Николай КОНОВСКОЙ. СТРАШНАЯ БУДЕТ ВОЙНА. К 75-летию Победы. Духовный стих
Николай КОНОВСКОЙ
СТРАШНАЯ БУДЕТ ВОЙНА
К 75-летию Победы. Духовный стих
ВОЛЕЮ ПРОМЫСЛА. 22 ИЮНЯ
(Московское предание)
С безумной пеной на губах
Плясали на святых гробах
Антихристовы предки.
Вбирая смертоносный гул,
Кровавый пенился разгул
«Безбожной пятилетки».
Как ни был разрушитель лют –
Печальные, на Божий люд
Ещё взирали фрески.
Но уж готов закрыть был хам
Ильи Обыденного храм,
Собор Богоявленский.
И множилось под небом зло,
И всё у них как будто шло
По маслу, без запинки.
Сияющий из тьмы годов,
Ко взрыву был уже готов
Храм Пресвятой в Путинках.
Но вечен дух, и тленна плоть.
Когда бы далее Господь
Им попустил злодейство, –
То к сорок третьему б смогли
Последний храм стереть с земли,
Последнее священство.
Но лишь границу перешли
Враги – ко храмам потекли
Все – грешные, святые.
И в чёрном полыханье зла
Всё ж вера спасена была,
И спасена Россия.
МУЧЕНИЧЕСТВО РОССИИ
(Архим. Серафим Батюков)
…Близ обретается, ломится в дверь, –
Как бы там ни голосили.
– Вот началось уже, – скажет, – теперь
Мученичество России.
Скажет для книжных он и для простых:
– Кроется некая тайна,
Что началось всё в день русских святых.
Это – провиденциально.
Спросят, печальную думу тая:
– Как нам молиться о сыне?
– Господи, воля да будет Твоя, –
Ваша молитва отныне.
Твердь содрогается, хищник летит,
Пахнет горящею рожью.
– Кто ж в этой страшной войне победит?
– Матерь Пречистая Божья.
ДОЛГИЕ НОЧИ
(Патриарх Тихон)
Стадо хранил, разрешал и вязал,
Зрел покаянье и вины.
Как-то пред самою смертью сказал:
– Ночь будет долгой и длинной.
Странные слышат при одре слова…
Он же – как видел воочью:
Вся погружается в темень Москва
Долгой военною ночью.
СТРАШНАЯ БУДЕТ ВОЙНА
(Слово прп. Феодосия Кавказского)
I
В этом и наша вина:
Страшная будет война.
Будет везде – там и тут –
Жизнь, как вершащийся Суд.
Горькую чашу испьёт
Бога забывший народ.
Только молящийся – он
Господом будет спасён.
Не призовёт благодать
Богоотступник. Страдать
Будет он в вечности, наг –
Ветром взметаемый прах.
II
Ужасы, ужасы, смерть на пути!
В вечный покой бы скорее войти,
К Господу за воздаяньем,
Только бы лишь – с покаяньем!
НАШЕСТВИЕ ЗЛА
(Прп. Лаврентий Черниговский)
I
Какое мерзостное зло
Нам с Запада понанесло! –
Вся жизнь, как будто бы до дна
Безумцами осквернена.
Такой распад души и грязь,
Что не бывало отродясь…
А Русь великою была!
Как райский крин она цвела.
II
Но слышу чуждый шаг и речь:
То враг идёт пытать и жечь.
О подвига надмирный груз!..
Молитесь за Святую Русь!
БЛАГОСЛОВЕНИЕ О. ЛАВРЕНТИЯ
(Рассказ фронтовика)
Июнь, берущий в оборот.
Благословение на фронт:
– Какая ни случись беда –
Ты только с Богом будь всегда.
Знай, надзирает над тобой
Всегда хранитель – ангел твой;
Он и из мрака исхитит,
От вражьей пули защитит;
Обидит кто – смирись, прощай,
Умри, – но друга выручай.
Ни в окруженье, ни в плену
Ни разу не был. И войну
Прошёл – как мира преставленье,
Всю. Без единого раненья.
СПАСЕНИЕ МОСКВЫ
(Тихвинская икона Божьей Матери)
Вопрос: быть иль не быть стране?
Ждать помощи? – но где? откуда?
Фронт сорок первого – в огне.
Но близко – зимняя остуда.
Подмога вражеской броне –
Ад, вырвавшийся из-под спуда…
На что же уповать, как не
На Русь спасающее Чудо.
Икона древняя, она
По воздуху обнесена
Была вкруг замершего града.
След, где Владычицы нога
Прошла, – для лютого врага
Стал смертоносною преградой.
СТОЛПНИК
(Прп. Серафим Вырицкий)
Вечный невидимый бой:
Небо держал над собой
Старец руками, –
Светлый, подобно свече,
Тысячу дней и ночей –
Тяжко на камне…
Солнце в кромешном аду.
Столп нерушимый в саду.
А до Победы –
Годы сквозь пламя и дым.
Рядом – святой Серафим.
Руки воздеты.
Молит в ночной тишине:
– Ныне Россия в огне, –
Неба подножье.
Чтобы продолжилась жизнь,
Отче Саровский, молись
Матери Божьей.
Некто, трудом истомлён,
Видит пророческий сон,
Дивное что-то:
Старец преследует сам –
Въявь! – по полям и лесам –
Вражии роты!
БЛАЖЕННЫЙ АФАНАСИЙ САЙКО
I
Казалась вечною в войну
Беда, накрывшая страну.
– Скажи, блаженный, дай ответ
Вернётся сын мой или нет?
В ответ блаженный не сказал
Ни слова, только указал –
Вдали, на шедшего в полях
Военного на костылях.
Грядущее провидеть мог
Блаженный: без обеих ног,
Войне оставив медсанбат,
Вернулся к матери солдат.
II
Покойно было над селом.
Семья сидела за столом.
Вдруг шум, движенье за стеной.
Вбежал блаженный: все за мной!
Скорей, кто хочет быть спасён,
Немедленно – из дома вон!..
Мгновенье – и зиял их дом
Воронкою на месте том!
ОБЕТ
(Схиигумен Феодор Ожиганов)
Хмурым днём, за пеленой туманов,
Санинструктор Фёдор Ожиганов
В миг затишья, напряжённый миг,
Устали ни чуя и ни боли,
Собирал на разбомблённом поле
Раненых – оставшихся в живых.
Видит: среди смерти и разора,
Скрежета утихшего и ора, –
Близко, в чёрном, явственно видна, –
Юношам, свечением объятым,
Молча указует на солдата
Мёртвого – Великая Жена.
Морок ли, видение иль чудо –
Как такое явлено, откуда? –
Стоны и моленья там и тут,
Мало ли… – пригрезилось, примстилось…
Видит: с неба лестница спустилась,
И солдата к лестнице несут.
В небе – словно главное оставил, –
Ногу сам на лестницу поставил:
Вон из мира, где кроваво зло,
Где земля – одна сплошная рана…
Молвила Жена лишь кратко: рано.
Рано – и видение ушло.
Столь огромно было потрясенье,
Что в душе в единое мгновенье
Богу был обет произнесён:
Мир и всё, что в мире есть, – оставит,
И в монахах Господа прославит,
Если жив с войны вернётся он.
АНАСТАСИЯ,
МАТЬ О. ФЕОДОРА ОЖИГАНОВА
Всех без отца их растила
В вятской деревне своей,
И на войну проводила
Всех их. Троих сыновей.
Лютых мытарств поизведав,
Бедствием опалены,
Дети вернулись с победой
С немилосердной войны.
…………………………….
Как бы тоска ни пытала,
Но в ожиданье вестей
Неопустимо читала
За воевавших детей –
Все не вернулись доколе, –
Ветхий – зачитан до дыр –
Древний акафист – Николе,
Матери Божьей – Псалтырь.
СКВЕРНОСЛОВИЕ НА ВОЙНЕ
(Игумен Гурий)
В горах, волнах, на поле брани –
Господь хранит своих избранных…
Какое множество солдат,
Коль ведало б, что будет с ними –
Покаялось, а так – погибнет
За сквернословие, за мат.
МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ СЕРГИЙ
(Со слов келейника)
В зиму, сбиравшую дань
Смертную, на Иордань
В помощь живым и убитым
В Битвы решающий год,
Был совершён крестный ход
Сергием, митрополитом.
В неумолкающий ад
Был погружён Сталинград –
В крошево, в ужас столикий.
Зовом отеческим в храм
Насмерть стоящим войскам
Были молитвы владыки:
«Господи воинств святых,
Ты, низвергающий злых, –
Как воссиявшим потиром –
Чашей небесной любви
Родину благослови
Несокрушаемым миром!».
Битвы победный конец
Видел духовный отец,
А пред собою дорогу –
Вечную; как ни страдал
Телом, – душой воссылал
Благодарение Богу.
…………………………..
Вещих полей бытие…
Есть кто-то, зревший сие,
Местоблюстителя кроме?..
Солнце ещё не взошло –
Радио передало
Весть о немецком разгроме.
СУМРАЧНЫЙ ПИТЕР
Город ветров,
Царственный кров,
Сердца обитель,
Бронзовый лик, –
Грозен, велик
Сумрачный Питер.
Службы Поста.
В славе восстав –
Боль и отрада, –
Плещет Невой
Сколок живой
Вышнего Града.
Сад – вертоград!
Здесь: Александр –
Мышцею бранной,
Стук топора,
Воля Петра,
Крест Иоанна.
В злые года
Знали всегда
Русские жены:
Град устоит,
Коль предстоит
Помощь Блаженной!
Горе земли
Превозмогли
Дети блокады.
С нами всегда
Сила Креста,
Отблеск Парада.
……………….
Древних церквей
Монастырей
Светятся главы.
Дышит Невой
Трёхвековой
Холод державы!
ВИДЕНИЕ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В Оптиной – той, что цвела
Крином в безрадостном мире,
Служба вечерняя шла,
Инок читал паремии.
Лики вдруг на образах,
Храм, благовонье горящих
Свечей –
растворились в глазах
Божию службу творящих.
И не возьмут себе в толк:
Вот, уцелеть им всем чтобы, –
В страхе бегут на восток
Многомильонные толпы…
И снизошёл свыше глас,
Словно бы от очевидца:
– То, что вы зрите сейчас,
Вскоре имеет случиться.
Николай Коновской пытается читать книгу современной истории - как Священное писание. Это трудное прочтение - единственно возможное и единственно правильное. Как давалась нам Победа - сообщают и сводки с фронтов, и короткие, мало что говорящие несведущим людям сводки с ПОЛЕЙ ДУХОВНОЙ БРАНИ. Там бились со злом русские святые - богатыри духа. И без их подвига победа была бы невозможна. Спасибо, Николай, за важную подборку - это продолжение "Кельи", продолжение разговора о Божьем Промысле, святых и святости. Наталья Егорова.