Александр БАЛТИН. ГОЛОСА СИБИРСКИХ ПОЭТОВ. Извечная русская тема
Александр БАЛТИН
ГОЛОСА СИБИРСКИХ ПОЭТОВ
Извечная русская тема
1
Значимые слова, свидетельствующие о величие Ангары, её плёсов, ярко, перьями цветными разлетались в поэзии Молчанова-Сибирского:
Хороши вы, ангарские плесы,
Чешуею блестит шивера,
Голубые, зеленые косы
Распустила моя Ангара.
Тут Ангара родная, почти домашняя, с водою, обеспечивающей жизнь… и отдохновение.
Ветеран войны, тесно связанный с Иркутском, Сергей Молчанов-Сибирский ощущал реальность, как песни Родины, и, войну прошедши, неся в себе огонь, знал, сколь ценна обыденная жизнь:
В походной, пробитой ветрами шинели
Солдат возвращался с победой домой.
Он ехал, и села навстречу летели.
Мгновенье... покажется город родной.
Остались далеко походные дали,
Содружество долгих военных лет,
Сверкали, позвякивая, медали –
Почетные знаки недавних побед.
Крепко сбитые, точно сделанные стихи, где каждая деталь уместна, и то, что стихотворение называется «Здравствуй, Иркутск!», вполне знаково.
И великая река, и предместье родного города воспевались поэтом; иногда ему хватало четырёх строчек, чтобы нарисовать картину, зафиксировать пейзаж:
Оно не такое теперь, как бывало,
Уже забралось на вершину горы.
Трамваи по рельсам бегут от вокзала
И смотрят в зеленую синь Ангары.
Всё видно, всё выявлено, и всё – как ива, обрызганная дождём, как наползающие вечером волокнистые речные туманы, как тихий глас великой и бесконечной родины.
2
Анатолий Ольхон пел ангарскую родину – сибиряк, участник войны, он едва ли смог бы отделить жизнь свою от сокровенной и явной русской темы – и тему эту толковал широко, как только и может сибиряк:
Взгляни, скорей взгляни сюда!
Стремительно скользит вода –
Зелено-синяя руда;
Огромный, рвущийся поток,
Тугой, прозрачный завиток
Слюдой кипучей засверкал...
Здесь обрывается Байкал...
Так воспевается исток Ангары – о! тут именно водная руда: необыкновенной мощи, обещающая бесконечность жизни, и неоскудение русских вод, как неоскудение русского духа.
А вот «Памятник Шелихову в Иркутске» – открывателю Аляски, мощному, ветрами продутому, не знающему страха человеку: и поэтический размах стихотворения – от былин:
Здесь лежит открыватель Аляски –
Наш российский Колумб,
Полномочный наместник
рубежных морей.
Два столетья о нем
повторяет былинные сказки
На границе полярного круга
Грохочущий льдами борей.
И рокочет голос поэта, погружённого в бездну истории, сопряжённой с настоящим.
В стихах Анатолия Ольхона много яркого, блещущего ледяным высверком – ведь невозможно снег обозначить как белый! Он даёт бессчётное количество оттенков!
Загораются синие огни детства, вспыхивают изумрудный и красноватый оттенки взросления…
Много цвета – богатство палитры; и мысль, кажется, сама проводится через разнообразные нюансы цвета, и стихи живут: плывут, как богато оснащённые надёжные корабли…
3
Ах, одного солнца мало поэту!
Хочется шире, больше – предельно много – весь мир:
В речном, березовом краю,
Где никли беды и печали,
Шальную голову мою
Четыре солнца освещали.
О, дальше Юрий Аксаментов распустит многообразие цвета – загорится, заблестит золотой, гуще и более странно будет смотреться цвет, тронутый пылью; заржут кони, неистовой голубизной вспыхнет небо…
Сибирские поэты не могут не чувствовать ширь и глубину родного края: ширь, укрепляемую глубиной, множимую на неё, переливающуюся такими восхитительными огнями.
Жизнь не должна кончаться – она должна быть больше жизни!
Поётся Ангарск, возникает родная городская тема – и вместе: город, вдвинутый в реальность из бытия болот, точно из небытия изъятый, обладает незаурядной силой жизни:
Но я, как местный уроженец,
Скажу (и не заткнут мне рот!):
Ангарск – стеклянный выдвиженец
Из чернолесья и болот.
А вот в «Балладе об архитекторе» жилой натянется социальность, и окажется стихотворение созвучно нашим дням, кривому строю нашего социума, слишком отличного от того, в котором жил поэт:
Если продажностью выпачкан
строй с низов до верхов,
куда как выгодна выпечка
страсбургских пирогов.
Разновекторно двигая свою поэзию – или подчиняясь незримому движению никому не понятных векторов, Аксаментов интересно и разнообразно организовывал поэтическое пространство – тот предел, что и должен свидетельствовать о жизни.
4
Русская песнь, русская тема, русский снег!
Всё кружевное, красивое, лепное, в узорах: таким предстаёт мир в стихах Бориса Архипкина: и играет ярко, распускается снежными цветами:
А на окнах – карнизы резные,
Фонари, как цветы в сентябре.
Я стихи напишу о России.
Я стихи напишу о тебе.
Архипкин часто использовал короткие размеры, словно экономя средства, будто придавая такое значение слову, что невозможно оно было без сияния, какое распуститься должно именно краткостью:
Заснеженный Иркутск.
Снега летят лениво.
Училище искусств.
Учительница линий.
Она карандаши
Очинивает длинно.
Сегодня – не спешим.
Цветастые витрины.
Сильные пейзажи – ничего лишнего; и за всем, что писал Архипкин, рисовался пейзаж его души: страстной, никогда хладной, даже ежели не пишется, что для поэта – как провал в проран…
Он писал свой Иркутск, свою Сибирь, свою Россию, так худо изменившуюся в последние времена, что не слышит уже песен…
5
«Глоток рассвета» называлась одна из книг Валентина Урукова: это очень точно, графически отображало вектор его творческого движения: путь к свету, поиски оного, расшифровка собственного сердца согласно пульсациям лучей…
Ну а лес? Ну а поле?
Ну а небо над нами?
С каждым годом все боле
Ощущаешь родными.
И в какой бы там поезд
С чемоданом ни бросься,
Схватит вдруг не за пояс,
А за сердце, чем сросся.
Природа, как источник бесконечного света, ощущается в большей степени необходимой, чем… собственная жизнь, быть может?
Она природна – эта жизнь, и вместе слишком закручена человеческим, часто грязным.
Но стихи зовут к иному: к прозрению, быть может…
Пусть через простоту пейзажа, данного родным городком, пусть через столь знакомое, раскрывающееся новыми ракурсами, но – всё равно: свет должен быть, иначе тень поглотит жизнь, превратив её участников в механические игрушки неведомых воль:
Мой городок живет, не торопясь.
Но все ж и он,
за временем в погоне,
Давно извел избитых улиц грязь,
Где рвал гужи
кондовый транспорт – кони,
Взамен конюшен встали гаражи.
И, наблюдая перемены эти,
В нем тополя глядят на этажи
Не сверху вниз, а снизу вверх,
заметьте…
Жизнь меняется, флаги её становятся другими.
Потом жизнь уходит,
Остаются (в том числе) стихи…
Валентин Уруков прожил недолгую жизнь, и – как знать? – может быть, главный глоток рассвета достался ему за её пределами…
Спасибо атору за эту тему от сибирского поэта
ЗАВХОЗЫ КРАСОТЫ
Байкал опять мерцает под крылом.
Люблю как свой большой холодный дом
Хребты вокруг, что синевой одеты…
Люблю я вас, сибирские поэты
Завхозы красоты –в тяжелый час
Огромное хозяйство есть у вас:
Шампанский тост о скалы –горных речек,
И по тропе идущий человечек,
Чуть видимый с вершины, и трава,
Что на гольце продутом –чуть жива!
Всё на учете- от ручья до устья,
От золотых церквей до захолустья.
И бор сосновый, и глухая гарь:
Всё это ваш домашний инвентарь.
Хребты встают плечами исполина
И вашу душу требуют, как сына…
Житейской не подвластные канве,
Вы снова в путь - в студёной синеве…
И остаётся дача на Байкале
И как глоток вина в пустом стакане
Заката кромка- в зелени окна,
И остаётся добрая жена…
Мои поводыри в российской смуте,
Вы там – в горах - в природном неуюте
Как Лермонтов в грозу у Машука…
И это ваша доля – на века.