ИНФОРМАЦИЯ / Вадим ТЕРЁХИН. ВЕЛИКОЕ СТОЯНИЕ. «540-летие Стояния на Угре. История. Литература. Вера»
Вадим ТЕРЁХИН

Вадим ТЕРЁХИН. ВЕЛИКОЕ СТОЯНИЕ. «540-летие Стояния на Угре. История. Литература. Вера»

 

Вадим ТЕРЁХИН

ВЕЛИКОЕ СТОЯНИЕ

«540-летие Стояния на Угре. История. Литература. Вера»

 

В Калужской области под руководством Митрополита Калужского и Боровского, Председателя Издательского Совета РПЦ Климента, а также при участии метрополии и Союза писателей России состоялась конференция «540-летие Стояния на Угре. История. Литература. Вера».

Первый день конференции прошел в Калужской  Епархии, а на второй участники после службы в мужском монастыре Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой Пустыни собрались на Владимирском скиту в музее-диораме, созданной замечательным русским художником калужанином Павлом Рыженко.

По окончании официальной части гости посетили монастырский скит Живоносного Источника, где их встретил наместник монастыря о. Тихон.  Гости посетили храм в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник", окунулись в нём и обсудили за чашкой чая в тихой неторопливой беседе вопросы, волнующие человечество.

Именно на Калужской земле, на берегах Угры, осенью 1480 года произошло одно из самых важных событий отечественной истории – родилась та Россия, в которой мы живём.

Стояние на реке Угре положило конец татаро-монгольскому игу и заложило основы российской государственности.

С того момента как хан Ахмат увел свои последние войска с берегов Угры, Русская держава более никогда не теряла своей независимости, даже в Смутное время.

Спустя полвека создатель Казанского летописца писал: «И тогда великая наша Русская земля освободилась от ярма и гнета басурманского и начала обновляться, подобно тому, как зима переходит в тихую весну. И обрела она снова прежнее свое величие и благочестие и богатство… И воссиял ныне стольный и прославленный город Москва, словно второй Киев, …как Третий Новый Великий Рим».

О значении Великого стояния на Угре Н.М. Карамзин писал в своем труде «История государства Российского»: «Это есть великая эпоха, торжественное восстановление нашей государственной независимости, соединенное с конечным падением Большой или Золотой Орды».

Большая заслуга в этом Ивана III, который навсегда покончил с татаро-монгольским игом, не допустив напрасного кровопролития и из лоскутного одеяла раздробленной Руси создал единое Московское государство.

Он был великим стратегом, дипломатом, законодателем, но прежде всего – строителем нового Русского государства. Опорой ему служила вся Русская земля, и он первым осознал ее не собранием княжеских уделов, а единым государством, связанным исконной исторической традицией.

Иван III еще при жизни удостоенный титула Великий стал первым русским самодержцем и государем всея Руси. Именно Иван III, а не Иван Грозный, как нередко считается, заложил фундамент единого Российского государства. В период его правления формируется новый аппарат власти, определяются функции централизованного государства. Его фигура заслуживает особого уважения со стороны потомков.

Обновленная, возрожденная великая Россия, держава – главный итог многолетнего правления первого государя всея Руси.

Нашему поколению выпала честь смыть патину времени с тех великих исторических событий, вернуть незаслуженно забытые имена в нашу повседневность памятниками, такими как открывшийся в Калуге памятник Ивану III, научными трудами, новыми названиями улиц и яркими праздниками.

Пусть будет больше напоминаний о тех событиях, которые повлияли на историю нашей страны.

Оценка Стояния не может быть полной без учета духовной составляющей произошедшего на берегах Угры.

Верным ориентиром здесь является народная память, в которой отложилось не сражение на Угре, а именно стояние.

События на Угре происходили ровно через сто лет после Мамаева побоища – знаменитой битвы на Куликовом поле. Исторические источники позволяют судить о том, что в создавшейся обстановке важно было устоять, утвердиться духовно. Именно духовное осмысление произошедшего в 1480 году преобладает в летописных сводах XVI века – «Угорщине».

Буквально сразу же, зимой 1480/81 года, был установлен новый церковный праздник в память спасения Москвы от нашествия Ахмата – 23 июня (6 июля), день второго Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Да и саму реку Угру, разделившую ордынскую рать и московские полки, а по большому счету ставшую некоторой чертой в российской истории уже в те давние времена, один из летописцев сравнил с Поясом Пречистой Богородицы, с той самой великой и древней святыней, спасающей христиан от нашествия поганых

А это значит, что день 11 ноября 1480 года — это историческая дата обретения Русским государством политической независимости.

В изучении Великого стояния на реке Угре – Угорщины – сделано немало. Вместе с тем некоторые его стороны остаются недостаточно исследованными, либо дискуссионными в плане их освещения и оценки.

Время показывает: основные битвы выигрывали не только те, у кого самые сильные мышцы, или не только те, у кого самое сильное вооружение, но те, кто был способен духовно выдержать испытания.

Значение Великому стоянию на Угре в историческом масштабе придают современные события, когда предпринимаются попытки переписать историю нашей страны. Но в любые сложные периоды времени, обращаясь к своим истокам, наш народ всегда побеждал. Нелишне напомнить об этом. Это важно с исторической точки зрения для воспитательного процесса в масштабах страны в целом. Воспитание патриотизма не на словах, а на реальных исторических примерах – вот что особенно актуально в нынешнее время.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (3)

Комментарии