ЮБИЛЕЙНОЕ / Александр БОБРОВ. КАКОВ ПОКЛОН МИХАИЛУ ШОЛОХОВУ? К 115-й годовщине гения ХХ века
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. КАКОВ ПОКЛОН МИХАИЛУ ШОЛОХОВУ? К 115-й годовщине гения ХХ века

 

Александр БОБРОВ

КАКОВ ПОКЛОН МИХАИЛУ ШОЛОХОВУ?

К 115-й годовщине гения ХХ века

 

«Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое право строить себе будущее по собственному выбору», – так написал истинно народный писатель, всемирно признанный уроженец Донского края Михаил Шолохов. А мы-то ответный низкий поклон великому писателю-гуманисту и труженику  Михаилу Шолохову можем отдать? Или власть по-барски отделается от юбилея?

Этот вопрос повисает в весеннем воздухе, а ведь вот она,  очередная дата рождения гения – 24 мая, Международный день славянской письменности и культуры, когда должна вручаться премия его имени. Международная премия имени Михаила Шолохова в области литературы и искусства была учреждена в безумном 1992 году Международным сообществом писательских союзов, Союзом художников России, издательством «Советский писатель» и Московским госуниверситетом им. М.А. Шолохова. Тогда в присуждении принимал активное участие Союз писателей России, потому что председателем жюри был его глава – Юрий Бондарев, а первые премии получили Валентин Пикуль, Радован Караджич, Петр Проскурин, Евгений Носов и другие. И присуждалась премия с 1993 по 2010 год, после чего возникли какие-то трудности и даже скандалы… В 2010 же новый губернатор Ростовской области Василий Голубев, переехавший из Подмосковья,  учредил свою – губернаторскую – премию. В положении о ней нет упоминаний ни о прошлых учредителях, ни о какой-либо иной связи с премией международной. Такое понижение статуса премии всемирно признанного писателя, лауреата Нобелевской премии без примеси политиканства, вызывало удивление и глухое недовольство литературного сообщества. И тогда – прорвало!

Секретариат Союза писателей России дал право своему председателю Николаю Иванову отозвать  фамилию секретаря правления Валерия Латынина из списков экспертного совета премии имени М.А. Шолохова, чтобы не позорить имя главной творческой организации. Инициированная писательским сообществом как Всероссийская и международная, она в конечном итоге превратилась в губернаторскую с постыдным для имени нобелевского лауреата вознаграждением победителей в 20 тысяч рублей на пять (!) лет. Право проведения конкурса отдано…  городскому музею, от Ростовской писательской организации, на учёте в которой состоял Михаил Александрович, в состав жюри не вошёл ни один человек.  Местническая премия предназначается только для литераторов, проживающих на территории Ростовской области. Союз писателей, отзывая из экспертного совета секретаря СП России Латынина, тем самым выразил своё полное непонимание отношения земляков к великому писателю и не пожелал участвовать в данном чиновничьем проекте. Я написал гневную отповедь в «Советской России», наши демарши были замечены, и оргкомитет провёл новое заседание, поднял сумму премии до 115 000 рублей. Тоже не ахти, но подействовало!

 

* * *

Магическая юбилейная цифра. Литературная акция-чтение «Вместе с Шолоховым» начнется 24 мая, в ознаменование 115 лет со дня рождения выдающегося русского писателя  в эфире над весенним  Доном. Об этом сообщается на сайте музея-заповедника М.А. Шолохова в станице Вешенская Ростовской области. На сайте «Единой России» написано, что 115 известных представителей культуры, искусства, политики в онлайн формате прочтут главы романа «Они сражались за Родину». Среди тех, кто начнет марафон, внук писателя, заместитель председателя комитета по культуре Госдумы Александр Шолохов, советник президента РФ по культуре Владимир Толстой, губернатор Ростовской области Василий Голубев, министр культуры России Ольга Любимова... Лучше бы министр культуры, которая отвечала за кинематограф до назначения, рассказала, какие фильмы и экранизации вышли к юбилею. Я поинтересовался и выяснил, что последнее свершение – «Продкомиссар» 2018 года (Россия, Молдавия), снятый Максимом Баралюком по рассказу Шолохова. Так и написано: сценарий – Баралюк, Грибиненко, Шолохов – в алфавитном порядке. Смешно! Вспомнился дед Щукарь, его визит к Нагульнову:

«Щукарь поразмыслил и вечером, как только стемнело, пошел к Нагульному на квартиру.

– Здорово, Макарушка!

– Здорово. Ну, чего явился?

– Люди в партию вступают…

– Ну?

– Не запряг ишо, не нукай.

– Дальше?

– А дальше, может, и я хочу поступить. Мне, брат, всю жизню при жеребцах не крутиться. Я с ними не венчанный.

– Так ты чего же хочешь?

– Сказано русским языком: хочу поступить в партию. Затем и пришел, чтобы узнать, какая мне выйдет должность, ну и прочее… Ты мне дай такой пример: что писать и как писать?..

–  Так ты что же?.. Ты думаешь, что в партию ради должностей вступают?

– У нас все партейные на должностях…».

Дед-то, оказывается, в грядущее заглянул! Только тогда партейные на должностях головой за всё отвечали, горели на работе, жизнью своей рисковали, а сегодня – прочитал отрывочек из Шолохова – и трава не расти.

 

* * *

«Тихий Дон» – это художественное полотно большого мастера. В Европе это признают даже враги Советской власти – так написал немецкий писатель Лион Фейхтвангер. В Европе-то, может, давно признали, а у нас в пандемической России, оказывается, ещё не все «враги Советской власти» поняли... День рождения великого мастера приходится на Праздник славянской письменности и культуры 24 мая, а ещё – на день рождения другого Нобелевского лауреата – Иосифа Бродского. Итак, о первых двух событиях по двум главным каналам – ни словечка, для них главное отметить ураз-байрам, а вот Эрнст не может не поставить огромный телефильм «Бродский не поэт», но о юбиляре-славянине Шолохове – ни слова, ни кадра!

Главный редактор «Раша тудей» Маргарита Симоньян – по-прежнему сомневается, вслед за Солженицыным, в авторстве сына Тихого Дона. Кто-то усмехнётся: да кто она такая!? Она, отвечаю, как и Олег Добродеев, несменяемо руководящий «Россией-1», – один из столпов нынешней информационной политики России. Любимица администрации президента завуалированно завела старую песню, вдруг написала в своей ленте: «Чтение сегодняшних новостей все приближает мое прошение об отставке и вообще уход во внутреннюю эмиграцию. Сегодня я узнала, что миллионы людей зачем-то следили за каждым словом милой девушки, очень милой девушки – Тигран как-то знакомил меня с ней и ее мужем, – потом она их разочаровала жестоким высказыванием о домашнем насилии, потом ее за это так же жестоко затравили, лишили контрактов; но главный ужас этой ситуации заключается в том, что я, как медиаменеджер, обязана обо всем этом знать, потому что не имею права игнорировать интересы многомиллионной аудитории. А я не хочу об этом знать. Я хочу знать, почему повесился 16-летний сын Мариенгофа, кто в реальности написал «Тихий Дон» и что было в том самом письме жены Паулюсу».

Не знаю, что особенного могла написать несчастная румынская аристократка-домохозяйка Паулюсу. Меня волнует, что благодаря нынешним СМИ в современной России существует культ фельдмаршала Паулюса, в социальных сетях – сообщества его имени, на форумах – активное обсуждение «подвигов» нацистского генерала. И либеральные СМИ и новые медиа этому способствуют, а государственной стержневой идеологии – нет. Лучше бы сняли телефильм о разработчике плана Барбаросса, который сделал главный вывод жизни: «Никогда больше война не должна исходить с немецкой земли. Пусть это будет моим покаянием перед советским народом за совершенное зло… Я прибыл в Россию ее врагом, а покинул – ее другом». Но это к слову… Многих возмутило второе желание Симоньян: узнать, кто написал «Тихий Дон». Понятно, что судьба неведомой Тодоренко волнует рупор  Раши и её поклонников больше «какого-то Шолохова», но не надо всуе брякать что попало и показывать полную журналистскую необразованность, склонность к пустым, обывательским загадкам, давно разрешенным профессионалами... Рукопись «Тихого Доона» была найдена, накануне 100-летнего юбилея, выкуплена с помощью тогдашнего премьер-министра Владимира Путина и факсимильно издана в «Московском писателе». Подарочный шедевр вручался на торжественном заседании в Большом театре – наверное, последнем литературном собрании там…

Симоньян как идеологический боец просто обязана знать тот факт, о котором поведал русский эмигрант и в прошлом сотрудник ЦРУ Григорий Климов, весьма осведомлённый в тонкостях психологической войны:  «В США, в году этак в 1969 среди кандидатов на докторскую степень в области русской литературы ходило заманчивое предложение: стипендия в 5000 долларов. Но при этом маленький «соцзаказ» – требуется доказать, что Шолохов НЕ автор «Тихого Дона». Кто-то соблазнился, сидел и копался в этой области. Потом эту диссертацию пустили под маркой анонимного «советского литературоведа Д.», который сразу же сыграл в ящик. А для пущей важности расписаться под этим дали Солженицыну. Типичная фальшивка психологической войны».

Я не стану посвящать Симоньян во все филологические тонкости, просто скажу, как один из причастных к изданию рукописи: даже условно беловой, факсимильно изданный вариант показывает, как продолжалась работа гения над отдаваемыми для перепечатки главами романа. Тут никаким другим автором и пахнуть не может – ни по почерку, ни по стилю! Это классическая правка русского литератора – уже в конце, когда, казалось бы, всё написано. Сплошные вставки, переносы, перекидываемые куски. Берешь, например, страницу 41 четвертой части романа. Боже мой, неужели это разбирала машинистка? Памятник надо ставить. Какие-то вставки с полей, стрелки и зачеркивания. А какие улучшения! Вот две правки навскидку: «щеки его, усеянные черной порослью давно не бритой бороды…». Но в сцене наступления действие разворачивается среди зимних полей и Шолохов одним словом как бы приближает портрет персонажа к месту действия: «щеки его, усеянные черным жнивьём…». А вот как передается волнение перед схваткой: «Он говорил Чубатому, глядя на седой, припорошенный снегом гребень окопов…», но Шолохов усиливает нервное состояние ожидающего: «Он говорил Чубатому, щуря неверный взгляд на седой,  припорошенный снегом гребень окопов…». Не просто «глядя», а «щуря неверный взгляд». Как это точно передает напряжение! И таких правок стремительно взрослеющего гения – бездна…

Поскольку все произведения Крюкова стали известны при жизни ненавистника и завистника Шолохова, а действие «Тихого Дона» переваливает за 1920 год, когда умер Крюков, Солженицын вынужден был поддержать анекдотическую версию С.П. Старикова, что «Тихий Дон» «дописал» тесть Шолохова Петр Громославский. Понимая, однако, что и Крюков – довольно слабая кандидатура на роль «первого автора» «Тихого Дона», Солженицын выдвинул еще одну, бредовую идею: «Не могу абсолютно уверенно исключить, что – был, жил, никогда публично не проявленный, оставшийся всем не известен, в Гражданскую войну расцветший и вослед за ней погибший еще один донской литературный гений…». Что тут добавишь: маразм и злопыхательство – не излечиваются. 

 

* * *

Сынок клеветника – Степан Солженицын возглавил крупнейшую угольную компанию России – СУЭК. Ее прежний гендиректор и совладелец Владимир Рашевский, более 15 лет занимавший этот пост, останется в совете директоров компании, а бразды правления передаст символу всего, за что и бодался телёнок с дубом! До конца стало понятно, за что телёнок, сосавший всех маток,  ненавидел Ленина, Сталина, Советскую власть, всех солдат, которые сражались за неё – за равенство и свободный труд. Вот она – настоящая классовая ненависть, скрытная натура мироеда и кровопийцы. Сын поставил точку в писаниях папаши, в его яростном споре с Шолоховым – истинно народным, а не навязанным писателем! Здесь надо вспомнить о писательских амбициях Солженицына, который, по словам Е.С. Булгаковой, считал себя ни много ни мало «младшим братом» самого Михаила Булгакова (Палиевский Петр. Что проявило время // Лит. газета, 2008, № 50).

Но утвердиться в качестве первого русского писателя своей эпохи Солженицыну, как бы его ни возносили Ельцин и Путин, и тогда явно мешал Шолохов, и сегодня никакие памятники не затмят понимания: кто есть кто? Кто певец, а кто враг русского народа. Увы, даже узнав о существовании шолоховской рукописи, Солженицын не захотел или не нашел в себе моральных сил отказаться от своей ошибочной точки зрения на авторство «Тихого Дона». Не власть определила место Шолохова: когда был его прижизненный юбилей, он сидел в президиуме вместе с членами ЦК и правительства, ему воздавали почести, но в своём ответном слове Шолохов сказал: «Я благодарен своему народу», а власть даже не упомянул. А что есть Солженицын без властной и зарубежной поддержки, без навязывания сверху? А Шолохов снискал уважение мировых светил. Так, в  1964 году от Нобелевской премии отказался Жан-Поль Сартр, объяснив это, кроме прочего, личным сожалением, что премии не был удостоен Шолохов: «Вызывает сожаление тот факт, что Нобелевская премия была присуждена Пастернаку, а не Шолохову, и что единственным советским произведением, получившим премию, была книга, изданная за границей и запрещенная в родной стране», – писал Сартр, демонстрируя полное понимание политиканского духа премии, которая была полностью изничтожена вручением её Светлане Алексиевич. Во многом этот жест Сартра предопределил выбор лауреата в 1965 году. Шолохов получил премию с внятной формулировкой: «за художественную силу и правдивость, с которой он в своей донской эпопее срисовал историческую эпоху из жизни российского народа». За художественную силу и правдивость – высшая оценка для русского писателя. А вот вялая формулировочка другого литератора, рождённого 24 мая:  «за всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью». То есть за многожанровость и многословие (порой без ясности, добавил бы я как автор книги о Бродском). Разница!

В своей речи во время церемонии награждения в Стокгольме Шолохов сказал, что его целью было «превознести нацию тружеников, строителей и героев». Эту нацию – ненавидел Солженицын и Ко. И назначение сына Степана угольным магнатом нищающей России – последняя точка в этом сравнении.  Но правдивое слово в России ещё что-то значит. Вмешательство писателя в жизнь через газету  – это тоже наказ Шолохова. Сам он весной 1978 года написал письмо генеральному секретарю ЦК КПСС: «Одним из главных объектов идеологического наступления врагов социализма является в настоящее время русская культура, которая представляет историческую основу, главное богатство социалистической культуры нашей страны». И дальше – всю правду... Многозначное славянское слово – наказ: это и завет, и совет, и наказание, если пренебрежёшь.

Эх, нынешнему президенту Владимиру Путину перечитать бы главный наказ гения, задуматься!

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (4)

Комментарии

Комментарий #24609 23.05.2020 в 06:40

Ленин говорит Горькому: прочитал вашу книгу "Мать". Очень нужная книга.
Приношу я как-то Ленину книгу под названием "Либералы-мать вашу"!
Прочитал Ленин и говорит: о,это более нужная книга! И засмеялся,довольный.