РЕЦЕНЗИЯ / Анатолий ПОБАЧЕНКО. «СИБИРСКИЙ ПАРНАС». Обзор журнала №1 и №2 – 2020
Анатолий ПОБАЧЕНКО

Анатолий ПОБАЧЕНКО. «СИБИРСКИЙ ПАРНАС». Обзор журнала №1 и №2 – 2020

 

Анатолий ПОБАЧЕНКО, главный редактор «Сибирского Парнаса»

«СИБИРСКИЙ ПАРНАС»

Обзор журнала №1 и №2  2020

 

* * *

Первый номер журнала «Сибирский Парнас» открывается портретами сибирского художника Виктора Хазова (на обложках журнала репродукции его картин) и журналиста, поэта А.А. Чернышёва.

От рождения тянется ниточка – познать чудо жизни, сохранить надолго, навсегда. Можно ли передать людям увиденную красоту? Где истоки её? Любовь и красота – это два составных одного и того же единого вечного божественного начала. Дойти, доползти, докопаться – возможно ль человеку? Об этом постоянно размышляет живописец-сотворец. Есть река, ручей, есть родник. Хороша вода из чистой речки, из ручейка, но в тысячу раз она прекраснее из родника. Природу, землю нашу, не зря называют матерью.

 Виктор Александрович Хазов родился в Новосибирске 1947 году, рос и воспитывался среди широких полей и лесов, в деревеньке Пушкари Ордынского района. Здесь учился в школе, поступил по совету семьи в монтажный техникум, был призван в армию. Шёл 1967 год. Эшелон с новобранцами двигался на Дальний Восток. Молодой призывник был направлен учиться в танковую школу на механика-водителя. После окончания учёбы и присвоения звания младшего командира находился в отдельном танковом полку, в резерве командующего Дальневосточного военного округа. Во время проводов в армию родной брат отца, прошедший Великую Отечественную войну до Берлина, дал наказ: "Иметь всегда в загашнике боевой запас и не спать на посту!". Волею судьбы Виктор оказался участником трагических событий на Даманском (остров реки Уссури в приграничье). Он, старший механик-водитель, воочию увидел и узнал, что такое война, почувствовал, какова цена жизни человека. Подумалось о многом: о родине, о близких, о смысле своей жизни. Именно тогда, может быть, мужал, начинал определяться характер будущего живописца, верного родной земле, обязанного чем-то служить людям.

 После демобилизации окончил с отличием техникум, много лет работал на стройках Минмонтажспецстроя, курируя строительство жилья, соцкультбыта и объектов обороны. Самодеятельно продолжал рисовать. Но какая-то острая боль-заноза не давала покоя душе, постоянно напоминала о высоком, непостижимом.

С малых лет любил рисовать, читать, особенно о природе, где в стихах и прозе раскрывалась красота. Помогали этому произведения Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Тургенева, Бажова… Уже зрелым человеком, в 39 лет, поступает на художественно-графический факультет и после окончания, с отличной защитой диплома, уходит в любимое искусство – живопись. Без неё жизнь уже немыслима! Где и кем бы он ни работал – это в глубине души всегда с ним.

 «Я вырос в селе, видел чистое небо, зелёные травы, разливы рек, землю-именинницу, – говорит Виктор Хазов. – Весь растворяюсь в природе, живу ею, беру силы, напитываюсь для жизни и творчества. Она равнодушна к тщеславным притязаниям человека, но в её красоте и торжественности высший смысл жизни, что даёт мне духовную устойчивость и веру в бессмертие души». «Писать картины – это колоссальный труд всего существа. Чтобы писать воду, нужно все клетки тела и души привести в состояние восприятия сокровенной красоты, тебе явленной, а чтобы писать поле, надо слиться с его энергией».

 Алтай для него – сакральный дом для созерцания Высшего, вся природа есть абсолютная красота. Гора Белуха – это древний центр духа. Здесь молодые мужчины, стремящиеся к совершенству, принимали посвящение в волхвы. «Алтай – это особое. Я верен ему навсегда». «Не каждого гора подпускает, её нужно почувствовать, услышать, сердечно поговорить с ней. Тогда она отзовётся» – таково мнение художника. Он весь в своих творениях: «Весна в горах Алтая», «Цвет алтайской черёмухи», «Июль в горах», «Бирюза Катуни», «Краса Катуни».

 Чем привлекательны пейзажи Виктора Хазова? И почему у картин сибирской природы подолгу задерживаются зрители?

Потому что это родное, всегда зовущее к себе непритязательной красотой. Это притяжение к детству, в радостное бытие человека, где краски мастера воссоздают в душе мир гармонии и доброты, где идёт влечение сердца к родной земле.

С детства он у речек Аллеус, Ключик, впадающих в Обь-матушку. Отсюда у него необъятное пространство воздуха, поэзия русского поля, даль, зовущая зрителя к познанию своих корней. Красота исцеляет душу, лечит её, не даёт ей опуститься до низменных чувств. Человек – отражение вселенной, должен творить и распространять красоту во всех проявлениях своей жизни. Вот оно родное, близкое, здесь ты родился, живёшь и любишь. Об этом картины: «Родное село Пушкари», «Золотой луч над полем», «Сибирская даль», «Потаённая вода», «Иня перед ледоставом», «Ромашки у края поля».

Работы Хазова наполнены силой духа, утверждением бессмертия жизни на земле. Энергичные мазки, фактурная, пастозная живопись выдают активную натуру художника, его поиск, постоянное движение. Яркая, сочная палитра помогает художнику передать особое ощущение близости, родства человека с природой и быть ответственным за её сохранность. Он воспринимает мир как некое гармоничное совершенное начало, которое, по замыслу Творца, даёт человеку силы и желание жить, заниматься творчеством во славу красоты, ибо человек бессознательно чувствует себя принадлежащим к вечности. Тёплые льющиеся краски его работ (голубые, зелёные, жёлтые, золотистые, бирюзовые, красные) несомненно говорят о его светлом духовном мире, мятежной неуспокоенности души: «Чемальские пороги», «Танец струй», «Серебряный поток», «Звень берёз», «Зарделся маральник». Многие работы пронизаны древним духом предков: «Хранитель озера», «Хранитель тишины», «Филаретовка», «Долина царей». Заповедные места, следы прошлых веков напоминают нам о святости памяти, о необходимости хранить её и с любовью передавать потомкам. Всесилие жизни открывается в картине «Долина царей». Цари настоящие – небо, хлеб, воздух, вода, власть света и священная память о предках. И главный в них – человек, его душа и руки! Посмотрите, как курится облако над древним столпом! Это гимн миру! Красный цвет напоминает всем о бережном отношении к жизни, предупреждает, взывает к бдительности. Мы не манкурты! И это будет вечно в искусстве. Прекрасное продолжается в современности и движет человечество в будущее.

И всё-таки возникает вопрос, откуда приходит красота? Где рождается тот или иной образ? Подсолнухи у каждого зрителя разные. И художник создаёт свой мир, не придуманный, не построенный абстрактными схемами. Как писал Александр Блок, стихотворение состоит на 9/10 из среды, эпохи, ветра, а 1/10 из самого себя. И живопись Виктора Хазова соткана из мира малой родины, серебристых скромных красок Сибири, лёгкого дыхания родных мест и, конечно, настроения автора. Я уверен, что точно переданное художником в картине настроение захватит и зрителя. В нём радость и добрая улыбка, оптимизм и лучезарный взгляд, азарт жизни и мягкая душа художника. Его особенность – реализм пейзажа, натюрморта, мощная энергетика, экспрессия письма, солнечность красок, таинственность, сокровенность изображённого.         

После окончания института продолжал совершенствоваться у заслуженного художника России Алексея Андреевича Хусточко, который не только учил его мастерству, цельному видению красок природы, поиску себя в искусстве, но и наполнил мощной творческой энергией. Сердечному раскрытию тайн искусства, творческому подходу способствовали знакомство и дружба с писателем, поэтом Юрием Михайловичем Ключниковым, он оставил глубокий след в изучении и постижении сакральности жизни.

Виктор Александрович параллельно вёл преподавательскую деятельность в школе и в институте. Получив рекомендации от заслуженных художников-фронтовиков Чебанова Вениамина Карповича, Крапивина Геннадия Никитовича и руководителя дипломной работы Гранкина Владимира Михайловича, в 1997 году на секретариате в Москве был принят в Союз художников России, в 2012 году в члены Петровской Академии наук и искусств, а в 2018 году вошёл в библиографическую энциклопедию "Золотые имена России". Занимается выставочной деятельностью, материал для творчества берёт из экспедиций по горному и степному Алтаю, Новосибирской, Томской областей, а также из общения с людьми искусства и науки.

В просветительской работе сегодня Виктор Хазов использует встречи со зрителями на выставках для прямого диалога о живописи, духовном образовании человека, его совершенствовании и росте, о творчестве, принимает участие во встречах с искусствоведами, литераторами, учёными.

Встретив любовь и испытав радость жизненных чувств, Виктор Хазов убедился, что счастье человека находится внутри его самого, что роль художника, как и учителя, стать сотворцом, призывать к красоте, любви и доброте. Пить воду надо из первоисточника – родника.

Таков наш сибирский характер, художник России.

 

В новых рубриках журнала «Слово учителя», «Святые камни» высокое предупреждение Юрия Михайловича Ключникова, оно говорит о многом.

«Разнообразная деятельность Учителей человечества ведётся с незапамятных времён – от эпохи Лемурии и Атлантиды, то есть, до появления письменности. Речь идёт о посылке в мир пророков, о создании так называемых пассионарных толчков, выражаясь терминологией Л.Н. Гумилёва, о формировании и сохранении архетипов. Религиозные источники, а также легенды и мифы многих народов сохранили и в письменной форме некоторые реалии такой деятельности. Часто в иносказательной форме. Их подтверждают также исторические свидетельства…

…Почему именно наша страна стала объектом высокого внимания? Потому что в пророчествах византийских и русских старцев, в предсказаниях Нострадамуса, Эдгара Кейси, на которые не привыкли опираться ни учёные, ни политики, указана особая роль России в будущем переустройстве мира.

…Никакие наши политические, экономические, культурные, религиозные и иные институты сегодня уже неэффективны в достижении стабилизации обстановки без высокой помощи. Где её искать – каждому из нас придётся выбирать самому.

Ключ – поведение человека, его этика».

«– Каждый участник процесса постижения тайн мира является, по сути, учеником. Интерес к неведомому обязательно приведёт его к духовной тропе.

– Дети страдают больше всего. Не обладая достаточным опытом взрослого, они не могут остановить поток случайной и грязной литературы в свою жизнь. Школьная литература давно уже не отвечает современным требованиям, и ниша остаётся незаполненной. Как правы те родители, которые вдумчиво и с любовью подбирают своему ребенку библиотеку с детства, прививая любовь к чтению. Манера читать и перечитывать хорошие книги развивает сопереживание и умение размышлять самостоятельно, что становится такой редкостью в наше время. Ищите такие книги, дорожите ими и берегите их.

– Пустой тратой времени являются поиски затерянных миров. Атлантида существовала, но артефакты её существования будут долго ещё скрыты от человечества. Что нового принесёт сенсация? Кто хотел поверить – уже верит, остальные скажут «журналистская утка». Зерно должно упасть в землю вовремя.

– «Крейцерова соната» Бетховена – произведение редкой мощи и красоты. Балансируя на грани понимания и вместимости, завораживает душу и уводит в мир другой. Сила произведения огромна, в потенциале может вызвать эмоциональное потрясение и, как следствие, заставит пересмотреть ценности жизни. Заложена большая информация.

– Повсеместное употребление сленговых выражений, обедняющих речь, ведёт к дистрофии мозга. Бедная речь – признак ограниченного мышления. Люди, мыслящие штампами, как правило, и изъясняются тоже штампами. Механичность куклы выгодна кукловоду. Но будущий творец миров не должен терять осознание момента. Только осознанность поведения даёт разумное начало работы над собой.

– Молитвами мир держится.

– А смириться – это не значит опустить руки и подставить щёку, смирение – значит принять посланные судьбой испытания и терпеливо пройти их. Терпение и смирение – атрибуты мудрости».

 

 Журнал «Сибирский Парнас» открывает новую рубрику «Святые камни». Название отражает роль наших поэтов, писателей, художников, композиторов, духовников в формировании фундамента, а впоследствии и цитадели отечественной и мировой культуры. Поэтически выражая благодарную память, поддерживаем в живом состоянии эти «Святые камни» и вновь ясно осознаём излучаемый ими сквозь время свет добра и истины. Здесь имена Бориса Пастернака, Николая Островского, Елены Стюарт, Павла Васильева.

В поэтических «Монологах» представили своё творчество В.Исаянц (Воронеж), С.Москвитин (Ленск, Якутия), С.Егельский (Нижний Новгород), И.Малетин, Н.Чубаров, Т.Боровитская, В.Басалаев, О.Шабинский, Т.Решке (Новосибирск).

Борис Поздняков в «Мнемозине» вспоминает события гражданской войны в Сибири в очерке «Гражданская война и чехи в Сибири».

Опубликованы прозаические произведения А.Самойлова (Барнаул) «Есть по Чуйскому тракту дорога…», А.Неведрова «Вдаль с обрыва» (Новосибирск), Й.Кински «Натюрморт» (Париж).

Алексей Горшенин в «Литкраеведение» поделился своими рассуждениями о судьбах многих стихов и их авторов, которые известны в народе – ставшие народными: «Славное море – священный Байкал», «По долинам и по взгорьям…», «Синильга» и др.

Анатолий Побаченко в аналитической статье «Поэтический подвиг Юрия Ключникова» рассматривает гигантский труд известного поэта-переводчика. Эта статья впервые опубликована в журнале «Наш современник» № 1-2020.

В «Живом слове» Маргарита Уральская критически рассматривает засилье иностранных слов в русском языке, задаётся правомерно вопросом «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?».

Делятся своими мыслями и ощущениями от путешествий В.Изразцов в очерке «Индия глазами души и сердца», А.Кайков «В стране высоких людей» от встречи с Черногорией.

Дан в «Анонсе» приключенческий роман сибирского писателя Александра Минченкова «Тайны угрюмых сопок».

 

* * *

Второй номер журнала «Сибирский Парнас» открывается материалами, посвящёнными 75-ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в Год памяти и славы продолжается «Эстафета патриотизма поколений». Представлено творчество поэтов, прозаиков, критиков (Новосибирск, Москва, Горно-Алтайск, Сочи, Петрозаводск).

Подвиг наших отцов и матерей – бессмертен. 75-ой годовщине Победы посвящены прозаические произведения (рубрика «Шаги»): «Танковый гарнизон» Анатолия Андреева, «Прокоп-писатель» Галины Антошиной, «Два года после войны» Антонины Головиной, «Волки» Валентины Шмаковой, «Бриджи» Сергея Ююкина, «Дети войны» Таисии Кучерюк, Геннадия Гусаченко, Надежды Семёновой.

О крылатых выражениях из песен о Великой Отечественной войне рассказывает в «Живом слове» Маргарита Уральская.

Памяти героев посвящены страницы очерка Алексея Горшенина «Никто из нас забыть не может…».

«Великая Отечественная война – особая страница в русской словесности. Эти пропахшие порохом, густо пропитанные кровью годы отозвались в литературе долгим эхом. Своё весомое, выстраданное и талантливое слово о самой страшной и жестокой из всех войн сказали сибирские поэты.

 В первые же дни войны, 23 июня 1941 года, в обращении, напечатанном на страницах газеты «Советская Сибирь», они заявили: «Будем бить врага и штыком и пером». Что и делали подчас в самом буквальном смысле. Прежде всего – поэты-фронтовики, воевавшие в составе сибирских дивизий. Многие пали смертью храбрых. Героическая же судьба некоторых из них отразилась в названиях улиц и даже становилась основой художественных произведений. Так произошло это с новосибирским поэтом Борисом Богатковым, чьё имя сегодня носит одна из центральных улиц Новосибирска и который явился прообразом главного героя известной поэмы А.Смердова ««Пушкинские горы» Сергея Снежкова».

Писать стихи Б.Богатков начал рано. На юношеских его опытах ещё лежит отпечаток книжной романтики, наивности, но проступает уже и предчувствие надвигающейся войны, а с ним начинает вызревать мотив готовности защищать Родину. С тех пор, когда Б.Богаткова призвали в армию, Родина и война стали главной и единственной темой его поэзии.

Впрочем, то была не просто тема, а скорее заполнившее молодого поэта без остатка чувство, в котором поэт и гражданин, беззаветно любящий свою страну, слились воедино:

 Впереди – города пустые,

 Нераспаханные поля.

 Тяжко знать, что моя Россия –

 От того леска не моя...

 Посмотрю на друзей-гвардейцев:

 Брови сдвинули, помрачнев.

 Как и мне, им сжимает сердце

 Справедливый священный гнев.

 

 Поклялись мы, что встанем снова

 На родимые рубежи!

 И в минуты битвы суровой

 Нас гвардейцев не устрашит

 Ливень пуль, сносящий пилотки,

 И оживший немецкий дзот...

 Только бы прозвучал короткий,

 Долгожданный приказ: «Вперёд!».

 Здесь весь Б.Богатков – цельный, целеустремлённый, ощущающий себя сыном великой Родины и братом воюющих за неё бойцов. Видимо, именно это чувство кровной сопричастности и помогло ему 11 августа 1943 года в критическую минуту, презирая «ливень пуль», поднять в боях за Гнездиловские высоты на Смоленском направлении свой поредевший взвод в атаку песней собственного сочинения, которую уже успели полюбить в дивизии».

 

 Особое место в поэзии Сибири, посвящённой Великой Отечественной войне, принадлежит тем её представителям, кто «с боями прошёл пол-Европы» (И.Ветлугин), выжил и вернулся победителем. В отличие от собратьев-коллег, судьба предоставила им возможность художественно осмыслить и донести правду о Великой Отечественной войне до новых читательских поколений.

 Александр Смердов, Леонид Решетников, Николай Перевалов, Иван Ветлугин, Марк Юдалевич, Иван Краснов, Михаил Небогатов, Евгений Павличенко, Леонид Чикин... – всем им пришлось пройти с боями не одну сотню километров фронтовых дорог, и совершенно естественно, что дороги эти на первых порах диктовали поэтам строку и чувство, а нередко задавали их стихам и необходимый ритм.

В поэтических «Монологах» тема войны, памяти солдат широко представлены в стихах В.Яресько, Г.Кольцова, А.Горового, А.Кайкова, Т.Боровитской, Г.Бодрова, В.Бугая, Ю.Мочалова, В.Басалаева, А.Лавского, Н.Ушакова, А.Фартышева, Т.Петуховой, Г.Рябовой-Дворядкиной, Н.Фениной, Д.Щербакова, Н.Музалёва, Н.Логиновой.

Проникновенны сердечностью и милой грустью стихи поэтов из Белгорода Е.Харитонова, из Горно-Алтайска Лили Акпыжаевой-Тягницкой, из Москвы Вячеслава Куприянова.

 

«Лица Победы» – в рубрике Николай Тимофеевич Стазаев.

Полный кавалер орденов Славы гвардии старшина Николай Тимофеевич Стазаев родился 28 мая 1925 года в семье крестьянина. Учился в Ново-Георгиевской начальной и Верхне-Коёнской семилетней школах. С 22 февраля 1940 года работал в Новосибирске в артелях «Победитель», «Производственник» и «Иня» в должности мастера жестяного цеха. 6 января 1943 года был уволен ввиду ухода в РККА. Прибыл на 2-й Украинский фронт в ноябре того же года.

 9 января 1944 года автоматчик разведывательной роты 67-й механизированной бригады 8-го механизированного корпуса 5-й гвардейской армии 2-го Украинского фронта ефрейтор Стазаев в районе села Малая Виска (Кировоградская область, Украина), находясь в разведке, подорвал гранатой вражеский автомобиль, захватил в плен офицера и трёх солдат. На следующий день близ деревни Марьяновки пленил ещё двух офицеров. 5 февраля 1944 года награждён орденом Славы 3-й степени.

25 января 1945 года заместитель командира отделения сержант Стазаев, выполнявший боевую задачу у города Мариенбурга (ныне – Мальборк в Польше), обнаружил засаду и в скоротечной схватке из автомата уничтожил до десяти германских солдат и взял в плен офицера. Получив ранение, поля боя не покинул. 13 марта 1945 года награждён орденом Славы 2-й степени.

30 апреля 1945 года во время штурма города Штрелец (в восьмидесяти километрах от Берлина) германская батарея начала расстреливать прямой наводкой наступавших советских солдат. Разведрота той же бригады и корпуса (49-я армия, 2-й Белорусский фронт) атаковала вражескую позицию. Командир разведывательного отделения сержант Стазаев со своими бойцами уничтожил расчёт пушки, завязал бой с пехотой противника, из захваченной у врага пушки поразил трёх фаустников и шестерых автоматчиков. За два дня боёв пленил двадцать одного вражеского пехотинца. 29 июня 1945 года награждён орденом Славы 1-й степени.

 Полный кавалер орденов Славы Николай Стазаев также награждён орденом Боевого Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды и медалями.

 После демобилизации в 1945 году Николай Тимофеевич поселился в Новосибирске, работал токарем на стрелочном заводе в Первомайском районе, в 1965 году окончил Тайгинский техникум железнодорожного транспорта, продолжил работу технологом цеха, в 1970 году был награждён медалью «За трудовую доблесть». Стал одним из первых ударников коммунистического труда, отличником социалистического соревнования. Николаю Тимофеевичу было присвоено звание «Почётный железнодорожник».

 Бюст Н.Т. Стазаева установлен в Мемориальном комплексе войсковой части в городе Слониме (Белоруссия). Его именем названа улица в Первомайском районе Новосибирска. Умер 1 июня 1999 года в Новосибирске.

«Экологический вернисаж» (новая рубрика) знакомит читателя с рассказом Т.Трофимовой-Воронцовой «Щука – не волшебная».

А.Побаченко в критической статье «Несколько обыкновенных слов о «Необыкновенном вояже» анализирует творчество Станислава Коврижкина.

В рубрике «Пилигрим» поведала о своём путешествии по Индии Наталья Житихина («Такая разная Индия»).

========================================================
Журнал «Сибирский Парнас» выходит ежеквартально с 2016 года.
Журнал находится на портале в Едином ресурсе русскоязычных журналов и альманахов «Журнальный мир».
Координатор проекта старейший журнал России «Сибирские огни».

 

Комментарии

Комментарий #25639 31.08.2020 в 20:46

Спасибо большое!