Валентин КУРБАТОВ. ЯСНАЯ «ЯСНАЯ». К 25-летию Яснополянских писательских встреч
Валентин КУРБАТОВ
ЯСНАЯ «ЯСНАЯ»
К 25-летию Яснополянских писательских встреч
Это, по-моему, у Набокова в «Даре» в эпиграфе из учебника русской грамматики П.Смирновского «Дуб – дерево. Роза – цветок. Воробей – птица, Россия – наше отечество». Так и тянет добавить «поэт – Пушкин, писатель – Толстой» – так они в нашей крови генетически едины – от цветка до Отечества.
Приведет судьба в Михайловское (благо, оно у меня рядом), иду мимо «трех сосен» и автоматически бубню: «Они все те же, все тот же их знакомый уху шорох. Но около корней их устарелых теперь младая роща разрослась»… И переметнусь в Ясную, на наши писательские встречи, которым вот уже двадцать пять лет. Как раз поколение. И отчего-то вздохну. Пушкин вон надеялся на ровную спасительную память: «Но пусть мой внук с приятельской беседы возвращаясь…, пройдет он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет». А я гляжу на толстенькую стопку наших Яснополянских сборников, накопившихся за эту четверть века, и что-то не вижу, чтобы эта дорогая живая история самых сложных последних лет нашей истории была нетерпеливо рассматриваема (уф, какое индо-китайское слово!) ИМЛИ или ИРЛИ – двумя главными исследовательскими институтами страны.
А ведь там живая свидетельская мысль в пору ее рождения, там кипение страстей и эхо обезумевшего времени. Но «внук» не торопится расстаться со своими товарищами по «приятельской беседе». И мы в сторонке от этих «трех сосен», как старые холостяки, вокруг которых «по-прежнему всё пусто, голо…».
Можно я уж через прямой эгоизм, через домашнее честолюбие? Через него всё виднее. Жил я вот, жил восемьдесят лет, умного народу перевидал пропасть. Можно сказать, живую историю литературы – всех Тарковских от Арсения Александровича до Михаила, Анастасию Ивановну Цветаеву (никак без имени-отчества), а там и Антокольского и Евтушенко, Лакшина и Шкловского, Борщаговского и Астафьева, Нагибина и Окуджаву, Белова и Распутина. И не просто повидал, а поразговаривал, с кем-то и подружил, сам обо всех переписал и знал счастье переписки и мне от них перепали чудные автографы. И когда завёлся диалог с Псковским архивом, я понемногу носил туда эти письма (чего дома-то пылиться?), да и в тайной гордости (во с кем переписываюсь!) и детской надежде, что «пусть мой внук» – наткнётся какой-нибудь студент филфака Псковского университета на мои архивные папки и хмыкнет: это что он у нас, в Пскове, был со всеми знаком?! Ну-ка, ну-ка… Ведь тут курсовая, а, может и диплом…».
Ку-у-уда… Теперь уж и жалею. Лучше бы сам сидел над этим сундуком, сундуком еще не полным, но теперь уже и не могущим пополниться, потому что «чернила» высохли, перо заржавело», а под клавиатурой у нас у всех не то, что почерк, а и мысли стали делаться на одно лицо.
А ведь в наших яснополянских сборниках и не одна русская литература отразилась. Вон сколько было гостей со всех волостей – итальянских, испанских, английских со всеми своими проблемами, в которых мы скоро стали узнавать и подступающие наши.
Ну, взял бы и сам, не дожидаясь «внука», пересмотрел и обобщил. Чего на других валить? Да только вот беда – сам участник. Какая уж тут объективность – непременно «своих» потащишь.
Каких «своих»? За четверть-то века все свои. А только всё потоньше. Мы ведь в самом-то начале для того и собирались, чтобы согласить тогда несогласимые писательские союзы. Ну, с иностранцами понятнее. Возьмут, скажем, англичане Джо Дордон Смит и Алекс Хамильтон и отчитают нас за неглубокое по их разумению наше понимание Толстого. Ну, тут встанет Анатолий Ким и предложит «побоксировать с ними», чтобы доказать обратное. Мы улыбнёмся выбору «оружия», но слово свое не уступим.
А вот со «своими» сложнее. Собирались, чтобы согласить. А согласили ли? Разогнул вот нечаянно один из сборников и вздохнул: спросит анкета: надобно ли писателю быть учителем? И пожалуйте: Распутин «писатель должен заслужить право быть учителем», а в соседстве с ним на тот же вопрос отвечает Сергей Гандлевский: «я – человек индивидуально-эстетского склада и меня поэтому понятно коробит назидательность в литературе». Или сойдутся Владимир Куницын и Юрий Поляков и сразу каждое слово врозь. А то приедут из Екатеринбурга председатели соперничающих там союзов Арсен Титов и Владимир Блинов и мы все время будем путать, кто из них из какого союза. Как сами-то не путают? Поменяй ночью этих секретарей в Екатеринбурге и коллеги не заметят подмены, потому что на глубине-то оба «свои», а уж игра в противоположности – это от разыгравшегося времени.
И я уже тогда дивился, что вот вроде на встречах-то не только чекушку, а и «хлеба горбушку и ту пополам», а разъехались, и даже кто в одну Москву возвращался, через неделю в публикациях опять «чужие», словно обрадовались, что вырвались из-под устыжающего взгляда Льва Николаевича. И опять смотри, чтобы чужую паутинку не задеть и на всякий случай лучше пересесть на «социальное расстояние». Но все-таки раз от разу расстояние-то и покороче.
Ну, и жизнь сама потихоньку вмешивается. Мать все-таки – видит, что детки разные, как в семье самого Льва Николаевича, и «отпускает»: пусть уж сами. И потом как-то сама собой явилась в содружестве с «Самсунгом» и премия «Ясная Поляна» и участники встреч стали членами жюри, так что скоро жюри незаметно стало как бы сокращенным вариантом встреч с той же благой целью – восстановления литературного процесса в единстве и силе. И дело идёт и идёт потихоньку…
Лучшим и спасительным опытом этих 25-ти лет было осознание, что все противоречия на самом деле, слава Богу, не разрушительны для крепкого сложившегося в XIX – XX-м веках организма русской литературы. И теперь молодой и, может быть, даже «либеральный» аспирант ИМЛИ иди ИРЛИ, если он хочет работать в русской литературе всерьез и печататься тиражами поболее трехсот экземпляров, почитает яснополянские сборники и со счастливым удивлением увидит, что мир-то может и бегает и теряет голову, а русская литература помнит себя, как матушка Россия, храня дом и материнское тепло, чтобы когда дитя набегается, оно знало, что у него есть родительский дом, куда можно воротиться и быть принятым с любовью.
И Ясная Поляна всё Ясная и «тьма не обымет её»…
Там русская классическая литература. (современная) , не приветствуется или правильнее сказать не понимается, у этого жюри другие критерии, не хочу никого оскорблять, классики русские вы мои, всё пилите?
Сам-то Валентин Курбатов литературу русскую понимает глубоко и верно.
А вот понимает ли её (знает ли вообще, читает ли?) обновившийся, "омолодившийся" за последние годы состав яснополянского жюри? - сей вопрос не праздный и не риторический.
Не в гордом ли одиночестве остаётся там среди водолазкиных и гузелей истинный ценитель искусства русского слова и русского смысла?
#25534-му
А что, пытались себя заставлять "классику писать"?!)))))
Речь-то здесь не о том, друг-комментатор, а о качестве награждаемой в Ясной Поляне прозы. Неужели в современной русской литературе нет более достойных имён, чем те, возвышением которых эта премия "прославилась" в последние несколько лет?
А ведь забег был на прекрасную дальнюю дистанцию. Так чего же на черепашье либеральное ползание перешли? Что, мало других подобных лизоблюдских премий?
За Толстого стыдно, за Льва Николаевича...
Так специально не заставишь себя классику писать. Сколько не задумываться будут любые сидельцы. Да и определяет только время - классик ты или нет. В действительно жизни "мы все глядим в Наполеоны".
СПИСОК ЛАУРЕАТОВ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ «ЯСНАЯ ПОЛЯНА»
2003 год.
Номинация «Выдающееся художественное произведение русской литературы» — Виктор Лихоносов, «Осень в Тамани».
Номинация «Выдающееся дебютное художественное произведение русской литературы» — Владислав Отрошенко, «Двор прадеда Гриши».
2004 год
Номинация «Выдающееся художественное произведение русской литературы» — Тимур Зульфикаров, «Золотые притчи Ходжи Насреддина».
Номинация «Выдающееся дебютное художественное произведение русской литературы» — Антон Уткин, «Хоровод».
2005 год
Номинация «Выдающееся художественное произведение русской литературы» — Анатолий Ким, «Белка».
Номинация «Выдающееся дебютное художественное произведение русской литературы» — Александр Яковлев, сборник рассказов «Осенняя женщина».
2006
В этом году литературная премия «Ясная Поляна» сменила формат и стала определять лауреатов в номинациях: «Современная классика» и «XXI век».
Номинация «Современная классика» — Василий Белов, «Привычное дело».
Номинация «XXI век» — Алексей Иванов, «Золото бунта или вниз по реке Теснин».
2007 год
Номинация «Современная классика» — Леонид Бородин, «Год чуда и печали».
Номинация «XXI век» — Захар Прилепин, «Санькя».
2008 год
Номинация «Современная классика» — Петр Краснов, «Высокие жаворонки».
Номинация «XXI век» — Людмила Сараскина, «Александр Солженицын».
2009 год
Номинация «Современная классика» — Владимир Личутин, «Раскол».
Номинация «XXI век» — Василий Голованов, «Остров».
2010 год
Номинация «Современная классика» — Михаил Кураев, «Капитан Дикштейн».
Номинация «XXI век» — Михаил Тарковский, «Замороженное время».
2011 год
Номинация «Современная классика» — Фазиль Искандер, «Сандро из Чегема».
Номинация «XXI век» — Елена Катишонок, «Жили-были старик со старухой».
2012 год
Номинация «Современная классика» — Валентин Распутин, «Живи и помни».
Номинация «XXI век» — Евгений Касимов, «Назовите меня Христофором».
Номинация «Детство. Отрочество. Юность» — Андрей Дмитриев, «Крестьянин и тинейджер».
2013 год
Номинация «Современная классика» — Юрий Бондарев, «Батальоны просят огня».
Номинация «XXI век» — Евгений Водолазкин, «Лавр».
Номинация «Детство. Отрочество. Юность» — Юрий Нечипоренко, «Смеяться и свистеть».
2014 год
Номинация «Современная классика» — Борис Екимов, «Пиночет».
Номинация «XXI век» — Арсен Титов, «Тень Бехистунга».
Номинация «Детство. Отрочество. Юность» — Роман Сенчин, «Чего вы хотите?».
2015 год
Номинация «Современная классика» — Андрей Битов, «Уроки Армении».
Номинация «XXI век» — Гузель Яхина, «Зулейха открывает глаза».
Номинация «Детство. Отрочество. Юность» — Валерий Былинский, «Риф: повесть и рассказы из серии «Современная новелла».
2016 год
Номинация «Современная классика» — Владимир Маканин, «Где сходилось небо с холмами».
Номинация «XXI век» — Наринэ Абгарян, «С неба упали три яблока».
Номинация «XXI век» — Александр Григоренко, «Потерял слепой дуду».
Номинация «Детство. Отрочество. Юность» — Марина Нефёдова, «Лесник и его нимфа».
2017 год
Номинация «Современная русская проза» — Андрей Рубанов, «Патриот».
Специальный приз «Выбор читателей» — Олег Ермаков, «Песнь тунгуса».
2018 год
Номинация «Современная русская проза» — Ольга Славникова, «Прыжок в длину».
Специальный приз «Выбор читателей» — Мария Степанова, «Памяти Памяти».
2019 год
Номинация «Современная русская проза» — Сергей Самсонов, «Держаться за землю».
Специальный приз «Выбор читателей» — Григорий Служитель, «Дни Савелия».
ПО ДЕЛАМ ИХ УЗНАЕТЕ ИХ. Жаль, что с годами всё больше и больше мельчает круг «избранных», круг лауреатов. Исчезла даже номинация «Современная классика». Неужели только гузели в русской литературе остались. Может быть, «яснополянским сидельцам» надо задуматься именно об этом на своих ежегодных посиделках.