Людмила СЕМЕНОВА. ЭТЮД О ПОЭТЕ. К 75-летию Григория Блехмана
Людмила СЕМЕНОВА
ЭТЮД О ПОЭТЕ
К 75-летию Григория Блехмана
Это этюд о поэте, с которым я познакомилась не так давно, однако судьбы наши переплелись намного раньше. Поэма нашего общения началась тогда, когда Григорий Блехман, ученик начальных классов, «обнаружил себя стоявшим в дверях, потрясенным», услышав стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимний вечер». В тот миг открылось перед ним нечто иное в знакомом тексте – гармония стиха, мелодика сердца, заворожила поэтическая картина, заставила замереть, затаиться, прислушаться к голосу поэта-пророка. Или глас Божий пробудился в душе ребенка и причастил поэтическим началом?
Моя же Арина Родионовна, родная бабушка Ирина Павловна, тоже в детстве читала нам Пушкина. Она сидела в старомодном кресле с высокими подлокотниками, а мы, внуки, мостились рядом. И тусклый свет будто оживлял иллюстрации в книге, делал их фантастическими и таинственными в нашем восприятии. Голос бабушки – мелодичный, напевный, раскрывал для нас двери в иные миры – сказочные, волшебные. Мягкий свет абажура, тепло домашнего очага – а за окном так же, как сотни лет назад, свистела и выла «пушкинская» буря нашего времени. Много лет позже, когда суровой декабрьской зимой бабушка отойдет в мир иной, я сяду у расписанного морозными узорами окна и прочту те стихотворения Пушкина. И оттает небольшое овальное отверстие в стекле – это бабушкина душа опустится рядом, послушает меня, вспомнит былое и вздохнет горестно о том, что теперь находится не с нами.
Советское счастливое беззаботное уличное детство. Увлеченные зимними забавами мы, ребятня, летали с ледяных гор в овраги, зарываясь санками в сугробы, и звенело в душе вечное пушкинское: «Бразды пушистые взрывая…» и было нам «и больно и смешно». А ранним зимним вечером, утомленные заботами минувшего дня, созерцали у окна необъятную безграничную ночь и далекие звезды. Сами собой складывались, проговаривались речитативом, пелись другие строки. В отличие от на пушкинского – яркого, искрометного, задорного – блехмановское – умиротворенное, созерцательное: «Тихо, тихо за окном… Тихий снег ко сну клонится. Тихо-тихо он ложится…». Как я могла тогда, еще не зная поэта, явно слышать его строки? Ответ дает сам Григорий Исаакович:
Можно быть интересным себе,
Но другим ты тогда интересен,
Когда главный мотив твоих песен
Станет песней о каждой судьбе.
Поэзия Григория Блехмана затрагивает струны не только отдельной души, но и иную субстанцию – душу Родины, России, которая болеет, страдает, но в испытаниях закаляется и крепнет.
Я не жил в коммунальной квартире,
Но я жил в коммунальной стране,
Что была и добрее, и шире,
Чем пришедшая ныне извне.
Мы умели тогда свои песни
Петь без фальши, без импортных фраз,
И мечтали, и строили вместе –
Все, чему разучились сейчас…
А теперь мы в отдельных квартирах,
И давно нет в нас общей мечты,
Потому и от внешнего мира
Все сильнее приток пустоты.
В той России отношения строились на основе «добрых чувств»: любви, дружбы, искреннем желании помочь, поддержать, поделиться с ближним, вложить свое личное в общее созидание. Теперь «истерзанной» страной правят иные люди.
В стране ресурсов и талантов
И величайшей из Побед
Сегодня – время дилетантов,
Которым дан зеленый свет.
Наша страна в 90-ые попала в плен криминалу, для которого Родина – лишь «свой карман». А остальное безраздельно находит кров «средь дальних стран». Душа народа обнищала. Высочайшее из чувств, воспетое Петраркой, Шекспиром, Пушкиным, Блоком, низведено до физиологии.
Настало время бездуховности,
Исчезли многие условности –
Все поддается упрощению
В сплошном потоке замещения…
Даже «любить», прошу прощения,
Теперь – лишь «строить отношения».
Но не только «властьимущие», но и мы, народ, в ответе за то, что произошло.
И в том мы сами виноваты,
Что дали ход временщикам
В дни захлестнувшего разврата.
Теперь ответ держать и нам.
Граждане, патриоты, не должны сами себя загонять в цифровой тупик.
Поэтому и перспектива
Сейчас для каждого одна –
Воспрянуть все же ото сна,
Вернуть недавние мотивы –
«Души прекрасные порывы»,
Чтобы и наши имена
Хранила в памяти страна.
Рядом с гражданской поэзией – лирика, обнажающая душевную боль и тоску по утерянной Москве, по ее уютным васнецовским переулкам.
В московских старых переулках,
Как много лет тому назад,
Звучат шаги мои негулко,
Не останавливая взгляд.
Они по памяти проходят,
Будто листают не спеша
Все, что давно уже не в моде
И только мой замедлит шаг.
Ведь для меня их древний камень
И теплый свет особняков
Всегда – зачет или экзамен,
К чему я должен быть готов,
Поскольку в эти переулки,
Как много лет тому назад,
Неторопливо и негулко
Уйдет и мой последний взгляд.
Но наступит весна в судьбе России, как приходит она в души – нестареющие, неунывающие, открытые для живого чувства.
Когда неважно – жарко, холодно,
Дождит ли, снежится зима
Или звенит по ком-то колокол…
Важна лишь молодость сама!
В стихотворении Пушкина «Я вас любил» меня всегда трогало благородство чувства при непреходящей тоске от возможного, но утерянного. У Григория Блехмана тоже возникают подобные мотивы:
Я пишу тебе письмо много лет,
И хочу тебе сказать, что тогда
Я успел лишь посмотреть тебе вслед
И услышать – то ли «нет», то ли «да»…
Но опять тебе пишу и пишу.
Обо всем, что происходит со мной,
Рассказать, как прежде, сразу спешу.
И, похоже, что тебе лишь одной.
-------------------------------------------
Побелела, забылась вода,
Два дыханья сплетались и гасли.
Не забыть мне ее никогда –
Этой сказочной сказки из сказки.
Тема любви в творчестве Блехмана перерастает от влюбленности с юношескими неудержимыми порывами к зрелому, осознанному, выстраданному чувству:
Не тревожить тишину,
Задержать ладонь в ладони.
Нашу первую весну
Увести от посторонних.
И когда молчат слова,
Можно жить совсем иначе –
Слышать, как растет трава,
Как росой рассветы плачут.
Видеть, как горит звезда,
Как бушуют снегопады…
Григорий Блехман – ровесник Великой Победы. Он родился 11 августа 1945 года в семье фронтовиков. В их доме часто бывали боевые товарищи родителей. На дружеских посиделках рассказывали о фронте, о военных буднях, о боях, делились собственными чаяниями и надеждами. Эти рассказы вошли в сознание ребенка, он переживал в сердце боль и радость, «входя в состояние старших товарищей», по его словам. Военные стихотворения зрелого поэта Григория Блехмана очень правдивы, будто написаны человеком, испытавшим на себе тяготы войны. Вот, словно из главы «Теркина» «Перед боем», шагнул к нам архетип солдата, который, пробираясь в тылу к немцам с друзьями-однополчанами, заскочил на ночь в родное село. Жалеючи хозяйку, всю ночь рубил ей дрова. И у Блехмана мы читаем:
А солдат – он как и был солдатом,
Так и тут – опять уже в строю,
Дел ведь много – покосилась хата,
Половицы дышат и поют.
На войне, пред лицом грубой крушащей смерти, понятия «братства», «солидарности» приобретают истинное неприукрашенное значение.
А там, где и любят, и ждут нас,
Где нам и уют, и тепло,
Пусть весточкой станет попутной
Хоть кто-то, кому повезло.
Поскольку каждое жизненное мгновение может стать последним, оно несет печать вечности. И особая благодарность за тепло, что отдается в этих обстоятельствах ближнему:
На войне не бывает измен –
Только встречи и только разлуки,
Потому что сплетенные руки
Так легко превращаются в тлен.
Оттого нет любовных интриг,
А приходит туда только данность,
Переходит она в благодарность –
Будто в вечность уходит тот миг.
У каждого бойца – боль за родных, что ждут его с фронта, сочувствие к любимым. Поэтому, даже когда опасно, страшно, плохо, в письмах домой «все хорошо».
И потом пропитались спички.
Но, все равно, в письме домой
Кто выжил, сообщит: «Отлично,
И я сегодня выходной».
Мотив неизбывной «друнинской» тоски о потерянной Родине, которую удалось отстоять на той войне колоссальными силой воли и отвагой.
Жаль вот только – нету той страны.
А какая есть – проходит мимо.
Здесь мы, видно, больше не нужны…
Поэт Блехман отдал свой низкий земной поклон Победителям стихами:
Вас каждый день уводит в вечность,
Где в пенье птиц уходит стон…
А нам осталось лишь при встрече
Отдать вам свой земной поклон.
В стихах Григория Блехмана ощущаются отзвуки, отсылки к Державину, Пушкину, Тютчеву, Гумилеву, Ахматовой, Высоцкому.
И близорукими глазами
Ты в дальнозоркости своей
Увидишь, сколько помнит память
Из самых дальних ее дней.
Память Блехмана помнит и ценит имена этих поэтов.
Во время вынужденной весенней изоляции для меня наступил непростой период: друг за другом заболевали дети, и я металась от градусника к дозированным микстурам, от борща в трехлитровой кастрюле для сыновей к чашкам чаю с имбирем и медом для ослабевших девчонок, от монитора ноутбука с онлайн-занятиями старших школьников к плюшевым медвежатам, которые могли порадовать младших. Вспоминаются бессонные ночи с унылыми мыслями: «Что ждет завтра?». Из-за физической слабости, духовного опустошения я не заметила, как наступила весна. Но вот позвонил он – поэт, друг, мудрый наставник. «Тебе плохо? Тяжело? Пойми, твои трудности временные. Ты справишься, ты сильная. А моя энергетика тебе поможет. Потом Григорий Исаакович читал стихи для меня, и я чувствовала, как существование наполняется духовным смыслом.
Потому и теснятся слова –
Их возможностей нам не хватает.
Что-то главное в них будто тает.
И слова в этот час – лишь канва.
Мы тихонько уходим от них.
Только слышим дыханье друг друга.
Да и стрелки не ходят по кругу,
Чтоб продлить в бесконечность наш миг.
Я раздвинула шторы, растворила створку окна, и в комнату хлынул солнечный свет, ворвался весенний порывистый ветер, мигом развеяв все неприятности. Так отразилось на мне его соучастие.
И только чистое пространство
И свет для каждого из нас.
Вот и сегодня – всю ночь лил дождь. Но с утра я вспоминаю, что 11 августа – 75-летний юбилей дорогого человека, близкого мне по духу, талантливого и чуткого поэта Григория Блехмана. Внезапно меняется настроение. Дети поднимаются под мою песню. Разбросанные вещи крылатыми птицами летят в ящики. На плите задорно шипит и потрескивает аппетитная глазунья. В духовом шкафу румянится и торжественно поднимается праздничный пирог. А по квартире стелется аромат свежезаваренной душицы и мяты. Скоро мы будем за праздничным столом желать что-нибудь хорошее юбиляру Григорию Блехману. Мы знаем – он нас услышит и порадуется, его поэтическая душа способна преодолевать расстояние, пространство и время. Это какой же надо обладать позитивной энергетикой, чтобы вот так, без личного присутствия, взять верх над безысходностью, бессилием, пустотой и вселить счастье в человека просто фактом своего существования в этом мире? Он ровесник Великой Победы, но он и сам победитель над бездуховностью. А вместе мы победим! Ведь через отдельную личность поэт врачует и душу страны, Родины. И она воскреснет, «воспрянет ото сна».
Живешь, свою книгу листая,
Пока не находишь ответ:
Лишь время мирское в нас тает,
А время духовное – нет.
========================================================
Редакция «Дня литературы» присоединяется ко всем юбилейным поздравлениям Григория Исааковича Блехмана – публициста, литературоведа, поэта, прозаика, да и просто прекрасного чуткого человека, рождённого в казачьей кубанской станице 11 августа 1945 года.
Любо, братцы, любо, когда в товарищах у вас такие люди, как юный гармонист из автобиографического рассказа «Первый поцелуй» (см. цикл «Цыганка»), выросший в такого вот литературного аса!
«Лет до ста расти – и без старости», дорогой наш друг!
Спасибо большое, дорогие друзья и собратья по перу, за добрые слова, которые для меня стали очень щедрым литературным авансом. Ваше доверие для меня очень дорого, и я сделаю всё, что мне по силам, чтобы в дальнейшем хоть отчасти ваш аванс оправдать.
Отдельное спасибо светлой душе и татантливому писателю Людмиле Семёновой за такой этюд, ставший для меня сюрпризом, откровением и очень дорогим подарком.
Горжусь и дорожу дружбой с этим изумительным человеком и литератором.
Огромная благодарность "Дню Литературы" за поздравления и оказанную мне честь быть одним из авторов этого - очень уважаемого в среде патриотических писателей - издания.
С уважением, вашГригорий Бллехман.
Изумительно написано о человеке редкой литературной одарённости и щедрости души.
Какое изумительное духовное слияние двух людей разных поколений.
Спасибо, Людмила.
Сппасибо, Григорий Исаакович.
Читать такое дорогого стоит.
Наталья Ищенко
Вы правы, Мария. Людмила Семёнова написала изумительно. Так может написать только очень талантливый и близкий по духу герою своего повествования человек. Спасибо, Людмила.
А Вам. Мария, можно подробнее ознакомиться с поэзией Григория Блехмана здесь же не сайте.
Сегодня выставлен его прекрасный цикл "Мне б томиком стать в дорогу..."
Юрий Богданов
Большое спасибо Людмиле Семеновой за очерк. Как ласкает слух плавный и мелодичный русский язык! Как бальзам на больную душу. И видишь за словами автора, сопереживаешь ему. Уважаемый Григорий Исаакович! Поздравляю Вас с юбилеем. Желаю Вам крепкого здоровья. Ваши стихи в очерке Семеновой Людмилы взволновали меня. Спасибо Вам.
Мария Соленова, учитель из Кинешмы
Григорий Исаакович!
С Рождением!
Здоровья, добра, любви и творчества!!!
Дмитрий Воронин
Лаконичная форма - знак мастерства. Кажется, и слова не нужны, если слышится ближнее дыханье. Это отзвук представленного здесь свода стихов...
Спасибо, Григорий Исаакович!
С крупным юбилеем! Здоровья и новых творческих озарений!
Михаил Попов
(Архангельск)
С юбилеем Вас, Григорий Исаакович!! 75 лет - пустяки. Они ничуть не состарили Вашу душу, не убавили в ней задора и вопреки невзгодам не сделали её чёрствой и равнодушной к жизни. Здоровья Вам и крепости духа!!!
Александр Можаев
Людмила Семёнова написала блестящий очерк, который читается как поэма о замечательном русском писателе - тонком, мудром поэте, прозаике, литературоведе и умном публицисте.
Спасибо, Людмила, до слёз тронули.
Григорий Исаакович, с Юбилеем, дорогой.
Многая Вам лета, потому что такие люди, как Вы, оправдывают наше существование на земле.
Николай Стариков.