТОВА. «Я ЗА КАЖДОЕ СЛОВО ОТВЕЧУ СПОЛНА...». Памяти Александра Хабарова (11.02.1954 – 25.04.2020)

 

Марина КОТОВА

«Я ЗА КАЖДОЕ СЛОВО ОТВЕЧУ СПОЛНА...»

Памяти Александра Хабарова (11.02.1954 – 25.04.2020)

 

Есть люди, которых называют солью мира. Речь прежде всего о праведниках, о тех кто отмаливает каждый час нашей жизни, создавая незримую защиту для наших повседневных дел. В потоках восходящих молитв и нисходящей божественной благодати, не оставляющей Россию, живем мы все, справляясь худо-бедно с вызовами времени, с чудовищным давлением обстоятельств. Но есть и другие – не схимники, не постники и молитвенники, но тоже не дающие миру загнить, не дающие людям духовно уснуть. Это поэты. Обреченные видеть, знать, понимать больше остальных, и оттого вечно страдающие, язвительные, ироничные, мятущиеся, далекие от совершенства, но честные и тонкие натуры. И сами они, и стихи их, как соль, едкая, горькая, разъедающая тонкую оболочку блаженного покоя, сходного с небытием, убаюкивающего душу. Таковы стихи Александра Хабарова.

Хабаров – русский поэт. И о чем бы ни говорил он, он говорит о России, о любви к ней. Она многолика – она приходит с женскими именами, олицетворяющими для него и необъятные пространства, и разливы гигантских рек, и тоскливую поэзию руин, и плотскую страсть, и возвышенное почитание, овеянное музами («Имена»). В этой громадной, необъятной стране поэт чувствует себя связанным, сжатым в узком пространстве. Эти образы несвободы в стихах разных лет проявляются по-разному: то поэт ощущает себя «бабочкой в пробирке» в убогом тепле вагона поезда, несущегося над бездной России мимо лесов и зон, спрятанных в этих лесах,

Дрожу под одеялом,

Как бабочка в пробирке.

Прохладно за Уралом,

Зато тепло – в Бутырке.

А мимо – звёзды, звоны,

Гудки товарных, скорых.

Вон там, за лесом, – зоны

И хариус в озёрах…

То видит себя волком в «почти империи», где:

Ни пустыря для воя вольного,

Или избушки для ночлега.

Трава для полюшка футбольного.

Снежок для волчьего разбега.

Но одновременно в стихах Хабарова звучит и другой мотив – стремление вырваться из оков рутины, несвободы, страстное желание воли. Освобождение дарует поэзия, ей нередко сопутствуют образы парения, восхождения, ощущение чудесной небесной тяги. Он нередко упрекает стихотворцев в отсутствии этого парения в «сияющем просторе», в бескрылости. Слово понимается как особая ценность:

За слова, бывает, платят кровью –

Впрочем, не «бывает», а всегда.

                                                             («Слова»)

Хабаров предан Родине, предан русской поэзии, эта преданность позволяет говорить честно и прямо о себе, о своем народе, о бытии

…там, где мало овечьих благ,

но достаточно волчьих злоб,

там, где смерть – предпоследний шаг,

там, где жизнь – золотой озноб.

Хабаров много размышляет о христианстве, о месте человека в мире, завещанном Богом:

И может быть, средь черной лени,

Пройдя негожие места,

Для Бога я хранил колени,

Для Чаши я хранил уста…

Тютчев говорил о двойном бытии – небесном и земном. Вся поэзия Хабарова – отражение внутренней борьбы: молитва или действие? Слова или оружие?

…Любви нас учит правильный Господь;

Он учит нас не цацкаться с врагами,

Не сокрушать недужную их плоть

Набитыми стальными кулаками,

А сокрушать – словами, хоть в пылу,

То это мы должны, мы это можем…

Но почему ж на всякую хулу

Выхватываем кортики из ножен?

Хабаров напоминает нам: каждый человек, по сути, своей первопроходец, особенно поэт, он заново, как Адам, начинает историю, давая имена, обозначая события, участником которых он является, и потому ответствен за все нареченное им, за все сказанное.

Я за каждое слово отвечу сполна,

безымянным растеньям раздам имена,

сберегу корешки от распыла,

да поможет мне эта нехилая плоть,

да спасет от напасти и страсти Господь,

приободрит текила…

Упоминание о текиле весьма примечательно. Почти всегда Хабаров сбивает пафос ироническим замечанием. В этой иронии много от характера, но и от беззащитности, страха, что обвинят, не поймут. Высмеять самоиронию уже невозможно. В этой иронии много и от обреченности, невозможности изменить ни собственную судьбу, ни Россию.

Что может один человек? Возможно, только одно: сделать выбор. Оскотиниться или остаться человеком. Бороться до конца за человеческое право делать этот выбор – страшное право, но завещанное нам самим Господом.

Я и сам-то держусь ослабевшей рукой

За уют, за уклад, за приклад, за покой,

За насечки по счету убитых;

Только где-то прочел я – спасут не стволы,

А престол, пред которым ослы да волы

И повозки волхвов даровитых…

В последние годы Хабаров писал роман в стихах «Ледяная страна», своего рода философский спор поэта с глухим «безвременьем фастфуда». И вновь в каждой строке Россия, страна, где:

…благовест тревожнее набата,

Где речь об объявлении войны

Из доходяги делает солдата.

Разговор Сугробова с Январцевым, перенасыщенный библейскими и историческими образами, благодаря все той же иронии, прибивающей пафос, как дождь прибивает пыль на дороге, звучит почти буднично. Хабаров не боится просторечий, частушечных перебивок, прозаизмов, крепкого словца. Живая, горячая, порой сбивчивая речь его выдает человека искреннего, страдающего, ищущего свой путь, осознающего и свое ничтожество и свое величие, кающегося, переходящего от отчаяния к свету. Небесное и земное, тоска и ирония в этих строках всегда рядом.

Мы не знаем сроков. Но борьба за каждую душу идет страшная. Слово борется с цифрой. И цифра побеждает. Она теснит слово.

Сегодня, когда идет неслыханное наступление зла, когда темные силы выходят из своих глубин, ничего не боясь, не скрываясь, обнажив личины, когда идет попрание всех законов чести и справедливости, ущемление всех прав и свобод, навязывание нового кодекса цифры, ведущего к уничтожению, к стиранию личности, Россия оказалась вновь на распутье, на переднем рубеже борьбы с подступающим мраком цифрового рая. Кликуши, псевдопророки, грязная пена суетных, мелких словес, хаос, бесплодная тоска, страх перед будущим…

Где взять силы, чтобы выстоять в схватке? И как это всегда бывает с произведениями, в которых заключено зерно истины, некий надмирный смысл, стихи Хабарова звучат не просто актуально, они дают надежду, что Слово победит, если не опускать руки, если бороться. Мыслями, словами, молитвами, действием, обращением к свету.

Я вычитал вчера в Святых Отцах:

Небесная Москва теперь за нами!

Нам не дано ни шагу отступить.

Кто спину мне прикроет в смертной схватке?

Кто мне поможет гадов перебить,

Что в боевые строятся порядки?

 

Поэт умер – начинается подлинная жизнь его стихов.

Завесы разошлись от крика,

К стакану тянется рука.

Прощай, Россия-Анжелика,

Мария-Родина – пока!

Под дребезжанье фортепьяно

Сдвигаем стулья для гостей;

Не унывай, Москва-Татьяна,

Узнаешь все из новостей.

Какой развод без карабина,

Какая свадьба без стрельбы?

Прощай, Марина-Украина,

Трещите, гордые чубы…

Звеним, как выбитые стекла,

Нас не слыхать издалека;

Не забывай нас, Волга-Фекла,

Поплачь, Аленушка-Ока…

Крепчает бормота-цикута

На донышках немытых чаш;

Поставь свечу, Сибирь-Анюта,

За образ уходящий наш.

Я сын Советского Союза

А мать моя – Надежда-Русь…

Прости за все, Светлана-муза,

Я обязательно вернусь.

Пускай испита жизни чаша,

Судьба бела, как черновик…

Живи, поэзия-Наташа,

Тебя не вычеркнут из книг.

Еще далёко до рассвета,

А нам – по краешку ползти…

Прощай, страна-Елизавета,

Мария-Родина, прости…

                                                 («Имена»)

 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии