ПОЛЕМИКА / Владислав ВЫСТАВНОЙ. ПРАВДА, ДОБРО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. Эссе
Владислав ВЫСТАВНОЙ

Владислав ВЫСТАВНОЙ. ПРАВДА, ДОБРО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. Эссе

Владислав ВЫСТАВНОЙ

ПРАВДА, ДОБРО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

КАК РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

 

Если круглые сутки питаться одним сахаром, можно навсегда получить отвращение ко всему сладкому. Но это не повод объявлять углеводы вне закона.

Так и с идеологией. Советская пропагандистская машина своим унылым однообразным бормотанием в итоге привила у населения отвращение к изначально прекрасной идее Светлого Будущего. Может потому, что Будущее это упорно отказывались наступать, а может потому, что было слишком эфемерным. А советскому человеку были нужны джинсы, "видик", машина.

Но вот все поголовно оделись в джинсовую униформу, обзавелись не только машинами, но и такими фантастическими девайсами, какие в годы Перестройки даже представить невозможно было. Более того – обычный работяга из Тагила получил возможность поехать на заграничный курорт и даже стал его характерным мемом. Сейчас, вроде как, кризис, но принципиально ничего не изменилось. Ведь даже в самые жирные годы в глазах наших людей нет-нет, да и мелькала какая-то растерянность. Как у Михалкова-старшего: "Сижу в президиуме, а счастья нет".

Признайтесь – у каждого в глубине души присутствует ощущение, что нас где-то обманули.

Запомните это ощущение. Это ключ к ответу на многие вопросы.

В какой-то момент, словно очнувшись от пьяного угара девяностых, мы бросились судорожно искать то, что потеряли с крахом старого режима. Идеологию или национальную идею – называйте, как угодно. И начали лепить такое, отчего стыдно смотреть телевизор. "Единая Россия", соперничающая с КПРФ по степени косноязычия и полному отсутствию полёта мысли. Про "Наших" вообще молчу. Я понимаю, что всё это худо-бедно создаётся ради неких благих побуждений, но это ни на метр не приближает нас к пресловутой национальной идее. Скорее пародирует эту самую идею и дискредитирует власть. Почему? Да потому, что это не от души идёт, а от ума, и ума, не особо напрягшегося в познании нашего с вами менталитета.

Позвольте, спросите вы, а нужна ли вообще эта идеология?

Резонный вопрос. Давайте подумаем.

Возьмём дореволюционную Россию. Известный лозунг "Православие. Самодержавие. Народность" – это ли не идеология? Видимо, в какой-то момент власти понадобилось сформулировать нечто, что превращает массы в нацию. Именно сформулировать, оформить в соответствующий эпохе "бренд" то, что существовало задолго до этого. А где же истоки этой архаичной русской идеологии? Как ни смешно – в древнем Киеве, где князь Владимир впервые взялся за создание того, что сейчас называют набившей оскомину фразой "духовные скрепы". Ведь православие, которое он привнёс на нашу землю, это не просто религия – это и была цементирующая нацию идеология. Которая и вела наш народ, на минуточку, тысячу лет.

Так в чём же смысл этой самой идеологии? Да в том, что ради такой идеи хочется идти вперёд и созидать, осваивать Сибирь и открывать Антарктиду, лететь в космос и побеждать на Олимпийских Играх. Потому что она позволяет ощущать себя человеком, созданием особого порядка, носителем чего-то высшего, а не просто существом торообразной формы, в которое с одной стороны входит еда, а с другой выходит, сами понимаете что.

В этом смысле советская идеология ничем не хуже православной: она ведь тоже имела в виду великие и светлые цели, вроде построения того же Светлого Будущего и всеобщего счастья. Проблема советской идеологии в том, что в её основе всё-таки несколько порочная идея построения некоего бытового рая на Земле. И как только то, что обещали коммунисты, нам дали империалистические акулы – как то: джинсы, автомобили и развлечения, – коммунистическая идея несколько поблекла. Не то чтобы она совсем плоха, просто наши высшие партийные руководители, как ни прискорбно, всегда были недалёким и жадным жлобьём, и всерьёз думали, что народу ничего, кроме колбасы, не нужно.

А что же у наших "партнеров"? У них что, нет этих вечных вопросов?

А тут уже интереснее. Возьмем Европу, активно избавляющуюся от наследия христианства. Что там за идеология? Правильно – Свобода! Точнее, доходящая до абсурда иллюзия свободы личности. Европейцы догадываются, что это всего лишь иллюзия – иначе зачем всё время судорожно доказывать свою свободу всё более и более крайними, почти чудовищными способами? Сначала скульптуры из трупов, взаимное людоедство в прямом эфире, идиотские и, кстати, не смешные карикатуры на святыни, легализованные однополые браки, а теперь вот практическая евгеника – конструирование ребёнка из генов трёх "родителей". Можно подумать, будто европейцы просто сходят с ума от избытка своей "свободы". Которая с точки зрения той же классической европейской философии свободой не является вовсе.

Но Бог с ними, с европейцами. Они по большому счёту не являются нашим потенциальным противником, стало быть, их идеология лишь косвенно противостоит нам.

Наш идеологический противник – всё тот же. Да, как ни банально, это американцы. И тут надо признать: у наших заокеанских оппонентов с идеологией всё в порядке. Потому что это простая, как мир, идеология исключительности собственной нации. Американцы с их собственной точки зрения – богоизбранный народ, призванный управлять миром. И мировое господство для них – не сумасшедшая идея, а почти совершившийся факт. Трудно поспорить: это очень удобная, а главное – очень приятная идеология. Ведь знать, что ты лучше других, что у тебя право на власть над всеми прочими, – это что-то вроде наркотика.

Правда, довольно опасного, что демонстрирует опыт нацистской Германии. Но американцы не понимают или не хотят этого понимать, как в своё время не понимали немцы.

И главная опасность этой идеологии для нас с вами в том, что её носители чётко разделяют мир на "хороших" и "плохих" парней. Они, естественно, "хорошие. А "плохие" – это мы с вами, если вы ещё не поняли. Они не будут сомневаться, когда получат шанс нанести удар.

А мы?

Что мы можем противопоставить этой мощной незамутнённости сознания молодой амбициозной нации? Коррумпированных едросов? Или дряхлых коммунистов, которых никто уже не воспринимает всерьёз? Коммунисты могут возразить в стиле мультяшной Масяни: "В советские времена было о-о-о!".

Нет, ребята, за советскую родину стояли стеной потому, что она олицетворяла всё новое, передовое, светлое, и даже репрессии не могли подавить общее ощущение свежести, подъёма. Новые заводы, лучшие самолёты, танки, передовой кинематограф – это, извините, аргумент. Но это в прошлом.

Проблема в том, что "национальная идея" должна быть близка человеку, быть частью его сущности. В чём отличие "настоящей" идеологии от искусственной, высосанной из пальца подделки?

С такой идеей можно пойти в атаку.

"За Родину!" – вот она, национальная идея в действии. Тут, правда один нюанс: в том победном кличе имелась в виду та самая Советская родина.

"За демократию!" – с таким лозунгом вполне себе можно бомбить из стратосферы террористов и мелких диктаторов. Или тех, кого назначили террористами и диктаторами.

А что за идея продвигается на самом высшем уровне у нас? Сытость? Благополучие? Социальное положение?

Представляю самого себя, кидающего во врага гранату с воплем: "За бабло!".

Да, ещё тут в качестве национальной идеи преподносят борьбу с коррупцией. Но уже это совсем смешно. Бороться надо не ради борьбы как таковой, а во имя действительно стоящей идеи. Иначе это напоминает бесконечное перемешивание дерьма лопатой вместо попыток его вычерпать. Что стоит за борцами с коррупцией, кроме зарплаты и соблазна перейти на "тёмную сторону силы"? Только страх наказания.

Неужели наша национальная идея – это страх?!

Разумеется, нет. А нечто неосязаемое, то, что заставляет немногих настоящих мужиков в погонах противостоять всем этим безродным оборотням. Но что это за тонкая материя такая?

Помните своё ощущение, о котором я писал выше? Оно той же природы.

Что ещё? Православие? Побойтесь Бога. Неслучайно уже в начале 20 века религию как основной стержень нации пришлось закреплять в том самом искусственном лозунге. Не говоря уж о том, что православие у нас не единственная конфессия, да и вообще у нас религия отделена от государства.

"Свобода" в либеральном понимании? Боюсь, что граждан от либеральной болтовни тошнит уже не меньше, чем от советской пропаганды.

Что же тогда? Пустота?

Неужто у нас нет ничего, за что стоило бы умереть – кроме любимых полей, лесов и рек? Чего-то высшего, в чём заключается наша особая духовная сила? Чего-то такого, что течёт у нас в крови из века в век, из формации в формацию? Да и есть ли вообще такая идея?

Я бы не стал излагать всё это, если бы не увидел собственными глазами то, что видите вы сами.

Не стану оригинальным: это резкий национальный подъём по поводу событий на Украине.

Что случилось? Банальный национализм? Это не объяснение – ведь, казалось бы, какое нам дело до соседней страны?

Но почему взлетел рейтинг президента, заговорившего всему миру открыто и прямо то, что боялись сказать до этого целых двадцать лет? Почему сотни добровольцев ринулись воевать в Донецк, удивительно напоминающий Мадрид из, казалось бы, совсем другой эпохи?

Что же такое шевельнулось в русской душе, отчего безобразно задёргался, закривлялся либеральный Запад?

Помните, чуть выше я попросил вас запомнить некое особенное ощущение?

Понимаете, о чём я?

Чувство справедливости.

Правды.

Добра.

Точнее, некой высшей справедливости, добра и правды, отличающихся от тех, что встречаешь в нашем правосудии и в СМИ.

Те самые чувства, что наш народ несёт из древности через тысячу лет христианства, семьдесят лет советской власти и двадцать лет безвременья. Это чувство делает удивительно схожими идеи Нового завета и идеи коммунизма.

Именно с этим чувством идут на смерть наши воины, даже те, кто считает себя атеистом. Хотя говорят, что на войне нет атеистов. Но с каким чувством встречали наших солдат-освободителей во всей Европе, ничуть не смущаясь тем, что за ними стоит злобный Сталин. Потому что ни Сталин, ни коммунизм были не причём.

Чувство высшей справедливости у нас внутри. Оно выше национального чувства – и этим мы отличаемся и от нацистов всех мастей, и от современных американцев. И весь мир это чувствует. Одни страны это вдохновляет, другие пугает – в зависимости от степени развития или деградации общечеловеческих духовных начал.

Советские идеологи, что бы о них ни говорили, прекрасно понимали эту особенность русского народа и умело её эксплуатировали.

И только в нынешних реалиях ничего подобного нет. Вместо идеи справедливости, добра правды – сухая идея верховенства закона. Но какой закон может быть в руках тех, кто НЕ ВЕРИТ в справедливость?

Правильно: неправедный закон.

Попросту – беззаконие.

Забавно, но суть русской национальной идеи, которую мы ищем днём с фонарём, коротко и ёмко изложил герой Бодрова из фильма "Брат-2":

"Сила в правде".

Я бы добавил: "...в добре и справедливости", что суть одно и то же.

Но неужели власть имущие не понимают этого?

Понимают. И боятся – правды боятся и справедливости.

Потому что введи справедливость в качестве национальной идеи – и суды придётся закрыть. Потому что их там нет – ни справедливости, ни правды. Почти нет.

Боятся – потому, что наш бизнес работает вопреки правде и справедливости. Да и не только наш. Мировая финансовая система построена на лживых шулерских правилах.

А хотите мысленный эксперимент? Представьте, что законодательно введена норма о правде, добре и справедливости. На уровне идеологии. Идеи правды, добра и справедливости преподают в школе, причём в связи с любыми другими идеологиями и религиями.

Звучит фантастично, дико? Но ведь никто не пробовал. Хотя нет – проповеди в храмах всегда об этом и только об этом. И ведь не надоедает. И мамы с папами учат этому своих детей.

А мы скажем об этом громко.

Более того, наш президент всё чаще использует понятие справедливости в своих выступлениях. Закономерно, что "кое-кто на Западе" от этого начинает дёргаться в конвульсиях, ибо о справедливости в приличном обществе говорить не принято.

А что если любой закон, любое решение власти изначально проводить через экспертизу на справедливость? И пусть решение принимает общественный совет, уже, кстати, созданный и состоящий из действительно уважаемых и авторитетных людей? Всё это будет работать только тогда, когда справедливость (не унылая "социальная справедливость", а высшая, сущностная) станет государственной идеологией.

Попробуйте мне возразить. А кто будет против справедливости? Либералы? Коммунисты? Религиозные деятели? Да никто! Ибо если они против справедливости, значит, они не те, за кого себя выдают.

 

И знаете, что любопытно? На фоне такой идеологии даже идея демократия как таковая смотрится бледно, ибо если она направлена во зло, то уже перестает быть благом с точки зрения правды, добра и справедливости. Конечно, при этом есть опасность признать справедливой тиранию... Но в таком случае само общество можно признать свихнувшимся, потерявшим здравый смысл и представление о добре и зле, а, стало быть, заслуживающим этой самой тирании. Я же предполагаю, что многочисленные социальные институты не допустят такого изменения сознания.

И они – правда, добро, справедливость – должны быть выше любой власти и любого закона. Точнее, лежать в их основе. В противном случае и власть, и закон просто теряют смысл.

Конечно, есть техническая сторона дела, и есть моменты, когда власть действует оперативно и не оглядывается на советы и экспертов. Но ведь в основе такой власти изначально лежат принципы правдивости, а власть подотчётна народу – ибо это справедливо. И так далее.

Тут есть один момент, на котором меня обязательно попытаются поймать. Мол, у каждого своё представление о добре и справедливости.

Резонно.

Но соберите критическую массу действительно уважаемых людей (это я не про депутатов, чья задача становится чисто технической в создании законодательства), и окажется, что и правда, и добро, и справедливость воспринимаются в целом одинаково. Нужно просто заставить об этом говорить тех, кто пока стесняется.

Это я про чиновников. Увидите, как их начнёт ломать и корёжить. Просто у нас не принято поминать её, справедливость, всуе. Про неё просто не принято говорить. Неловко как-то. Многие идиотские решения не были бы приняты, просто подними вопрос об их справедливости или соответствии представлениям о добре и правде. Но заставь всерьёз заговорить о справедливости – и начнутся неудобные для многих движения. И всё получится так, как надо.

Лучший отрицательный пример – Украина, где справедливость, добро и правда как принцип отброшены напрочь. Именно это обстоятельство, а вовсе не Запад и не Путин причина всех бед этой страны. Обыкновенное "кулачное право", не предполагающее правду, добро и справедливость в принципе.

На другой чаше весов то, к чему мы стремимся.

Правда, добро, справедливость – вот что действительно нужно нашему человеку в качестве национальной идеи, – и каждый из нас это чувствует. А деньги, квартиры, машины – всего лишь следствие проведения в жизнь этой простой идеи.

Поймите меня правильно – я не государственное устройство сейчас описываю, а именно идеологию. Если всерьёз отнестись к этому, то нас будут вести за собой по жизни не мечты о банковском счёте, а великие писатели и поэты, герои всех наших исторических эпох, всё лучшее, что есть в нашей истории, науке, обществе. Что-то, напоминающее по атмосфере годы хрущёвской "оттепели" – когда вдруг расцвела вера в эти простые принципы.

Надо только не забывать то, что должно лежать в основе любого нашего выбора: правда, добро и справедливость.

Ведь это так просто. 

Комментарии

Комментарий #1998 13.02.2016 в 23:10

ведь это так просто...

Комментарий #865 27.02.2015 в 18:58

Все разные...Жиды понимают равноправие только как главенство над другими,в национальных республиках национальные кадры отодвигают русских.....объемлюющая национальная идеология невозможна !!! Только устранение нциональных границ,создание единого Русского пространства-государства и через много лет активной "обработки" населения можно создать что-то знаковое.....

Комментарий #862 27.02.2015 в 14:03

Странно, что совершенно точно и однозначно написанные слова не поняты. Под разговоры о добре, справедливости, правде лукаво или по дури разоружаются. Пока главным , первичным в отношениях людей является МОРЖА всяческие прекраснодушные разговоры являются просто трёпом. Так что рано вы Коммунизм хороните. А Сталин, Ленин, Спартак, Данко - нам нужны. Такие факелы всегда необходимы при великом переломе. Не для "нейтрализации". Для того, чтобы жизнь вдохнуть в строительство "реактивного двигателя", для того, чтобы голову подняли слабые и трепетали враги. А самое главное - дурь чтобы не мешала работе, пустых догматов и чиновников чтоб "взбадривать". Гость №2 - Влад Черемных

Комментарий #861 27.02.2015 в 13:08

Так думают все, кто ощущает себя плотью от плоти нашей Великой России.
Но есть еще ГОСТИ, (как вот этот - гость №2), для которых превыше всего - пузо, мамонна. И как ни прискорбно об этом думать, но для таких нужен "Сталин", - только после их нейтрализации в лагерях труда и отдыха, возможен переход (вернее - возврат) - к принципам верховенства Справедливости и Правды!

Комментарий #857 26.02.2015 в 21:39

Правда, добро, справедливость - всё продаётся и покупается. Что первично? Если моржа, то всё написанное выше фуфло. Придётся начинать с начала и строить новый "реактивный двигатель" и снова взлетать. Иного пути нет. Сожрёт момонна - и добро и правду и справедливость. Есть детали, но это не здесь.

Комментарий #855 26.02.2015 в 20:42

Всё гениальное - просто!