Александр БАЛТИН. ПЕРЕД РАССВЕТОМ, или Патриотизм как тихое движение в недрах сердца
Александр БАЛТИН
ПЕРЕД РАССВЕТОМ, или
Патриотизм как тихое движение в недрах сердца
Чудно рассмотренная фамилия внезапно определяет коды творчества, открывая новые тропы, которыми идёт поэт:
Проста фамилия моя,
Она – не псевдоним.
Иван ей первая родня,
В ней слышен шёпот ив.
Везде – в лесах, в просторах нив
Иваны полегли.
И ветви тех плакучих ив
Склонились до земли.
Так озвучивает своеобразное литературное кредо, равно и свою историю, Елена ИВАНОВА-БРЯНСКАЯ, созидающая стихи росные, с перезвонами, чистые…
Стихи, связанные с историей, которую часто подвергают таким изломам якобы мысли, что нехорошо становится: будто сам код народа пытаются отменить…
Патриотизм – тихое движение в недрах сердца, замирающего при виде мокрого куста у Оки; патриотизм – тонкая песнь естественного отношения к реальности…
…Потом возникают образы детства, расходящиеся кругами строк: печальных, и вместе весомых, точных, и точно смазанных печалью:
Жизнь была, как медиум:
На шиши-гроши,
Счастливы неведеньем,
Мы росли в глуши.
Пусто за прилавками,
Хлебный очерёд.
Травками-муравками
Выживал народ.
Краски ярки, ничего тусклого, стёртого, и всё серьёзно – никакой игры…
Игра, сильно проевшая литературу, слишком чревата: и Иванова-Брянская, предлагающая свой код творчества, даёт и образы жизни, в которых не усомнишься.
Жизнь всерьёз.
И смерть будет всерьёз.
Потому стихи и звучат так прозрачно, росно, чисто, светло…
Цвет лютиков неярок – но он: от величия неба, от роскошных его разливов, и он – отчасти воплощает цвет окраинной, бесконечной, травной, полевой России:
К Есенину, в деревню, под Рязань.
К Оке сбегают выселки отлого,
В грачах и лужах старая дорога,
В неярком свете лютиков Елань.
Елань великолепна, она играет, переливается; и стих Николая БЕСЕДИНА льётся, плавно входя в реальность, где нет стихам места.
Ибо – прагматизм проедает души; или дьявольской алхимической реакцией превращает их в камни…
Стих Беседина разворачивается панорамно, вбирая в себя больше и больше деталей, не упуская никаких подробносте – и вырезая стигматы сострадания на сердцах читающих:
Когда умрёт последний ветеран
Не от войны, а от душевных ран,
От горькой мысли, бьющей наповал:
Не за такую жизнь я воевал.
И не за тех, кто предал ту страну,
Которую я защищал в войну,
Не за богатства кучки подлецов,
А за надежды дедов и отцов…
Справедливость!
Какое высокое понятие!
Иные стихи Беседина выкроены прямо из неё, ибо царство несправедливости, с которым пришлось столкнуться: что там столкнуться! жить в нём! – слишком серьёзно противоречит корневым человеческим понятиям.
Стих Беседина традиционен – и в этом его дополнительная сила, ибо напоённое воздухом лучшего из былого, взявшее от него хлебную и млечную основу, не может ухнуть в небытие…
Сорваться в проран.
И Николай Беседин, запуская механизмы своих стихов, способствует осветлению социума, давно перепутавшему тьму со светом.
Как интересно зашифровываются иные фамилии!
Наталья РАДОСТЕВА – и волны радости, вспыхивающие радугой, расходятся драгоценными цветовыми кругами…
…Будто взлетают волшебные воздушные шары детства – как им противостоять?
Но – не нужно противостоять полёту, ибо зигзаги его, или плавность – одно из дел стихов, сокровенных метафизических сот поэзии:
Кто волчица, кто орлица,
Кто очковая змея.
Ну а я парю Жар-птицей –
Не изловите меня.
Без борьбы за сытость в клетке,
Без претензий на гербы,
Примеряю все расцветки
Самой радужной судьбы.
Раскрывается реальность – но: улететь от неё, ибо своя имеет большую ценность, такую, что, определяя словом, до конца не определить.
Стихи мускулистые – в плане исполнения, сделанные жёстко, а поющие нежно; разворачивающие закрученные ленты психологии взаимоотношений:
Я пришла не по любви.
Ты прости за то, конечно.
А обижу, не зови,
Не смотри опять так нежно.
Ну и что, коль фон хорош,
Что ты молод и успешен –
Может, больше подойдёшь
Тем, кто больше безутешен?
И в боли сокрыта радость, и в неудаче поёт она – солнечная…
Много сконцентрировано в стихах Натальи Радостевой: в том числе и гранулы патриотизма: тихого, не зовущего ни к каким бурям; и отрадно читать таковые стихи в такое, всем чем можно негативным окрашенное время…
…Будто из бездн былого изъятые стихи: поющие деревню, снег, которого намело с избытком…
Есть ли сейчас такая деревня?
Россия огромна – в ней, в больше степени, нежели в Греции, всё есть:
Даль, дорога, динь-динь-динь,
Колокольчик аленький.
Едет к девушке один
Молодой да бравенький.
Под санями снег хрустит,
Серебро да золото.
Ветер по полю свистит,
А ему не холодно.
Нечто от сказок разливается дивно в стихах Василия ПОПОВА; как звучат, хрустят, переливаются снега, как чисто всё – и перспектива ясна.
Было бы так…
…Угрюмое, мрачное настоящее, ползущее на нас хуже танков: войну победили, а экономика – в разрезе новонарождённого капитализма – победила нас.
Что не отменяет стихи, чья чистота и гармония тяготеют к вечности, данной в таких разводах, что вряд ли им противостоять.
Поэтическая лупа, наведённая на современную данность…
Недаром стихотворение Леонида ПЕТУХОВА «Пасха» посвящено Эрнсту Сафонову, который сам был – обнажённая совесть…
Оно поёт о многом – стихотворение это: и об особом русском восприятие Пасхи, в том числе.
Чтоб воскресить её душу святую,
Не окровавив бегущего дня.
Чтоб не забыть нашу правду простую,
Что породнила тебя и меня:
«Русь, это – совесть особого рода!
Русь, это – край, что нельзя разлюбить!
Русь, это – боль о стране и народе!
Русь, это – вера! Её не сгубить!».
Определение Руси, данное через совесть, ярко и точно: кристаллы оной не может омрачить грязь, льющаяся отовсюду; как никакие филологические игрища, помноженные на стёб, не опорочат традиции русского стиха – раздольного, взявшего дыхание от полей, чья сила велика, как космос.
Русский космос – особого рода (разумеется, у всякой великой нации он особый, но редко где как в России художественность множится на совесть, порою становящуюся высокой болезнью…
Совесть – одно из коренных слов поэзии Леонида Петухова:
За мир греха и суеты,
Что вольно сотворили сами,
Уйдя от совести и храма.
Прости нас, Господи! Прости!
И к Господу у нас возможно обращение, как к отцу: мол, недаром же русский Христос идёт по снегу, падая под крестом… кто его знает? может быть из берёзы; ведь недаром же говорил он: Отец ваш Небесный…
Не хозяин.
Не господин.
И вот это особенное русское так тонко и мудро, такими золотыми нитями строк проведено через поэзию Петухова, что внутренний отзвук в недрах сознания читающего – светел.
Светел и весом…
…Нет проигрыша – есть этап истории, который надо стоически пережить; ибо самое тёмное время – перед рассветом…
Вот бы Сафроновой сюда заглянуть, прежде чем клеймо на всю патриотическую лирику ставить.