Александр БОБРОВ. АВГУСТОВСКИЕ ПЕДСОВЕТЫ – БАТЮШКИ-СВЕТЫ… Три темы-кита
Александр БОБРОВ
АВГУСТОВСКИЕ ПЕДСОВЕТЫ – БАТЮШКИ-СВЕТЫ…
Три темы-кита
Учителя отдыха не знают – только недавно закончились муки ЕГЭ, а уже в каждом регионе, начиная со второй половины августа, пошли традиционные педсоветы. В них принимают участие учителя, директора школ, представители региональных органов управления образованием, руководство Минпросвещения. «По признанию международных экспертов наш опыт и работа наших учителей в период вынужденного перехода на дистанционное обучение были одними из лучших в мире. Сложившаяся ситуация позволила нам переосмыслить всю ценность и важность школы, вашего труда, дорогие учителя», – отметил министр просвещения Сергей Кравцов, обращаясь к участникам совещаний.
Как это может быть – «лучшими в мире» – при нынешнем качестве работы органов образования, самого министерства, стабильности и широте охвата скоростным интернетом? В России количество интернет-пользователей, по данным Digital 2020, составило 118 миллионов, но это – дутая цифра. Например, по государственной программе сельскую школу подключили к интернету, выделили компьютеры, и докладывается, что все 150 человек охвачены компьютеризацией. Но так ли это? К тому же, далеко не везде есть устойчивая связь. Мне студентка пишет: «В заочном тестировании на время – участвовать не могу: даже для того, чтобы отправить Вам эту эсэмэску, пришлось залезть на ёлку». Реальность! При этом по многим докладам численность аудитории социальных сетей в России на начало 2020 года составила 70 миллионов пользователей, то есть 48% от всего населения страны. Цифра за год не изменилась. 100 дней, говорят авторы исследования, – вот сколько времени вы проведете в онлайн в 2020 году. Но такого, по-моему, и мне не добиться, преподавателю двух вузов с проклятой дистанционкой и активно работающему литератору. Количество времени, которое люди проводят в интернете, сильно отличается в разных странах. Так в Филиппинах это 9 часов 45 минут в день, а в Японии – 4 часа 22 минуты. На первом месте по проникновению интернета – Катар, на 2-м Кувейт. Россия – на 67-м (76,51% охвата в 2019 году).
Владимир Путин 10 августа встретился с главой Роскомнадзора Андреем Липовым и обсудил вопросы, которые так или иначе беспокоят любого, кто пользуется связью и онлайн-сервисами. Корреспондент Первого канала Наталия Юрьева сказала за кадром: «По статистике россияне все больше времени проводят в виртуальном пространстве: около 7 часов 17 минут в день и все чаще там же становятся жертвами различных правонарушителей». Я не верю таким цифрам: по многим исследованиям и моему опыту, больше 7 часов в интернете проводят старшеклассники и студенты – активные пользователи, но, конечно, не средний россиянин.
Андрей Липов: «Начиная с 2012 года, когда впервые было принято наше законодательство по удалению запрещенного контента из сети интернет, у нас на сегодняшний день уже удалено более 1,5 миллионов материалов».
Владимир Путин: «Это в основном какие материалы?».
Андрей Липов: «Это пропаганда суицида, это детская порнография, увы, ее много, и это информация о распространении и пропаганде наркотиков. Но на первом месте материалы экстремистских и террористических организаций. Очень серьезный отрыв, и это основной вызов на сегодняшний день, на мой взгляд, с точки зрения работы по запрещенному контенту в сети интернет».
Но в условиях яростной информационной войны дело не только в законодательно запрещённых материалах, а во всем неконтролируемом контенте социальных сетей. Что они могут сделать разрушительного – показали полыхающие события в Белоруссии. Характерно, что у митингов, которые становятся день ото дня все более яростными и жестокими, нет каких-то явных лидеров или партийной организации. Тем не менее протесты направляются достаточно профессионально. Основная площадка для коммуникации между противниками Лукашенко – мессенджер Телеграм. На оппозиционных публичных каналах озвучиваются планы действий митингующих. Там же даются советы, что делать в конкретный момент массовых беспорядков, куда бежать, где собираться. Кроме того, каналы выполняют пропагандистскую функцию – постоянно говорят о зверствах власти, иллюстрируя это яркими видео и фото. Именно они вбросили информацию о появлении на улицах Минска «российского спецназа».
В первый же день протестов сайт Nexta отметился радостным сообщением «Люди бьют ОМОН», в котором правоохранители – это как бы и не люди. Красивое слово Nexta на самом деле имеет белорусский корень и происходит от нехта – в переводе на русский это значит кто-то или некто. Название с намеком на анонимность канала. Однако руководит каналом совсем не кто-то, а руководят вполне конкретные люди. Главным редактором «Нехты» является журналист Роман Протасевич – белорусский оппозиционер со стажем. Еще в 2012 году его задерживали как администратора оппозиционных групп в соцсетях. Был журналистом финансируемого Польшей и Литвой «Еврорадио», а также «Радио Свобода». Основателем канала Nexta является еще один оппозиционный белорусский журналист – Степан Путила. На него зарегистрирован созданный еще в 2015 году YouTube-канал с тем же названием и логотипом. Как и Протасевич, Путила (в соцсети представляется псевдонимом Светлов) живет в польской столице. Сейчас местом работы Путилы указан журнал «Новая Польша».
Итак, два молодых человека из Польши заочно стали лидерами «революции» в европейской стране с силовыми структурами, разветвлёнными государственными СМИ – и никакое противоядие не сработало! Сам матёрый политик Лукашенко оказался во многом бессилен перед незримым врагом. С другой стороны, это наглядно показывает, что никакой революции в Белоруссии не может быть в принципе – только бессмысленный, но губительный для неё госпереворот!
Революции делают убеждённые люди, а не прикормленные марионетки, пусть у сайта 1,5 млн. подписчиков. Нужен целеустремлённый пример, вроде Кастро и Че Гевары, которые даже США дали отпор с оружием в руках. Потому и был переведён на многие языки ошельмованный ныне в России роман Горького «Мать». Там ведь выписан путь простого молодого рабочего в революцию, превращения его в безоглядного борца. Готовясь к демонстрации, Павел решает сам нести знамя. Во время демонстрации Андрей Находка выходит вперед, чтобы заслонить своим телом идущего со знаменем Павла от солдатских штыков, но Власов (очернённая предателем фамилия) бросает ему: «Рядом! Не имеешь права! Впереди – знамя!». А белорусские «революционеры» стоят с польским красно-белым флагом у российского посольства между рюмкой и чашкой кофе. Потому там не может быть революции – только заваруха, которая, даже если сметут Лукашенко, приведёт к полному краху государства и новой зависимости его от польско-европейских панов.
Это и сигнал России: кто отвечает за контрпропаганду, за соцсети, за продуманные действия в условиях информационной войны? По распределению государственных обязанностей – Минкомсвязи, «паяльники», как называют их в народе, которым подчиняется и Роспечать. Но они призваны отвечать за функционирование, материальное обеспечение электронных СМИ, а кто ответственен за их содержание? Ведь в аппарате идейных бойцов-государственников, профессиональных пропагандистов, социологов, политологов, наконец, не используются возможности и огромный потенциал всех творческих союзов – никакой вдумчивой работы и координации!
Министерство просвещения опубликовало Письмо от 25 июня 2020 года № ВБ-1398/04, где объявило темы августовских совещаний в 2020 году. Темы эти являются рекомендованными для обсуждения, но всем понятно, что только об этом и будут говорить в августе педагогические коллективы каждой школы страны.
Итак, о чем же предложил порассуждать заместитель министра Просвещения Виктор Басюк (именно он является автором Письма)?
Тема первая: «Ключевые направления достижения стратегической цели по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Вот – стиль министерства! Зачем рядовым учителям и даже директорам обсуждать несбыточные прожекты? Как они могут решительно повлиять? – ведь это правительственная задача от организации всей системы образования до достойного финансирования! Зачем впустую сотрясать воздух? Да, в указе в очередной раз утверждается цель вхождения в десятку лучших стран мира по качеству образования, и до конца октября министерство должно представить откорректированные под Указ национальные проекты, в том числе нацпроект «Образование», значит, они ждут подсказки замученных дистанционкой учителей? Это же профанация демократии со стороны чиновников, которые за большую зарплату умеют плодить указания и контролировать, но не обобщать и внедрять крупицы драгоценного опыта.
Тема вторая. «Модернизация воспитательной деятельности образовательных организаций. Внедрение примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Российской Федерации». И здесь все прозрачно, потому что Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки в «Закон об образовании в РФ», касающиеся программ воспитания в учебных учреждениях. И внёс эти поправки тоже сам президент. Закон вступит в силу 1 сентября 2020 года, у школ будет ровно год для того, чтобы разработать свою рабочую программу по воспитанию, а также календарный план воспитательной работы, оформить все необходимые документы для включения этих документов в образовательную программу. К ней ещё вернёмся…
Тема третья: «Актуальные направления цифровой трансформации образования: перспективы и новые возможности развития традиционного образования». И здесь все очень предсказуемо. Цифровая трансформация образования – это то, к чему все идет. Все «новые возможности развития традиционного образования» каждый из работающих в сфере образования, любой родитель учеников испытали на себе в апреле и мае. Об этом уже писано-переписано. Но одно замечание себе позволю. В конце апреля министр просвещения страны Сергей Кравцов откровенно рассказал корреспонденту «Коммерсанту» о своём видении проблемы. Корреспондент газеты спрашивает:
– Вы возглавляете министерство, чьи решения во время эпидемии затронули практически каждую семью. И многие из них сейчас критикуются. Люди говорят про поспешность перехода на дистанционное образование. Жалуются на зависающие электронные сервисы, нехватку гаджетов, особенно если и родители вынуждены удаленно работать. Говорят, что обещанная «дистанционка» зачастую выглядит так: «Прочитайте учебник, пришлите домашнее задание». А вы как сами считаете, министерство справилось с ситуацией?
– Давайте я откровенно скажу: еще в начале года невозможно было представить, что в марте все школьники России будут вынуждены резко перейти на домашнее обучение…
Стоп! Я прочитал и опешил. Когда была узаконена такая форма домашнего обучения в разгар демократизации, начались скандалы. Помню, мне на радио «Резонанс» пришло огромное письмо от одного странного фермера. Чувствуется, он забился в глушь, у него мало что заладилось, а детей он своих решил перевести на домашнее образование. Районный отдел образования отговаривал, сама способная дочка, выигрывавшая в школе какие-то литературные конкурсы, чувствуется, не хотела. Но индивидуалист – упёрся. Дошло и до областного уровня, и до горячего обсуждения по радио. Но это был на моей журналистской практике – единственный реальный случай, а тут – бац: все разом школьники (и студенты!) перешли на домашнее образование. Или министр не владеет темой, или сознательно вбросил опасные мечтания и намерения. Он не оговорился, он повторил, что многострадальные ученики и родители были включены, по мнению министра просвещения, в домашнее обучение (семейное обучение) или самообразование. А оно содержательно и организационно отличается от дистанционного образования. В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» школьникам было разрешено семейное обучение. В статье 17 данного закона указано «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Но такой аттестации – не было! Министр не владеет терминологий или не знает законов? Или это – чиновничья уловка? Министр понял, что для сохранения себя в должности лучше сказать «удобную правду». Теперь, наверное, термин «домашнее обучение» будет использоваться повсеместно: ведь тогда не придётся объяснять неготовность школьного образования к дистанционному обучению. Кроме того, в этой ситуации виновна не система, а конкретная семья, которая, мол, не смогла организовать обучение. А чиновники опять проявили себя в экстремальной ситуации с лучшей стороны, создав все возможные условия, но – не заладилось…
Так что это тема – больная и опасная. Куда легче и привычнее навалиться на воспитательную работу. Она будет в нынешних условиях – бумажная. Так это ж счастье для чиновников: запрещены пока массовые мероприятия, поездки, экскурсии, широкий школьный туризм, музейное дело и следопытская работа – давно загублены. Значит, за компьютер! Уже пошли тревожные отклики: «Наш министр Кравцов первым, как и положено, ринулся исполнять президентские поручения и наказы. В связи с чем он припомнил, как, будучи еще руководителем Рособрнадзора, тоже понял, что пришла пора вплотную заняться воспитанием. Дескать, более 400 воспитательных программ проанализировал – и все, как «под копирку». А следовательно, реальная воспитательная работа в школах не ведется. Такой вывод сделал министр. Мы, педагоги, как водится, повозмущались, да и ушли в отпуска. А вот начальство наше районное очень близко к сердцу приняло министерский нагоняй, и теперь считает прямо-таки своим долгом публично отчитаться: как конкретно, во вверенном ему районе, в отличие от остальной замшелой России, замечательно и эффективно выстроена система воспитательной работы. И посыпались «письма счастья» на наши отпускные головы: СРОЧНО... ЗАПОЛНИТЬ И СДАТЬ... ОТЧИТАТЬСЯ... ПОДРОБНО ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ... И всё – «по воспитательной работе».
Махина пришла в движение. Эта программа тоже должна быть готова к октябрю. Почитаем, проанализируем, но пока в её плодотворность верится слабо. Разве только закалённый в циркулярных битвах, но талантливый и убеждённый русский учитель её спасёт…