Александр БАЛТИН. ЛИНИИ АЛЬБЕРТА ЛИХАНОВА. К 85-летию со дня рождения писателя
Александр БАЛТИН
ЛИНИИ АЛЬБЕРТА ЛИХАНОВА
К 85-летию со дня рождения писателя
Детские книги, обладающие взрослой умной силою анализа – такова характеристика пронзительной прозы Лиханова; книги, ядро которых связано с разумным становлением личности, должной быть гармонически-целостной, разнообразной, соприкоснувшейся с разными гранями классической реальности…
Острый «Обман».
Жёсткий.
О, тут никого не бьют, не подвергают насилию, тут нет крови: но, ставя вопросы, отдающие вечностью, так, как он их ставит, Лиханов буквально выворачивает сознание, заставляя вновь и вновь решать, что лучше – наждачная правда или медовая ложь?
…Мёд последней отравлен, и имеет тенденцию постепенно обращать человека в нечто квадратное, полуживое, смрадное душевно.
…А то, что «Никто не заплачет о мальчике», есть ненормальность общества, допускающего такое существование подростков, какое изведал Николай Топоров – Никто, ежели по первым буквам; выпускник интерната, не встретившийся с понятием «любовь» (мать сдала), не соприкоснувшийся с главным, возвеличивающим и приводящим к высотам, человеческим чувствам.
Жизнь Альберта Лиханова перенасыщена творчеством, свершениями, многообразием общественной работы: он создавал издательства и журналы, возглавлял научно-исследовательский институт детства, который и учредил.
Детство – альфа бытия, хрупко идущий вверх к свету солнца духа и правды росток; и преступлением надо расценивать любые попытки исказить его движение, не говоря – сорвать.
И об этом, в частности, книги Альберта Лиханова.
…Невозможность отступления увеличивает безнадёжность: Надежда, отправленная в провинциальный городок, становится не преподавателем литературы, как ожидалось, а воспитательницей первоклассников; благие намерения старших, да ещё и отягощенных профессиональным педагогическим опытом, оказываются подтверждением затёртой поговорки – о пути в ад, мощёным ими.
Не счесть психологических нюансов в золотых недрах книг Лиханова; не перебрать всех оттенков людского счастья и горя, которые он, живописуя ярко и сильно, представляет каталогами жизни.
И книги его – в определённом смысле – и есть глобальный жизненный каталог, исполненный выразительно и виртуозно, помогавший расти и взрослеть поколениям, а взрослым – постигать то, что не смогли постичь ранее, проходя своими дорогами.