ПОЛЕМИКА / Александр БОБРОВ. КАК ПРОИГРЫВАЮТ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ. Заметки для департамента Минсвязи
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. КАК ПРОИГРЫВАЮТ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ. Заметки для департамента Минсвязи

 

Александр БОБРОВ

КАК ПРОИГРЫВАЮТ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ

Заметки для департамента Минсвязи

 

В министерстве развития цифровых технологий есть структура с серьёзным названием – Департамент государственной политики в области средств массовой информации. Когда я получил от них ответ по поводу вредоносной акции – телесериала «Зулейха открывает глаза», то был потрясён степенью формальности и некомпетентности ответа. Добил меня в письме г-на Трубицына, отвечающего за ТВ, перечень фильмов, которые будут показаны к Дню Победы. Особенно меня потрясла его уверенность, что старинная лента «Солдат Иван Бровкин» про… войну. И тогда я решил собирать какие-то вопиющие примеры и провалы этой самой государственной политики (или её отсутствия) и посылать такой обзор в департамент. Для просвещения, так сказать, и ощущения руки на пульсе.

 

5 мая и идейное крепостничество

Каждый год накануне Дня печати 5 мая мы в редакции «Литературной России» гадали, кому теперь заказать передовицу. Некоторые критики, вроде Григория Бровмана или Юрия Суровцева, готовы были писать о статье Ленина «Партийная организация и партийная литература» хоть каждый день, но скулы воротило от их писаний, и поэтому пытались заказать дежурные раздумья нормальным критикам вроде Андрея Туркова или Игоря Дедкова. И они, как чувствовалось, изворачивались, искали подспудные смыслы. Ну, а молодые сотрудники Владимир Бондаренко и Александр Бобров и по служебным обязанностей писать бы не стали. И вот – открылось: мы живём в информационном мире, предсказанном и пригвождённом русским революционером. Ведь Ленин написал статью в газете «Новая жизнь» на гребне первой революции, принёсшей относительную свободу: «Проклятая пора эзоповских речей, литературного холопства, рабьего языка, идейного крепостничества! Пролетариат положил конец этой гнусности, от которой задыхалось все живое и свежее на Руси. Но пролетариат завоевал пока лишь половину свободы для России…».

Выкормыши буржуазной контрреволюции, баловни эпохи ельцинизма уверяли публику, что с перестройкой и крушением СССР они «завоевали» вторую половину.  На самом деле они принесли новое идейное крепостничество и сбылось главное пророчество политического и пропагандистского гения: «В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть «свободы» реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? от вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в романах и картинах, проституции в виде «дополнения» к «святому» сценическому искусству?». Ленин как будто прямо обращается к грантополучателям русофобских СМИ, к редакции Шубиной с её литературной тусовкой, к режиссёрам Серебрянникову и Богомолову с их порнографией. Устанешь перечислять!

Ленин писал: «…Для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп». А что написано первым пунктом в уставных документах всех телекомпаний, даже федеральных? – получение прибыли! Любой ценой – даже финансированием медиа-группой Газпрома за деньги граждан антигосударственных программ НТВ и особенно «Эха Москвы».

Ну и наконец, главная мечта, до которой сегодня дальше, чем до Марса: «Это будет свободная литература, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность».

Кто-то думает сегодня о такой подлинно свободной литературе для миллионов трудящихся? Кто-то проводит здравую культурно-информационную политику? Я вник немного в эту дряхлую и прогнившую рыночно-государственную махину безыдейного, губительного руководства со стороны администрации президента, в частности Алексея Громова, который опирается на Олега Добродеева и Маргариту Симоньян, департамента господдержки СМИ министерства цифрового развития. Ну, про Роспечать или министерство культуры с «обновлённым» руководством – и говорить нечего. Это не просто кошмар. Это – залог поражения России в информационной и когнитивной войне на уничтожение идеалов, знаний, смыслов, святынь. Коронавирус обнажил это до нетерпимого состояния!

 

Чиновник открыл глаза

«Как, вы ещё смотрите эту помойку?», «Да выкиньте просто телевизор!», «Не надо переживать – можно ведь выключить!» – вот типичные обывательские или снобистские высказывания в социальных сетях, которые перемежают искренние, возмущённые отклики по поводу творящегося в эфире. Мне – по роду деятельности и по пониманию значения этого могущественного средства информационной войны «с правдоподобной картинкой» – не выключить и не отрешиться!

Порой и на сайте наших газет появляются отклики в таком духе: систему не исправить, путинского чиновника не перевоспитать. Как написал в РП коллега Григорий Блехман: «Нынешний президент лишь в определённой степени сменил ельцинское окружение, но главный принцип власти – её антинародность – осталась в полной сохранности. Ну, а центральные СМИ всегда находятся на службе у власти. Поэтому, что мы хотим от них? На мой взгляд, пока не проявится из наших недр новый Владимир Ильич, никаких принципиальных изменений у нас не будет… Так что винить нужно лишь самих себя, а не каких-то персонажей на тех или иных служебных должностях».

Хочу ему ответить: можно, конечно, винить себя (а за что я должен себя винить? – убей, не пойму!) и ждать в самоизоляции появление нового Ленина под поливание его грязью некоторыми секретарями Союза писателей России, но молчать писателям – нельзя! Вот вышел наш представитель из комитета по позорной Шолоховской премии в 20 000 рублей, я написал оперативно и хлёстко в «Советской России» об этой «премии» – публично ославил. Так всё-таки тут же в Ростове провели заседание оргкомитета, пересмотрели: тоже не ахти – 115 000, по числу лет гения, но – действует, давит даже на миллиардеров Голубевых... Правдивое слово в России ещё что-то значит… Поэтому написал ещё здоровому премьер министру Михаилу Мишустину письмо как телезритель и секретарь Союза писателей России по поводу провокационного сериала «Зулейха…» и того, что вскипело вокруг него, что вылилось на страницах газеты с полной поддержкой моей позиции:  «Писательская общественность и я лично ждём от власти не эстетического и демагогического суждения, не неуклюжей отписки: это, мол, сложное произведение, есть разное восприятие, а – внятного ответа на повисающие в тревожном воздухе вопросы:

– Как осуществляется информационная политика, программная политика ТВ вообще и дирекцией Добродеева, в частности, если в ТАКОЙ период наносится удар по сознанию и нравственному состоянию общества?

– Следующий вопрос министерству культуры с новым министром Любимовой, отвечавшей за кино: в министерстве культуры не знали, что президентом объявлен Год памяти и славы? Где новые фильмы о Победе и подвиге народа?

– Политически и формально ТВ курирует не только АП, но и министерство цифрового развития, Роспечать, которые выделяют деньги на СМИ и телепрограммы. Какую яркую издательскую (литература – основа всего!) программу и серию телепрограмм создало агентство навстречу 75-летию Победы? Почему президентский грант получило, например, Псковское отделение Союза писателей России, которое ведёт замечательную видео-акцию «Бессмертный полк», а бессмертные стихи и песни поэтов фронтового поколения на федеральных каналах – почти не звучат?».

Мне сообщили в аппарате, что письмо переправлено в два министерства. Минкульт, который возглавила «энергичная», по словам президента на встрече в Крыму, Ольга Любимова, – пока молчит, а вот министерство цифрового развития – оперативно откликнулось. Лучше бы мне не открывать глаза, как Зулейхе в глухой татарской деревне, и не испытывать очередного потрясения от информационно-культурной политики государства (если всё это безобразие можно так высоко назвать)… Ну, конечно, начинается всё с общечиновничьей мантры, которую и Владимир Путин любит повторять, когда его к стенке припирают, как женщины в Самаре: «Да как детей с таким телевидением воспитывать?» – «Мы в программную политику не вмешиваемся, но – надо противопоставить…». Вот и тут   заместитель директора Департамента государственной политики в области средств массовой информации Г.М. Трубицын начал привычно: «Средства массовой информации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» осуществляют свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Вопросы размещения передач в телеэфире, включая выбор тематики, жанра передач, авторов и ведущих, находятся исключительно в компетенции руководства конкретного средства массовой информации. Вмешательство в какой бы то ни было форме со стороны должностных лиц или государственных органов в редакционную и вещательную политику СМИ является нарушением профессиональной самостоятельности, что в соответствии с действующим законодательством недопустимо».

Я читал этот ответ аккурат в день, когда в ночное и предутреннее время 1 мая мелькнула острая программа Никиты Михалкова «Бесогон. У кого государство в кармане», но была решительно снята из эфира, поскольку задела тех, кто оказался, по заявлению самого режиссёра, неприкасаемым. А кого достаточно мягко, с оговорками коснулся-то? Ну, мельком – спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко, которая вопреки стонам всей образовательной общественности, её жертв, отброшенных назад, да измученных родителей сначала пропела осанну этому давно вынашиваемому ущербному методу и заявила, что «теперь это не только временная мера – дистанционное образование». Сразу 150 000 противников его безумного внедрения подписало петицию, и 27 апреля Валентина Ивановна пошла на попятный: «В России невозможна полная замена очного школьного образования на дистанционное. Хочу успокоить всех родителей, хочу вас заверить, что эта тема вообще не обсуждается». А Михалков спустя три дня вдруг опровергает: «Ещё как обсуждается!». Ведущий приводит давно известный афоризм Дмитрия Пескова (не пресс-секретаря президента, но консультанта по вопросам цифрового развития): «Гугл должен сломать шпиль МГУ». Фразой давно возмущались и цитировали её как девиз губительной, двойной политики в образовании: быдлу – цифра, элите – живое общение. Ну, а скандальное высказывания господина Грефа на завтраке Петербургского экономического форума в День памяти и скорби – 22 июня 2012 года о губительности всеобщего образования для управления и манипулирования населением – вообще вошло в анналы, взорвало интернет и обсуждалось несколько лет в СМИ, хоть Греф и оправдывался, что утрировал, привлёк теории Дао и иудейскую каббалу, чтобы обострить дискуссию о кризисе управления… Но тут, а атмосфере самоизоляции, на фоне невиданных экспериментов всё аукнулось, обострилось и приобрело формы зловещего будущего… 

Но я отвлёкся за этим примером беспардонного вмешательства в программную политику и прямого запрета, вопреки закону аж 1991 года, – от странного ответа департамента  государственной политики в сфере СМИ, который оставил меня в полном недоумении: то ли это издевательство над писателем и профессором, то ли полная чиновничья импотенция? Высокое должностное лицо казённо пишет: «В текущем году особое значение придается тематике 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Указанная тематика в центре внимания теле- и радиоканалов. В ряде газет и журналов как федерального, так и регионального значения запланированы соответствующие серии исторических публикаций. Фильмы, сериалы, а также программы, посвященные исторической и военной тематике, регулярно транслируются на российском телевидении. Так, в эфир федеральных телеканалов в 2020 г. выходили, в частности, художественные и документальные фильмы «Горячий снег», «Генеральская сноха», «Небесный тихоход», «Офицеры», «Приступить к ликвидации», «Дорога на Берлин», «Солдат Иван Бровкин», «Секретно. Сталину. Главная загадка Великой Отечественной», «Иван Бровкин на целине», «Блокада. День 901-й», «Последний эшелон на Восток», «Две войны», «Последний бой», «Солнце светит всем», «Корабли штурмуют бастионы». Необходимо отметить, что в эфире «Первого канала», ТРК ВС «Звезда» и «Пятого канала» уже созданы и выходят в эфир отдельные рубрики, посвященные героям и участникам Великой Отечественной войны».

Как видим, «России-1» с Олегом Добродеевым во главе даже в этом жалком перечне «отдельных рубрик» и фильмов – нет совсем. Но, впадая в некий ступор, особую благодарность хочу выразить правительству, Роспечати и минкульту за «творческие свершения» в  Году памяти и славы: «Небесный тихоход» (1945), любимые с детства «Корабли штурмуют бастионы» (1953) и незабываемый «Горячий снег» (1972). Даже за непрерывно повторяемый фильм «Солдат Иван Бровкин» (1955), только скажу по секрету Трубицыну, что он – не про войну… Ну, а дальше как в бреду читаешь пространное перечисление: «Подведомственное Минкомсвязи России Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) ежегодно на конкурсной основе выделяет субсидии за счет средств федерального бюджета на производство социально значимых проектов в сфере электронных  средств массовой информации – телевизионных и радиопрограмм, телевизионных документальных фильмов, роликов социальной рекламы, поддержку интернетсайтов, имеющих социальное и образовательное значение. Так, в 2019 году государственную поддержку получили многие проекты военно-патриотической направленности, посвященные 75-летию победы в Великой отечественной войне, такие как: циклы телевизионных документальных фильмов «Освобождение. 44-й», «Страницы истории», «Вечный архив. Память поколений», телепрограммы «Поколение, уходящее в вечность», «Олений батальон», «Мужеству забвение не дано…», «Горький вкус победы», проекты периодических печатных изданий «Великая Победа – пространство памяти», «75 лет Победе. Сохранение памяти о подвиге народа как сохранение национального единства», «Мы с тобой наследники Победы!» и другие».

Где это всё? Ответьте, кто это видел? Кто участвовал, особенно из писателей военной тематики, фронтовых корреспондентов и публицистов-патриотов? Я, который по обязанности профессора кафедры журналистики следит за информационным полем – этого просто не знаю, не видел, не заметил даже в майских программах.

Мне стало даже интересно, кто же отвечает за телепространство, за его наполнение, за информационную войну в эфире, громко-то говоря. И ничего не нашёл про Геннадия Трубицына. Обнаружил только антикоррупционную декларацию: доход – 1 175 420 руб. (немного для чиновника такого ранга) и солидную недвижимость – 701 м2 (без уточнения, что имеется в виду, но скрупулёзный 1 м2 – умиляет!). Ни статьи за такой подписью, ни публичного выступления, ни личной программы или мысли главного куратора ТВ – не нашёл. Тогда посмотрел, а кто же у него начальник? Ба, Екатерина Ларина – с такой литературной фамилией. Она тоже давненько не выступала, не делилась соображениями, не давала публичных указаний. Ларина после окончания журфака МГУ в расстрельном 1993 году начала профессиональную деятельность в пресс-центре правительства РФ, с 1998 года – заместитель редактора отдела новостей русской версии журнала Paris Match, в 1999-2003 годах – заместитель главного редактора еженедельника The Russia Journal, еженедельной газеты на английском языке, издававшейся в Москве и Вашингтоне с 1998 по 2005 год. На Западе издание, основанное предпринимателем индийского происхождения, считалось пророссийским, направленным на поддержку деятельности Владимира Путина и критику олигархов, ему противостоявших (прежде всего – Бориса Березовского и Михаила Ходорковского). Запомнилась тем, что стала одним из первых англоязычных изданий, опубликовавшим интервью с Путиным. Всё понятно? В 2005 году газета закрылась, но Екатерина Геннадиевна встала в ряды проверенных соратников, сделалась всего лишь руководителем дискуссионного клуба загубленной газеты «Гудок», но с 2008 года заняла ключевую должность директора департамента государственной политики в области средств массовой информации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Беда лишь в том, что с этого времени в реальном и грозовом информационном пространстве развернулись такие битвы, что недостаточно только политику президента поддерживать – надо её формировать, творить и проводить  твёрдую линию в национальных интересах России, в условиях невиданной борьбы. Третья мировая война уже развернулась в глобальных масштабах. Это не только военные действия, но и диверсии, которые ведутся совсем другим образом. Это война когнитивная, которая отличается даже от привычной, от информационно-психологической тем, что в ней подавляется и подчиняется сознание противника, убиваются смыслы, национальные образы мира, как выражаются философы. Но философии, по-моему, как и национальной идеи – вообще не просматривается! Будущее определяют Грефы, Песковы, Громовы, Кириенки, ни разу не виданные чиновники. Вот что страшно!

С середины 90-х гг. XX века, когда тема «информационной войны» оказалась в фокусе внимания военных теоретиков и практических специалистов, в США появилось множество публикаций, авторы которых пытались подойти по-новому к оценке сущности войны будущего, в которой решающую роль будут играть информационные ресурсы. Среди тех, кто попытался подойти к этой проблеме с новых концептуальных позиций, был полковник ВВС США Ричард Шафрански из Колледжа ВВС (расистский когда-то штат Алабама), который опубликовал статью «Теория информационной войны. Готовясь к 2020 г.». В своей работе 1995 года полковник, а не философ, предсказал ту войну,  разгар которой мы переживаем сегодня. Как в воду смотрел вояка! На Украине  когнитивная война – война на искривление и подавление знаний и смыслов – уже выиграна Западом, ей решил противостоять советский по духу Донбасс и был залит кровью – красной, а не голубой, информационной. Вот и для России настал 2020 год с разящим информационным оружием, предсказанным полковником ВВС. «Зулейха открывает глаза», как и многие деяния на ТВ-пространстве – из этого арсенала.  Страшно, что многие этого не воспринимают, а чиновники и деятели, отвечающие в окружении президента Путина за когнитивную войну, делают вид, что всё нормально, всё под контролем. Страшно, страшнее, чем от эпидемии коронавируса.

 

Подвиг. Ауг. Гадливость

Помню, когда уже давно пришёл руководить каналом «Культура» Сергей Шумаков, в «Литературке» да и в других нелиберальных СМИ оживлённо заговорили: он – русский, родом из героического Курска – сейчас будут перемены, задышит патриотическая культура. Но все они там, засидевшиеся на ТВ донельзя – одинаковы, особенно под крылом зловредного Добродеева...

Когда воевал мой старший брат-Герой (который погиб, защищая блокадный Ленинград), то перед ними, взлетающими на задание с аэродрома Сосново, иногда выступали ленинградские артисты… У меня в голове не укладываются, почему о них по каналу «Культура» сегодня стала рассказывать рыжая Юлия Ауг, которая халтурно сидела в очках и просто зачитывала текст. А почему именно Ауг? Мой брат пал за город Ленина, за советскую Родину, которых Ауг на дух не переносит, о чём я сам слышал от неё на кинофестивале в Выборге. Зато она жалеет эстонских нацистов и тех, кто был выслан, потому что выступал против своего же народа! Надо было дать ей элементарно заработать или обелить свой имидж после того, как актриса снялась в исполненном злобы и ненависти ролике в поддержку «украинских политзаключенных»? Среди них главный – террорист Олег Сенцов, который был обменен и сполна показал русофобское лицо по всему миру. Эстонка и еврейка Ауг играет простую бабу, которая не верит Путину и говорит: «Я бы им эти рожи утюгом!». После чего прикладывает его к телевизору. Напоследок она рассказала нам, что не все, кто любит жовто-блакитный цвет, «мудаки». Ей вот нравится: солнышко и море такого цвета…

И вдруг сидит в святые дни, комментирует чёрно-белый кадры. Так что же, на канале «Культура» – «мудаки» или скрытые противники Победы, державы и всего, что славит в эти дни прижжённый утюгом Ауг президент Путин? Прошу Шумакова мне это объяснить! Он поддерживает вот этих, которых поддерживает Ауг?!

Вообще, в эти предпраздничные дни тема долга и подвига, былого и современного, приобретает новое звучание. Пока Ауг лицемерно учила нас подвижничеству, в программе Малахова смаковали дикие кадры избиения бригады Скорой помощи, а рыжая мадам из Гнесинки – Кирнарская, в лиловом, говорила: «Людей можно понять – надо, как в Японии, куклу бить, чтоб злость сорвать» (такие люди теперь работают проректорами?!), появилось Обращение Союза писателей России после малаховых и зулейх:

ИМЯ ПОДВИГА – ВРАЧ

Слово писателей России

Дорогие врачи, медсёстры – все, кто носит белые халаты и на кого мы с особой надеждой смотрим в эти дни!

Писатели России выражают вам признательность за самоотверженность в борьбе с пандемией и за жизнь наших граждан. В первой шеренге в борьбе с коронавирусом вы – её правый фланг. Вы своим служением не только восхищаете страну – вы её сплачиваете в единую общность...

 

Этот текст и предложения писателей были широко представлены в СМИ. Но в это же время интернет начал полниться молодым предательством и пофигизмом, который показывает, что когда нет государственной идеологии, её заменяет ложь, разобщённость и эгоизм.

 В Калининградской области около сотни врачей и 250 сотрудников среднего медицинского персонала не согласились работать во время пандемии коронавируса, как заявил региональный министр здравоохранения Александр Кравченко, который не мог внятно сформулировать ни причину, ни следствие. Чего ж мы тогда хотим от студентов медвузов? Появился профессиональный ролик с обращением:

«Мы, студенты и ординаторы медицинских вузов, а также работники сферы здравоохранения и их близкие, призываем объединиться все медицинское сообщество (студентов, преподавателей, ординаторов, аспирантов, врачей, фармакологов и независимые профсоюзы), а также всех, кому не безразлично состояние системы здравоохранения нашей страны, на базе единой платформы. Мы выдвигаем следующие требования к условиям прохождения «практической работы»:

– Мы требуем отказаться от принуждения к подписанию добровольных согласий и привлечения студентов к борьбе с пандемией COVID-19, т.к. считаем это неэффективной и опасной попыткой заткнуть давно существующие дыры в системе здравоохранения за счет студентов, которые не обладают достаточными знаниями и навыками…».

Ну и так далее – целое движение против организовали. Выпускница Литературного института и сотрудница Газпрома Яна-Мария Курмангалина написала в ФБ: «Мне вся эта история с принуждением студентов-медиков к практике в заражённых зонах почему-то до мурашек напомнила девяностые, когда наших мальчишек, идущих в армию после школы, отправляли в горячие точки, а потом возвращали родителям в гробах. Я это лично видела. Не делайте из детей пушечное мясо». Сами студенты подхватили это «пушечное мясо» 90-х, стали причитать в соцсетях:  «Почему мы должны страдать от косяков, которые не мы совершали? Мы не инфекционисты…». «От студентов толку нет. Надо привлекать пенсионеров-врачей, частников с практикой. А студентов отправлять  – в безопасные зоны. Мы используем их как пушечное мясо. Так мы потеряем будущее».

Да мы и так с такими студентами и наставниками почти потеряли его – это будущее! Это особенно понятно в такие дни, пронизанные  и тревогой, и апатией, и горькими воспоминаниями о былых трагедиях и подвигах…

Когда на Спасской башне бьют куранты,

Припомню вновь, как в тягостные дни,

Москву спасли кремлевские курсанты –

Ну да, конечно, не одни они,

Но именно – ещё не командиры,

А ладные, отважные бойцы

Спасли столицу, а потом – полмира….

А вот теперь практичные юнцы –

Студенты медицинских академий –

Плюют на этот вирус – хрен бы с ним!

А мы твердим о связи поколений,

О долге. О стране.

                                 Ну, говорим…

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (4)

Комментарии

Комментарий #24326 10.05.2020 в 13:29

Стараюсь читать всё, с чем выступает Александр Бобров - гражданин, патриот, государствееник. Он бьёт в колокол - как государство может проводить антигосударственную политику? Но ведь проводит же!
Г.М.