Кирилл КОЗЛОВ. «ПОЙТЕ ПЕСНЮ. ОНА ПРОСТАЯ». 113-летию со дня рождения Бориса Корнилова посвящается
Кирилл КОЗЛОВ
«ПОЙТЕ ПЕСНЮ. ОНА ПРОСТАЯ»
113-летию со дня рождения Бориса Корнилова посвящается
Что вспоминается в первую очередь, когда мы слышим имя Бориса Корнилова? Разумеется, бодрая «Песня о встречном», появившаяся в начале 30-х годов двадцатого века, ставшая откликом на заявленное и претворяемое в жизнь строительство светлого будущего. Простейший текст Корнилова переполнен радостью и всесоюзным человеческим движением: «Страна встает со славою / На встречу дня». В содружестве с музыкой Дмитрия Шостаковича эти стихи стали известными, а затем были отняты у поэта, как его собственная жизнь, прерванная в печальном 1938 году.
Возвращение наступило лишь в 1960 году после выхода в Ленинграде книги стихотворений и поэм Корнилова, составленной Ольгой Берггольц и Михаилом Берновичем. Ольга Берггольц также выступила автором вступительной статьи, в которой вспоминает о прошедшем, о шумных литературных обсуждениях и жарких спорах, о приобретенном и утраченном. Отчего-то так трудно поверить, что первая встреча Корнилова и Берггольц состоялась в 1926 году на одном из собраний литературной группы «Смена». Минуло почти столетие! Город изменился, расширился. Появилась Лахтинская башня – о таких постройках мечтали Маяковский, Татлин и другие фантазеры-футуристы.
У Корнилова мечты были менее фантасмагоричны – он хотел, чтоб «в люди выбилась хоть одна» сочиненная им песня. Сбылось. И не одна! Достаточно увлекательного рассказа недавно ушедшего от нас литературоведа Льва Аннинского о том, как его вдохновляла «Качка на Каспийском море». Есть другая песня «Комсомольская краснофлотская», которая всегда вспоминается мне на мероприятиях, посвященных поэту-балтийцу Юрию Инге (1905-1941). Если продолжить эту тему, надо сказать, что многие лирические стихи Корнилова могут быть музыкально интерпретированы. Реально ли это, спросите вы? Вполне! К примеру, «Песню о встречном» исполнял даже Борис Гребенщиков, а раз так, нет никаких препятствий для осмысления другими музыкантами самых сильных поэтических удач поэта.
Представляется уместным провести еще одну параллель, обратиться к творчеству одного из классиков авторской песни Александра Городницкого. У поэта есть стихотворение 1978 года «Старый Пушкин», являющееся свободными размышлениями о том, каким бы стал гений, если б избежал рокового поединка. Городницкий завершает его строками: «А старого Пушкина с грузной седой головой / Представить не можем; да этого нам и не надо». Точно так же нельзя представить ни Есенина, от которого отталкивался Корнилов, ни самого Корнилова. «Я буду жить до старости, до славы» – так написал он однажды, вложив в строку естественное желание каждого человека, но другие стихи, начиная с самых ранних, написаны с абсолютно точным ощущением того, что сложится иначе. Да, в нашем представлении Борис Корнилов всегда молод, полон сил, на одиночных фотопортретах задумчив. Его упрекали в том, что он так и не сможет преодолеть «есенинщину», но в своем предисловии Ольга Берггольц делает убежденный вывод: «Корнилов ничей не эпигон, не компилятор – у него самостоятельный, самобытный, ясный свой голос».
В чем тогда причина лежащих на поверхности противоречий? Вероятно, в том, что поэт постоянно находился между «страной сосновой» и «городом каменным». Выбрав Ленинград, стремясь к прогрессивному, комсомолец Корнилов остался родственно связан со всей крестьянской Россией. Он хочет новыми методами изгнать дремучесть, но сама ситуация пародийна. Недаром в его поэзии появляется медведь – ассоциации очевидны. Даже в искусстве стихосложения Корнилов нарочито предпочитает быть диковатым и неповоротливым. Ольга Берггольц признает наличие «какого-то досадного косноязычия, временами – просто недодуманности содержания». Впрочем, все это является подтверждением индивидуальности, непохожести на других, непримиримости и жажды поиска.
Как известно, многие поэты считают своим долгом создать посвящение Александру Сергеевичу Пушкину. Поскольку мы его уже упоминали, найдем у Бориса Корнилова целый цикл, содержащий семь объемных произведений. Перечислим их: «Последняя дорога», «Пирушка», «В селе Михайловском», «Путешествие в Арзрум», «Алеко», «Пушкин в Кишиневе» (это, между прочим, отдельная поэма из пяти частей) и «Разговор». Вот так Бориса Петровича охватила пушкинская масштабность! Начало, как следовало ожидать, революционное – здесь поэт желает расквитаться со «злой стариной», а затем цикл удивляет нас любопытными находками, благодаря которым повествование нельзя назвать обыденным. У Корнилова вообще все необычно – он добавляет сочные краски и подпитывает поэзию своей неповторимой народной энергетикой. К тому же ему самому, сыну сельского учителя, необходимо общение с классиками, оттого и придумывает он встречу Пушкина и Грибоедова: «Два Александра, два поэта / Друг другу руки подают». А под занавес набирается нахальства и спрашивает: «Александр Сергеич, нельзя ли с вами по душам поговорить?». Именно так, согласно воспоминаниям Ольги Берггольц, Корнилов смело подходил к Маяковскому, предлагал партию в биллиард…
Есть ли подтверждения того, что в двадцать первом веке поэт понят и востребован? Их немало! Осенью 2019 года автор этой заметки слышал звучание стихов Корнилова в Книжной лавке писателей в рамках проекта «Поэтический алфавит». Месяц спустя во Дворце учащейся молодежи состоялось вручение ежегодной литературной премии им. Б.Корнилова «На встречу дня!» – впервые в жюри вошел президент форума искусств «Золотой витязь» Николай Бурляев. А после этого в Санкт-Петербурге продолжились показы выставки «Поэт Борис Корнилов», созданной к 110-летию со дня его рождения научными сотрудниками Государственного литературного музея «XX век» Марией Инге-Вечтомовой, Татьяной Елатомцевой и Алексеем Семкиным. Нет сомнения в том, что стихи поэта звучат в разных городах России и, конечно же, на его родине, в городе Семенове.
Борис Корнилов родился летом, поэтому завершить необходимо соответствующим стихотворением. Оно носит название «Яхта шла молодая, косая». Дополнительное значение теперь приобрела даже рифма. Да, местоположение – наша Лахта, где «дрожала вода золотая», где когда-то по понятным причинам было не столь многолюдно. Стихотворение наглядно демонстрирует, как Корнилов умел радоваться жизни – стоит ли удивляться тому, что в конце снова звучит песня?
…Пойте песню. Она простая.
Пойте хором и под гитару.
Пусть идет она, вырастая,
к стадиону, к реке, к загару.
Пусть поет ее, проплывая
мимо берега, мимо парка,
вся скользящая, вся живая,
вся оранжевая байдарка.
г. Санкт-Петербург
Кирилл, я тоже несколько не понял, причем тут Городницкий и Гребенщиков. Параллелей между Корниловым и ими нет и быть не может, на мой взгляд. В остальном статья хорошая. Поздравляю!
Кирилл, поздравляю с публикацией. Хороший материал.
Владимир Хохлев
По-моему, самое адекватное представление о поэте дают его стихи. Вспоминается поэтому высказывание Владимира Соколова о том, что поэзия это тяжелый труд души и совести. А также его строчки о соотношении личной жизни и творчества:
- Да была ли бессмертной
Ваша личная жизнь?
Есть ли вечная запись
В Книге Актов благих?
- Только стих - доказательств
Больше нет никаких.
Спасибо автору очерка за память о поэте Борисе Корнилове. Это замечательный поэт, у него неповторимый поэтический язык и много стихотворений высокого смысла. Не могу скрывать, что считаю изъяном мнение автора о том, что критерии суждения о песне о встречном должен намечать Борис Гребенщиков (написано: "... исполнил ДАЖЕ Борис Гребенщиков и "РАЗ ТАК (выделено мною), нет никаких препятствий... (далее по тексту)". По мне, так это имя "рекомендатора" мелодии Шостаковича, да и имя Городницкого, совершенно неуместны в такой публикации и Борис Корнилов заслуживает неизмеримо большего. Если кто-то потом перечитает стихи Бориса Корнилова и оценит его вклад в русскую поэзию, это уже станет большим достижением автора очерка. Спасибо ему и за это.
Очень хороший очерк, из которого отчётливо чувствуешь ищущую, порой, противоречивую, он очень талантливую личность - поэта Бориса Корнилова.
Причём, достоинство очерка состоит ещё и в том, что Кирилл Козлов тактично и умело "спрятал" себя за своего героя, поясняя только необходимое.
Спасибо, Кирилл.
Борис Корнилов заслуживает того, чтобы о нём говорили не только в юбилейные даты.
И спасибо "Дню Литературы" за эту прекрасную публикацию.
Григорий Блехман.