ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / Ван ЛИЕ. ПОЭТИКА КОНТРАСТА. Перечитывая стихотворение Александра Блока «Незнакомка»
Ван ЛИЕ

Ван ЛИЕ. ПОЭТИКА КОНТРАСТА. Перечитывая стихотворение Александра Блока «Незнакомка»

16.06.2020
4535
1

 

Ван ЛИЕ, профессор филологии Пекинского университета

ПОЭТИКА КОНТРАСТА

Перечитывая стихотворение Александра Блока «Незнакомка»

 

Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка» (1906), отличаясь глубоким идейным содержанием и совершенным художественным мастерством, может по праву считаться не только одним из самых ярких и значительных созданий поэта, но и одним из совершенных творений всей русской лирики.

Большое стихотворение или небольшая поэма «Незнакомка» делится на две части, которые контрастируют друг с другом. Именно на этих контрастах концентрируется идейное утверждение Блока-символиста: неприятие реальности и уход в инореальность.

В первой части (первые 6 строф) поэт броским пером, крупными деталями раскрашивает мир не только обыденный, но и опошлившийся. Эта экспозиционная часть одновременно служит завязкой для второй части (остальные 7 строф) – появлению Незнакомки.

Во второй части стихотворения развёртывается картина инореальности, где появляется видение авторского «я», идеал его души. Причём, контраст является главным принципом, определяющим композицию стихотворения: возвышенному характеру мистической встречи лирического героя с Незнакомкой, с которой его связывают «глухие тайны», противоречит пошлая обстановка загородного ресторана, поэтическому настроению героя противопоставлены его весьма прозаические поступки.

Реальность первой части – «скука загородных дач» – такова: здесь царит смутность, хаос и вульгарность, «пыль переулочная», «горячий воздух дик и глух». В первой же части выявляется и внутренняя антитеза: весенний дух должен быть живым, но здесь он – «тлетворный». Этот эпитет как будто должен подсказать, что всё весеннее существо не успело ещё родиться, но уже умирает; благородная и романтическая любовь сделалась низменным развратным поведением, даже нейтральное слово «дама» приобрело уничижительный оттенок: не возлюбленные гуляют по бульварам и не в поэтичных аллеях, а «испытанные остряки» «среди канав гуляют с дамами», «заламывая котелки». И озеро, и особенно луна, которые принято считать самыми поэтичными предметами, здесь сделались самыми бессмысленными, уродливыми вещами: «А в небе ко всему приученный бессмысленно кривится диск».

В отличие от других символистов Блок в самом начале желает приближения к реальности, но она лишь разочаровывает героя, приносит ему только одиночество. Одинокий поэт приглашает одинокий «диск», остались только «луна» в вине, «я» и «тень». Такое триединство ещё в большей степени усиливает и одиночество героя, его унылое настроение и оттеняет скучную и пошлую обстановку.

Лирический герой и поэт в этом стихотворении максимально сближены: «И каждый вечер друг единственный в моём стакане отражен». Герой каждый вечер «в час назначенный» посещает пошлый ресторан, где от «пьяниц с глазами кроликов» он слышит и принимает «In vino veritas!» («Истина в вине»), а не в уродливой реальности, или, можно сказать иначе, истину в такой реальности не найдёшь. 5-ая и 6-ая строфы лишь усиливают его разочарование и возбуждают в нём антипатию и нескрываемое отвращение к реальному миру.

Вторая часть стиха передаёт диалектическое познание поэта об инореальности и составляет преимущество блоковской лирики, между тем строфы второй части создают контраст с первой частью: мистический, ароматный и великолепный динамичный мир контрастирует с реальным дисгармоничным миром, наполненным шумом, пылью, хаосом.

Этот идеальный мир одновременно насыщен видениями, грезами и воображениями, воспроизводится персонифицированными мечтами. Поэт, которого разочаровал обыденный мир, приобрел надежду благодаря появлению Незнакомки. Её образ и образы окружающих обывателей (пьяниц, лакеев, визжащих женщин и др.) ярко контрастируют друг с другом. Медленно проходит она сквозь толпу, «всегда без спутников, одна»… Но именно она стала путеводителем поэта из реальности в иную реальность. Незнакомка – воплощение таинственной красоты, красоты полуземной и полунебесной. Её красота – воплощение идеальной и непостижимой гармонии – возвышается над   смутным миром обыденности, такая красота выше всяких предрассудков. Одна без спутников она медленно движется, почти плывёт в реальном мире, «дыша духами и туманами». Всё это намекает на то, что красота у неё несравненная и сдержанная.

Поэт крупными мазками и яркими деталями нарисовал её роскошную, таинственную и классическую красоту, только такая красота возбудила в герое «странную близость». Итак, герой гордится: «Мне чье-то солнце вручено,/ И все души моей излучины/ Пронзило терпкое вино». Именно благодаря такой красоте, внутренний мир поэта становится богаче: «В моей душе лежит сокровище,/ И ключ поручен только мне!».

Если афористическая «Истина в вине» в конце первой части выражает смирение и оглушенность лирического героя, то в концовке второй части стихотворения «Истина в вине» является окончательным познанием и итогом реальной жизни. Двоемирие построенно на основе разделения бытового (вино «в моём стакане») и воображаемого (истина, тайны «сокровища») планов. Лирический герой – неординарная личность, для которой латынь, тем более в расхожем варианте, обязательна, – и таинственная Незнакомка… Что их объединяет? оба они совершенно одиноки, но по какой-то странной случайности  встретились в этом реальном мире. Хмельное «Истина в вине» приобрело иной смысл: истина не в прозе жизни, а в неприятии пошлой реальности, истина в уходе от неё в инореальность, в несбыточные мечты. В вине не только истина, но и красота, но и сама Незнакомка, её воображаемый идеал.

Александр Блок родом из «дворянского гнезда». Дух культуры и атмосфера «вечной женственности» питали его тонкую и богатую душу. Всё это воспитывало хороший литературный и чуткий музыкальный слух. Впоследствии это воплотится во всём богатстве его поэтики. Прибегая к нетривиальным уподоблениям и чудным словосочетаниям, поэт выражает своё отвращение к реальному миру, где даже «воздух... дик и глух», причём синестезия только оттеняет вульгарность и скуку. «Весенний ... дух» сочетается с эпитетом «тлетворный», и эти нелепые сочетания усиливают вульгарность, грубость. (Уже упоминали  «испытанных остряков», которые «гуляют с дамами» только на задворках, среди канав.) Как отметил Е.Эткинд, стихотворение явственно делится на две части в соответствии со стилистическими особенностями. И тогда в первой части такой внешний мир, в котором «царят дисгармоничные, уродливые звуки – пьяные крики, детский плач, скрип уключин, «раздаётся женский визг». Заметим, безвыходность и оглушительность обстоятельств усилены непрерывным повторением союза «и»: «И правит окриками пьяными/ Весенний и тлетворный дух», «И раздаётся детский плач», «И раздаётся женский визг», а совершенное проявление настроения в конце концов опирается на анафору на первом стихе 3,5,7 строф: «И каждый вечер...». За этой вполне реальной картиной угадывается трагическое неблагополучие всей жизни России.

Но всё меняется с появлением Незнакомки: определённость уступает место таинственной зыбкости, уродливый крик и визг – гармонической музыкальности.

Стихотворение «Незнакомка» с полным основанием относится к типичной символистской лирике. Такая типичность проявляется не только в идейном утверждении, но и в эстетическом кредо поэта. Всё стихотворение является художественным родословным древом, которое включает в себя цвет – свет – тень, звук – запах – движение. Поэт, используя образ ощутимого и вместе с тем конкретного существа, проникает в невидимый внутренний микромир человека.

В стихотворении не только художественные детали быта и его «глухие тайны» составляют контраст, не только сюжет о Незнакомке основан на противопоставлении – ее появлении и исчезновении, но и фонетический ряд построен также по принципу контраста. Мы отмечаем, что фонетическое звучание освещает тему и выражает пластику образа Незнакомки.

Возьмём первое двустишие первой строфы в качестве примера:

По вечерам над ресторанами              ⅴⅴⅴ-ⅴⅴⅴ-ⅴⅴ

Горячий воздух дик и глух...                ⅴ-ⅴ-ⅴ-ⅴ-

 

Уже в самом же начале стихотворения встречаются заднеязычные звуки, произношение которых вызывает у людей неприятное ощущение и тайно выражает отвращение к реальности. Здесь, кроме плотных заднеязычных звуков, собираются вместе много труднопроизносимых согласных, обнаруживается нерегламентированное использование ударных гласных. Придерживаясь поэтического кредо М.Ломоносова: «…слагая стихи, отбирать слово не только по смыслу, но и по звучанию», – Блок отбирал слово не только по звучанию, но и по смыслу. По сопоставлению с первой частью, начальная строфа второй части такова:

И каждый вечер, в час назначенный           ⅴ-ⅴ-ⅴ-ⅴ-ⅴⅴ

(Иль это только снится мне?),                      ⅴ-ⅴ-ⅴ-ⅴ-

Девичий стан, шелками схваченный,          ⅴ-ⅴ-ⅴ-ⅴ-ⅴⅴ

В туманном движется окне.                           ⅴ-ⅴ-ⅴ-ⅴ-

 

Процитированные стихи приводят нас к выводу: прибегая к свистящим согласным (ч, щ, с), с их помощью поэт передаёт шелест шёлкового платья героини и её загадочный облик, придаёт Незнакомке черты земные: «девичий стан», «очи синие», «узкая рука» и приснившиеся: «берег очарованный», «очарованная даль». Гармония гласных в стихах, воссоздающих появление Незнакомки (в 7-мой строфе) во второй части, и дисгармония ритма при изображении пошлой реальности, например, в первом двустишии первой части создают сильный контраст. Жесткие сочетания согласных: [г.], [к], [х] и ряд труднопроизносимых согласных, с помощью которых поэт создаёт вульгарный образ скучной реальности, плотно показываются, а во второй части – поэт максимально использует гласные звуки: [а], [о], [и], [у], [э]. Звук «а» используется в высочайшей частоте. Он сделал лирическое стихотворение музыкальным, исполнил такую художественную функцию, что поэтический текст можно петь без нот. Вместе с другими гласными им оттеняется образ Незнакомки:

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Её упругие щелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

 

Создания совершенства характера образа Незнакомки поэт добивается использованием согласных. Контрастируя с первой частью, во второй – максимально использовал сонорные согласные звуки: [л], [м], [н], [р].

Своеобразие стихосложения двух частей выполняет роль, которая должна считаться завершающими штрихами в освещении темы, композиции, системы образов. Рифмовка, которая приходится только на согласные, ассонансный характер поэтики Блока; аллитерация, которой предшествуют ассонансы; гармония гласных созвучна образу Незнакомки, но контрастирует с диссонансными, жесткими сочетаниями согласных, благодаря которым создается образ реальности.

Необыкновенная музыкальность данного стихотворения звучит в пересечении и сочетании ритма и рифмы, инкрустируется в изображении образа Незнакомки. Дактилические и мужские рифмы чудесно сочетаются друг с другом в ломоносовском четырёхстопном ямбе и перекрёстной рифмовке.

В художественных приёмах «Незнакомки» проявились метафора,  синестезия (соединение ощущений разных органов чувств), с помощью  ассоциации поэт воспроизводит перемещение чувств, их перемену. Использование синестезии может «прорвать» ограничение языка, обогатить эстетический вкус, исполнить функции, усиливающие художественность в литературе. В стихах «воздух ... дик и глух» «воздух» изображается не при помощи обоняния, но с помощью зрения и слуха. Именно в этом сказывается иррациональный настрой и таинственное, смутное содержание, присущие символизму; достигаются художественные и словесные эффекты для изображения реальной скуки и безысходности обстановки и переживаний героя. В портретных деталях Незнакомки «очи» оказываются «бездонными», как будто поэт применяет метод доказательства от противного; приведение к абсурду подсказывает, что глаза её имеют «дно». Верхом совершенства должно считать блоковское: «очи ... цветут». Здесь параллельно используется синестезия и овеществление, которое относится к категории метафоры.

«Незнакомка» – произведение, которое было необычайно дорогим для Александра Блока, он его сам особо ценил. Позже стихотворение было трансформировано, переделано в одноименную трагедию. В стихотворении нашла мерцающее отражение трагедия и тайна отношений Александра Блока, Любови Менделеевой и Андрея Белого. Но, с другой стороны, это стихотворение передало идейное настроение поколения интеллигентов в определённый период, и, наконец, в нем отражается эстетическое кредо символизма и новаторское утверждение самого поэта, который внёс в это течение новые смысловые и художественные выражения. Осознавая «Незнакомку» как преддверие к своим произведениям с отчётливо выраженной общественной проблематикой, Блок признавался, что если бы он не написал «Незнакомку» и «Балаганчик», не было бы написано и «Куликово поле».

Стихотворение «Незнакомка» всегда тесно связывается с именем самого поэта. По словам А.Терновского: «Стоит произнести имя Блока – и тотчас же возникают в сознании его строки: «И каждый вечер в час назначенный...»».

Китай, Пекин

================================================

Редакция приносит извинения профессору-слависту Ван Лие за ошибочную публикацию в №9 газеты за 2011 год статьи профессора А.В. Терновского "Незнакомка" под авторством Ван Лие.

Приносим извинение и родственникам покойного профессора А.В. Терновского.

 

Комментарии

Комментарий #24987 20.06.2020 в 19:07

Профессор Ван Лие один из лучших исследователей русской лирики и русской прозы. Его вклад в китайскую русистику неоценим.