
Ван ЛИЕ. ПОЭТИКА КОНТРАСТА. Перечитывая стихотворение Александра Блока «Незнакомка»
Ван ЛИЕ, профессор филологии Пекинского университета
ПОЭТИКА КОНТРАСТА
Перечитывая стихотворение Александра Блока «Незнакомка»
Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка» (1906), отличаясь глубоким идейным содержанием и совершенным художественным мастерством, может по праву считаться не только одним из самых ярких и значительных созданий поэта, но и одним из совершенных творений всей русской лирики.
Большое стихотворение или небольшая поэма «Незнакомка» делится на две части, которые контрастируют друг с другом. Именно на этих контрастах концентрируется идейное утверждение Блока-символиста: неприятие реальности и уход в инореальность.
В первой части (первые 6 строф) поэт броским пером, крупными деталями раскрашивает мир не только обыденный, но и опошлившийся. Эта экспозиционная часть одновременно служит завязкой для второй части (остальные 7 строф) – появлению Незнакомки.
Во второй части стихотворения развёртывается картина инореальности, где появляется видение авторского «я», идеал его души. Причём, контраст является главным принципом, определяющим композицию стихотворения: возвышенному характеру мистической встречи лирического героя с Незнакомкой, с которой его связывают «глухие тайны», противоречит пошлая обстановка загородного ресторана, поэтическому настроению героя противопоставлены его весьма прозаические поступки.
Реальность первой части – «скука загородных дач» – такова: здесь царит смутность, хаос и вульгарность, «пыль переулочная», «горячий воздух дик и глух». В первой же части выявляется и внутренняя антитеза: весенний дух должен быть живым, но здесь он – «тлетворный». Этот эпитет как будто должен подсказать, что всё весеннее существо не успело ещё родиться, но уже умирает; благородная и романтическая любовь сделалась низменным развратным поведением, даже нейтральное слово «дама» приобрело уничижительный оттенок: не возлюбленные гуляют по бульварам и не в поэтичных аллеях, а «испытанные остряки» «среди канав гуляют с дамами», «заламывая котелки». И озеро, и особенно луна, которые принято считать самыми поэтичными предметами, здесь сделались самыми бессмысленными, уродливыми вещами: «А в небе ко всему приученный бессмысленно кривится диск».
В отличие от других символистов Блок в самом начале желает приближения к реальности, но она лишь разочаровывает героя, приносит ему только одиночество. Одинокий поэт приглашает одинокий «диск», остались только «луна» в вине, «я» и «тень». Такое триединство ещё в большей степени усиливает и одиночество героя, его унылое настроение и оттеняет скучную и пошлую обстановку.
Лирический герой и поэт в этом стихотворении максимально сближены: «И каждый вечер друг единственный в моём стакане отражен». Герой каждый вечер «в час назначенный» посещает пошлый ресторан, где от «пьяниц с глазами кроликов» он слышит и принимает «In vino veritas!» («Истина в вине»), а не в уродливой реальности, или, можно сказать иначе, истину в такой реальности не найдёшь. 5-ая и 6-ая строфы лишь усиливают его разочарование и возбуждают в нём антипатию и нескрываемое отвращение к реальному миру.
Вторая часть стиха передаёт диалектическое познание поэта об инореальности и составляет преимущество блоковской лирики, между тем строфы второй части создают контраст с первой частью: мистический, ароматный и великолепный динамичный мир контрастирует с реальным дисгармоничным миром, наполненным шумом, пылью, хаосом.
Этот идеальный мир одновременно насыщен видениями, грезами и воображениями, воспроизводится персонифицированными мечтами. Поэт, которого разочаровал обыденный мир, приобрел надежду благодаря появлению Незнакомки. Её образ и образы окружающих обывателей (пьяниц, лакеев, визжащих женщин и др.) ярко контрастируют друг с другом. Медленно проходит она сквозь толпу, «всегда без спутников, одна»… Но именно она стала путеводителем поэта из реальности в иную реальность. Незнакомка – воплощение таинственной красоты, красоты полуземной и полунебесной. Её красота – воплощение идеальной и непостижимой гармонии – возвышается над смутным миром обыденности, такая красота выше всяких предрассудков. Одна без спутников она медленно движется, почти плывёт в реальном мире, «дыша духами и туманами». Всё это намекает на то, что красота у неё несравненная и сдержанная.
Поэт крупными мазками и яркими деталями нарисовал её роскошную, таинственную и классическую красоту, только такая красота возбудила в герое «странную близость». Итак, герой гордится: «Мне чье-то солнце вручено,/ И все души моей излучины/ Пронзило терпкое вино». Именно благодаря такой красоте, внутренний мир поэта становится богаче: «В моей душе лежит сокровище,/ И ключ поручен только мне!».
Если афористическая «Истина в вине» в конце первой части выражает смирение и оглушенность лирического героя, то в концовке второй части стихотворения «Истина в вине» является окончательным познанием и итогом реальной жизни. Двоемирие построенно на основе разделения бытового (вино «в моём стакане») и воображаемого (истина, тайны «сокровища») планов. Лирический герой – неординарная личность, для которой латынь, тем более в расхожем варианте, обязательна, – и таинственная Незнакомка… Что их объединяет? оба они совершенно одиноки, но по какой-то странной случайности встретились в этом реальном мире. Хмельное «Истина в вине» приобрело иной смысл: истина не в прозе жизни, а в неприятии пошлой реальности, истина в уходе от неё в инореальность, в несбыточные мечты. В вине не только истина, но и красота, но и сама Незнакомка, её воображаемый идеал.
Александр Блок родом из «дворянского гнезда». Дух культуры и атмосфера «вечной женственности» питали его тонкую и богатую душу. Всё это воспитывало хороший литературный и чуткий музыкальный слух. Впоследствии это воплотится во всём богатстве его поэтики. Прибегая к нетривиальным уподоблениям и чудным словосочетаниям, поэт выражает своё отвращение к реальному миру, где даже «воздух... дик и глух», причём синестезия только оттеняет вульгарность и скуку. «Весенний ... дух» сочетается с эпитетом «тлетворный», и эти нелепые сочетания усиливают вульгарность, грубость. (Уже упоминали «испытанных остряков», которые «гуляют с дамами» только на задворках, среди канав.) Как отметил Е.Эткинд, стихотворение явственно делится на две части в соответствии со стилистическими особенностями. И тогда в первой части такой внешний мир, в котором «царят дисгармоничные, уродливые звуки – пьяные крики, детский плач, скрип уключин, «раздаётся женский визг». Заметим, безвыходность и оглушительность обстоятельств усилены непрерывным повторением союза «и»: «И правит окриками пьяными/ Весенний и тлетворный дух», «И раздаётся детский плач», «И раздаётся женский визг», а совершенное проявление настроения в конце концов опирается на анафору на первом стихе 3,5,7 строф: «И каждый вечер...». За этой вполне реальной картиной угадывается трагическое неблагополучие всей жизни России.
Но всё меняется с появлением Незнакомки: определённость уступает место таинственной зыбкости, уродливый крик и визг – гармонической музыкальности.
Стихотворение «Незнакомка» с полным основанием относится к типичной символистской лирике. Такая типичность проявляется не только в идейном утверждении, но и в эстетическом кредо поэта. Всё стихотворение является художественным родословным древом, которое включает в себя цвет – свет – тень, звук – запах – движение. Поэт, используя образ ощутимого и вместе с тем конкретного существа, проникает в невидимый внутренний микромир человека.
В стихотворении не только художественные детали быта и его «глухие тайны» составляют контраст, не только сюжет о Незнакомке основан на противопоставлении – ее появлении и исчезновении, но и фонетический ряд построен также по принципу контраста. Мы отмечаем, что фонетическое звучание освещает тему и выражает пластику образа Незнакомки.
Возьмём первое двустишие первой строфы в качестве примера:
По вечерам над ресторанами ⅴⅴⅴ-ⅴⅴⅴ-ⅴⅴ
Горячий воздух дик и глух... ⅴ-ⅴ-ⅴ-ⅴ-
Уже в самом же начале стихотворения встречаются заднеязычные звуки, произношение которых вызывает у людей неприятное ощущение и тайно выражает отвращение к реальности. Здесь, кроме плотных заднеязычных звуков, собираются вместе много труднопроизносимых согласных, обнаруживается нерегламентированное использование ударных гласных. Придерживаясь поэтического кредо М.Ломоносова: «…слагая стихи, отбирать слово не только по смыслу, но и по звучанию», – Блок отбирал слово не только по звучанию, но и по смыслу. По сопоставлению с первой частью, начальная строфа второй части такова:
И каждый вечер, в час назначенный ⅴ-ⅴ-ⅴ-ⅴ-ⅴⅴ
(Иль это только снится мне?), ⅴ-ⅴ-ⅴ-ⅴ-
Девичий стан, шелками схваченный, ⅴ-ⅴ-ⅴ-ⅴ-ⅴⅴ
В туманном движется окне. ⅴ-ⅴ-ⅴ-ⅴ-
Процитированные стихи приводят нас к выводу: прибегая к свистящим согласным (ч, щ, с), с их помощью поэт передаёт шелест шёлкового платья героини и её загадочный облик, придаёт Незнакомке черты земные: «девичий стан», «очи синие», «узкая рука» и приснившиеся: «берег очарованный», «очарованная даль». Гармония гласных в стихах, воссоздающих появление Незнакомки (в 7-мой строфе) во второй части, и дисгармония ритма при изображении пошлой реальности, например, в первом двустишии первой части создают сильный контраст. Жесткие сочетания согласных: [г.], [к], [х] и ряд труднопроизносимых согласных, с помощью которых поэт создаёт вульгарный образ скучной реальности, плотно показываются, а во второй части – поэт максимально использует гласные звуки: [а], [о], [и], [у], [э]. Звук «а» используется в высочайшей частоте. Он сделал лирическое стихотворение музыкальным, исполнил такую художественную функцию, что поэтический текст можно петь без нот. Вместе с другими гласными им оттеняется образ Незнакомки:
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие щелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Создания совершенства характера образа Незнакомки поэт добивается использованием согласных. Контрастируя с первой частью, во второй – максимально использовал сонорные согласные звуки: [л], [м], [н], [р].
Своеобразие стихосложения двух частей выполняет роль, которая должна считаться завершающими штрихами в освещении темы, композиции, системы образов. Рифмовка, которая приходится только на согласные, ассонансный характер поэтики Блока; аллитерация, которой предшествуют ассонансы; гармония гласных созвучна образу Незнакомки, но контрастирует с диссонансными, жесткими сочетаниями согласных, благодаря которым создается образ реальности.
Необыкновенная музыкальность данного стихотворения звучит в пересечении и сочетании ритма и рифмы, инкрустируется в изображении образа Незнакомки. Дактилические и мужские рифмы чудесно сочетаются друг с другом в ломоносовском четырёхстопном ямбе и перекрёстной рифмовке.
В художественных приёмах «Незнакомки» проявились метафора, синестезия (соединение ощущений разных органов чувств), с помощью ассоциации поэт воспроизводит перемещение чувств, их перемену. Использование синестезии может «прорвать» ограничение языка, обогатить эстетический вкус, исполнить функции, усиливающие художественность в литературе. В стихах «воздух ... дик и глух» «воздух» изображается не при помощи обоняния, но с помощью зрения и слуха. Именно в этом сказывается иррациональный настрой и таинственное, смутное содержание, присущие символизму; достигаются художественные и словесные эффекты для изображения реальной скуки и безысходности обстановки и переживаний героя. В портретных деталях Незнакомки «очи» оказываются «бездонными», как будто поэт применяет метод доказательства от противного; приведение к абсурду подсказывает, что глаза её имеют «дно». Верхом совершенства должно считать блоковское: «очи ... цветут». Здесь параллельно используется синестезия и овеществление, которое относится к категории метафоры.
«Незнакомка» – произведение, которое было необычайно дорогим для Александра Блока, он его сам особо ценил. Позже стихотворение было трансформировано, переделано в одноименную трагедию. В стихотворении нашла мерцающее отражение трагедия и тайна отношений Александра Блока, Любови Менделеевой и Андрея Белого. Но, с другой стороны, это стихотворение передало идейное настроение поколения интеллигентов в определённый период, и, наконец, в нем отражается эстетическое кредо символизма и новаторское утверждение самого поэта, который внёс в это течение новые смысловые и художественные выражения. Осознавая «Незнакомку» как преддверие к своим произведениям с отчётливо выраженной общественной проблематикой, Блок признавался, что если бы он не написал «Незнакомку» и «Балаганчик», не было бы написано и «Куликово поле».
Стихотворение «Незнакомка» всегда тесно связывается с именем самого поэта. По словам А.Терновского: «Стоит произнести имя Блока – и тотчас же возникают в сознании его строки: «И каждый вечер в час назначенный...»».
Китай, Пекин
================================================
Редакция приносит извинения профессору-слависту Ван Лие за ошибочную публикацию в №9 газеты за 2011 год статьи профессора А.В. Терновского "Незнакомка" под авторством Ван Лие.
Приносим извинение и родственникам покойного профессора А.В. Терновского.
Профессор Ван Лие один из лучших исследователей русской лирики и русской прозы. Его вклад в китайскую русистику неоценим.