РЕЦЕНЗИЯ / Оксана РАЛКОВА. ПОЭЗИЯ КАК ОБЕРЕГ. О сборнике молодой уфимской поэтессы Кристины Андриановой
Оксана РАЛКОВА

Оксана РАЛКОВА. ПОЭЗИЯ КАК ОБЕРЕГ. О сборнике молодой уфимской поэтессы Кристины Андриановой

 

Оксана РАЛКОВА

ПОЭЗИЯ КАК ОБЕРЕГ

О сборнике* молодой уфимской поэтессы Кристины Андриановой

 

Кристина Андрианова-Книга относится к числу авторов, для кого поэзия – попутчица, помощница, спасительница. Поэтическое творчество как оберег помогает сохранить самость и цельность личности в условиях, когда обесценилось само Слово, когда окружающие «плюют слова повсюду…». Об этом говорит объёмная – более чем 200-страничная поэтическая летопись, названная «14: Уфимский дневник», где 14 – это временной отрезок с 2005 по 2018 год, когда были написаны стихи, вошедшие в книгу. Вторая часть названия говорит сама за себя – перед нами дневниковая форма поэзии:

Если Бог отнимет поэзию

В этих строчках усталых тактов,

Я не знаю, что будет дальше

С бесполезно печальным сердцем…

Значительное место в творчестве Кристины занимает тема родной земли, Родины, слабо представленная в современной молодой поэзии. Гражданственность, выраженная через боль за происходящее с нами в настоящем, радость за героическое прошлое нашего народа, искреннее со-радование и со-страдание общей судьбе отражены во многих стихотворениях книги. Здесь делается попытка показать необъятность и непостижимость, разнородность и цельность, силу и величие России, но в то же время автор признается, что, будучи городским жителем, очень сложно глубоко её понять:

Деревенская Русь золотая,

Признаюсь – я не знаю тебя…

Кристина старается выразить любовь к загадочной многогранной стране через судьбы близких людей, обращение к историческим событиям, образ любимого человека:

…Только в этих глазах,

 Где реки-озёра сини,

Где есть белорусс

             и сибирский казак,

Я вижу саму Россию.

Однако очень сложно вместить идею России в линейные конструкции, в форму назывной поэзии, поэтического рассуждения. Лучше всего удаётся попытка схватить образ родной земли посредством метаформы:

Выдался ярким закат.

Ягодой солнце висит.

Белые птицы летят

Вновь по багряной Руси.<…>

 

В этот ромашковый миг

Нет беспокойства извне.

Только пророчит старик:

«Алое небо – к войне.

Несмотря на сложный исторический путь, который проходит Россия, успешное преодоление всех немыслимых перипетий в конечном итоге оканчивается возрождением, благодаря силе веры и верности:

Перерождаясь в новую зарю,

И разливаясь в небе облаками,

Она верна небесному царю…

Обращение к теме Родины в творчестве Кристины Андриановой-Книги примечательно ещё тем, что автор проживает в национальной республике Башкортостан, где речевой и культурный контекст отличен от преимущественно русскоязычных территорий. Важно, что автор стремится объединить и примирить противоречия внешне разнородных культур:

Я люблю минареты мечетей.

И призывную песнь муэдзина…

Просто где-то, в анналах столетий,

Все различное с виду – едино.

 

Все едино. Не все однозначно.

Но светло – в неразгаданной силе.

И стоят минареты, как мачты

Корабля под названьем Россия.

Книга «14: Уфимский дневник» выстроена в перевёрнутом хронологическом порядке: от устья к истокам. Здесь более поздние и более зрелые стихи поставлены в начале, а ранние – в конце. Это удачный ход, потому что благодаря ему можно проследить, как менялся язык, художественные приёмы, освещаемые темы, уровень задач автора. В более зрелых стихах углубляется поэтическое видение, художественный мир становится более объёмным, благодаря вниманию к звукописи, олицетворению, информативным эпитетам, метафоре: «Ветер-вертел накрутил тучи…»; «Урал. У Ра. У рая. / У золотых ворот…»; «О, этот ландышевый снег, / Ещё искрящийся, но хрупкий»; «И у нас озёра дышат таинством, / Шутят горы о своём неравенстве…».

Тем не менее, не только владение литературными приёмами является основополагающим признаком хорошей поэзии, но качество поэтической энергии, без которой не складываются стихи, эмоциональный накал, захлёстывающая волна чувств:

Без всякой злости, без обид

Ты видишь, как душа горит,

Славянским Фениксом горит

В огне словесном.

И это то, что быть должно,

Что отстоялось, как вино,

И кем-то свыше суждено

И стало песней…

Поэзия спасительна, она идёт рядом с автором в течение жизни, собирая, концентрируя, сохраняя сознание цельным. Особенно актуальным это свойство поэтического творчества становится тогда, когда информационное поле, окружающее человека в повседневной жизни становится слишком агрессивным. Обращение к теме Родины также отражает стремление почувствовать укоренённость, глубинную обоснованность существования, столь необходимую для устойчивого развития и уверенного движения вперёд.

=============================================

* Андрианова-Книга, К.В. 14: Уфимский дневник (электронный ресурс)

 

Комментарии

Комментарий #25309 20.07.2020 в 17:09

О Кристине можно говорить много, её дарование многогранно. Я тоже в своё время написал статью о её творчестве - https://ok.ru/belebey/topic/70480741482547 . Каждый отмечает в её стихах что-то своё, и очень интересно сравнивать рецензии! /А.Леонидов-Филиппов, г. Уфа/